Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 09:52, курсовая работа
Целью данного исследования является оценка социально-экономической безопасности государства.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические подходы к сущности, содержанию, оценке безопасности в социально-экономической сфере.
2. Проанализировать оценку безопасности в социально-экономической сфере РФ.
Введение
2
1. Теоретические подходы к сущности, содержанию, оценке безопасности в социально-экономической сфере
4
1.1 Социальная политика и уровень жизни населения в системе экономической безопасности государства
4
1.2 Угрозы социально-экономической безопасности государства
10
1.3 Социальная политика как фактор обеспечения экономической безопасности государства
14
2. Оценка безопасности в социально-экономической сфере РФ
23
2.1 Оценка безопасности в социально-экономической сфере РФ за последние 3 года
23
2.2 Направления повышения социально-экономической безопасности в РФ
33
Заключение
38
Список литературы
3. Причина безработицы — негибкость, характерная для рынка труда. Наблюдается некоторое несоответствие между потребностями тех людей, которые ищут работу, и потребностями работодателей, которые готовы предоставить рабочие места.
Безработица — это социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти себе работу и становится резервной армией труда.
Безработный и неработающий не являются синонимами. Человек может не работать по многим причинам: студенты очной формы обучения, пенсионеры, инвалиды, матери, воспитывающие детей в возрасте до трех лет и т. д. К категории безработных относят тех, кто ищет работу. Считается, что современная рыночная экономика может иметь определенный уровень естественной безработицы, допустимый размер которой составляет 5,5%—6,5% трудоспособного населения страны. В этом случае говорят об экономике полной занятости.
Безработица не только отрицательно сказывается на состоянии человеческого потенциала, но и ведет к разрыву общественных связей, нарастанию социальной изоляции и социальной напряженности. Динамика численности безработных представлена в таблице 2.1.6
Таблица 2.1.6 – Численность безработных, тыс. чел.
Регион |
2000 |
2012 |
2013 |
2014 |
2014/2000 | |
Абсолютное отклонение |
Темп роста, % | |||||
Российская Федерация |
7700 |
6373 |
4148,4 |
3695,7 |
-4004,3 |
47,9 |
Продолжение таблицы 2.1.6 | ||||||
Центральный федеральный округ |
1516 |
1177 |
715,8 |
642,4 |
-873,6 |
42,3 |
г. Москва |
205 |
163 |
138,7 |
107,0
|
-98 |
52,1 |
Северо-Западный федеральный округ |
710 |
538 |
360,0 |
272,2 |
-437,8 |
38,3 |
г.Санкт-Петербург |
153 |
111 |
57,2 |
29,2 |
-123,8 |
19 |
Южный федеральный округ |
870 |
607 |
426,2 |
406,5 |
-463,5 |
46,7 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
668 |
723 |
568,0 |
501,6 |
-166,4 |
75 |
Приволжский федеральный округ |
1543 |
1385 |
764,1 |
656,4 |
-886,6 |
42,5 |
Уральский федеральный округ |
640 |
540 |
376,5
|
369,3 |
-270,7 |
57,7 |
Сибирский федеральный округ |
1294 |
1070 |
721,0
|
624,4 |
-669,6 |
48,2 |
Кемеровская область |
157 |
142 |
75,1 |
76,5 |
-80,5 |
48,7 |
Дальневосточный федеральный округ |
459 |
333 |
216,7
|
222,9
|
-236,1 |
48,5 |
Положительным моментом является то, что наблюдается сокращение чис-ленности безработных на всей территории страны. Но, нельзя сбрасывать со счетов, что в сравнении с достаточно сложным для страны 2000 годом ситуация изменилась не столь значительно.
Показателем, характеризующим ситуацию в сфере безработицы, является уровень безработицы, показывающий процентное отношение числа безработных к общей численности трудоспособного населения. Уровень безработицы рассчитывается как отношение количества безработных ко всему трудоспособному населению. Динамика данного показателя по регионам страны представлена в таблице 2.1.7.
Таблица 2.1.7– Уровень безработицы, %
Регион |
2000 |
2012 |
2013 |
2014 |
Российская Федерация |
10,6 |
5,5 |
5,5 |
4,9 |
Центральный федеральный округ |
7,8 |
3,1 |
3,4 |
3,0 |
г. Москва |
3,9 |
0,9 |
2,0 |
1,5 |
Северо-Западный федеральный округ |
9,6 |
4,0 |
4,8 |
3,6 |
г.Санкт-Петербург |
6,2 |
1,0 |
2,0 |
1,0 |
Южный федеральный округ |
12,9 |
6,2 |
6,1 |
5,8 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
20,4 |
13,1 |
12,5 |
11,0 |
Приволжский федеральный округ |
9,8 |
4,8 |
4,9 |
4,2 |
Уральский федеральный округ |
10,1 |
6,1 |
5,8 |
5,7 |
Сибирский федеральный округ |
12,8 |
7,5 |
7,3 |
6,3 |
Кемеровская область |
10,6 |
6,9 |
5,3 |
5,4 |
Дальневосточный федеральный округ |
12,6 |
6,4 |
6,4 |
6,5 |
Уровень безработицы различается по Федеральным округам России. Максимальное значение показателя характерно для Северо-Кавказского федерального округа, минимальное – для Центрального.
Подводя итог, можно отметить, что в угрозы в социальной сфере регионов России были и остаются на достаточно высоком уровне. Это и бедность, и рас-слоение населения, и безработица. Все это требует пересмотрения мероприятий направленных на сокращение данных угроз. Причем, выявленные региональные различия в степени социальных угроз требуют разработки мероприятий с учетом специфики отдельных районов страны.
2.2 Направления повышения социально-экономической безопасности в РФ
Россия является одной из крупнейших стран мира, имеет многовековую историю и богатое культурное наследие. Вместе с тем, активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позиций России в политической, экономической, военной и других областях.
Очевидно, что в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального стратегического положения на Евразийском континенте Россия продолжает играть важную роль в мировых процессах. Однако в условиях мирового кризиса расширение спектра внешних и внутренних угроз может оказать существенное негативное влияние на развитие общества и явиться угрозой потери самостоятельности государства на мировой арене.
Сохранение независимого развития, реализацию конституционных прав и свобод граждан обеспечивает сегодня национальная безопасность, которая реализуется через стратегические национальные приоритеты, одним из которых является обеспечение экономической безопасности, как материальной основы безопасности государства.
Свою политику по обеспечению экономической безопасности государство реализует, в числе прочих, посредством деятельности правоохранительных органов, уполномоченных на выявление, пресечение, противодействие и профилактику совершения экономических преступлений и правонарушений.
В системе безопасности на уровне субъектов Российской Федерации наибольшее внимание традиционно сосредотачивается на министерстве внутренних дел, как основном органе обеспечения общественной безопасности, в том числе экономической, функции и задачи которого понятны и должны быть доступны населению. Для Ленинградской области, как и для любого другого субъекта Российской Федерации, одной из стратегических целей по обеспечению экономической безопасности является при сохранении существующих традиций и богатого исторического опыта, укрепление материального и кадрового обеспечения территориальных органов внутренних дел на территории Ленинградской области, разработка, формирование и внедрение устойчивой системы комплексной безопасности на территории области основанной на взаимодействии органов исполнительной и законодательной власти Ленинградской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления при условии перераспределения и четкого закрепления границ ведения, принятие мер к разработке и внедрению на основе отработанной модели системы комплексной безопасности Российской Федерации. Вместе с тем, деятельность правоохранительных органов по противодействию преступлениям экономической направленности (БЭП) и противодействию налоговым преступлениям (НП) происходит на фоне глобальных изменений в жизнедеятельности государства. Достаточно большая часть дееспособного населения страны неадекватно воспринимают процессы, протекающие внутри страны. Часть граждан старше 60 лет в силу достаточного количества лет, прожитых в Советском Союзе, часть граждан до 25 лет, не получивших должного образования, и часть граждан среднего возраста в силу своего менталитета не понимают, что живут, по сути, в капиталистическом обществе. Россия 21 века существенно отличается от Российской Федерации в составе Советского Союза, смена собственников на средства производства и замена социалистического соревнования на материальное стимулирование труда существенно изменили как структуру органов власти, так и их назначение. Видоизменились права и обязанности граждан и собственников предприятий, появились новые организационно-правовые формы юридических лиц. Неверное понимание, а в отдельных случаях нежелание примириться с действительностью у отдельных граждан, неспособность и нежелание приобретать дополнительные знания приводят к разбалансированию деятельности государственного механизма, стабильному увеличению количества преступлений экономической направленности, увеличению потока необоснованных обращений граждан к органам исполнительной власти. Имеющаяся в Советском союзе система образования позволила сформироваться на территории Российской Федерации достаточно развитому, образованному, информационно обеспеченному обществу, при этом отсутствие стойкой идеологии привело к возникновению преступного правосознания у части населения страны. Как следствие сформировались устойчивые преступные сообщества, в силу ряда обстоятельств имеющие достаточные материальные, интеллектуальные и кадровые ресурсы. Это в свою очередь привело к развитию теневой экономики, ослаблению экономической безопасности страны, искусственному поддержанию кризисных проявлений в ряде секторов экономики, развитию коррупции. Кардинальное изменение направления развития общества на территории Российской Федерации привело к некоторому разбалансированию работы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Так , органы внутренних дел в части обеспечения экономической безопасности страны (линии БЭП, линии НП) воспринимаются как логичный правопреемник органов по борьбе с хищениями социалистической собственности (БХСС), при этом, как правило, упускается из вида тот факт, что существование органов БХСС было обосновано и целесообразно при защите социалистической собственности, то есть всеобщей (государственной) собственности на средства производства. Любое правонарушение на территории хозяйствующих субъектов лежало в плоскости интересов государства и следовательно преследовалось по закону. Иначе выглядит положение дел сегодня. Ряд организаций, имея частную собственность на средства производства (ООО, ОАО и т.д.), вступая в хозяйственные разногласия и выявляя отдельные правонарушения обращаются в органы БЭП как к третьей силе, не учитывая того, что споры частных собственников могут быть решены только судом, и государственные исполнительные органы не уполномочены регулировать интересы хозяйствующих субъектов, если не затронуты интересы государства. Таким образом, возникают сразу три фактора, существенно влияющие на состояние экономической безопасности государства.
Во-первых, в случае принятия к производству указанных дел, происходят существенные временные затраты рабочего времени сотрудников, которые законно не обоснованы, возрастает вероятность совершения правонарушений коррупционной направленности со стороны работников правоохранительной службы, страдает престиж органов внутренних дел.
Во-вторых, кадровый состав органов БЭП формируется, как правило, специалистами, имеющими юридическое образование. Не имея экономического образования, сотрудники выявляют составы преступлений экономической направленности в организациях, имеющих частную собственность. Даже при возбуждении уголовного дела, такие дела не имеют судебной перспективы. Это приводит к возникновению коррупции среди сотрудников БЭП с одной стороны и искажению статистической отчетности с другой.
В-третьих, в случае отказов принятия дел указанной категории к производству, либо отказов в возбуждении уголовных дел в связи с отсутствием составов, собственники обращаются в органы исполнительной власти с жалобами, вызывая волну необоснованных обращений в органы исполнительной власти, что влечет существенные дополнительные временные и материальные затраты.
В указанных условиях у частных собственников возникает необходимость существенного потока наличных денежных средств, что приводит к развитию теневого финансового рынка, снижению эффективности финансового рынка страны, развитию коррупции и снижению уровня экономической безопасности.
Таким образом, развитие системы экономической безопасности на уровне субъектов Российской Федерации должно быть направлено на планомерное устранение внешних и внутренних факторов, несущих угрозу состоянию уровня экономической безопасности. Это, прежде всего, разработка механизма постепенного перераспределения вопросов ведения в системе управления правоохранительными органами, нацеленная на возможность контроля деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти со стороны соответствующих исполнительных органов исполнительной власти субъекта Федерации. Частичное изменение финансирования правоохранительных органов, путем перевода их на единую тарификацию. Все денежные средства должны выделяться централизованно из федерального бюджета, но через органы исполнительной власти субъекта Федерации. Это позволит сделать финансовые потоки на нужды правоохранительных органов более прозрачными, при этом их можно будет расходовать более мобильно и оптимально с точки зрения важности выполняемых задач. Возможность влияния органов исполнительной власти субъекта Федерации на процесс обеспечения безопасности, повысит его уровень.
В работе органов экономической безопасности необходимо больше внимания уделять организации экономической безопасности с точки зрения интересов государства, которые проявляются в полноте наполняемости бюджетов всех уровней. Таким образом, при перераспределении вопросов ведения органов власти, необходимо сместить акцент в сторону развития линии по противодействию налоговым преступлениям и уменьшения линии по борьбе с экономическими преступлениями, при этом предусмотреть перекрытие линии по противодействию налоговым преступлениям на уровне субъектов Федерации. Организационные изменения и перераспределение границ ведения между подразделениями по налоговой преступности и борьбе с экономическими преступлениями приведет к необходимости изменения действующего законодательства в части смягчения санкций отдельных статей УК РФ относительно экономических составов и ужесточения за преступления экономической направленности с точки зрения налогового законодательства, что в свою очередь потребует изменений в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Таким образом, процесс реформирования системы экономической безопасности потребует значительных временных, материальных и организационных затрат со стороны государства, но эти затраты оправданы тем, что приведут к стабилизации экономической системы страны, повысят уровень безопасности, улучшат социально-экономическое состояние граждан и государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экономическая безопасность – это состояние защищенности экономики от внутренних и внешних угроз. Целью экономической безопасности является обеспечение устойчивого экономического развития страны в интересах удовлетворения социальных и экономических потребностей граждан при оптимальных затратах труда и разумном использовании природных ресурсов.
Государство должно осуществить комплекс мер, прежде всего, по обеспечению экономического роста, что и будет гарантией экономической безопасности страны. Эти меры должны охватить все сферы экономики. В число этих мер входят осуществление активной структурной и социальной политики, усиление активности государства в инвестиционной, финансовой, кредитно-денежной и внешнеэкономической сфере, продолжение институциональных преобразований.
Для борьбы с угрозой экономической безопасности России должна быть выработана стратегия экономической безопасности, необходимо отслеживать и оценивать как внутренние, так и внешние угрозы, способные оказывать дестабилизирующее влияние на экономику.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Оценка безопасности в социально-экономической сфере РФ