Оценка воздействия на окружающую среду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 10:52, реферат

Краткое описание

Человек по своей природе стремится к состоянию защищенности и хочет сделать свое существование максимально комфортным. С другой стороны, мы постоянно находимся в мире рисков. Угроза исходит и от криминогенных элементов, и от горячо любимого правительства, способного проводить непредсказуемую политику, существует риск заболеть инфекционным заболеванием, риск возникновения военного конфликта, риск несчастного случая.

Содержание

I. Экологическая безопасность
II. Экологическая экспертиза
III. Лицензирование природопользования
IV. Декларирование безопасности опасных промышленных объектов
V. Экологический аудит
VI. Экологическое страхование
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат №2.doc

— 194.00 Кб (Скачать файл)

наилучшая существующая технология - технология, основанная на последних достижениях науки и техники, направленная на снижение негативного воздействия на окружающую среду и имеющая установленный срок практического применения с учетом экономических и социальных факторов;

мониторинг экологической безопасности - специальная система оценки экологических рисков в реальном времени в природных, антропогенных, природно-антропогенных объектах, в которых находятся или могут находиться источники негативных воздействий на окружающую среду и здоровье населения;

гарантии экологической безопасности - документально оформленные заявления  о воздействии, декларации об экологической  безопасности, экспертные заключения, научные программы по оценке экологических  рисков и результаты мониторинга  экологической безопасности, подтверждающие, что осуществляемая и планируемая хозяйственная и иная деятельность и принятые меры предосторожности не приводят и не могут привести к возникновению угроз экологической безопасности на локальном, местном, национальном и международном уровнях;

деятельность по обеспечению экологической  безопасности - практическое применение знаний, опыта, методов и средств  для разработки и реализации мер  предосторожности, гарантирующих экологическую  безопасность осуществляемой или планируемой хозяйственной и иной деятельности, окружающей среды и здоровья населения;

управление экологической безопасностью - практическая реализация административно-правовых и экономических методов для  обеспечения уровней приемлемого  риска ведения хозяйственной и иной деятельности с целью обеспечения гарантий экологической безопасности устойчивого социально-экономического развития государства;

обеспечение экологической безопасности государства - деятельность органов  государственной власти, юридических  и физических лиц национальных и международных общественных организаций, объединений, движений, политических партий и иных некоммерческих организаций, направленная на создание условий устойчивого экологически безопасного социально-экономического развития государства и предотвращение внешних и внутренних угроз его экологической безопасности;

Перспективы экологической  безопасности

Российская политическая элита  начала всерьез обсуждать проект закона об экологической безопасности.

Государственный бюджет включает отдельную статью: "Обеспечение экологической безопасности государства".

Любая продукция, произведенная на территории РФ, реализуемые товары и предлагаемые услуги должны иметь  сертификат о гарантии экологической  безопасности.

обязательное страхование экологических рисков;

запрещение любых видов деятельности, создающих прямую угрозу национальной и международной экологической  безопасности.

запрещение рекламы экологически опасных товаров и услуг;

запрет или приостановка введения в практику новых видов хозяйственной и иной деятельности, по которым в настоящее время нет научно-обоснованных прогнозов и рекомендаций по обеспечению экологической безопасности при их практической реализации;

приоритетное развитие фундаментальных  и прикладных исследований в области  экологической безопасности;

обязательность разделов по обеспечению  экологической безопасности в заключениях  государственной и общественной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и  иную деятельность, при реализации которой существует риск возникновения угроз экологической безопасности;

обязательность возмещения убытков  физических и юридических лиц, понесенных в результате причиненного вреда  окружающей среде, здоровью человека и  гражданина, имуществу физических и юридических лиц;

обязательность компенсации экологического ущерба природной среде;

установление порядка проведения процедуры сертификации продукции, товаров и услуг на соответствие требованиям экологической безопасности;

предъявление исков о компенсации ущерба природной среде и здоровью населения по доказанным фактам причиненного вреда, возникшим в результате нарушения Законодательства в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

 

II. Экологическая экспертиза

В традиционном (узком) смысле, в соответствии с российским законодательством  и юридической литературой, экологическая экспертиза (ЭЭ) определяется как установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта ЭЭ в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на ОС, а также связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. Её принято рассматривать как предварительную проверку соответствия хозяйственных проектов, предпроектной документации, программ, изделий, материалов, сырья, продукции, стандартов, нормативов, и иных объектов, веществ, материалов, решений и т.д. требованиям экологической безопасности и охраны ОС.

На самом деле ¾ это более широкое понятие, охватывающее область социально-экологической, информационно-управленческой практики, включающей в себя:

· оценку (исследование и прогноз) комплексного воздействия на окружающую среду, а также последствий намерений, планируемой или уже реализованной деятельности,

· контрольную проверку обоснованности материалов и документов, её характеризующих, на соответствие экологическим требованиям, с учетом результатов оценки экологической ситуации и мнения общественности.

Тем самым, экологическая экспертиза (ЭЭ), являющаяся эффективной организационно-правовой формой предупредительного контроля и самостоятельным видом управленческой деятельности, фактически сегодня включает в себя три неравнозначных компонента: оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС), общественную (ОЭЭ) и государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ), которые вместе с экологическим обоснованием (ЭО) и экологическим аудитом (ЭА) представляют собой основные этапы процесса непрерывного учета экологического фактора устойчивого развития. Данный процесс предложено называть экологическим сопровождением хозяйственной деятельности (ЭСХД), которое должно осуществляться на всех её стадиях ¾ от возникновения идеи, через обоснование и реализацию замысла, до реабилитации и достижения приемлемого качества окружающей среды (ОС) после завершения деятельности в рамках этого замысла.

Если государственная ЭЭ обеспечивает учет экологических требований на стадии принятия управленческого решения, то ОВОС ¾ на стадии его подготовки (ещё во время пректирования). При этом общественная ЭЭ может сочетать и то и другое, обеспечивая компромисс интересов всех участников планируемой деятельности.

Теория экологической экспертизы и проведения ОВОС находится в  России на стадии разработки, однако её основы безусловно составляют: цели, задачи (основные функции), принципы, типизация объектов и субъектов, вносящая различия в процедуру при организации и проведении ЭЭ. Главное - это комплексность в подходах, применение на различных стадиях подготовки и принятия управленческого решения соответствующих узаконенных процедур, в том числе государственной и общественной экспертиз (для намерений и проектных решений), ОВОС (для всех стадий деятельности), а также экоаудита (для действующих объектов), задачи которого во многом перекрываются с функциями сегодняшнего экологического контроля.

Цели экологической экспертизы и ОВОС в общем виде, принципиально совпадают и по закону заключаются в предупреждении возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы, а также, в обеспечении реализации конституционных прав граждан России на информацию, благоприятную природную среду и экологическую безопасность.

Зарубежное и международное природоохранные законодательства рассматривают цель экологической экспертизы еще несколько шире, например в соответствии с Директивой ЕЭС №337/85 ЭЭ считается “воплощением предупредительной экологической политики", подразумевающей оценку экологического воздействия проектов хозяйственного развития на окружающую среду, активное участие общественности на всех стадиях проведения экологической экспертизы и принятия решения об окончательной реализации этих проектов, широкое информирование о результатах ЭЭ, проведение консультаций между заинтересованными ведомствами и другими юридическими лицами, а также публикацию конечных результатов переговоров и консультаций.

При этом ОВОС, в отличии  от ГЭЭ, проверяющей соответствие уже  подготовленного решения экологическим  требованиям, нацелена прежде всего на выявление недостатков проекта и принятие необходимых мер по его улучшению с т.з. экологических показателей. Цель ОЭЭ в явном виде до сих пор не определена, но по-видимому, именно она является прямым проявлением права граждан на достоверную экологическую информацию.

Задачи экологической экспертизы и ОВОС в действующем российском законодательстве до сих пор практически не раскрыты, но в общем виде их можно сформулировать следующим образом:

а) организация и проведение (на стадии подготовки решения) всесторонних, объективных, научных исследований и анализа объектов экспертизы с позиций эффективности, полноты, обоснованности и достаточности предусмотренных в них мер, правильности определения заказчиком степени экологического риска и опасности намечаемой или осуществляемой деятельности, а также обеспечение экологического прогнозирования на основе информации о состоянии и возможных изменениях экологической обстановки вследствие размещения и развития производительных сил, не приводящих к негативному воздействию на ОС, т.е. определение вероятности экологически вредных воздействий и возможных их социальных, экономических и экологических последствий (задачи ОВОС);

б) оценка соответствия экологическим стандартам экспертируемых объектов, намечаемых к реализации, на стадиях, предшествующих принятию решения об их реализации, или соответствия названным стандартам уже осуществляемой деятельности, обеспечение государственного экологического контроля за качеством подготовки инициатором (заказчиком) проектов решений о развитии намечаемой им деятельности, а также подготовка объективных, научно-обоснованных выводов (заключений) и своевременная передача их государственным и иным органам, принимающим решение о реализации объекта экспертизы (задачи ГЭЭ);

в) информирование заинтересованных лиц, в т.ч. общественности о возможных неблагоприятных воздействиях на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствиях намечаемой деятельности в целях нахождения баланса интересов и компромиссного решения для снятия возникающих социально-психологических напряжений и предотвращения конфликтов на данной почве (задачи ОЭЭ).

Принципы экологической экспертизы и ОВОС в действующем российском законодательстве довольно хорошо проработаны и закреплены в Законе "Об охране окружающей природной среды" (ст.35), выделяющем среди них принципы: обязательности, научной обоснованности, независимости (вневедомственности) в организации и проведении, широкой гласности и участия общественности, а также в законе “Об экологической экспертизе”, добавляющем принципы презумпции потенциальной экологической опасности и приоритета экологической безопасности, комплексности оценки, достоверности и полноты информации, гласности, ответственности. Кроме того в неявном виде существует и действует принцип "платности" экологической экспертизы.

Принцип обязательности, являющийся ведущим, гласит что "ГЭЭ является обязательной мерой охраны окружающей природной среды, предшествующей принятию хозяйственного решения (ст. 36), а финансирование и осуществление работ по всем проектам и программам производится только при наличии положительного заключения ГЭЭ..." (ст. 70). Закон “Об экологической экспертизе” добавляет и конкретизирует обязательность ГЭЭ моментом ее проведения до принятия решения о реализации объекта ЭЭ и обязательностью учета требований экологической безопасности. Кроме того он закрепляет нормы, касающиеся обязательности заключения ГЭЭ и его исполнения (ст. 18): “... положительное заключение ГЭЭ является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной ЭЭ...”, а также то, что “... правовым последствием отрицательного заключения государственной ЭЭ является запрет реализации объекта ГЭЭ”. Это касается и международно-правовой деятельности: “...несоблюдение требования обязательного проведения ГЭЭ проекта международного договора является основанием признания его недействительным” Правда на практике обязательность ЭЭ проявляется в основном по отношению к проектам и программам, осуществление которых может оказывать вредное воздействие на окружающую природную среду.

Принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений ГЭЭ рассматривается в законах в связке и означает, что ЭЭ и ОВОС представляют собой научно-исследовательский процесс и должны  производиться на современном научно-техническом уровне, с использованием новейших форм и методов научных исследований квалифицированными учеными-экспертами. При этом в результате должна быть осуществлена не столько фиксация допущенных нарушений, сколько оценка их последствий, разработаны рекомендации органам или лицам, принимающим решения, а также выполнены необходимые прогнозы их реализации в действующих объектах.

Информация о работе Оценка воздействия на окружающую среду