Оценка и охрана интеллектуальной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 19:53, реферат

Краткое описание

Интеллектуальная собственность открывает многие возможности (и ставит многие задачи) на различных стадиях жизненного цикла компании. Она может составить основу (стартовый капитал) для на¬чала деятельности предприятия или даже целой отрасли. Она может предложить новые товары или услуги развивающимся предприятиям. А в развитых отраслях она составляет основу их конкурентных преимуществ.
В работе описывается опыт оценки и охраны интеллектуальной собственности на основе российского и зарубежного опыта.

Содержание

Введение 3
1.Особенности интеллектуальной собственности 4
1.1.Определение интеллектуальной собственности. 4
1.2.Виды интеллектуальной собственности 5
1.3.Модели оценки интеллектуальной собственности. 12
2.Место и роль интеллектуальной собственности в экономическом и социальном развитии общества……………………………………………………………………………...16
2.1. Международный опыт защиты и реализации прав интеллектуальной собственности. 16
2.2. Российская практика реализации прав интеллектуальной собственности. 20
2.3. Методы решения проблем, связанных с защитой интеллектуальной собственности. 23
Заключение 29

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика недвижимости.docx

— 82.33 Кб (Скачать файл)

Базой международной  торговли лицензиями и ноу-хау 
является патентная деятельность стран — экспортеров  технологий. Ведущая роль в патентовании изобретений принадлежит развитым странам: первое место по числу заявок на 
патенты и выданных патентов занимает Япония, второе — 
США. Промышленно развитые страны являются привлекательным рынком технологий. 

С развитием международной  торговли продукцией, которая является результатом преимущественно интеллектуальной деятельности, возросло нарушение прав интеллектуальной собственности. Промышленно развитые страны — основные производители такой продукции — стали применять собственные меры по отношению к странам-нарушителям.

США использует торгово-экономические рычаги:

• ограничение  импорта из стран-нарушителей;

• сокращение инвестиций в их экономику;

• отмену кредитования;

• сворачивание программ сотрудничества и помощи, как предоставляемых Соединенными Штатами, так и через международные  организации.

 

Европейский Союз считает возможным использовать против стран-нарушителей следующие  меры:

• отмену торговых привилегий;

• увеличение таможенных пошлин;

• введение количественных ограничений на ввоз товаров.

 

Защита прав интеллектуальной собственности на международном уровне является весьма сложной задачей, что связано с недостаточным развитием правовых норм в этой области и их различием в разных странах. Для нахождения общей базы в решении имеющихся проблем было разработано и подписано рядом стран Соглашение по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС). Оно охватывает все виды интеллектуальной собственности, регламентирует взаимоотношения между ее владельцем и государством, устанавливает степень ответственности за нарушение прав на объекты интеллектуальной собственности. Также в нем регламентируются сроки приведения законодательства стран-участников в соответствие с нормами Соглашения и предусматривается жесткий контроль за выполнением согласованных норм. Соглашением ТРИПС создан механизм решения спорных вопросов на международном уровне.

Интеллектуальная  собственность рассматривается  в соглашении ТРИПС как объект международной торговли, а ее защита — как одна из форм внешнеторгового регулирования.

 

  1. Российская практика реализации прав интеллектуальной собственности.

 

Законодательство  Российской Федерации об интеллектуальной собственности включает в себя тысячи нормативных правовых актов различных уровней, основная направленность которых — как можно более полно учитывать взаимный интерес праводержателей, общества и государства к результатам интеллектуальной деятельности. Выделяются следующие крупные направления развития законодательства в данной области

• регулирование  отношений по общим вопросам интеллектуальной собственности;

• регулирование  отношений об авторском праве  и смежных правах;

• законодательство об охране промышленной собственности;

• регулирование  отношений, связанных с охраной  прав на фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товара;

• регулирование  отношений, связанных с охраной  прав на открытия, селекционные достижения, рационализаторские предложения, разработкой программ для ЭВМ, баз данных, топологии интегральных микросхем, прав на служебную и коммерческую тайну;

• регулирование  отношений, связанных с защитой  против недобросовестной конкуренции;

• регулирование  отношений, связанных с деятельностью государственных органов, иных учреждений и организаций в области интеллектуальной собственности и государственной политики по ее охране.

В настоящее время  в России в области правовой охраны интеллектуальной собственности существуют достаточно сложные проблемы:

• отсутствует  обобщающий нормативный правовой акт, посвященный интеллектуальной собственности  и определяющий само понятие «интеллектуальная собственность»;

• Гражданский  кодекс РФ не содержит необходимого обозначения  объектов интеллектуальной собственности  и связанных с ними прав физических и юридических лиц;

• остается крайне неразвитым законодательство о защите против недобросовестной конкуренции;

• отсутствует  сама концепция государственной  политики в области охраны интеллектуальной собственности;

• остаются без  должного правового регулирования  законодательством РФ отдельные вопросы, касающиеся таких объектов, как фирменное наименование, открытия, рационализаторские предложения.

В России законодательная  охрана интеллектуальной собственности  гарантирована Конституцией РФ (ст.44). Действует также пакет законов в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности:

• Гражданский  кодекс Российской Федерации;

• закон «Об  авторском праве и смежных  правах» (от 9 июля 1993 г. № 53-53-1);

• Патентный  закон РФ (от 23 сентября 1992 г. № 3518-1);

• закон «О правовой охране топологий интегральных микросхем» (от 23 сентября 1992 г. № 3526-1);

• закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз  данных» (1992 г.);

• закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях  мест происхождения товаров» (от 23 сентября 1992 г. № 35-20-1);

• закон «О науке  и государственной научно-технической политике» (от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ);

• федеральный  закон об информации, информатизации и защите информации (1992 г.);

• закон РСФСР  «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках» (от 22 марта 1991 г.) и др.

В числе международных  договоров и соглашений, имеющих  отношение к авторскому праву  и являющихся составной частью правовой системы России, — Стокгольмская конвенция 1967 г., Женевская конвенция об авторском праве 1952 г., Бернская конвенция (в редакции 1971 г.) об охране литературных и художественных произведений, Всемирная конвенция об авторском праве (в редакции 1971 г.), Конвенция 1971 г. об охране интересов производителей фонограмм от незаконного производства их фонограмм.

В условиях неразвитости рыночных отношений, характерных для нашей страны, реализация основных положений Патентного закона РФ весьма затруднительна, поскольку основу этого закона составляет немецкая система, созданная в условиях капиталистического способа производства и конкуренции. Кроме того, бывшим Законом СССР об изобретениях предусматривался максимальный срок проведения экспертизы 13 месяцев с даты подачи заявки. По действующему закону РФ заявитель получает право ходатайствовать о ее проведении, по существу, в течение трех лет с даты подачи заявки. При этом срок никак не регламентирован. Это ставит заявителя перед достаточно сложными проблемами, так как действие его исключительных прав формально исчисляется с даты подачи заявки на изобретение, а реально использовать свои права он сможет лишь после выдачи ему патента, что может составить длительный период. Поэтому реальный срок обладания исключительными правами на изобретение составит не 20 лет, как определено Законом, а значительно меньший отрезок времени.

Негарантированное правовой охраны изобретения в течение  длительного рассмотрения заявки в  Патентном ведомстве ставит заявителя перед необходимостью либо форсировать рискованное вложение ресурсов в освоение изобретения, либо ждать выдачи патента.

Недоработки в  системе правового обеспечения  научно-технического прогресса приводят к тому, что практически невозможно защитить объекты интеллектуальной собственности от плагиата или хищений. Многие научно-технические кооперативы и малые предприятия занимаются продажей, в том числе за рубеж, разработок, созданных в государственных научно-исследовательских организациях.

Резко снизилась  экономическая заинтересованность у изобретателей вследствие высокого уровня затрат на оформление заявок на изобретение и отсутствия гарантии их возмещения. Это привело к снижению общего количества заявок на признание новшества изобретением и, как следствие, изобретений. Закон СССР в этом плане предоставлял большие льготы: изобретатель освобождался от пошлин, а Государственный фонд изобретений способствовал внедрению изобретений в производство. В связи с переходом на патентную форму охраны изобретения по существующему положению патентообладателем может быть частное лицо. Автору изобретения далеко не всегда выгодно быть патентообладателем, особенно если он не располагает достаточными финансовыми средствами на оплату расходов для получения и поддержания патента, зарубежного патентования, организации собственного производства. В такой ситуации автор изобретения уступает свои права патентообладателя какой-либо фирме. На формирующемся в стране рынке интеллектуальной продукции покупателями зачастую выступают зарубежные фирмы, что при уже, 
существующей «утечке умов» приводит к подрыву научно-технического потенциала страны. 

Важность государственного регулирования отношений в области  интеллектуальной собственности определяется необходимостью, во-первых, обеспечения прав авторов и, во-вторых, стимулирования творческой активности людей и широкого использования результатов их труда.

Государственное регулирование осуществляется на основе государственной научно-технической политики в соответствии с федеральным законом «О науке и научно-технической политике», принятым в 1996 г.

Несмотря на действующие  в России Гражданский кодексе  РФ и пакет законов в области  охраны объектов интеллектуальной собственности, в этой сфере существуют сложные  проблемы: отсутствует обозначение  объектов интеллектуальной собственности в основных законах государства, крайне недостаточна правовая защита против недобросовестной конкуренции, не завершен процесс формирования организационных структур по защите интеллектуальной собственности на уровне государства, а также конкретизации их функций.

 

  1. Методы решения проблем, связанных с защитой интеллектуальной собственности.

 

Совершенствование отношений в области интеллектуальной собственности — проблема общемировая. На международном уровне в последние два десятилетия нарушения прав интеллектуальной собственности выросли до гигантских масштабов. Промышленно развитые страны использовали для воздействия на страны, нарушающие права интеллектуальной собственности, экономические рычаги, направленные на ограничение торговых связей с ними, сокращение разных видов помощи и т.д.

Одной из наиболее серьезных проблем для России  связанной с реализацией прав интеллектуальной собственности является нарушение авторских прав , изготовление и распространение контрафактной  продукции. Особенно острой этой проблема стала недавно, т.к. выяснилось ,что  её решение является одним из условий  вступления России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО).

Как сказано в  докладе, подготовленном Международным  альянсом производителей интеллектуальной собственности (МАПИС), наша страна является мировым лидером по объему контрафактной  продукции в сфере интеллектуальной собственности. По оценке МАПИС, "проблема нарушения авторских прав в России остается одной из наиболее серьезных  в мире".  
Потери производителей интеллектуальной собственности в результате деятельности пиратов в России в 2005 г составили порядка 1,75 млрд долл. При этом доля поддельной продукции на различных сегментах рынка составляет от 78 до 80 %. В России, утверждают мировые производители, подделывается практически все: фильмы, музыкальные записи, деловое и развлекательное программное обеспечение, книги. Все это продается не только в России, но и на рынках Восточной и Западной Европы. По данным МАПИС, экспорт поддельных товаров из России распространяется в 27 странах. Это абсолютно неприемлемо для страны с экономикой такого уровня, полагают эксперты.

Если в 2006 г  одним из лидеров в плане нарушений  авторских прав государством станет Россия, то американская администрация  установит самое пристальное  наблюдение за тем, как у нас обстоят  дела в этой сфере. Если систематические  случаи нарушения законодательства будут выявлены, к России могут  быть применены некоторые санкции  в сфере торговли. В частности, нашу страну могут исключить из списка стран, участвующих в Генеральной  программе предпочтений, которая  направлена на развитие экономики в  развивающихся странах. Пользуясь  преимуществами этой программы, Россия сэкономила сотни миллионов долларов в прошлом году. По мнению авторов  доклада, методы убеждения и неоднократных  переговоров, когда российское правительство  убеждали в том, что с пиратством необходимо бороться, не принесли ощутимых результатов. Уже известно, что ситуация с соблюдением авторских прав мешает России добиться согласия США  на вступление в ВТО, однако меры, применяемые  властями, не приносят эффекта. По мнению экспертов МАПИС, главная причина  этого – бездействие официальных  органов и коррумпированных чиновников. Последние предпочитают бороться с  контрафактом на словах, а на деле покрывать  нелегальных производителей, заранее  сообщая им о милицейских рейдах за определенную "мзду".

Таким образом, пираты по-прежнему чувствуют себя вольготно. По большей части, сейчас они "штампуют" свою продукцию на официальных заводах (это касается музыки, видео, ПО), и  по качеству она не сильно отличается от лицензионной. Разве что несколько  дешевле. Правда, "лицензионщики" борются с этим путем снижения цен на легальные товары, но у  них пока не получается обойти "конкурентов  из подземки". У последних цены все же ниже, а оперативность попадания  к населению пиратских копий  – выше. Нередко последние новинки  кино можно найти у пиратов  еще до официальной премьеры, а  качество лишь немногим хуже лицензионного  аналога, который выйдет спустя пару-тройку месяцев. Между тем, недополученные прибыли американских производителей от производства контрафакта оцениваются  МАПИС в 30-35 млрд долл, и в эту  сумму не входят потери от пиратства  в интернете.

Впрочем, власть признает наличие проблемы, равно  как и отсутствие сколько-нибудь видимых результатов на пути борьбы с ней. На недавней встрече с прокурорскими  работниками президент Владимир Путин заявил, что "объем фальсифицированных товаров на отечественном рынке  видеопродукции составляет почти 70 %, а  программного обеспечения - около 90 %". При этом доля контрафакта среди  программных продуктов приближается к 100 %. Данная проблема  обсуждалась  в Госдуме на парламентских слушаниях, посвященных законодательным мерам  по противодействию обороту контрафактной и фальсифицированной продукции в РФ. Глава комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев предложил провести первое парламентское расследование в связи с ростом количества контрафакта. По его мнению, к такому расследованию необходимо привлечь ряд депутатов, сенаторов, представителей силовых структур. Кроме того, Госдума предлагает ужесточить ответственность за распространение поддельной продукции – прежде всего, видео, аудио и DVD. Именно за счет этих товаров пираты наносят огромный ущерб легальным производителям.

Информация о работе Оценка и охрана интеллектуальной собственности