Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 23:39, курсовая работа
В данной работе я хотел бы рассмотреть возможные причины неэффективности работы ФГУП «Почта России», подкрепив их анализом финансовых результатов за 2007 - 2011 годы.
В первую очередь, я буду рассматривать такие показатели, как организационная структура компании, брендинг и показатель эффективности проекта NPV. Также будут рассмотрены сильные и слабые стороны, возможности и угрозы для организации (проведен неуглубленный SWOT-анализ). Будет затронут вопрос кадровой политики компании, а также немного поговорим о позиционировании прогосударственной компании в условиях современного конкурентного рынка.
Введение 3
1. О компании 4
2. Причины неэффективности компании 6
3. Анализ данных, связанных с неэффективностью работы компании 7
3.1. Организационная структура 8
3.2. Экономические показатели 10
4. Рекомендации по увеличению эффективности 14
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Санкт-Петербургский
Инженерно Экономический Институт
Кафедра Информационных систем в экономике и менеджменте
А.А. Нахапетов ОЦЕНКА ПРИЧИН НЕЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ФГУП «ПОЧТА РОСИИ»
Пояснительная записка
к курсовому проекту
Направление подготовки: Прикладная информатика в экономике и менеджменте
Группа 4074/1
Руководитель проекта:
доц., к.э.н. ________ Рудская И.А.
Допущен к защите: Заведующий Кафедрой
Финансы и Денежное обращение
________ Родионов Д.Г.
Санкт-Петербург 2013 г.
Оглавление
Введение 3
1. О компании 4
2. Причины неэффективности компании 6
3. Анализ данных, связанных с неэффективностью работы компании 7
3.1. Организационная структура 8
3.2. Экономические показатели 10
4. Рекомендации по увеличению эффективности 14
Заключение 15
Список использованной литературы 16
В данной работе я хотел бы рассмотреть
возможные причины
В первую очередь, я буду рассматривать такие показатели, как организационная структура компании, брендинг и показатель эффективности проекта NPV. Также будут рассмотрены сильные и слабые стороны, возможности и угрозы для организации (проведен неуглубленный SWOT-анализ). Будет затронут вопрос кадровой политики компании, а также немного поговорим о позиционировании прогосударственной компании в условиях современного конкурентного рынка.
В конце работы будут предложены возможные мероприятия по увеличению эффективности ФГКП «Почта России».
ФГУП «Почта России» — российская государственная компания, оператор российской государственной почтовой сети. Член Всемирного почтового союза. Полное наименование — Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России». Штаб-квартира — в Москве. Находится в ведении Минкомсвязи РФ. 29 марта 2013 года вошла в Перечень стратегических предприятий Российской Федерации под номером 516.
28 июня 2002 года Правительство России одобрило Концепцию реструктуризации организаций федеральной почтовой связи. В соответствии с Концепцией было предложено объединить все существующие организации федеральной почтовой связи и создать федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Почта России», основанное на праве хозяйственного ведения, с последующим акционированием при сохранении контроля со стороны государства.
ФГУП «Почта России» было создано
распоряжением Правительства
«Почта России» осуществляет следующие виды деятельности согласно своему уставу:
В состав ФГУП «Почта России» входят 8 филиалов, в том числе 82 территориальных управления федеральной почтовой связи (УФПС), «EMS Почта России», ГЦМПП, Russian Post – филиал ФГУП «Почта России» в Германии, «Автоматизированные сортировочные центры» – филиал ФГУП «Почта России», центры гибридной почты – филиал ФГУП «Почта России».
Число объектов недвижимости, зарегистрированных на праве хозяйственного ведения, в 2010 году было 11515, а в 2011 – 16177.
Балансовая стоимость зданий и сооружений Почты России на конец декабря 2011 года составляет 9462 млн рублей – это 58% от стоимости всех основных средств предприятия. Всего во ФГУП насчитывается 20 272 объекта недвижимости производственного и непроизводственного назначения.
Одной из основных причин неэффективности
работы ФГУП «Почта России» я считаю
крайне высокую степень
Кроме того, «Почта России» осуществляет социально важные, но убыточные виды деятельности, часть потерь от которых покрывается государством посредством субсидий. В 2011 году общий объем таких субсидий составил 5 503 млн рублей. Таким образом было компенсировано 46% фактически понесенных убытков. В частности, государство частично компенсировало потерю доходов, возникшую из-за ограничения тарифов на подпи- ску и доставку периодических изданий. Из федерального бюджета на эти цели направлено 3 044 млн рублей, что покрывает 54,5% убытков Почты России от данного вида деятельности. Таким образом, ФГУП «Почта России» напрямую и очень сильно зависимо от государства, что неприемлемо в рамках существующей экономической и социально-политической ситуации в стране.
Также мы видим, что, кроме собственных непрофильных направлений деятельности, компания имеет и дополнительную социальную нагрузку от государства, которая компенсируется далеко не полностью, что также приводит к неэффективному распределению ресурсов (как финансовых, так и рабочей силы).
Еще одной важной причиной неэффективности работы «Почты России» я считаю как раз-таки кадровый вопрос и систему организации управления компании. Во-первых, «Почта России» имеет непозволительно «раздутую» схему управления, причем как на самых верхних уровнях, так и на уровне филиалов. Так, организационная структура только одного филиала компании включает в себя 34 управляющих позиции (директор, 4 заместителя, 22 руководителя отделов и 6 начальников почтампов).
Во-вторых, имеет место непозволительно низкого уровня оплаты труда у рядовых сотрудников ФГУП «Почта России». Цитата из официального финансового годового отчета компании: «За счет мер по оптимизации численности персонала, совершенствованию системы оплаты труда и мотивации сотрудников среднемесячная заработная плата на предприятии выросла до 14 854 рублей, что на 15% выше уровня предыдущего года.» Таким образом, мы видим, что эта сумма всего в два раза превышает прожиточный минимум для трудоспособного населения.
Кроме того, в силу вышеописанных факторов и некоторых других, ФГУП «Почта России» оказалась абсолютно не готова к потребностям клиентов, что привело к той плачевной ситуации, которая произошла в 2012-2013 годах - компания просто не смогла справиться со своим прямым предназначением по доставке писем и посылок.
Итак, мы определились с основными
причинами неэффективности
Для начала предлагаю сравнить выручку и чистую прибыль ФГУП «Почта Росии» с теми же показателями у компаний-аналогов за рубежом (рис.1). Как мы можем видеть, положение компании в сравнении почтовыми службами других стран очевидно проигрышное. Причиной этому - все те же описанные в первой главе факторы. Дело в том, что иностранные почтовые компании приоритетным направлением выделяют свою прямую обязанность - доставку почты и посылок граждан, и уже только справляясь с этой функцией занимаются дополнительными, несвойственными функциями - денежными переводами и т.п. Кроме того, являясь коммерческими, но в то же время в известной мере прогосударственными организациями, они получают полноценные дотации от государств, таким образом они позволяют себе при высоком уровне выручки уйти в минус в чистой прибыли, убытки покрываются в полной мере государством. Таким образом, финансовое бремя ложится не на граждан, а распределеятся между государством и самой компанией.
Рисунок 1. Выручка и чистая прибыль
Кроме того, очевидно, что иностранные
почтовые компании имеют грамотную
организационную структуру и
достойную оплату труда, что позволяет
им эффективно организовывать свою работу,
обеспечивая надежность, стабильность
и удобство для потребителя, что
в свою очередь влечет стабильный
доход и экономическую
Общая организационная структура ФГУП «Почта России» выглядит следующим образом:
Рисунок 2. Общая организационная структура
На уровне головного офиса
Рисунок 3. Бригадная структура организации
В целом, бригадная (кросс-функциональная)
организационная структура
Именно последний пункт и является, по моему мнению, основным камнем преткновения (если не считать откровенно раздутого управленческого сектора) в организационной структуре предприятия. Дело в том, что «Почта России» по сути унаследовала многие свойства с советских времен, что в современных условиях абсолютно неприемлемо. Так, имеет место затрудненная коммуникация между всеми уровнями и подразделениями организации, что приводит к значительному снижению возможности контроля и оперативного (а частично и стратегического) управления компанией.
Кроме того, для наглядной демонстрации существующей ситуации, я решил составить таблицу SWOT-анализа ФГУП «Почта России» (табл. 1)
Возможности 1) Выход на международный рынок; 2) Использование действующей инфраструктуры для создания удаленных раб. мест МФЦ; 3) Переход на гибридную
почту, оператор быстрой 4) Создание Почтового банка;
6) Подписка на электронные
материалы (провайдер услуг |
Угрозы 1) Замещение услуг почтовой связи телекоммуникационными услугами; 2) Замещение услуг почтовой связи банковскими услугами; 3) Рост конкуренции по ключевым услугам; 4) Рост точек розничной торговли печатными изделиями; 5) Экономическая конъюктура (влияние эконом. кризиса); |
Сильные стороны А) Широкая сеть ОПС, шаговая доступность; Б) Ценовая доступность; В) Известность торговой марки; Г) Поддержка государства |
Слабые стороны Г) Высокая зависимость от ручного труда, низкий уровень ИТ и автоматизации, включая сортировку; Д) Демотивирующая компенсационная политика и низкий уровень квалификации персонала; Е) Низкий уровень качества и эффективности ключевых процессов, влияющих на сроки доставки; Ж) Отсутствие гибкости в ценовых предложениях; З) Отсутствие отдельной сервисной поддержки (документационное сопровождение, колл-центра, выставление и контроль оплаты счетов, претензионная работа); И) Слабая работа службы доставки (в отличие от DHL, PonyExpress, USP) К) Нерентабельность ОПС (избыточность площадей); |
Информация о работе Оценка неэффективности работы ФГУП "Почта России"