Оценка социально - экономического развития Чеченской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 00:43, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время субъекты Российской Федерации стали самостоятельными в принятии экономических решений, проведении определенной экономической политики на своей территории, строящими свои экономические взаимоотношения с федеральным центром, другими регионами и муниципальными образованиями. Вместе с тем резкое снижение роли государства в регулировании экономических процессов, недостаточная согласованность деятельности центра и регионов, ослабление межрегиональных экономических связей отрицательно сказываются на экономике ряда регионов страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
ГЛАВА I. РЕГИОН КАК ОБЪЕКТ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………………………..4
1.1 Сущность региона как объекта управления…………………………………4
1.2 Специализация и комплексное развитие региона………………………..…5
1.3 Кадровое обеспечение органов регионального управления…………….…7
1.4 Управление экономикой региона………………………………………….…9
ГЛАВА II. ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.........................................................................15
2.1Развитиеэкономики Чеченской Республики ……………………………….15
2.2 Социальное развитие Чеченской Республики …………………………….22
2.3 Результаты и перспективы развития Чеченской Республики ……………25
ЗПКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРА……………………..….…31

Вложенные файлы: 1 файл

Курс-я.docx

— 63.37 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3

ГЛАВА I. РЕГИОН КАК ОБЪЕКТ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………………………..4 
1.1 Сущность региона как объекта управления…………………………………4

1.2 Специализация и комплексное развитие региона………………………..…5

1.3 Кадровое обеспечение органов регионального управления…………….…7

1.4 Управление экономикой региона………………………………………….…9

ГЛАВА II. ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.........................................................................15

2.1Развитиеэкономики Чеченской Республики ……………………………….15

2.2 Социальное развитие Чеченской Республики …………………………….22

2.3 Результаты и перспективы развития Чеченской Республики ……………25

ЗПКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ  ЛИТЕРАТУРА……………………..….…31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Особое значение для современной  России, страны с огромной территорией  и чрезвычайно разнообразными географическими, природно-климатическими и экономическими условиями производства и жизни  людей, является поступательное социально-экономическое  развитие регионов. Проводимые в стране политические и экономические преобразования привели к регионализации – росту  роли регионов во всех сферах экономической жизни.

В настоящее время субъекты Российской Федерации стали самостоятельными в принятии экономических решений, проведении определенной экономической  политики на своей территории, строящими  свои экономические взаимоотношения  с федеральным центром, другими  регионами и муниципальными образованиями. Вместе с тем резкое снижение роли государства в регулировании  экономических процессов, недостаточная согласованность деятельности центра и регионов, ослабление межрегиональных экономических связей отрицательно сказываются на экономике ряда регионов страны. Если территории, обладающие богатыми сырьевыми ресурсами, в основном топливно-энергетическими, характеризуются стабилизацией и даже некоторым ростом, то развитые в прошлом регионы с высокой плотностью населения и высококвалифицированными кадрами переживают глубокий экономический кризис. Возрастает дифференциация результатов территориального социально-экономического развития. В этих условиях совершенствование системы управления экономикой регионов, имеющих своеобразные исторические, природно-экономические, национальные особенности, требует глубокого теоретического осмысления. Среди научных направлений по экономике и управлению народным хозяйством особое значение приобретает региональная экономика. 

ГЛАВА I. Регион как объект хозяйствования и управления

1.1. Сущность региона как объекта управления 

Регион – целостная  система со своими структурой, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения. Ее характеризуют: высокая размерность, большое количество взаимосвязанных  подсистем различных типов с  локальными целями, многоконтурность управления, иерархичность структуры, значительное запаздывание координирующих воздействий при высокой динамичности элементов, неполная определенность состояний элементов.

В функционировании региона  определяющую роль играет население, трудовые коллективы. Эффективное управление регионом, городом принципиально  невозможно без учета социального  фактора. Зависимости между элементами этой сложной системы не могут  быть описаны линейными функциями, так как жизнь общества обычно характеризуется нелинейными процессами. Изучение общественной жизни в регионе  возможно только на основе структуризации, т.е. выделения подсистем, совместное функционирование которых определяет динамику развития региона. Помимо ядра-комплекса  в границы региона входит периферия  – тяготеющие территории. Структуру региона можно рассматривать с различных точек зрения: экономической, социальной, духовной, природно-ресурсной, институциональной и пр. Как социально-экономическая система, регион может быть представлен совокупностью пяти основных подсистем, к которым относятся:

- системообразующая база;

- системообслуживающий комплекс;

- экология;

- население;

- инфраструктура рынка.

Главным фактором, обеспечивающим взаимосвязь и взаимодействие указанных  подсистем, интегрирующим их в единую социально-экономическую систему, является деятельность людей. Человек – органическая часть каждой из подсистем. Он представляет собой часть природы, основной компонент  производительных сил национального  хозяйства и, наконец, часть населения, так как через связи и отношения  с другими людьми образует собственно социально-территориальную общность.1

Устройство региональной экономической системы в большей  степени зависит от организации  национальной экономической системы  в целом. В административно-плановой системе СССР регион (административно-территориальная  единица) представлял собой лишь «структурную» часть национальной экономики. Внутренние региональные связи  были слабее внешних, регулируемых общегосударственным планированием. Основные параметры экономики региона определялись государственным планом и политикой федеральных ведомств, а не региональными потребностями.

Переход к рыночной экономике  и построение реального федеративного  государства сопровождается тем, что  каждый регион – субъект Федерации  становится самостоятельной экономической  подсистемой с сильной взаимосвязанностью своих структурных элементов, отношения  с федеральными регулирующими системами, с другими регионами и внешним  миром имеют преимущественно  экономическую основу. 

1.2. Специализация и комплексное развитие региона

Каждый регион должен не только специализироваться на определенной продукции, но и осуществлять комплексный  подход к развитию всех отраслей экономки для обеспечения нормальных условий  производства и жизнедеятельности  населения региона. Оптимальное, наиболее эффективное и пропорциональное развитие отдельных отраслей хозяйства  региона при его данной производственной специализации означает комплексность развития региональной экономики. Специализация и комплексное развитие экономики региона направлены на увеличение вклада региона в экономику страны и обеспечение наиболее эффективного удовлетворения потребностей населения региона. Комплексное развитие региона предполагает обеспечение наиболее рациональных отраслевых и территориальных пропорций, установление и поддержание оптимального соотношения между:

- отраслями специализации и вспомогательными, а также

обслуживающими отраслями;

- добывающей и обрабатывающей  промышленностью;

- легкой и тяжелой промышленностью;

- промышленностью и сельским хозяйством;

- производственной и социальной инфраструктурой;

- сферой производства и сферой услуг.

К показателям комплексности  регионального хозяйства относятся:

- объем продукции внутрирегионального производства, потребляемой в регионе;

- удельный вес продукции межотраслевого применения;

- степень использования региональных ресурсов;

- отраслевая структура хозяйства региона.

На базе регионального  хозяйственного комплекса возможно создание простых и достаточно сложных  отраслевых комплексов. Простой комплекс – это сочетание обособленных (параллельных) отраслей специализации, почти не связанных между собой (например, комплекс угольной и пищевой  промышленности), и обслуживающих  отраслей. Разные отрасли хозяйства, размещенные в одном регионе, уже фактом совместного нахождения оказывают взаимное влияние друг на друга. Хотя они и используют различные  местные природные богатства, но имеют зачастую некоторую общую  производственную базу (электроэнергетика, транспорт, трудовые ресурсы и т.д.).

Сложный комплекс предполагает, помимо этого, непосредственные производственные связи. Эти связи могут идти как по вертикали, т.е. от исходного сырья к готовой продукции (добыча угля – коксохимия, сельское хозяйство – пищевая промышленность), так и по горизонтали – между вертикальными ветвями (добыча угля – коксохимия – производство азотных удобрений – сельское хозяйство и т.д.).

 

1.3. Кадровое обеспечение органов регионального управления

Проблема качественного  профессионального обеспечения  управленческих структур остается сложной  и противоречивой. К тому же в  силу субъективных факторов кадровая работа и кадровые процессы остаются слабо прогнозируемыми и неэффективными. Под «кадрами» обычно понимают когорту  квалифицированных работников, прошедших  предварительную профессиональную подготовку и обладающих специальными знаниями, трудовыми навыками или  опытом работы в избранной сфере  деятельности.

В отличие от кадров понятие  «персонал» является более широким. Персонал – это весь личный состав учреждения, предприятия, организации  или часть этого состава, представляющая собой группу по профессиональным или  иным признакам (например, обслуживающий персонал).

Таким образом, объект управления – кадровый потенциал – характеризуется  различными понятиями. Наиболее широким  из них является «человеческий фактор», а наиболее узким – «кадры», под  которыми понимают только постоянных и квалифицированных работников. Между этими понятиями расположены  термины «человеческие ресурсы», «трудовые ресурсы», «рабочая сила», «совокупный работник», «персонал».

Кадры управления находятся  в постоянном изменении, что характеризуется  понятием «кадровый процесс». Кадровый процесс – это совокупность последовательных действий для достижения определенного  результата кадровой политики (кадровой программы) путем рационального использования интеллектуальных, трудовых и материальных ресурсов в соответствии с действующим законодательством и применением организационно-правовых основ, принципов, функций и методов современного управления.

Кадровый процесс включает:

- разработку и реализацию политики подбора кадров и расстановку персонала;

- выполнение правил приема и увольнения персонала;

- организацию и соблюдение условий труда кадров управления;

- профессиональное образование: уровень и качество знаний, возможность их расширения, повышение квалификации и профессионального мастерства;

- определение квалификации и нравственных качеств работников;

- освоение технологий организационной и деловой культуры;

- формирование кадрового состава по количеству, квалификации, опыту, личностным качествам;

- деятельность по урегулированию социальных конфликтов и трудовых споров;

- контроль результатов, аттестацию и оценку, стимулирование труда. 

Кадровые процессы проявляют  себя в смене состояний кадровых отношений и связей, количественных и качественных характеристик работников. В органах власти, например, управленческие кадры используются для осуществления властных полномочий и представляют собой личностные ресурсы власти. Та личность, которая накопила эти ресурсы в большей мере, может при определенных условиях оказывать определяющее влияние на окружающих, т.е. осуществлять власть.

 

 

 

1.4. Управление экономикой  региона

В последние годы значительно  усиливается роль регионального  управления в общей системе государственного управления, поскольку именно через  регионы осуществляется руководство  государством в целом. Региональное управление выступает проводником  общероссийских интересов с учетом региональной специфики. Для нормальной жизнедеятельности субъект Федерации как региональное звено единой системы федеративного государства, обладает всеми необходимыми полномочиями в экономической, финансовой, правовой сферах. Все насущные проблемы жизнеобеспечения населения решаются в субъектах Федерации. Органы управления субъектов несут основную ответственность перед населением и федеральным центром за положение в регионе.

Под региональным управлением  понимают государственное управление, которое осуществляется органами государственной  власти субъектов РФ в административно-территориальных  границах всеми подведомственными  отраслями и сферами, входящими  в их компетенцию, и в соответствии с разграничением предметов ведения  и полномочий на основе федеративных отношений. Региональное управление отождествляется  с управлением в границах территорий субъектов РФ, т.е. территорий республик, краев, областей, автономных округов  и области, городов федерального значения. Такое понимание территориального управления является базовым. При этом следует учитывать, что правовое, организационное, финансово-организационное  обеспечение регионального управления не может быть отвлечено от местного самоуправления, имеющего, как известно, территориальную основу в административных границах субъектов РФ.2

Информация о работе Оценка социально - экономического развития Чеченской Республики