Оценка социально - экономического развития Чеченской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 00:43, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время субъекты Российской Федерации стали самостоятельными в принятии экономических решений, проведении определенной экономической политики на своей территории, строящими свои экономические взаимоотношения с федеральным центром, другими регионами и муниципальными образованиями. Вместе с тем резкое снижение роли государства в регулировании экономических процессов, недостаточная согласованность деятельности центра и регионов, ослабление межрегиональных экономических связей отрицательно сказываются на экономике ряда регионов страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
ГЛАВА I. РЕГИОН КАК ОБЪЕКТ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………………………..4
1.1 Сущность региона как объекта управления…………………………………4
1.2 Специализация и комплексное развитие региона………………………..…5
1.3 Кадровое обеспечение органов регионального управления…………….…7
1.4 Управление экономикой региона………………………………………….…9
ГЛАВА II. ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.........................................................................15
2.1Развитиеэкономики Чеченской Республики ……………………………….15
2.2 Социальное развитие Чеченской Республики …………………………….22
2.3 Результаты и перспективы развития Чеченской Республики ……………25
ЗПКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРА……………………..….…31

Вложенные файлы: 1 файл

Курс-я.docx

— 63.37 Кб (Скачать файл)

Главной целью регионального  управления является повышение степени  удовлетворения социально-экономических  потребностей населения, проживающего на территории конкретного региона, на основе комплексного развития. Обоснованный с точки зрения способности региональной власти осуществлять свои функции уровень хозяйственно-экономической самостоятельности региона влияет на эффективность регионального управления. По мере приобретения регионами реальной самостоятельности формируется новая, собственно региональная сфера интересов и ответственности.

К наиболее значимым региональным интересам относятся:

- соответствие уровня и образа жизни населения государственным и иным стандартам;

- наличие бюджетно-финансовых и прочих материальных источников (собственности и др.);

- потенциал для использования имеющихся ресурсов, мест приложения труда, интеллекта;

- наличие инфраструктуры для развития внутри- и межрегиональных связей;

- природрресурсный и экологический потенциал региона;

- стабильность общественно-политической и национально-этнической ситуации.

С учетом региональных интересов  формируются и активизируются цели, принципы и методы регионального  управления.

К основным принципам современного регионального управления как совокупности принципов целенаправленного воздействия  на социально-экономические процессы, протекающие в регионе, относятся  принципы децентрализации, партнерства, субсидиарности, мобильности и адаптивности и, наконец, принцип выделенной компетенции.

Суть принципа децентрализации заключается в перемещении принятия решений от центральных органов управления к агентам рынка. Этот принцип ограничивает монополию регионального управления на всевластие, обеспечивает экономическую свободу субъектов хозяйствования в регионе и полицентрическую систему принятия решений, а также делегирование функций управления сверху вниз.

Принцип партнерства предполагает отход от жесткой иерархической соподчиненности по вертикали. Он диктует правила поведения объектов и субъектов регионального управления в процессе их взаимодействия как юридически равных партнеров.

Принцип субсидиарности заключается в выделении финансовых ресурсов под заранее установленные цели. Он реализуется в региональном управлении через формирование механизмов перераспределения финансовых ресурсов в целях обеспечения минимальных государственных социальных стандартов для всего населения региона, а также минимальной бюджетной обеспеченности.

Содержанием принципа мобильности  и адаптивности является способность системы регионального управления чутко реагировать на изменения внешней среды. Этот принцип проявляется через постоянную трансформацию функциональной и организационной структур регионального менеджмента, позволяющую субъектам управления адаптироваться к быстро меняющимся рыночным условиям функционирования.

Принцип выделенной компетенции (в отличие от принципа разграничения функций) состоит в дифференциации функций не между сферами регионального управления, а внутри них. По этому принципу осуществляется перераспределение функций субъектов федерального, регионального и муниципального управления, а также ресурсное обеспечение реализации каждой функции.

В региональном управлении применяются свои специфические  методы управления, представляющие собой  совокупность способов и средств  воздействия управляющего субъекта на объект управления, эти методы делятся  на организационные, экономические и социально-психологические.

Организационные методы управления представляют собой систему воздействия  на организационные отношения для  достижения конкретных целей. К ним следует отнести организационно-стабилизирующие, распорядительные и дисциплинарные методы воздействия.

Экономические методы управления представляют собой совокупность способов воздействия путем создания определенных экономических условий для выполнения поставленных задач. Их можно осуществить при помощи финансово-ценовых рычагов, составления прогнозов, создания экономических стимулов, утверждения прогрессивных форм организации труда.

Социально-психологические  методы управления представляют собой  способы воздействия, основанные на использовании социально-психологических  факторов, к которым можно отнести  черты характера госслужащего, его  способности, темперамент и т.д. 
Система органов управления субъектами РФ, 
Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, являясь органами общей компетенции, учитывают федеральные и региональные интересы в осуществлении межотраслевого и отраслевого управления. Президент РФ, соблюдая Конституцию РФ и федеральные законы, вправе решать различные вопросы по организации и руководству всеми отраслями и сферами управления. И хотя его полномочия в этой области не конкретизированы, на практике он издает правовые акты по самым разнообразным вопросам.

Важная роль по руководству  отраслями и сферами управления в общероссийском масштабе отводится  Правительству РФ. Организационное  и юридическое обеспечение региональных интересов в деятельности Правительства  РФ достигается благодаря тому, что  оно объединяет и направляет деятельность федеральных органов межотраслевого и отраслевого управления; принимает  по вопросам своей компетенции нормативные  акты, обязательные для исполнения на всей территории государства. Председателю Правительства России по определенным вопросам подчинены главы администраций  субъектов РФ, на него возложен контроль над осуществлением полномочий главами администрации регионов в целях обеспечения полномочий федеральных органов исполнительной власти на всей территории Российской Федерации по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов.

Органы исполнительной власти общей компетенции субъектов  Федерации осуществляют координирующую деятельность непосредственно, а также  через подчиненные им органы отраслевого  и межотраслевого управления. Свою деятельность по осуществлению регионального  управления эти органы осуществляют с учетом:

- взаимоотношений регионами Федерации;

- взаимоотношений региональных органов и органов местного

самоуправления;

- обеспечения комплексного развития региона как единой системы.

Органы исполнительной власти общей компетенции любого уровня осуществляют свои полномочия также  и в зависимости от их характера  непосредственно и через подчиненные  органы, призванные руководить порученными  им отраслями и сферами.

Таким образом, система регионального  управления функционирует на основе общих для федеральных и региональных органов целей и принципов  осуществления государственно-властного  воздействия на жизнедеятельность  региона, выраженных обычно в правовых формах, и включает: а) систему государственных  органов (федеральных и региональных); б) систему государственной службы; в) совокупность реализуемых государственными органами функций и используемый комплекс методов, средств и ресурсов; г) систему прямых и обратных связей между субъектами и объектами  управления, а также необходимые  при этом информационные потоки, документооборот  и т.д. Решение вопроса формирования системы органов регионального управления субъектов Федерации требует выделения приоритетных для конкретного субъекта сфер деятельности.3

В зависимости от специфических  особенностей региона (численного, национального  и демографического состава населения, климата, географического положения, удаленности от центра и т.д.) набор  приоритетных направлений, на которых  сосредоточиваются основные управленческие усилия, может быть различным. Между  тем есть сферы управления, которые  одинаково важны для всех субъектов  Федерации.

Среди них выделяют управление:

- политической жизнью;

- сферой материального производства;

- финансово-кредитным комплексом;

- потребительским рынком;

- социально-бюджетным комплексом;

- использованием природных ресурсов;

- общественной безопасностью;

- информационной средой. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

2.1. Развитие экономики Чеченской Республики

В результате известных событий 1991-2000 гг. экономика, культура, социальная инфраструктура, города и многие населенные пункты Чеченской Республики подверглись  полному или частичному разрушению. Сегодня, преодолев один из самых  тяжелых этапов в своей истории, республика ускоренными темпами  ведет восстановление разрушенной  экономики и социальной сферы.

Реализация Федеральных  целевых программ по восстановлению экономики и социальной сферы  Чеченской Республики и беспрецедентные  меры, предпринятые руководством республики по восстановлению разрушенных объектов в целях скорейшей ликвидации следов военных действий на территории республики, позволили в короткие сроки практически полностью  восстановить города Гудермес, Аргун  и ряд населенных пунктов. Отстраивается  и столица республики - город Грозный.

За период 2002-2006 гг. по программе  профинансировано из федерального бюджета 30 млрд руб., в том числе в 2002 г. - 4,9 млрд руб., в 2003 г. - 3,5 млрд руб., в 2004 г. - 4,33 млрд руб., в 2005 г. - 7,96 млрд руб., в 2006 г. - 9,31 млрд руб.

Всего в 2002-2006 гг. в рамках программы восстановлено и введено  в эксплуатацию 5473 объекта и пусковых комплекса, выполнены работы по расчистке  завалов в г. Грозном, восстановлены  и отремонтированы автодороги, мосты. За указанный период на введенных  объектах создано 21 316 рабочих мест, в том числе в строительстве - 9700, здравоохранении - 6752, образовании - 2104, промышленности - 1186, агропромышленном комплексе - 1574.

Лимит государственных капитальных  вложений, предусмотренный по программе  на 2007 г., составил 11853,2 млн руб. Восстановительные работы предусматривалось вести на 391 объекте. Выделенные средства освоены в объеме 11851,10 млн руб. (99,98%). По программе строительно-восстановительные работы велись на 390 объектах с вводом в 2007 г. 233 объектов и пусковых комплексов. На вводимых объектах создано около 3500 рабочих мест.

Чеченская Республика участвует  также в других федеральных целевых  программах на условиях софинансирования:

- ФЦП «Модернизация транспортной системы»;

- ФЦП «Электронная Россия»;

- ФЦП «Культура России (2006-2010 гг.)";

- ФЦП «Жилище» (2005-2010 гг.);

- ФЦП «Социальное развитие села до 2010 г.».

Руководство республики твердо намерено в ближайшей перспективе  возвратить Грозному статус самого красивого  города Северного Кавказа. Уже сегодня  впечатляют красотой и архитектурными решениями восстанавливаемые объекты. Удалось сохранить архитектурно-художественный облик городского центра. На месте разрушенных зданий возводятся новые дома, строятся парки и скверы. Восстановлены основные транспортные магистрали, проспекты, улицы и центральные площади, обустраиваются прилегающие к восстанавливаемым объектам территории.

В рамках внепрограммных мероприятий  в 2007 г. было охвачено строительно-восстановительными работами 933 объекта общей сметной  стоимостью 39866,2 млн руб., в том числе 669 муниципальных жилых домов, 22 учреждения здравоохранения, 57 объектов образования (38 школ, 15 детсадов, дом творчества молодежи, дом детского творчества, профтехучилище, учебно-производственный комбинат), 8 объектов культуры, 3 объекта спорта, в том числе стадион «Динамо», Республиканский Дом печати в г. Грозном, Чири-Юртовский цементный завод, 130 км газопровода, аэропорт «Северный».

Важнейшим показателем общего уровня экономического развития любого региона является объем производства валового регионального продукта (ВРП). Официально расчет ВРП на территории республики был проведен территориальным  органом Федеральной службы государственной  статистики по Чеченской Республике в 2007 г. Согласно данным за 2005 г., ВРП  по Чеченской Республике составил 22898,95 млн руб., а в 2006 г. - 29238,01 млн руб.4

Основной вклад в формирование ВРП и обеспечение его роста  вносят такие виды экономической  деятельности, как добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, строительство, торговля, транспорт  и связь, на долю которых приходится более 85% произведенного ВРП.

В 1990 г. в республике с  разной степенью полноты были представлены 12 укрупненных отраслей. Наряду с  нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей  промышленностью были развиты энергетическая, машиностроительная, нефтехимическая, деревообрабатывающая, легкая и пищевая  промышленность, промышленность строительной индустрии. Главным промышленным центром  был г. Грозный. В республике насчитывалось  около 190 промышленных предприятий, включая  предприятия бытового обслуживания и Респотребсоюза.

Промышленность являлась ведущей отраслью народного хозяйства  Чеченской Республики. На ее долю приходилось  две трети валовой продукции, производимой в республике. Удельный вес тяжелой промышленности в  общем объеме продукции всей промышленности составлял 75,3%.

Продукция, выпускаемая предприятиями  промышленности республики, экспортировалась в десятки зарубежных стран мира. Промышленными предприятиями республики впервые в СССР был освоен выпуск машин, оборудования, аппаратов и  приборов 115 наименований, в том числе 43 наименования - впервые в мировой практике. До 1991 г. промышленность республики имела устойчивый рост производства.

За последние годы наметился  существенный рост объемов промышленного  производства. Из трех видов экономической  деятельности, относящихся к промышленности, в республике доминирующим является «Добыча полезных ископаемых», которая  занимает 63,8% в общем обороте предприятий.

Информация о работе Оценка социально - экономического развития Чеченской Республики