Оценка уровня конкурентоспособности продукта бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 10:47, реферат

Краткое описание

Конкурентоспособность любого товара может быть определена только в результате сравнения, и поэтому является относительным показателем. Она представляет собой характеристику товара, отражающую его отличие от товара - конкурента по степени удовлетворения конкурентной общественной потребности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….……..3
1. Конкурентоспособность и конкурентное преимущество товара: сущность, факторы и показатели……………………………………………………………….5
1.1. Сущность и факторы конкурентоспособности и конкурентных
преимуществ товара…………………………………………………………..……..5
1.2. Показатели конкурентоспособности товара…………………………...…….15
2. Анализ и оценка конкурентоспособности ООО «Алга» и ее нового товара...21
2.1. Характеристика предприятия…………………………………………………21
2.2. Анализ конкурентоспособности нового товара в ассортименте
предприятия…………………………………………………………………...……26
3. Предложения по повышению конкурентоспособности фирмы и ее товаров.32
Заключение. ………………………………………………………………….…….34
Список использованной литературы……………………………………………..36
Приложения………………………………………………………………………..37

Вложенные файлы: 1 файл

Referat_raspechatat.doc

— 2.07 Мб (Скачать файл)

Оценка уровня конкурентоспособности товара начинается с обоснования или уточнения цели и задач по ее достижению (Приложение 5). Главной целью оценки конкурентоспособности товара является обеспечение постоянной привлекательности конкретного товара на рынке, наделение его преимуществами по сравнению с аналогичным по назначению товаром конкурентов. В зависимости от конкретных условий на рынке и возможностей фирмы достижение этой цели может быть связано с решением различных задач, которые определяют содержание и объем необходимой информации о рынке, товаре и конкурентах. Такими задачами могут быть, например, производство и вывод нового товара на национальный или международный рынок; повышение конкурентоспособности существующего на рынке товара по сравнению с товаром-эталоном; оценка перспективного конкурентного статуса товара и фирмы; разработка мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности по отдельным параметрам товара; регулирование цены потребления товара; изменение стратегии и тактики маркетинга на конкретном рынке в связи с появлением на рынке новых производителей аналогичного товара и т.д.

Определив цель оценки анализа конкурентоспособности товара, переходят к сбору и комплексному исследованию данных о рынке, покупателях и конкурентах. На основе комплексного исследования, которое проводится с использованием методов и инструментария маркетинговых исследований, определяют требования к товару-эталону и выбирают параметры оценки товара.

 

2. Анализ и оценка конкурентоспособности  ООО «Алга» и ее нового товара

2.1. Характеристика предприятия

 

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Алга» было создано в 2009 году.

Основной вид деятельности – оптово-розничная торговля мебелью.

Предприятие имеет выгодное месторасположение, находиться в центре крупного жилого массива, имеет хорошие подъездные пути, удобную парковку.

Режим работы предприятия: с 9.00 до 23.00 без перерывов и выходных дней.

На рис.2.1 представлена организационная структура предприятия.





 





 


 

 

Рис.2.1 Организационная схема ООО «Алга»

 

В таблице 2.1 даны результаты финансово-хозяйственной деятельности анализируемого предприятия и их динамика за период 2009 – 2013 гг.

 

Таблица 2.1.

Основные показатели деятельности предприятия ООО «Алга»

  в 2009-2010 гг.

п/п

 

Показатели

2009г

2010г

Откло-нение

(+, -)

Относительное

изменение

(%  к 2009 г.)

1

2

3

4

5

6

1

Товарооборот (тыс. руб.)

18060

19968

+1908

110,6

2

Прибыль предприятия (тыс. руб.)

1586

1996

+410

125,8

3

Рентабельность (%)

8,8

10,0

+1,2

113,6

4

Среднегодовая численность  работников (чел)

37

38

+1

102,7

5

Выработка одного раб. (тыс. руб.)

488

526

+38

107,8

6

Производственная (торговая) площадь предприятия (кв. м.)

165

165

-

-

7

Отношение товарооборота к производственным площадям (тыс. руб./кв. м.)

109,4

121,0

+11,6

110,6


 

Из таблицы 2.1 следует, что за 2010 год произошел рост товарооборота (темп роста - 10,6%); рост рентабельности предприятия на 13,6%; рост прибыли на 25,8%; и т.д.

В целом данные таблицы свидетельствуют о стабильности деятельности и состояния предприятия.

Важным принципом формирования ассортимента товаров в ООО «Алга» является обеспечение достаточной его широты и глубины. Под широтой ассортимента понимается  число товарных групп и подгрупп входящих в формируемый ассортиментный перечень, а под глубиной - число разновидностей товаров по отдельным или качественным признакам.

Одним из важных принципов формирования ассортимента товаров в ООО «Алга» является обеспечение его устойчивости. При реализации товаров повседневного спроса соблюдение этого принципа имеет первостепенное значение. Устойчивый ассортимент товаров в магазине обуславливает сокращение затрат времени  покупателей на поиск  товаров, позволяет стандартизировать все важнейшие торгово-технологические процессы и операции и организовать их выполнение с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Инструментом регулирования ассортимента товаров в магазине служит ассортиментный перечень и запросы покупателей.

Формирование ассортимента товаров в ООО «Алга» это сложный процесс, осуществляемый с учетом действия целого ряда факторов (покупательский спрос, тип и размещение магазина, численность и состав обслуживаемого населения, транспортные условия, наличие других торговых предприятий в зоне деятельности данного магазина ).

Покупательский спрос выступает в качестве основного фактора, влияющего на формирование ассортимента.

Цены на товары ООО «Алга» - ключевой фактор конкуренции и одновременно отражение качества предлагаемых товаров. К установлению цен здесь подходят очень внимательно, и по ряду других причин. На некоторые товары  производят  низкие наценки с целью превращения этих товаров в «заманивателей» или «убыточных лидеров» в надежде на то, что оказавшись в магазине, потребители заодно купят и другие товары с более высокой наценкой. Кроме того, руководство ООО «Алга» владеет искусством уценки товаров замедленного сбыта.

По ценовому уровню реализуемых товаров ООО «Алга» - это магазин среднего уровня цен, рассчитанный на обслуживание массовых покупателей. Однако сначала магазин был ориентирован на покупателя с достатком, поэтому цены на многие товары, в основном импортные, были высокими, но потом в связи с появлением большого числа мелких магазинов, а также в связи с возрождением отечественной продовольственной индустрии руководство магазина приняло решение о постепенном снижении цен. Сегодня цены в ООО «Алга»  в среднем на 5-10 процентов ниже, чем у большинства конкурентов. Это было достигнуто благодаря эффективной работы с поставщиками товаров, преобладанию прямых договоров с поставщиками-производителями.

Руководство фирмы для достижения эффективного маркетинга исходит из того, что наряду с выбором методов продажи товаров важную роль в повышении уровня обслуживания покупателей играет предоставление им различных дополнительных услуг. С точки зрения взаимосвязи  с процессом продажи товаров все дополнительные услуги, оказываемые покупателям в ООО «Алга» могут быть подразделены на две основные группы:

1. Услуги оказываемые покупателям  в процессе осуществления ими  покупок. Эти услуги направлены на создание покупателям возможности более эффективно осуществлять процесс выбора, отбора и расчета за товары:

-расчет за товары с применением  кредитных карточек;

-организация бесплатной доставки  товаров;

- торговля по предварительным  заказам.

2.Услуги, не связанные непосредственно  с продажей конкретных товаров. Не будучи связаны с реализацией конкретных товаров, они, тем не менее, создают более комфортные условия для осуществления процесса обслуживания покупателей:

-организация автостоянки при  магазине;

-организация камеры хранения  личных вещей.

Детальное знание потребителя является важным, но недостаточным фактором для достижения успеха, поскольку на рынке действуют конкуренты, которые могут быть более адекватны ситуации и, следовательно, обладать преимуществами в конкурентной борьбе.

У предприятия в городе существует 12 конкурентов на рынке мебели. Преимуществом основной их массы являются: наличие демонстрационных залов, оказание дополнительных услуг (доставка, сборка мебели), более широкая рекламная деятельность.

На предприятии ООО «Алга» ведется постоянный анализ конкурентной среды, прослеживается поведение конкурентов в области ассортимента, цен, форм и методов обслуживания.

Фирма изучает конкурентов, как правило, в такой последовательности:

-составление банка данных о  конкурентах;

-анализ показателей деятельности конкурентов;

-выявление сильных и слабых  сторон деятельности конкурентов.

Основными источниками информации о конкурентах являются выпускаемые ими самими отчеты, проспекты, каталоги, рекламные объявления, сайты в Интернет. Однако ООО «Алга» работает с такой информацией очень осторожно, поскольку часть данных может носить сугубо рекламный характер и не соответствовать действительности.

Помимо опубликованных данных, исследование деятельности конкурентов опирается на информацию, полученную от потребителей, также от посредников, реализующих товары различных фирм и хорошо знающих сравнительную реакцию покупателей. Основным методом выявления таких сведений является анкетирование потребителей и посредников.

Основные конкуренты и их характеристика представлены в таблице 3.

Таблица 2.2

Анализ основных конкурентов ООО «Алга»

Конкурент

Преимущества (недостатки)

Интерьер

Преимущества: большая и современная материально-техническая база; высокий уровень обслуживания и рекламной деятельности. Организована поставка, сборка и определенная доводка мебели по желанию покупателя

Недостатки: относительно высокие цены. Реализуется только очень дорогая (элитная) мебель, недоступная большинству потенциальных клиентов.

Интейм

Преимущества: выгодное расположение, удобные подъездные пути. На очень высоком уровне выполнен демонстрационный зал

Недостатки: отсутствие в ассортименте импортной мебели.

Алиса

Преимущества: большой объем дополнительных услуг

Недостатки: слабая материально-техническая база. Очень неудобен подъезд к предприятию. Это представляет существенную проблему для покупателей крупногабаритной мебели.


 

Следует отметить, что большая часть конкурентов, в отличии от анализируемой фирмы, отдает предпочтение импортной мебели. ООО «Алга» реализует в основном мебель отечественного производства.

Анализ конкурентной среды показывает, что предприятие должно постоянно заниматься вопросами развития материально-технической базы и повышения уровня обслуживания покупателей, рекламной деятельности.

 

2.2. Анализ конкурентоспособности нового товара в ассортименте предприятия

 

Главным источником идей о новом товаре для ООО «Алга» являются запросы покупателей, обобщение их обращений к продавцам фирмы по поводу мебели, которую они хотели бы приобрести, но она отсутствует в ассортименте фирмы. Так в отчетном периоде в качестве нового товара для ООО «Алга» выступила компьютерный стол.

Для сбора первичной информации, необходимой для оценки спроса на новый вид товара  специалистами ООО «Алга» были проведены следующие мероприятия:

  - опрос 250 покупателей, приобретших  за отчетный период компьютеры (потенциальных покупателей компьютерного стола). В проведении данного исследования участвовали менеджеры по продажам фирмы «Косистем», специализирующейся на продаже компьютеров;

-личное интервью с сотрудниками (руководством) 12 предприятий, торгующих мебелью, с целью определения объема запросов по поводу компьютерных столов;

-телефонный опрос 60 фирм, имеющих  на своем балансе компьютеры.

Проведенные маркетинговые исследования показали, что более 70% покупателей хотели бы приобрести компьютерный стол.

При разработке идеи включения нового товара в ассортимент фирмы был проведен анализ предложений поставщиков-производителей офисной мебели. В ходе разработки товара анализировались: 

-технические параметры (размеры, конструкция) компьютерных столов, 

-дизайн,

-цены,

-условия поставки,

-накладные расходы (в т.ч. транспортные  расходы с учетом удаленности  поставщика) и т.д.

При оценке конкурентоспособности нового товара – компьютерного стола и конкурентоспособности фирмы-поставщика учитывались следующие показатели:

-конструкция стола, в т.ч. размеры; количество и расположение отсеков (для дискет, для компакт-дисков, для бумаги и т.д.);

-удобство расположения на столе  системного блока компьютера, монитора, клавиатуры и манипулятора-мыши;

-возможность крепления настольной  лампы;

-дизайн стола, в т.ч. материал  покрытия, цвет, форма стола;

-оптовая цена поставщика стола;

-деловая репутация фирмы-поставщика;

-финансовое состояние фирмы-поставщика.

В результате проведенной разработки товара в качестве поставщика была выбрана из 8 рассмотренных предприятий-поставщиков фирма ООО «Евростиль» (г. Миасс, Челябинская обл.). Компьютерный стол, производимый данной фирмой, наиболее соответствовал запросам покупателей как по конструктивным данным и дизайну, так и по цене.

В ходе этапа пробного маркетинга фирмой была закуплена и реализована в течении одного квартала партия компьютерных столов в объеме 45 штук. Темпы продажи данного вида товара были на 30% выше темпов продажи остальных  товаров ассортимента фирмы.

Исходя из результатов пробного маркетинга, фирма заключила договор поставки с фирмой-производителем  на поставку 240 столов на условиях поставки в течение года четырьмя партиями по 60 штук с интервалом в три месяца.

В таблице 2.3. даны результаты оценки сравнительных преимуществ конкретного товара (компьютерный стол) конкурентов.

Таблица 2.3

Оценка сравнительных преимуществ товара «компьютерный стол» основных конкурентов

 

Факторы конкурентоспособности

Основные конкуренты

 

звные конкуре

;нты

ООО «Алга»

ООО

«Интерьер»

ООО

«Интейм»

ООО

«Алиса»

1.Товар

1.1. Качество

5

4

5

3

1.2. Основные технико-экономические  показатели

5

5

5

4

1.3. Уникальность

5

4

4

4

1.4. Надежность

4

5

5

4

1.5. Упаковка

5

5

5

5

1.6. Уровень после продажного обслуживания

5

4

5

4

II. Цена

2.1. Продажная цена

4

5

5

4

2.2. Скидка с цены

5

4

5

4

III. Сбыт 

3.1. Формы сбыта

5

4

5

4

3.2. Степень охвата рынка

5

4

5

3

3.3. Система транспортировки

5

4

5

4

IV. Продвижение товаров

4.1. Реклама

5

5

5

4

4.2. Стимулирование сбыта

5

5

5

4

4.3. Связь с общественностью

4

4

5

3

Общее количество балов

67

62

69

54

Информация о работе Оценка уровня конкурентоспособности продукта бизнеса