Перестройка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 15:11, реферат

Краткое описание

Тема “перестройка” актуальна и в наши дни, ведь каждый подразумевает под ним нечто, соответствующее его политическим взглядам.
Вторая половина 80-х годов для Советского Союза ознаменовалась коренными переменами. Эта эпоха вошла в историю под названием "перестройка". Основной целью проводимых реформ становится создание правового социалистического государства, демократизация существующего режима.

Содержание

1. Введение.
2. «Перестройка».
3. Крах советской экономики.
4. Заключение.
5. Литература.
6. Тестовые задания:
6.1 Особенности феодализма в России.
6.2 Становление регулируемого капитализма.

Вложенные файлы: 1 файл

перестройка2.docx

— 42.05 Кб (Скачать файл)

Поколебленное всевластие КПСС и КГБ, а также марксистско-ленинской  идеологии совершенно неожиданно для  горбачевского руководства дало толчок начавшемуся развалу советского государства.

В 1988--1990 гг. он принял форму  «парада суверенитетов», т.е. явочного расширения полномочий союзными республиками, провозглашения ими приоритета собственных  законов над союзными, игнорирования  распоряжений центра, в том числе  о перечислении налогов, и самостоятельного поиска путей выхода из кризиса.

Процесс этот начался с  Эстонии, а 12 июня 1990 г. Б.Н. Ельцин, выступивший  за радикализацию реформ, был избран Председателем Верховного Совета РСФСР, и крупнейшая республика Союза приняла  Декларацию о суверенитете. Проводить  единую экономическую политику из центра в таких условиях стало практически  невозможно.

Проблема заключалась  в том, что договориться с республиканским  руководством и стабилизировать  экономическую ситуацию в стране можно было лишь за счет резкой радикализации  реформ, решительного перехода к рыночным отношениям.

Однако Горбачев к тому времени давно исчерпал «реформаторский  ресурс», ограниченный социалистическим мировоззрением, и вместо дальнейших шагов к реальному рынку предпочитал  топтаться на месте, лавируя между  различными силами. Ситуация в экономике  явно выходила из-под контроля.

  1. Крах советской экономики.

Критическое положение в  экономике и определенная растерянность  горбачевского руководства, явно не знавшего, что делать, привели к  развертыванию в 1989--1990 гг. экономической  дискуссии. Был разработан и представлен  десяток крупных экономических  программ. Хотя в ходе дискуссии  еще остро ощущалась ограниченность экономических, «рыночных» знаний, марксистские догматы уже не оказывали решающего  влияния на многих ее участников.

В октябре 1989 г. созданная  при Совете Министров СССР государственная  комиссия по экономической реформе  во главе с академиком А. Абалкиным  представила программу, в которой  сформулировала отказ от многих прежних  догм: был признан приоритет рынка  над планом, необходимость свободных  цен, конкуренции и конвертируемости валюты. Однако ее осуществление предполагало постепенность преобразований и  политическую стабильность, что явно не отвечало сложившимся в стране условиям. В феврале 1990 г. появилась более радикальная «Программа 400 дней», разработанная Г. Явлинским, М. Задорновым и А. Михайловым. Исходя из опыта польской «шоковой терапии», авторы предусматривали переход к рынку за 400 дней путем массовой приватизации, немедленной либерализации цен и т.д. Летом эта программа, переработанная в «500 дней», оказалась в центре политических событий.

К тому времени Горбачев, долго не решавшийся на окончательный  выбор стратегии и союзников, оказался под огнем жесткой критики  как слева, так и справа. «Демократы»  осуждали Горбачева за нерешительность и непоследовательность преобразований, а коммунистические консерваторы -- за «предательство дела социализма» и «буржуазное перерождение». 31 июля 1990 г. Горбачев, попытавшись преодолеть недоверие к демократам, встретился с Ельциным и договорился о разработке экономической программы, альтернативной правительственной. Для этого была создана комиссия под руководством академика С. Шаталина. Ею был подготовлен свой проект «Программы 500 дней». Несмотря на очевидные сегодня утопические элементы программы (особенно связанные со сроками перехода к рынку), она создавала условия для дальнейшей радикализации экономических реформ и сплочения на этой основе демократических сил как в центре, так и в союзных республиках.

Однако в октябре 1990 г. под давлением консерваторов  и недоверия к рынку и демократам Горбачев отказался от ее поддержки. Была принята «компромиссная» программа. Складывавшаяся было коалиция с демократами  была ликвидирована. Шанс для начала выхода из экономического кризиса был  утрачен. Несмотря на некоторые подвижки (в июне 1990 г. был принят новый, гораздо  более «рыночный» закон о предприятии), союзное руководство фактически отказалось от приватизации и других серьезных преобразований в рыночном духе. Чтобы спасти государство от немедленной финансовой катастрофы, был задействован последний «неприкосновенный» резерв.

Еще в мае 1990 г. Председатель Совета Министров СССР Н.И. Рыжков объявил  о предстоящем повышении цен, но ввиду бури возмущения вынужден был отступить. В январе 1991 г. новый  премьер В.С. Павлов неожиданно провел денежную реформу-обмен 50- и 100-рублевых купюр. Однако конфискационный эффект реформы оказался невелик (поскольку срок обмена купюр был продлен), а доверию к власти был нанесен мощный удар. В январе была отпущена большая часть оптовых цен, а в апреле 1991 г. правительство решилось, наконец, поднять цены на потребительские товары. Но и здесь эффект был невелик и к тому же полностью нейтрализован масштабными увеличениями дотаций, зарплат и социальных выплат. В политической сфере этому соответствовал консервативный курс, включавший попытку силой подавить движение за независимость союзных республик. Однако кровавые события в Вильнюсе в январе 1991 г. имели обратный эффект и побудили Горбачева отказаться от силовых действий.

Необходимость предотвратить  начавшийся коллапс союзного государства  и как-то договориться с руководителями республик, а также массовые выступления  населения в защиту демократии заставили  Горбачева вновь изменить курс. 23 апреля 1991 г. была проведена его встреча  с руководителями девяти союзных  республик в Ново-Огарево. На ней  удалось договориться о принятии нового союзного договора, а затем  и согласовать его проект. Подписание намечалось на 20 августа 1991 г. На 21 августа  было назначено заседание Совета Федерации для обсуждения плана  радикализации реформ.

Однако попытка государственного переворота 18--22 августа сорвала  эти планы и резко изменила расстановку сил. Коммунистическая партия, скомпрометировавшая себя участием членов ее высших органов в перевороте, была запрещена. Власть в центре фактически перешла к российскому руководству, а Горбачев как президент СССР, по сути, стал выполнять декоративную роль. Большинство республик после  переворота отказались от подписания союзного договора. В декабре 1991 г. лидеры России, Украины и Белоруссии (стран--учредителей  СССР) объявили о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и создании Содружества Независимых Государств, которое объединило 11 бывших союзных  республик (без Грузии и государств Прибалтики). Президент СССР Горбачев ушел в отставку. СССР прекратил  существование.

Политической катастрофе сопутствовала и катастрофа экономическая. Собственно, ее нарастание и явилось  одним из важнейших факторов политической дестабилизации, которая повлекла за собой окончательный развал административно-командной системы управления -- основы советского народного хозяйства.

Уже к концу 80-х годов  стало очевидно, что страна погружается  в глубокий социально-экономический  кризис. С 1989 г. сокращалось сельскохозяйственное и промышленное производство. К концу 1990 г. по объему выпуска целого ряда видов промышленной продукции СССР откатился на уровень начала 80-х  годов. В 1991 г. спад промышленного производства еще более ускорился. Дефицит  союзного бюджета в 1991 г., по оценкам, превысил 20% ВВП. Быстро росла инфляция, принявшая открытый характер. К концу 1991 г. она увеличилась до 25% в неделю. Соответственно происходило резкое падение курса рубля: с 10 руб. за доллар в начале 1991 г. до 110--120 руб. в конце  года. Потребительский рынок был  развален, золотовалютные резервы государства  почти полностью исчерпаны.

Благоприятные условия для  экономических реформ создавал новый  внешнеполитический курс СССР. Сознавая угрозу ядерного самоуничтожения человечества и проявившиеся тенденции к научно-техническому отставанию, к тому, что советская  экономика не выдерживала колоссальных нагрузок холодной войны, горбачевское руководство взяло курс на радикальное  улучшение отношений с западными  странами. В результате удалось несколько  приостановить разорительную гонку  вооружений, хотя даже в 1990 г. официально признанные военные расходы составляли не менее 1/4 государственного бюджета. Уже с 1986 г. удалось обеспечить невиданный в советской истории приток западных кредитов. Однако в большинстве своем  они пошли не на решение структурных  проблем, а на покрытие возраставшего  дефицита госбюджета и потому не дали существенного эффекта. В то же время, по западным источникам, только чистый долг СССР в конвертируемой валюте с 1985 по 1991 г. вырос с 18,3 млрд до 56,5 млрд руб. Таким образом, СССР не сумел  продуктивно воспользоваться широкой  западной помощью и превратился  в фактического банкрота.

 

 

 

 

 

  1. Заключение

Крах перестройки, приведший  к ликвидации социализма в нашей  стране и развалу СССР, породил  длительную дискуссию на тему, можно  ли было избежать катастрофы и реформировать  советскую экономику.

Горбачеву, по большому счету, можно было поставить разве что  некоторый идеализм и недостаточное  знание реальных механизмов советской  экономики. Таким образом, шанс на рыночное реформирование экономики СССР был  в действительности чрезвычайно  мал. В конечном счете, результаты перестройки  определит история по итогам российских реформ, которым Горбачев, во многом не желая того, открыл дорогу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Литература

 

1) История экономики: Учебник/Под  общ.ред.проф.О.Д.Кузнецовой и проф.И.Н.Шапкина. - М.:ИНФРА_М,2001. - 384с. - (Серия «Высшее  образование»).

2) Юровский Л.Н. На путях к денежной реформе/ В кН.: НЭП и хозрасчет. М.:Экономика, 1991. С.198-224

3)  Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики России: Учебник для вузов.-М: Палеотип; Логос, 2004.-208с.

4) Неровня Т.Н. История  экономики в вопросах и ответах.  Серия «Учебники и учебные  пособия». Ростов н/д: «Феникс», 1999.-416с.

5) Тимошина Т.М. Экономическая  история России: Уч. Пос./ Под. Ред.  Проф. М.Н. Чепурина. М.,1998

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Тестовые задания
      1. Особенности феодализма в России.
  1. Специфика российского феодализма состояла в том, что:

а) все закономерные процессы в российской экономике, в том  числе и феодализация, происходили с большим запозданием;

б) Россия перешла к феодальной экономике минуя рабовладель-ческую стадию;

в) разнообразие естественно-географических условий на очень протяженной  территории порождало дисгармонию  в процессе развития феодальных отношений.

Ответ:

Специфика российского феодализма состояла в том, что все закономерные процессы в российской экономике, в  том числе и феодализация, происходили  с большим запозданием. Россия хронически отставала на 150-200 лет по всем основным вехам историко-экономического развития (проведение феодализации, первоначальное накопление капитала, промышленный переворот  или переход к капитализму).

  1. Поместье представляло собой:

а) земельное владение, хозяйственный  комплекс, принадлежащий владельцу  на правах полной собственности и  передаваемый по наследству;

б) неотчуждаемую земельную  собственность, обусловленную службой  правителю;

в) ответы а и б неверны.

Ответ:

Поместье представляло собой  земельное владение, предостав-лялось государством за несение военной и государственной службы. Не подлежало продаже, обмену и наследованию.

  1. Развитие системы «посессионных» мануфактур предполагало прикрепление крестьян:

а)  к земле;

б) к определенному феодалу;

в) к определенной мануфактуре.

Ответ: 

Развитие системы «посессионных» мануфактур предполагало: решить проблему обеспечения мануфактур рабочей  силой посредством прикрепления крестьян не к земле, не к определенному феодалу, а к определенной мануфактуре. Следовательно этих крестьян нельзя было продать отдельно от мануфактуры или отправить на какие-либо другие работы.

    1. Становление регулируемого капитализма.
  1. Реализация «нового курса» в США осуществлялось под руководством:

а) Гувера;

б) Рузвельта;

в) Кеннеди.

Ответ:

Находившееся в этот период у власти правительство президента Герберта Гувера (1874-1964) – 31-го президента США (1929-1932 гг. правления), в надежде на постепенный стихийный выход из кризиса, фактически ничего существенного не предпринимало. Между тем социально-политическая обстановка обострялась: следовали один за другим голодные походы, демонстрации, другие формы протеста. В таких условиях на очередных президентских выборах 1932 г. победил Франклин Делано Рузвельт - кандидат от демократической партии. Новый президент выступил с развернутой программой по выходу из кризиса, получившей известность как «Новый курс». Реализация программы началась почти одновременно во всех важнейших областях экономических и социальных отношений. Чтобы стабилизировать денежную систему, был запрещен вывоз золота за границу, проведена девальвация доллара, укрупнена банковская система, в результате крупнейшие банки получили из казны значительные кредиты и субсидии.

  1. Приоритетными событиями, обусловившими расширение функций государства в рыночной экономике можно считать:

а) Октябрьскую революцию в России в 1917г.;

б) «Великую депрессию» 1929-1933 гг.;

в) первую и вторую мировые  войны.

Ответ:

Приоритетными событиями, обусловившими  расширение функций государства  в рыночной экономике можно считать  первую и вторую мировые войны.

Информация о работе Перестройка