Перспективы развития аграрной сферы в РФ (Государственная программа на 2013-2020 годы)
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 00:18, реферат
Краткое описание
В современных условиях развития экономики страны усиливается роль государства как принципиально важного фактора в достижении экономического роста и повышения социальной стабильности в стране. Сельское хозяйство ввиду специфики его функционирования и развития еще больше нуждается в регулировании и поддержке со стороны государства.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА 1.1 Сущность, назначение и структура АПК 1.2 Государственное регулирование в аграрной сфере 1.3 Государственное регулирование аграрной сферы: исторические аспекты 2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ 2.1 Оценка состояния аграрной сферы в России 2.2 Методы государственного регулирования аграрной сферы РФ 2.3 Партнерство России с другими странами в области аграрной сферы Глава 3. НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АПК РФ 3.1 Международные методы государственного регулирования аграрной сферы 3.2 Перспективы развития аграрной сферы в РФ (Государственная программа на 2013-2020 годы) ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
И ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
1.1 Сущность, назначение и
структура АПК
1.2 Государственное регулирование
в аграрной сфере
1.3 Государственное регулирование
аграрной сферы: исторические аспекты
2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО
ХОЗЯЙСТВА РФ
2.1 Оценка состояния аграрной
сферы в России
2.2 Методы государственного
регулирования аграрной сферы
РФ
2.3 Партнерство России
с другими странами в области
аграрной сферы
Глава 3. НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ АПК РФ
3.1 Международные методы
государственного регулирования
аграрной сферы
3.2 Перспективы развития аграрной
сферы в РФ (Государственная программа
на 2013-2020 годы)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях развития
экономики страны усиливается роль государства
как принципиально важного фактора в достижении
экономического роста и повышения социальной
стабильности в стране. Сельское хозяйство
ввиду специфики его функционирования
и развития еще больше нуждается в регулировании
и поддержке со стороны государства.
Существующий уровень развития
аграрной сферы, низкая инвестиционная
привлекательность отрасли, рискованный
характер ведения предпринимательской
деятельности объективно обуславливают
необходимость более взвешенного и системного
подхода со стороны федеральных и региональных
властей к проведению аграрной политики,
позволяющего смягчить отрицательное
воздействие рыночного механизма, сформировать
конкурентную среду, создать условия для
долгосрочного экономического роста и
обеспечить продовольственную безопасность
страны.
В этой связи особую актуальность
приобретают вопросы совершенствования
системы государственного регулирования
сельского хозяйства, включающей различные
формы и методы госрегулирования, учитывающие
современное состояние и специфику аграрной
сферы и способствующие повышению конкурентоспособности
и устойчивости функционирования современных
аграрных формирований и достижению социальной
стабильности в отрасли.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
И ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
1.1 Сущность, назначение
и структура АПК
Современное сельскохозяйственное
производство в значительной степени
зависит от успешного функционирования
целого ряда других отраслей народного
хозяйства.
Агропромышленный комплекс,
представляет собой совокупность отраслей
народного хозяйства, связанных с развитием
сельского хозяйства, обслуживанием его
производства и доведением сельскохозяйственной
продукции до потребителя. Агропромышленный
комплекс России является крупнейшим
народнохозяйственным комплексом.
Термин «агропромышленный комплекс»
вошел в оборот в середине семидесятых
годов, к этому времени он сформировался
как единое целое. Формирование агропромышленного
комплекса исторически вызвано научно-технической
революцией, проникновением ее достижений
в сельское хозяйство, усилением связей
сельского хозяйства с промышленностью.
По западной традиции отрасли,
связанные с сельским хозяйством, называют
агробизнесом.
В создание конечной продукции
агропромышленного комплекса на различных
стадиях производства и обращения прямо
или косвенно участвует более 70 отраслей
народного хозяйства. В состав АПК входят
только отрасли, технологически и экономически
взаимосвязанные и непосредственно участвующие
как в процессе производства, так и в доведении
конечной продукции до потребителя. Соотношение
отраслей, участвующих в производстве
продуктов питания и непродовольственных
предметов потребления, составляет отраслевую
структуру агропромышленного комплекса.
Основными социально-экономическими
целями развития АПК являются:
- достижение устойчивого
роста сельскохозяйственного производства;
- решение продовольственной
проблемы страны и приближение
уровня потребления продуктов
питания к научно обоснованным
нормам;
- удовлетворение спроса
населения на непродовольственные
товары из сельскохозяйственного
сырья;
- перестройка агропромышленного
производства на преимущественно
интенсивную форму развития, обеспечение
опережающего роста производства
конечной продукции;
- улучшение использования
ресурсного потенциала и повышение
на этой основе эффективности
производства;
- изменение структуры
внешнеторгового оборота в целях
постепенного превращения страны
в экспортера продовольственной
продукции.
Конечная цель АПК коротко может
быть сформулирована так: наиболее полное
удовлетворение потребностей населения
в продовольствии и других товарах, вырабатываемых
из сельскохозяйственного сырья, при минимальных
затратах труда и средств производства.
Агропромышленный комплекс
включает в себя три основные сферы. Первая
сфера состоит из отраслей, обеспечивающих
агропромышленный комплекс средствами
производства, а также занятых производственно-техническим
обслуживанием сельского хозяйства.
Во вторую сферу АПК входят
предприятия и организации, непосредственно
занимающиеся производством сельскохозяйственной
продукции.
В третью сферу АПК включаются
отрасли и предприятия, обеспечивающие
заготовку, переработку сельскохозяйственной
продукции и доведение ее до потребителя.
В первую сферу АПК включаются:
тракторное и сельскохозяйственное машиностроение,
машиностроение для животноводства и
кормопроизводства, продовольственное
машиностроение, производство специализированного
автотранспорта, мелиоративной техники,
производство минеральных удобрений и
химических средств защиты растений, микробиологическая
промышленность, капитальное строительство
в агропромышленном комплексе, ремонт
сельскохозяйственной техники. Отрасли,
входящие в первую сферу агропромышленного
комплекса, призваны обеспечивать ресурсами
процесс производства, создавать базу
для индустриализации сельского хозяйства
и способствовать нормальному функционированию
всех звеньев комплекса. От их деятельности
во многом зависит ритмичность, поточность
и массовость производства сельскохозяйственной
продукции и конечного продукта в целом.
На долю первой сферы агропромышленного
комплекса приходится почти 15% общего
объема произведенной продукции, 13% производственных
фондов и 22% численности работников.
Главной составной частью второй
сферы АПК является непосредственно сельскохозяйственное
производство, в котором выделяют две
основные отрасли -- растениеводство и
животноводство.
Сельское хозяйство дает 95-96%
производимого в стране продовольствия,
остальные 4-5% -- продукция морей, рек, озер,
лесов. Кроме того, сельское хозяйство
поставляет натуральное сырье -- шерсть,
льноволокно, масло-семена различных культур,
сахарную свеклу и др. Продукция сельского
хозяйства не может быть воспроизведена
в других сферах или заменена другими
видами продукции.
Вторая сфера агропромышленного
комплекса производит почти 48% конечной
продукции. В ней задействовано свыше
68% производственных фондов и 60% численности
работников.
В третьей сфере АПК сосредоточены
пищевкусовая, мясная и молочная, рыбная,
мукомольно-крупяная, комбикормовая промышленности.
В данную сферу частично включена легкая
промышленность по переработке сельскохозяйственного
сырья. Отрасли третьей сферы агропромышленного
комплекса обеспечивают первичную промышленную
доработку сельскохозяйственного сырья,
ее заготовку и хранение, а также вторичную
переработку сырья и доведение его до
готовности для реализации населению.
Они осуществляют и доставку готовой продукции
к местам хранения и реализации. Уровень
жизни населения страны зависит от состояния
и темпов развития агропромышленного
комплекса и особенно третьей сферы --
пищевой и перерабатывающей промышленности.
На долю отраслей и предприятий третьей
сферы агропромышленного комплекса приходится
38% от общего объема производства продукции,
19% всех производственных фондов и 18% численности
работников.
Таким образом, помимо сельского
хозяйства в АПК входят отрасли, которые
либо поставляют ему средства производства
и оказывают услуги, либо заготавливают,
перерабатывают его продукцию, производят
готовые к потреблению продукты питания
и непродовольственные товары из сельскохозяйственного
сырья и доводят их до потребителя.[18]
Современный уровень научно-технического
прогресса позволяет одному человеку,
непосредственно занимающемуся сельскохозяйственным
производством, производить продукцию
для 60-70 человек. В России на одного среднегодового
работника сельского хозяйства приходится
15 жителей страны, это следствие довольно
низкой производительности труда в сельском
хозяйстве, а также недостаточного развития
третьей сферы и инфраструктуры АПК.
1.2 Государственное
регулирование в аграрной сфере
В любой современной стране
государство играет весьма важную роль
в функционировании и развитии национальной
экономики. На сегодня практически невозможно
представить себе не зависимую от государства
рыночную экономику.
Ученые, занимающиеся проблемами
государственного регулирования экономики,
подходят к данному явлению, как правило,
c двух позиций. Одна группа исследователей
рассматривает государственное регулирование
как систему мер, то есть как явление и
определяют государственное регулирование
экономики следующим образом: «Государственное
регулирование экономики в условиях рыночного
хозяйства представляет собой систему
законодательных, исполнительных и контролирующих
мер, осуществляемых государством в целях
обеспечения социально-экономического
роста страны».
Другая группа ученых рассматривает
государственное регулирование экономики
как процесс и отмечает, что процесс государственного
регулирования состоит из комплекса мер
по обеспечению законов, вводимых государственными
органами для поощрения или ограничения
экономической деятельности путем установления
цен, назначения стандартов и условий
входа в отрасль.
Но наиболее полное определение
государственному регулированию дается
в книге «Государственное регулирование
рыночной экономики» (Кушлин В.И): государственное
регулирование - «воздействие (прямое
или косвенное) государственных органов
управления на экономические процессы
в обществе с целью достижения макроэкономической
сбалансированности и обеспечения в целом
нормального функционирования экономики»
[9].
В истории развития мировой
цивилизации были разные подходы к оценке
роли государства в экономике. В их числе
можно назвать меркантилизм, классический
подход, марксизм, кейнсианство, монетаризм,
неокейнсианство.
Основной экономической школой
в период позднего средневековья была
школа меркантилизма. Меркантилизм - воззрение,
имевшее место среди французских экономистов
XVIII века, суть которого состояла в том,
что государство должно играть активную
роль в экономической жизни страны в целях
содействия богатству страны и короля.
Сторонники меркантилизма провозглашали
необходимость активного вмешательства
государства в экономику в целях пополнения
государственной казны. Учитывая специфику
экономического развития в тот период,
а именно то, что главный показатель богатства
страны - количество золота, меркантилисты
призывали поощрять экспорт и сдерживать
импорт.
В соответствии с классическим
подходом государство должно обеспечивать
безопасность жизни человека и его собственности,
разрешать споры, иными словами, делать
то, что индивидуум либо не в состоянии
выполнить самостоятельно, либо делает
это неэффективно. Главное заключалось
в том, что для всех субъектов хозяйственной
деятельности должны быть гарантированы
основные экономические свободы, а именно:
свобода выбора сферы деятельности, свобода
конкуренции и свобода торговли.
Кейнсианская концепция получила
распространение в 30-е годы XX века после
экономического кризиса в США. При этом
Кейнс считал, что государство должно
воздействовать на рынок в целях увеличения
спроса, так как причина капиталистических
кризисов - перепроизводство товаров.
Он предлагал несколько инструментов.
Это гибкая денежно-кредитная политика,
активная бюджетно-финансовая политика
и прямое создание государством рабочих
мест.
Однако в 70-е годы условия воспроизводства
резко ухудшились. Кейнсианские пути выхода
из кризиса только раскручивали инфляционную
спираль. Под воздействием этого кризиса
произошла кардинальная перестройка системы
государственного регулирования и сложилась
новая, неоконсервативная модель регулирования.
Трансформация модели государственного
регулирования заключалась в отказе от
воздействия на воспроизводство через
спрос и использовании вместо этого косвенных
мер воздействия на предложение. В соответствии
с этой теорией государство должно «обеспечить
условия для процесса накопления капитала
и повышения производительности производства».
Главные преграды на этом пути
- высокие налоги и инфляция. Высокие налоги
ограничивают рост капиталовложений,
а инфляция удорожает кредит и тем самым
затрудняет использование заемных средств
для накопления. Пoэтому сторонники невмешательства
в экономику предложили осуществление
антиинфляционных мероприятий (на базе
рекомендаций монетаристов) и предоставление
налоговых льгот предпринимателям.
Согласно неоклассической теории
монетаристов государство может лишь
косвенно влиять на экономику. Главная
же роль в реализации экономического развития
страны отводится рыночным силам. В основу
монетаристского подхода, существующего
в рамках неоклассической теории, положен
постулат о жесткой связи предложения
денег и скорости их обращения с объемом
производства и уровнем цен.
Неокейнсианцы - сторонники
экономической теории, утверждающей, что
циклические колебания и инфляция вызываются
изменениями в совокупных расходах и предложении
денег. Неокейнсианцы выступают за активную
стабилизационную политику с предпочтительным
использованием инструментов бюджетно-налогового
регулирования.
Нельзя сомневаться в том, что
такая множественность теоретических
воззрений на роль государства в экономике
обусловлена, прежде всего, отсутствием
целостного концептуального представления
о происходящих в экономической жизни
явлениях, преобладанием эмпирического
подхода к выработке научных обобщений
экономических процессов.
Объективная возможность государственного
регулирования экономики появляется с
достижением определенного уровня экономического
развития, концентрации производства
и капитала. Необходимость реализации
государственного регулирования экономики
заключается в нарастании проблем, с которыми
и призвано справиться государственное
регулирование экономики.[20]