Перспективы развития аграрной сферы в РФ (Государственная программа на 2013-2020 годы)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 00:18, реферат

Краткое описание

В современных условиях развития экономики страны усиливается роль государства как принципиально важного фактора в достижении экономического роста и повышения социальной стабильности в стране. Сельское хозяйство ввиду специфики его функционирования и развития еще больше нуждается в регулировании и поддержке со стороны государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
1.1 Сущность, назначение и структура АПК
1.2 Государственное регулирование в аграрной сфере
1.3 Государственное регулирование аграрной сферы: исторические аспекты
2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
2.1 Оценка состояния аграрной сферы в России
2.2 Методы государственного регулирования аграрной сферы РФ
2.3 Партнерство России с другими странами в области аграрной сферы
Глава 3. НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АПК РФ
3.1 Международные методы государственного регулирования аграрной сферы
3.2 Перспективы развития аграрной сферы в РФ (Государственная программа на 2013-2020 годы)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

лапина реферат.docx

— 67.38 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  И ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

1.1 Сущность, назначение и  структура АПК

1.2 Государственное регулирование  в аграрной сфере

1.3 Государственное регулирование  аграрной сферы: исторические аспекты

2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА РФ

2.1 Оценка состояния аграрной  сферы в России

2.2 Методы государственного  регулирования аграрной сферы  РФ

2.3 Партнерство России  с другими странами в области  аграрной сферы

Глава 3. НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АПК РФ

3.1 Международные методы  государственного регулирования  аграрной сферы

3.2 Перспективы развития аграрной сферы в РФ (Государственная программа на 2013-2020 годы)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях развития экономики страны усиливается роль государства как принципиально важного фактора в достижении экономического роста и повышения социальной стабильности в стране. Сельское хозяйство ввиду специфики его функционирования и развития еще больше нуждается в регулировании и поддержке со стороны государства.

Существующий уровень развития аграрной сферы, низкая инвестиционная привлекательность отрасли, рискованный характер ведения предпринимательской деятельности объективно обуславливают необходимость более взвешенного и системного подхода со стороны федеральных и региональных властей к проведению аграрной политики, позволяющего смягчить отрицательное воздействие рыночного механизма, сформировать конкурентную среду, создать условия для долгосрочного экономического роста и обеспечить продовольственную безопасность страны.

В этой связи особую актуальность приобретают вопросы совершенствования системы государственного регулирования сельского хозяйства, включающей различные формы и методы госрегулирования, учитывающие современное состояние и специфику аграрной сферы и способствующие повышению конкурентоспособности и устойчивости функционирования современных аграрных формирований и достижению социальной стабильности в отрасли.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

1.1 Сущность, назначение  и структура АПК

 

Современное сельскохозяйственное производство в значительной степени зависит от успешного функционирования целого ряда других отраслей народного хозяйства.

Агропромышленный комплекс, представляет собой совокупность отраслей народного хозяйства, связанных с развитием сельского хозяйства, обслуживанием его производства и доведением сельскохозяйственной продукции до потребителя. Агропромышленный комплекс России является крупнейшим народнохозяйственным комплексом.

Термин «агропромышленный комплекс» вошел в оборот в середине семидесятых годов, к этому времени он сформировался как единое целое. Формирование агропромышленного комплекса исторически вызвано научно-технической революцией, проникновением ее достижений в сельское хозяйство, усилением связей сельского хозяйства с промышленностью.

По западной традиции отрасли, связанные с сельским хозяйством, называют агробизнесом.

В создание конечной продукции агропромышленного комплекса на различных стадиях производства и обращения прямо или косвенно участвует более 70 отраслей народного хозяйства. В состав АПК входят только отрасли, технологически и экономически взаимосвязанные и непосредственно участвующие как в процессе производства, так и в доведении конечной продукции до потребителя. Соотношение отраслей, участвующих в производстве продуктов питания и непродовольственных предметов потребления, составляет отраслевую структуру агропромышленного комплекса.

Основными социально-экономическими целями развития АПК являются:

- достижение устойчивого  роста сельскохозяйственного производства;

- решение продовольственной  проблемы страны и приближение  уровня потребления продуктов  питания к научно обоснованным  нормам;

- удовлетворение спроса  населения на непродовольственные  товары из сельскохозяйственного  сырья;

- перестройка агропромышленного  производства на преимущественно  интенсивную форму развития, обеспечение  опережающего роста производства  конечной продукции;

- улучшение использования  ресурсного потенциала и повышение  на этой основе эффективности  производства;

- изменение структуры  внешнеторгового оборота в целях  постепенного превращения страны  в экспортера продовольственной  продукции.

Конечная цель АПК коротко может быть сформулирована так: наиболее полное удовлетворение потребностей населения в продовольствии и других товарах, вырабатываемых из сельскохозяйственного сырья, при минимальных затратах труда и средств производства.

Агропромышленный комплекс включает в себя три основные сферы. Первая сфера состоит из отраслей, обеспечивающих агропромышленный комплекс средствами производства, а также занятых производственно-техническим обслуживанием сельского хозяйства.

Во вторую сферу АПК входят предприятия и организации, непосредственно занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции.

В третью сферу АПК включаются отрасли и предприятия, обеспечивающие заготовку, переработку сельскохозяйственной продукции и доведение ее до потребителя.

В первую сферу АПК включаются: тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для животноводства и кормопроизводства, продовольственное машиностроение, производство специализированного автотранспорта, мелиоративной техники, производство минеральных удобрений и химических средств защиты растений, микробиологическая промышленность, капитальное строительство в агропромышленном комплексе, ремонт сельскохозяйственной техники. Отрасли, входящие в первую сферу агропромышленного комплекса, призваны обеспечивать ресурсами процесс производства, создавать базу для индустриализации сельского хозяйства и способствовать нормальному функционированию всех звеньев комплекса. От их деятельности во многом зависит ритмичность, поточность и массовость производства сельскохозяйственной продукции и конечного продукта в целом.

На долю первой сферы агропромышленного комплекса приходится почти 15% общего объема произведенной продукции, 13% производственных фондов и 22% численности работников.

Главной составной частью второй сферы АПК является непосредственно сельскохозяйственное производство, в котором выделяют две основные отрасли -- растениеводство и животноводство.

Сельское хозяйство дает 95-96% производимого в стране продовольствия, остальные 4-5% -- продукция морей, рек, озер, лесов. Кроме того, сельское хозяйство поставляет натуральное сырье -- шерсть, льноволокно, масло-семена различных культур, сахарную свеклу и др. Продукция сельского хозяйства не может быть воспроизведена в других сферах или заменена другими видами продукции.

Вторая сфера агропромышленного комплекса производит почти 48% конечной продукции. В ней задействовано свыше 68% производственных фондов и 60% численности работников.

В третьей сфере АПК сосредоточены пищевкусовая, мясная и молочная, рыбная, мукомольно-крупяная, комбикормовая промышленности. В данную сферу частично включена легкая промышленность по переработке сельскохозяйственного сырья. Отрасли третьей сферы агропромышленного комплекса обеспечивают первичную промышленную доработку сельскохозяйственного сырья, ее заготовку и хранение, а также вторичную переработку сырья и доведение его до готовности для реализации населению. Они осуществляют и доставку готовой продукции к местам хранения и реализации. Уровень жизни населения страны зависит от состояния и темпов развития агропромышленного комплекса и особенно третьей сферы -- пищевой и перерабатывающей промышленности. На долю отраслей и предприятий третьей сферы агропромышленного комплекса приходится 38% от общего объема производства продукции, 19% всех производственных фондов и 18% численности работников.

Таким образом, помимо сельского хозяйства в АПК входят отрасли, которые либо поставляют ему средства производства и оказывают услуги, либо заготавливают, перерабатывают его продукцию, производят готовые к потреблению продукты питания и непродовольственные товары из сельскохозяйственного сырья и доводят их до потребителя.[18]

Современный уровень научно-технического прогресса позволяет одному человеку, непосредственно занимающемуся сельскохозяйственным производством, производить продукцию для 60-70 человек. В России на одного среднегодового работника сельского хозяйства приходится 15 жителей страны, это следствие довольно низкой производительности труда в сельском хозяйстве, а также недостаточного развития третьей сферы и инфраструктуры АПК.

 

1.2 Государственное  регулирование в аграрной сфере

 

В любой современной стране государство играет весьма важную роль в функционировании и развитии национальной экономики. На сегодня практически невозможно представить себе не зависимую от государства рыночную экономику.

Ученые, занимающиеся проблемами государственного регулирования экономики, подходят к данному явлению, как правило, c двух позиций. Одна группа исследователей рассматривает государственное регулирование как систему мер, то есть как явление и определяют государственное регулирование экономики следующим образом: «Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему законодательных, исполнительных и контролирующих мер, осуществляемых государством в целях обеспечения социально-экономического роста страны».

Другая группа ученых рассматривает государственное регулирование экономики как процесс и отмечает, что процесс государственного регулирования состоит из комплекса мер по обеспечению законов, вводимых государственными органами для поощрения или ограничения экономической деятельности путем установления цен, назначения стандартов и условий входа в отрасль.

Но наиболее полное определение государственному регулированию дается в книге «Государственное регулирование рыночной экономики» (Кушлин В.И): государственное регулирование - «воздействие (прямое или косвенное) государственных органов управления на экономические процессы в обществе с целью достижения макроэкономической сбалансированности и обеспечения в целом нормального функционирования экономики» [9].

В истории развития мировой цивилизации были разные подходы к оценке роли государства в экономике. В их числе можно назвать меркантилизм, классический подход, марксизм, кейнсианство, монетаризм, неокейнсианство.

Основной экономической школой в период позднего средневековья была школа меркантилизма. Меркантилизм - воззрение, имевшее место среди французских экономистов XVIII века, суть которого состояла в том, что государство должно играть активную роль в экономической жизни страны в целях содействия богатству страны и короля.

Сторонники меркантилизма провозглашали необходимость активного вмешательства государства в экономику в целях пополнения государственной казны. Учитывая специфику экономического развития в тот период, а именно то, что главный показатель богатства страны - количество золота, меркантилисты призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.

В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно: свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.

Кейнсианская концепция получила распространение в 30-е годы XX века после экономического кризиса в США. При этом Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая денежно-кредитная политика, активная бюджетно-финансовая политика и прямое создание государством рабочих мест.

Однако в 70-е годы условия воспроизводства резко ухудшились. Кейнсианские пути выхода из кризиса только раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и сложилась новая, неоконсервативная модель регулирования.

Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос и использовании вместо этого косвенных мер воздействия на предложение. В соответствии с этой теорией государство должно «обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства».

Главные преграды на этом пути - высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Пoэтому сторонники невмешательства в экономику предложили осуществление антиинфляционных мероприятий (на базе рекомендаций монетаристов) и предоставление налоговых льгот предпринимателям.

Согласно неоклассической теории монетаристов государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам. В основу монетаристского подхода, существующего в рамках неоклассической теории, положен постулат о жесткой связи предложения денег и скорости их обращения с объемом производства и уровнем цен.

Неокейнсианцы - сторонники экономической теории, утверждающей, что циклические колебания и инфляция вызываются изменениями в совокупных расходах и предложении денег. Неокейнсианцы выступают за активную стабилизационную политику с предпочтительным использованием инструментов бюджетно-налогового регулирования.

Нельзя сомневаться в том, что такая множественность теоретических воззрений на роль государства в экономике обусловлена, прежде всего, отсутствием целостного концептуального представления о происходящих в экономической жизни явлениях, преобладанием эмпирического подхода к выработке научных обобщений экономических процессов.

Объективная возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость реализации государственного регулирования экономики заключается в нарастании проблем, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики.[20]

Информация о работе Перспективы развития аграрной сферы в РФ (Государственная программа на 2013-2020 годы)