Перспективы развития аграрной сферы в РФ (Государственная программа на 2013-2020 годы)
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 00:18, реферат
Краткое описание
В современных условиях развития экономики страны усиливается роль государства как принципиально важного фактора в достижении экономического роста и повышения социальной стабильности в стране. Сельское хозяйство ввиду специфики его функционирования и развития еще больше нуждается в регулировании и поддержке со стороны государства.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА 1.1 Сущность, назначение и структура АПК 1.2 Государственное регулирование в аграрной сфере 1.3 Государственное регулирование аграрной сферы: исторические аспекты 2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ 2.1 Оценка состояния аграрной сферы в России 2.2 Методы государственного регулирования аграрной сферы РФ 2.3 Партнерство России с другими странами в области аграрной сферы Глава 3. НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АПК РФ 3.1 Международные методы государственного регулирования аграрной сферы 3.2 Перспективы развития аграрной сферы в РФ (Государственная программа на 2013-2020 годы) ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
2. Компенсация издержек
сельхозпроизводителей по приобретению
средств производства путем предоставления;
3. Содействие развитию
рынка, предусматривающее выделение
государственных средств на разработку
и осуществление рыночных программ,
субсидии на хранение продукции
и транспортные работы по перевозкам
продукции;
4. Содействие развитию
производственной инфраструктуры,
которое предполагает выделение
государственных средств на проведение
мероприятий долгосрочного характера,
обеспечивающих рост эффективности
производства - субсидии на строительство
производственных помещений, рекультивацию
земель.
Государственную поддержку
классифицирует по формам бюджетной и
не бюджетной поддержки субъектов агропродовольственной
политики.
К бюджетным формам поддержки
относятся предоставление бюджетных услуг
за счет средств бюджетов всех уровней,
а также разработка и реализация программ
регулирования сельского хозяйства.
К не бюджетным формам поддержки
относятся меры агропродовольственной
политики, не требующие расходования средств
государственных или муниципальных бюджетов,
в том числе регулирование цен и тарифов,
установление льгот, запретов и ограничений.
Бюджетные услуги - это те функции,
осуществление которых государство берет
на себя в обязательном порядке. Эти обязательства
государства вытекают из целей, функций
и задач, стоящих перед соответствующими
органами управления в сельском хозяйстве.
Существует ошибочное представление
о том, что уровень государственной поддержки
сельского хозяйства определяется размером
суммы средств, выделяемой государством
на сельское хозяйство, и что увеличение
этой суммы приведет к улучшению положения
в аграрном секторе.
Программы государства по поддержке
цен не всегда эффективны, так как эта
проблема решается за счет саморегулирования
экономической системы, например сокращения
числа занятых в сельскохозяйственном
производстве.
Со вступлением России в ВТО
возможно резкое изменение цен на сельскохозяйственную
продукцию. В связи с этим проводимые меры
по государственной поддержке направлены
на улучшение качества продукции и поддержание
конкурентоспособности российского производителя.
В этих условиях роль государственной
поддержки сельского хозяйства значительно
возрастает.
2.3 Партнерство
России с другими странами
в области аграрной сферы
Создание в последнее пятилетие
нового формата агропродовольственной
и сельской политики России привлекло
в сектор АПК новых предпринимателей,
новые инвестиции и технологии, обеспечило
модернизацию производственной базы отрасли
и, в конечном счете, экономический рост.
В сельском хозяйстве, в основном, завершились
институциональные преобразования, сложился
новый предпринимательский корпус, возникли
современные механизмы бюджетирования,
кредитования, информационного обеспечения
отрасли, регулирования основных продуктовых
и ресурсных рынков.
Вместе с тем, выявились и проблемы,
от решения которых в немалой степени
зависит дальнейший прогресс. Это, во-первых,
развитие материально-технической базы
агропродовольственного рынка (мощностей
по переработке и хранению продукции,
логистических центров, торговых площадок,
специализированного транспорта и других
элементов рыночной инфраструктуры); во-вторых,
технологическое переоснащение отрасли,
что, с одной стороны, требует инвестиций,
а, с другой, - формирования в секторе современной
инновационной системы; в-третьих, это
социальное обустройство деревни и диверсификация
сельской экономики, расширение сферы
несельскохозяйственной занятости.
Для решения этих задач и совершенствования
аграрной политики в целом важно развивать
международное сотрудничество по всем
направлениям.
Вместе с тем в сельском хозяйстве
России, по последним данным, работает
515 предприятий с иностранным участием,
что составляет 3,1% от всех подобных предприятий.
Среди них такие крупные и эффективно
работающие компании, как «Данон», «Каргил»,
«Нестле», «Юнилевер» и другие.
В условиях расширения связей
между Россией и ЕС взаимовыгодное сотрудничество
в области сельского хозяйства и развития
сельских территорий имеет большое значение.
Важно развивать все направления совместной
работы, но особенно актуально в данный
момент сотрудничество в инвестиционно-инновационной
сфере. Необходимо создать все условия
для практической реализации в сельскохозяйственной
области принятой на 25 саммите Россия-ЕС
инициативы «Партнерство для модернизации».
Лидирующая роль здесь принадлежит
отечественным деловым структурам, которые,
используя тенденции коммерциализации
западной науки, могли бы более активно
содействовать привлечению инновационных
технологий для совместных предприятий
на территории России, чего зачастую не
удается достичь за счет государственных
программ научно-технических обменов.
Для России доступность импортного
продовольствия из ЕС в принципе является
хорошей страховкой при проведении реконструкции
и модернизации собственного сельскохозяйственного
и пищевого производства, при понимании,
что доля импортного продовольствия должна
снижаться. Российский рынок является
крайне привлекательным для ЕС в условиях
стагнации мировых продовольственных
рынков.
Однако серьезную озабоченность
России вызывает диспаритет в торговле
сельскохозяйственной продукцией с ЕС.
Внешняя торговля Российской Федерации
со странами ЕС характеризуется отрицательным
сальдо российского торгового баланса
по сельскохозяйственной продукции и
продовольствию (- 8 522 млн. долл. США). Экспорт
в Россию (по данным торговой статистики
за 2009 г.) составил около 8,0 млрд. евро, что
в 9 раз превышает объем импорта из России
в ЕС.
Импорту российского зерна
в ЕС, несмотря на наличие спроса, препятствуют
маленькие квоты на поставки низкобелкового
зерна (2,3 млн. тонн для всех третьих стран,
кроме США и Канады).
Фактором, сдерживающим допуск
отечественных товаров на европейские
рынки, остается также высокий уровень
субсидирования сельского хозяйства ЕС.
По официальным оценкам ОЭСР, доля совокупной
поддержки в доходах европейских фермеров
от реализации сельскохозяйственной продукции
составляет в последние годы 22-24%. В России
аналогичный показатель находится на
уровне 13-15%.
Тем не менее, для России европейский
рынок является привлекательным благодаря
его близости и высоким ценам на сельскохозяйственное
сырье и продукты питания.
Основной дефицит, который в
ЕС традиционно покрывается за счет торговых
связей с Россией - это морская рыба и морепродукты.
В перспективе Россия могла бы найти свою
нишу на рынке востребованных в ЕС масличных
культур и растительных масел, биодизеля,
этилового спирта в качестве альтернативного
топлива, живого крупного рогатого скота
и говядины, мяса дичи, продукции аквакультуры.
Говоря о сотрудничестве, нельзя
не сказать и о заинтересованности в анализе
Единой сельскохозяйственной политики
Евросоюза, т.к.:
- во-первых, опираясь на
опыт ЕС по поддержке своего
АПК, Россия имеет возможность
анализировать достоинства и
недостатки отдельных мер регулирования,
заложенных в аграрную политику
Евросоюза;
- во-вторых, текущий процесс
реформирования Единой сельскохозяйственной
политики подсказывает России
методы и программы поддержки
сельского хозяйства, разрешенные
ВТО;
- в-третьих, предпринимая
сходные с Европой меры регулирования
продовольственного рынка, мы менее
рискуем навлечь на себя критику
или ответные меры нашего крупнейшего
партнера в сфере торговли, ибо
всегда можем сослаться на
заимствование его опыта и
гармонизацию законодательства.[8]
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АПК РФ
3.1 Международные
методы государственного регулирования
аграрной сферы
Эффективное государственное
регулирование аграрной сферы России
в условиях переходной экономики требует
изучения опыта стран с развитыми рыночными
отношениями, имеющих конкурентоспособное
сельское хозяйство.
Наибольший интерес в этом плане
представляет опыт стран северной Америки
и ЕС.
В развитых странах мира, особенно
в Европейском Сообществе, сложились четыре
направления бюджетной поддержки сельского
хозяйства: прямые бюджетные выплаты сельхозтоваропроизводителям;
поддержка развития сельских территорий;
структурная поддержка сельского хозяйства
(инвестиционные проекты); финансирование
общих услуг, оказываемых селу (государственные
мероприятия).
В странах ЕС особое место занимает
ценовая поддержка сельхозтоваропроизводителей.
Поддержание цен в сельском хозяйстве
на определенном уровне ложится нелегким
бременем как на государство, так и налогоплательщиков,
но именно стабильность цен и является
средством обеспечения продовольственной
безопасности и сохранения производственного
потенциала сельского хозяйства. В качестве
примера можно назвать Швейцарию, где
цены на продовольствие выше мировых,
однако население этих стран мирится с
таким положением, осознавая все негативные
последствия снижения этих цен для сельского
хозяйства и в конечном итоге для национальной
экономики. В современных условиях, как
показывает практика, в странах с развитым
научно-производственным потенциалом
осуществляется поддержка сельского хозяйства,
если даже она сопряжена с финансовыми
издержками со стороны государства.
Один из важнейших показателей
государственного регулирования сельского
хозяйства в странах ЕС - уровень бюджетной
поддержки фермерских цен на произведенную
продукцию. Этот показатель отражает отношение
всех ценовых и внеценовых бюджетных дотаций
на производство и реализацию (в том числе
на экспорт) определенной сельскохозяйственной
продукции к ее фермерской цене.
Бюджетными дотациями государство
регулирует объемы производства и реализации
продукции, воздействуя, с одной стороны,
на фермерские доходы через цены, а с другой
- на их расходы через льготные кредиты
и налоги.
В целом в странах ЕС, где наблюдение
за ценами на рынке на подавляющую часть
(86 - 96%) сельскохозяйственной продукции
(пшеница, ячмень, рожь, кукуруза, молоко,
мясо крупного рогатого скота, сахар, оливковое
масло) осуществляется национальными
органами ЕС постоянно, «оздоровление»
рынка достигается на основе как создания
баланса между спросом и предложением,
так и регулирования рыночных цен путем
поддержания их в определенных пределах.
В современных условиях практически
во всех странах ЕС наблюдается рост цен
на продовольственные товары, но в большинстве
из них он компенсируется опережающими
темпами увеличения доходов населения.
Потребительский спрос на продукты питания
диктуется не только доходами населения,
но и ценами на продовольственные товары
и услуги. При этом возрастает значение
бюджетной поддержки фермерских цен. Создана
и правовая основа государственного регулирования
цен в виде законов, указов, постановлений.
Налажена систематическая публикация
статистической информации о ценах, их
уровне и динамике. Эти же данные, как правило,
используются при регулировании уровня
доходов, их индексации. Субсидии в странах
ЕС достигли 45-50% стоимости произведенной
фермерами товарной продукции, в Японии
и Финляндии - 70%.
Одна из важнейших концепций
ценообразования на продукты питания
в развитых странах заключается в отходе
от традиционного принципа производить
и реализовать продукцию с целью получения
прибыли и переходе на маркетинговый,
выявляя и удовлетворяя желания потребителей.
На практике маркетинговый принцип ценообразования
предусматривает сокращение доли в розничной
цене товара промежуточных звеньев.
В этом контексте особый интерес
представляет опыт канадцев, где обеспечивается
разумное сочетание систем государственного
и кооперативного управления агропромышленным
производством. Такая деятельность направлена
на то, чтобы обеспечить реализацию произведенной
продукции и получить для фермеров как
можно больше дохода. Во всех провинциях
существуют так называемые маркетинговые
советы (союзы), которые создаются непосредственно
товаропроизводителями отдельного продукта
и работают на бесприбыльной основе. Эти
советы активно изучают потребительский
спрос с целью расширения сбыта продукции.
Они имеют широкие полномочия, закрепленные
законодательно. Например, маркетинговый
совет по картофелю провинции Манитоба
устанавливает единую цену. Продавцы,
не выполняющие его требования, облагаются
штрафом в двойном - тройном размере от
цены [5].
С точки зрения изучения опыта
зарубежных стран в области государственного
регулирования аграрной сферы, большой
интерес представляет также изучение
и обобщение государственных программ,
используемых в США. Так, по данным Министерства
сельского хозяйства США, в 2009 году 1/3 всех
сельскохозяйственных предприятий страны
получили государственные выплаты в той
или иной форме.
Закон о сельском хозяйстве
США от 1949 года с корректировками, внесенными
законом о Защите сельского хозяйства
и инвестициях в развитие сельских территорий,
принятым в 2002 году включает программы
страхования, поддержки цен, льготные
займы и выплаты в рамках многочисленных
защитных программ и мероприятий по охране
окружающей среды и поддержанию плодородия
почв.
В 30-х годах XX века конгресс
США принял решение о финансировании федеральной
программы страхования урожая, которая
наряду с другими мероприятиями должна
была помочь сельскому хозяйству оправиться
после великой депрессии. В 1938 году была
создана Федеральная корпорация страхования
урожая Департамента сельского хозяйства
США (FCIC), которая успешно функционирует
и поныне, и в настоящее время управляется
Агентством по управлению рисками.
Таким образом, как показывает
опыт США, на протяжении последних нескольких
десятилетий, страхование получило бурное
развитие и превратилось в мощную индустрию.
Научно обоснованная и эффективная организация
страхового бизнеса в США в определенной
мере способствовала устойчивому развитию
предпринимательских структур, функционирующих
в аграрной сфере. Поэтому развитие страхования
с учетом накопленного в мире опыта и адаптации
его к российским условиям, в комплексе
с государственной поддержкой и регулированием,
должно стать одним из действующих рычагов
выхода отечественного сельского хозяйства
из кризиса.