Перспективы совершенствования государственного регулирования рационального природопользования в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 19:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является совершенствование системы регулирования рационального природопользования в Российской федерации. В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Раскрыть теоретические основы природопользования.
Проанализировать принципы и методы регулирования природопользования.
Выявить проблемы регулирования рационального природопользования, а также недостатки в экологическом законодательстве.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования рационального природопользования 5
1.1 Природопользование: определение и классификация 5
1.2 Принципы и методы регулирования природопользования 8
Глава 2. Государственное регулирование рационального природопользования в Российской Федерации 14
2.1 Органы, осуществляющие регулирование природопользования 14
2.2 Правовое обеспечение в области регулирования природопользования 18
Глава 3. Перспективы совершенствования государственного регулирования рационального природопользования в Российской Федерации 22
3.1 Проблемы природопользования в России 22
3.2 Меры совершенствования регулирования рационального природопользования в России 30
Заключение 34
Список используемых источников 38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 309.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

 

Россия заняла последнее место в рейтинге, ранжирующем 132 страны мира по степени успешности их экологической политики в 2000-2010 годах (рейтинг составлен при поддержке  Всемирного экономического форума и  представлен в 2013 году в Давосе).

Повлияла на такой низкий рейтинг, во-первых, сырьевая направленность российской экономики. Кроме того, в России в течение последних 10 лет произошло существенное ослабление экологического законодательства. Также существующее законодательство повсеместно не исполняется, так как отсутствует необходимый для этого контроль.

Неблагоприятное качество окружающей среды оказывает существенное влияние на здоровье населения. В социальной жизни это приводит к росту социальной напряженности из-за игнорирования экологических прав граждан. Поэтому необходимо принятие мер для совершенствования государственного регулирования природопользования.

Объектом изучения является система регулирования рационального природопользования в Российской Федерации.

Предметом изучения являются отношения в сфере природопользования в России. 

Целью данной работы является совершенствование системы регулирования рационального природопользования в Российской федерации. В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

Раскрыть теоретические основы природопользования.

Проанализировать  принципы и методы регулирования  природопользования.

Выявить проблемы регулирования рационального природопользования, а также недостатки  в экологическом законодательстве.

Найти наиболее оптимальные варианты преодоления  проблем регулирования рационального природопользования, а также устранения недостатков  в экологическом законодательстве.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассматриваются теоретические основы регулирования природопользования. Во второй главе анализируется государственное регулирование природопользования в России, и выявляются его проблемы. В третьей главе определяются варианты преодоления проблем регулирования рационального природопользования, а также устранения недостатков в экологическом законодательстве.

Для написания  данной работы использовались учебники по основам природопользования и экологии таких авторов как Рябых И.В, Калинин И.Б., Пушкарь В.С., Майоров И.С., Лапина М.А.

Кроме того, был  исследован ряд международных конвенций, федеральных законов и иных правовых актов, регулирующих внешнеэкономическую  деятельность.

 

 

Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования рационального природопользования

1.1 Природопользование: определение и классификация

 

Под использованием природных ресурсов понимается эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том  числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности [11].

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и  иного негативного воздействия  хозяйственной и иной деятельности являются:

  • земли, недра, почвы;
  • поверхностные и подземные воды;
  • леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;
  • атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство [11].

Не являются объектами экологической взаимосвязи  ветровая энергия, солнечная энергия  при условии, что они находятся в экологической связи с окружающей природной средой.

В зависимости  от требования по наличию разрешительной документации природопользование подразделяется на общее и специальное.

Общее природопользование не требует какого-либо специального разрешения. Оно осуществляется гражданами в силу принадлежащих им естественных прав, возникающих как результат рождения и существования человека (сбор грибов).

Специальное природопользование реализуется гражданами и хозяйствующими субъектами на основе разрешений компетентных органов государства (использование земельного участка для строительства).

Специальное природопользование носит целевой характер и в  зависимости от вида используемых объектов подразделяется на: землепользование, недропользование, пользование водой и лесопользование, пользование растительным и животным миром, использование атмосферного воздуха и т.д.

В зависимости  от титула, на котором основано природопользование:

  • Непосредственное природопользование - осуществляется собственниками природных ресурсов.
  • Производное - осуществляется на основе иного вещного права.

В зависимости  от срока использования:

  • Бессрочное;
  • Долгосрочное;
  • Краткосрочное.

В зависимости  от способа использования:

  • Природопользование с изъятием природного ресурса из природной среды;
  • Без изъятия природного ресурса из природной среды.

При рациональном природопользовании вовлечение природных  ресурсов в сферу человеческой деятельности дает возможность обеспечения потребностей не только настоящего, но и будущих  поколений. Это может быть достигнуто только за счет комплексного, экономически эффективного использования ресурсов с соблюдением требований охраны природы [18].

Мотивы рационального  природопользования:

  • Экономический мотив — важнейший мотив, как в прошлом, так и в настоящее время, ибо вся хозяйственная деятельность человека и само его существование основаны на использовании природных ресурсов.
  • Здравоохранительный мотив возник относительно недавно в связи с усиливающимся загрязнением окружающей среды, результатом которого являются многочисленные заболевания и снижение продолжительности жизни населения.
  • Эстетический мотив подразумевает поддержание хотя бы отдельных природных комплексов в состоянии, способном удовлетворять эстетические потребности человека, которые не менее важны, чем все остальные.
  • Научно-познавательный мотив имеет в виду сохранение био­логического разнообразия организмов, неизмененных участ­ков природы, ее отдельных произведений и т. д. с целью ее научного познания.
  • Воспитательный мотив подразумевает необходимость ох­раны природы для формирования духовных потребностей человека [19].

Функции государственного управления в области охраны окружающей среды:

  1. Экологическое прогнозирование качества окружающей среды и ее изменение под воздействием конкретной экологической политики.
  2. Экологическое планирование, то есть разработка стратегии и детальных программ по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.
  3. Регулирование экономической деятельности с помощью правовых норм.
  4. Руководство экологической деятельностью - организационное воздействие на реализацию экологических программ.
  5. Экологический мониторинг - наблюдение за состоянием окружающей среды, учет наличия, качества и расходования природных ресурсов.
  6. Экологический контроль - деятельность по установлению соответствия и несоответствия окружающей среды установленным требованиям законодательства.
  7. Экологическое образование, обеспечение населения экологической информацией и формирование общественного сознания с целью сознательного изменения культуры потребления [17].

Природоохранные меры:

  • Экологические налоги;
  • Экологические субсидии и правила закупок;
  • Экологические и технологические стандарты;
  • Запреты на торговлю;
  • Экологическая маркировка.

Плата за пользование  природными ресурсами:

  • Рента - доход, который получает собственник природного ресурса.
  • Отчисления на воспроизводство, восстановление и охрану природных ресурсов.
  • Штрафы за сверхлимитное или сверхнормативное использование природных ресурсов.
  • Иные платежи[15].

1.2 Принципы  и методы регулирования природопользования

 

Государственное управление природопользованием и  состоянием окружающей среды - это одна из многочисленных функций государства, направленная на создание и поддержание  необходимых параметров природопользования и состояния окружающей среды [14].

Государственное управления природопользованием и  состоянием окружающей среды в Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1) Законность - данный принцип управления природопользованием  является конституционным и имеет две основные стороны:

  • точное и неукоснительное соблюдение в управленческой деятельности всех нормативно-правовых актов;
  • принятие правильного решения в случае коллизии применяемого законодательства (так, если применяемый закон субъекта федерации противоречит Федеральному закону, то применению подлежит Федеральный закон).

2) Принцип приоритета  охраны окружающей среды подразумевает, что в случае противоречия интересов хозяйственной деятельности и интересов охраны окружающей управленческое решение должно приниматься в соответствии с требованиями охраны окружающей среды, при этом использование одних природных объектов должно осуществляться не во вред другим природным объектам и окружающей среде в целом.

3) Принцип платности  природопользования предусматривает  два аспекта: плату за право пользования природными ресурсами и плату за загрязнение природной среды.

Плата за право  пользования природными ресурсами  подразумевает оплату в денежной форме права пользования ресурсом в установленных размерах, за сверхнормативное пользование ресурсом и на воспроизводство ресурса.

Плата за загрязнение  природной среды подразумевает  оплату в денежной форме нормативные  и за сверхнормативные выбросы, сбросы и размещение отходов.

4) Принцип сочетания  централизованного управления природопользования с местным самоуправлением подразумевает как недопустимость ущемления прав и законных интересов субъекта федерации или органа местного самоуправления системой централизованного управления, так и то, что организация деятельности субъекта федерации или местных органов самоуправления в сфере природопользования не должна осуществляться в ущерб государственным интересам и интересам других территорий.

5) Принцип сочетания  демократического подхода с единоначалием  в управлении природопользованием  с одной стороны предусматривает  максимальное вовлечение населения в процесс охраны окружающей среды, а с другой стороны сочетает расширение демократических начал с точно определенной индивидуальной ответственностью каждого за свои действия в сфере охраны окружающей среды [14].

Классификация методов государственного регулирования рационального природопользования (таблица 1.1):

Таблица 1.1 - Классификация методов государственного регулирования рационального природопользования

Индикативные

Административные

Институциональные

Платное природопользование

Лицензирование

Аудирование (внутреннее и внешнее)

Штрафные санкции

Эколого-экономическая  экспертиза природоохранных проектов

Освоение процедур, правил и методов оценки воздействия  на окружающую среду

Установление  налоговых и иных льгот, предоставляемых  предприятиям при внедрении малоотходных и безотходных технологий, производства и т.д.

Совершенствование законодательства, государственных  норм и методических правил  жизнедеятельности, ГОСТов

Формирование  конкуренции в экоразвитии. Пропаганда экоменеджмента чистых и безотходных технологий, положительного влияния на здоровье и благосостояние граждан экологичного хозяйствования и жизнедеятельности вообще (в мире, РФ, регионах)

Установление  повышенных норм амортизации основных производственных природоохранительных фондов

Экологическое воспитание и образование

Информационное  сопровождение экологических показателей  жизнедеятельности общества, фирм, предпринимателей, региональных структур

Применение  поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию

Создание экологических фондов и контроль за их использованием

Разъяснение и  наказание за экологические преступления, аварии, катастрофы и другие чрезвычайные происшествия

Применение  льготного кредитования предприятий, учреждений, эффективно осуществляющих охрану окружающей природной среде

Меры принуждения  законопослушания. Милиция. Суды. Органы прокуратуры и т.д.

Сертификация  регулярной пожизненной квалификации лиц, принимающих решения и стоящих  на страже соблюдения экобезопасности

Информация о работе Перспективы совершенствования государственного регулирования рационального природопользования в Российской Федерации