Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 19:50, курсовая работа
Целью данной работы является совершенствование системы регулирования рационального природопользования в Российской федерации. В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Раскрыть теоретические основы природопользования.
Проанализировать принципы и методы регулирования природопользования.
Выявить проблемы регулирования рационального природопользования, а также недостатки в экологическом законодательстве.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования рационального природопользования 5
1.1 Природопользование: определение и классификация 5
1.2 Принципы и методы регулирования природопользования 8
Глава 2. Государственное регулирование рационального природопользования в Российской Федерации 14
2.1 Органы, осуществляющие регулирование природопользования 14
2.2 Правовое обеспечение в области регулирования природопользования 18
Глава 3. Перспективы совершенствования государственного регулирования рационального природопользования в Российской Федерации 22
3.1 Проблемы природопользования в России 22
3.2 Меры совершенствования регулирования рационального природопользования в России 30
Заключение 34
Список используемых источников 38
Содержание
Россия заняла
последнее место в рейтинге, ранжирующем
132 страны мира по степени успешности
их экологической политики в 2000-2010 годах
(рейтинг составлен при
Повлияла на такой низкий рейтинг, во-первых, сырьевая направленность российской экономики. Кроме того, в России в течение последних 10 лет произошло существенное ослабление экологического законодательства. Также существующее законодательство повсеместно не исполняется, так как отсутствует необходимый для этого контроль.
Неблагоприятное качество окружающей среды оказывает существенное влияние на здоровье населения. В социальной жизни это приводит к росту социальной напряженности из-за игнорирования экологических прав граждан. Поэтому необходимо принятие мер для совершенствования государственного регулирования природопользования.
Объектом изучения является система регулирования рационального природопользования в Российской Федерации.
Предметом изучения являются отношения в сфере природопользования в России.
Целью данной работы является совершенствование системы регулирования рационального природопользования в Российской федерации. В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Раскрыть теоретические основы природопользования.
Проанализировать принципы и методы регулирования природопользования.
Выявить проблемы регулирования рационального природопользования, а также недостатки в экологическом законодательстве.
Найти наиболее
оптимальные варианты преодоления
проблем регулирования рационал
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассматриваются теоретические основы регулирования природопользования. Во второй главе анализируется государственное регулирование природопользования в России, и выявляются его проблемы. В третьей главе определяются варианты преодоления проблем регулирования рационального природопользования, а также устранения недостатков в экологическом законодательстве.
Для написания данной работы использовались учебники по основам природопользования и экологии таких авторов как Рябых И.В, Калинин И.Б., Пушкарь В.С., Майоров И.С., Лапина М.А.
Кроме того, был исследован ряд международных конвенций, федеральных законов и иных правовых актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность.
Под использованием природных ресурсов понимается эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности [11].
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:
Не являются
объектами экологической
В зависимости от требования по наличию разрешительной документации природопользование подразделяется на общее и специальное.
Общее природопользование не требует какого-либо специального разрешения. Оно осуществляется гражданами в силу принадлежащих им естественных прав, возникающих как результат рождения и существования человека (сбор грибов).
Специальное природопользование реализуется гражданами и хозяйствующими субъектами на основе разрешений компетентных органов государства (использование земельного участка для строительства).
Специальное природопользование носит целевой характер и в зависимости от вида используемых объектов подразделяется на: землепользование, недропользование, пользование водой и лесопользование, пользование растительным и животным миром, использование атмосферного воздуха и т.д.
В зависимости от титула, на котором основано природопользование:
В зависимости от срока использования:
В зависимости от способа использования:
При рациональном
природопользовании вовлечение природных
ресурсов в сферу человеческой деятельности
дает возможность обеспечения
Мотивы рационального природопользования:
Функции государственного управления в области охраны окружающей среды:
Природоохранные меры:
Плата за пользование природными ресурсами:
Государственное управление природопользованием и состоянием окружающей среды - это одна из многочисленных функций государства, направленная на создание и поддержание необходимых параметров природопользования и состояния окружающей среды [14].
Государственное управления природопользованием и состоянием окружающей среды в Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующими принципами:
1) Законность -
данный принцип управления
2) Принцип приоритета охраны окружающей среды подразумевает, что в случае противоречия интересов хозяйственной деятельности и интересов охраны окружающей управленческое решение должно приниматься в соответствии с требованиями охраны окружающей среды, при этом использование одних природных объектов должно осуществляться не во вред другим природным объектам и окружающей среде в целом.
3) Принцип платности
природопользования
Плата за право
пользования природными ресурсами
подразумевает оплату в денежной
форме права пользования
Плата за загрязнение природной среды подразумевает оплату в денежной форме нормативные и за сверхнормативные выбросы, сбросы и размещение отходов.
4) Принцип сочетания
централизованного управления п
5) Принцип сочетания
демократического подхода с
Классификация методов государственного регулирования рационального природопользования (таблица 1.1):
Таблица 1.1 - Классификация методов государственного регулирования рационального природопользования
Индикативные |
Административные |
Институциональные |
Платное природопользование |
Лицензирование |
Аудирование (внутреннее и внешнее) |
Штрафные санкции |
Эколого-экономическая экспертиза природоохранных проектов |
Освоение процедур, правил и методов оценки воздействия на окружающую среду |
Установление налоговых и иных льгот, предоставляемых предприятиям при внедрении малоотходных и безотходных технологий, производства и т.д. |
Совершенствование законодательства, государственных норм и методических правил жизнедеятельности, ГОСТов |
Формирование конкуренции в экоразвитии. Пропаганда экоменеджмента чистых и безотходных технологий, положительного влияния на здоровье и благосостояние граждан экологичного хозяйствования и жизнедеятельности вообще (в мире, РФ, регионах) |
Установление повышенных норм амортизации основных производственных природоохранительных фондов |
Экологическое воспитание и образование |
Информационное
сопровождение экологических |
Применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию |
Создание экологических фондов и контроль за их использованием |
Разъяснение и наказание за экологические преступления, аварии, катастрофы и другие чрезвычайные происшествия |
Применение льготного кредитования предприятий, учреждений, эффективно осуществляющих охрану окружающей природной среде |
Меры принуждения законопослушания. Милиция. Суды. Органы прокуратуры и т.д. |
Сертификация регулярной пожизненной квалификации лиц, принимающих решения и стоящих на страже соблюдения экобезопасности |