Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 19:50, курсовая работа
Целью данной работы является совершенствование системы регулирования рационального природопользования в Российской федерации. В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Раскрыть теоретические основы природопользования.
Проанализировать принципы и методы регулирования природопользования.
Выявить проблемы регулирования рационального природопользования, а также недостатки в экологическом законодательстве.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования рационального природопользования 5
1.1 Природопользование: определение и классификация 5
1.2 Принципы и методы регулирования природопользования 8
Глава 2. Государственное регулирование рационального природопользования в Российской Федерации 14
2.1 Органы, осуществляющие регулирование природопользования 14
2.2 Правовое обеспечение в области регулирования природопользования 18
Глава 3. Перспективы совершенствования государственного регулирования рационального природопользования в Российской Федерации 22
3.1 Проблемы природопользования в России 22
3.2 Меры совершенствования регулирования рационального природопользования в России 30
Заключение 34
Список используемых источников 38
• Дисциплинарную ответственность за экологические проступки несут работники предприятий, учреждений, организаций в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными актами. Предусмотрена в Трудовом кодексе РФ [16].
Российская Федерация является также участницей следующих международных соглашений:
Кроме этого, Российская Федерация - участница Конвенции ООН по морскому праву, Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78), Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года, Конвенции относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью 1969 года, Международной конвенции по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 года и ряда других морских конвенций.
Российская Федерация — наблюдатель в:
Согласно данным "Гринпис России", в результате деятельности российской нефтяной промышленности на землю ежегодно попадает свыше 30 миллионов баррелей нефти, происходит более 10 тысяч нефтяных разливов в год. Каждые 18 месяцев более 4 миллионов баррелей нефти попадают в Северный Ледовитый океан, приобретая масштаб общечеловеческой проблемы. Причины таких аварий — ветхое состояние трубопроводов, на устранение которых компании тратят крайне мало денег [20].
Также к причинам нефтяных аварий можно отнести низкие штрафы, предусмотренные российским законодательством.
Часто нефтяные компании даже не сообщают о случившихся прорывах, поэтому реальные цифры нефтяных утечек намного выше. Нефтяные компании за год отчитываются о не более чем 10-20 тысяч тонн нефти, которая разлилась и попала в окружающую среду, то есть о 20-30 авариях в год (рисунок 2.1). Стоит также отметить недоступность информации, связанной с разливами нефтепродуктов и порывами нефтепроводов. Так, в открытых источниках нет ни данных о порывах нефтепроводов в разрезе компаний, ни данных об объемах разлитой нефти [13].
Рисунок 2.1 - Динамика количества прорывов трубопроводов и объемы добычи нефти в России
Нефть, постоянно просачивающаяся через ржавые трубопроводы и старые скважины, загрязняет почву, убивает все растущие на ней растения, разрушает среду обитания для млекопитающих и птиц, приводит к возникновению раковых заболеваний у человека.
Учет лесного фонда в России проводится каждые 5 лет. Согласно ему, около 1,5 миллиардов гектаров в нашей стране относится к лесным территориям, в которые входят настоящие леса, болота и пески, сенокосы и каменистые россыпи, а также другие угодья. Незаконная вырубка леса наносит огромный ущерб не только экономике страны, но и вредит экологии. На сегодняшний день незаконная вырубка составляет 1,2 млн. кубометра в год, что составляет почти 1,5% от общего объема заготовок. Ежегодный ущерб от незаконной вырубки леса превышает 10 млрд. рублей. Такие данные привел министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской [21],[22].
Согласно официальному
выступлению первого
В 2006 году в России был принят Лесной кодекс. Документ получил немало критики не только от работников лесного хозяйства и экологов, но даже от лесопромышленников и чиновников многих субъектов Российской Федерации. Новый лесной закон создал условия для захвата лесных земель под застройку, открыл возможность вести строительство в национальных парках, ликвидировал лесную охрану — службу лесников, охранявших лес от пожаров и незаконных рубок. Количество людей, занятых в лесохозяйственных организациях, за 3,5 года сократилось в 4 раза. Беспризорность наших лесов, отсутствие надежной государственной лесной охраны стали главной причиной пожарной катастрофы 2010 года (рисунок 2.2). Обнаруживать начинающиеся лесные пожары и тушить их на самых ранних стадиях оказалось просто некому [13].
Рисунок 2.2 - Динамика числа лесных пожаров и их площади в России
К проблемам
лесного хозяйства России также
можно отнести следующие
Деятельность лесохозяйственных организаций на 80-90% обеспечивалась за счет доходов от собственной хозяйственной деятельности, теперь же они практически лишены такой возможности и целиком зависят от бюджетных средств.
В России появился целый ряд категорий лесов и защитных лесных насаждений, на которые в явном виде не распространяется действие лесного законодательства, за сохранность которых никто не отвечает и которые фактически являются бесхозными и беспризорными.
Следующая проблема - загрязнение поверхностных вод, то есть:
1) Сбрасывание
у водоема неочищенных или
недостаточно очищенных
2) Остатки удобрений
и ядохимикаты, которые
Ежегодно в реки и водоемы России сбрасываются 17 кубических километров неочищенных сточных вод. Вместе с ними, по оценкам Росприроднадзора, в воду попадает более 12 миллионов тонн загрязняющих веществ (рисунок 2.3).
Основную долю загрязнений
Рисунок 2.3 - Динамика количества случаев экстремально высокого и высокого загрязнения поверхностных вод России
Не менее демонстративны некоторые показатели загрязнения воздуха в городах. При этом данные о выбросах и сбросах конкретного предприятия в соответствии с введенным с 2006 году законом о государственном статистическом учете являются конфиденциальными и не предоставляются даже живущим рядом людям (в том числе через суд).
Количество городов, в которых среднегодовая концентрация одного или нескольких загрязняющих веществ больше 1 ПДК (предельно допустимой концентрации), за последние 10-15 лет не уменьшилось (рисунок 2.4). В 2010 году таких городов было 207. Стоит подчеркнуть, что ПДК устанавливается именно исходя из того, что его превышение недопустимо и (потенциально) может нанести вред здоровью.
Рисунок 2.4 - Динамика количества городов России, где среднегодовые концентрации одного или нескольких веществ превышали 1 пдк
Сложившаяся на сегодняшний день в России ситуация в области обращения с твердыми бытовыми отходами (ТБО), может привести к опасному загрязнению окружающей среды и создать реальную угрозу здоровью населения.
Ежегодно в России образуется порядка 35-40 млн. тонн ТБО или порядка 200 млн.м. куб., что составляет около 10 % от всех ежегодно образующихся отходов (рисунок 2.5). Практически весь указанный объем в дальнейшем размещается на полигонах ТБО, санкционированных и несанкционированных свалках, и только 4-5% указанного объема вовлекаются в переработку.
Рисунок 2.5 - Динамика образования отходов производства и потребления в России, млн.тонн
В настоящее время предприятий по переработке отходов насчитывается порядка 243 единиц, мусоросжигающих заводов порядка 40.
В большинстве случаев производителю не выгодно сдавать на переработку образующиеся отходы, так как плата за их размещение ниже, чем плата за услуги по сбору, транспортировке и переработке ряда отходов. Более того, потенциальному потребителю вторичных материальных ресурсов нет выгоды использовать их из-за мизерности льгот и получаемой прибыли. А вместе с этим вовлечение отходов в оборот позволит не только уменьшить количество свалок, но и может снизить антропогенную нагрузку на иные компоненты окружающей среды.
Кроме того, недостаточность и несовершенство законодательной и нормативной правовой базы в сфере обращения с отходами производства и потребления; отсутствие достаточных экономических стимулов для сбора и переработки значительной массы отходов; недостаточное участие малого и среднего бизнеса в сфере деятельности по сбору и переработке вторичных ресурсов.
В последнее
время выросло число
Также важной проблемой является отсутствие реального учета мнения общественности на ранних стадиях разработки проекта, в результате чего возникает социальное напряжение в обществе. Так, в Перми уже было опубликовало техническое задание на разработку проектной документации для строительства нового зоопарка в Черняевском лесу, в то время как большинство жителей города и ученые против этого строительства, так как, по их мнению, колоссальный вред будет нанесен как самому лесопарку, так и животным из зоосада. Данный вопрос регулируется Положением о государственной экспертизе (утв. Постановлением Правительства РФ №145 от 05.03.2007г), устанавливающим перечень объектов госэкспертизы, для которых выполняется процедура ОВОС, и обязывающий проводить общественные слушания в рамках процедуры ОВОС для данных объектов.
Обеспечение рационального природопользования невозможно без проведения реального контроля за соблюдением экологического законодательства, в том числе общественного. Однако в России нет соответствующей законодательной базы для осуществления общественного контроля за состоянием окружающей среды.
В Российской Федерации с 1992 по 2000 год существовал независимый и обладающий всеми необходимым полномочиями федеральный орган, осуществляющий государственный контроль в сфере окружающей среды - Госкомприроды СССР и РСФСР. Госкомприроды оказался «пятым колесом» в государственной машине. По статусу и формальной бюрократической иерархии он не был выше подконтрольных ведомств, его положение в ряду других министерств не позволяло функционировать комитету как зонтичной организации. С самого начала Госкомприроды оказался не только административно, но и в финансовом плане «на вторых ролях».
В 2000 году Указом Президента Российской Федерации Госкомэкология России был ликвидирован, а его функции были переданы в Министерство природных ресурсов, а позже и другим органам. Это привело к ослаблению эффективности деятельности по государственному экологическому контролю и государственной экологической экспертизе. Кроме того, в России не существует института оценки предполагаемой хозяйственной деятельности с точки зрения ее экологической безопасности.