Планирование как основная функция управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 20:47, дипломная работа

Краткое описание

Создать организационный и экономический механизм управления предприятием в условиях рыночной экономики без разработки четкой системы внутрифирменного планирования, устраняющей указанные недостатки, нельзя. Однако построение такой системы – достаточно сложный процесс, требующий ресурсов, соответствующих навыков и умения от работников предприятия, прежде всего менеджеров, которым приходится решать ряд сложных методологических и организационно-технических проблем, связанных с кардинальной перестройкой всех элементов внутрифирменного планирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Предприятие как объект планирования………………….5
Роль и место планирования в управлении предприятием…….5
Планирование как наука. Ее объект, методы и предмет……….14
Предмет планирования………………………………………….19
ГЛАВА 2. Система планирования на предприятии..........................22
2.1. Формы планирования и виды планов. …………………………..22
2.2. Факторы, влияющие на выбор формы планирования………….30
2.3. Организация внутрифирменного планирования………………..35
2.4. Структура плановых органов на предприятии………………...49
ГЛАВА 3. Типы планирования…………………………………………53
Стратегическое планирование……………………………………53
Планирование риска………………………………………………58
Тактическое планирование……………………………………….61
Планирование производственной программы………………….64
Планирование потребности в персонале………………………..68
Планирование издержек…………………………………………..70
Планирование финансов………………………………………….73
ГЛАВА 4. Составление бизнес-плана…………………………………74
Заключение..................................................................................................79
Перечень принятых сокращений …………………………………….80
Приложение 1…………………………………………………………….81
Библиографический список……………………………………………100

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ЭЛ ПРЕДПРИЯТИЯ.doc

— 726.00 Кб (Скачать файл)

V. Моделирование.

Сущность  моделирования  заключается в создании  такого  аналога планируемого  процесса, в котором  отражены  его  важнейшие, с точки  зрения  цели  исследования, свойства и опущены  второстепенные  черты.

В  планировании моделирование  применяется  в следующих  случаях:

- когда  необходимо  разработать   проект  системы,  не создавая  его в реальной  жизни

- когда  эксперимент  в условиях  реальной  системы   связан с ее  разрушением

VI. Методы  специальных  исследований.

В планировании  имеются  процессы, поддающиеся  количественному  измерению.  Есть и такие  которые  невозможно  измерить количественной  оценкой (например, влияние  моральных  стимулов  на  рост  производительности  труда).  Поэтому   становится  ясно, что необходимо проводить социальные  исследования.  Они  могут  проводиться  с помощью  анкетирования и интервьюирования, а так же с применением   других  методов.

Объектом  планирования  на  предприятии является  его деятельность, под которой  понимается  выполнение  им  своих  функций.

А основными функциями (видами  деятельности) являются:

    • хозяйственная  деятельность (главной задачей которой является  получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических потребностей  собственника и членов  трудового коллектива)

 

    • социальная  деятельность (обеспечивает  условия для воспроизводства работника и реализации  его интересов: оплата  труда, безопасность условий труда и т.д.)
    • экологическая деятельность (направлена  на  снижение и компенсацию  отрицательного  воздействия  его  производства  на  природную  среду)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Предмет  планирования.

В общем  виде  планирование  можно  определить  как  процесс принятия  решений, который предшествует будущему  действию.  Решения  руководства передаются по  иерархическим  ступеням организации с тем, чтобы  управляющие  каждого  нижестоящего  уровня  могли  разработать свой  план.

 Принятие  плановых  решений всегда  связано с использованием  ресурсов. Проще  сказать,  план – это тот или иной  вариант использования ресурсов  предприятия.

Классификация  ресурсов  может  быть различной.  Но  на  практике  чаще  всего выделяют  три  основные  группы  ресурсов:¹

1 группа -  Трудовые  ресурсы.

Под  трудовыми  ресурсами понимается часть трудоспособного  населения  страны, обладающая  физическим  развитием, умственными  способностями  и знаниями, которые  необходимы  для  работы  на  предприятии.  По-другому,  трудовые  ресурсы - это кадры предприятия.  Западные  специалисты рассматривают структуру  предприятия как совокупность  вещественного и человеческого капитала, главным  среди  которых  является  человеческий  капитал.

2 группа –  Производственные  фонды.

В процессе  производства работники предприятия  с помощью  средств  труда воздействуют  на  предметы  труда и  превращают их в готовую  продукцию. Выраженные в стоимостной  форме  средства  производства  представляют  собой  производственные  фонды.

Выделяют следующие  виды  фондов:

    • основные  производственные  фонды (часть производственных   фондов, участвующая в    процессе  производства  длительное  время)

¹ Прогнозирование и планирование в условиях  рынка./Под редакцией 

Морозовой Т.Г., Пулькина А.В. М.: ЮНИТИ – ДИАНА, 2001 г., 318 с.

    • непроизводственные фонды (жилые дома, детские и спортивные  учреждения, то есть  фонды,  участвующие в социальной  деятельности  предприятия)
    • оборотные  фонды (часть производственных  фондов, целиком  потребляемая в каждом производственном цикле)
    • фонды  обращения (обеспечивают бесперебойность  процесса  реализации  продукции и закупки  сырья)

3 группа –  Инвестиции.

Это  финансовые  и  материальные ресурсы, а также  все  виды  имущественных и интеллектуальных   ценностей, вкладываемые в объекты  предпринимательской и других  видов деятельности с целью  получения  прибыли  или достижения  социального  эффекта.

4 группа –  Информация. 

В последней  четверти XX века информация  стала для промышленно развитых  стран одним из наиболее  важных национальных  ресурсов, который определяет  экономическую  мощь  страны.  Председатель  программы по  формированию  политики в области информационных  ресурсов, профессор Гарвардского  университета  А.Оеттингер  считает, что  наступило  время, когда  информация  становится  таким же  основным  ресурсом, как материал и энергия.

Как и  всякий   ресурс, информация  имеет свою  технологию  обработки. Информация  является  единственным видом  ресурсов, который  в ходе  поступательного  развития  человечества не только не  истощается, но  и увеличивается, качественно  совершенствуется и вместе  с тем содействует  наиболее рациональному  и эффективному использования всех других ресурсов.

 

 

 

 

5 группа –  Время.

Это  важнейший  ресурс, который  присутствует во  всех  показателях  планирования, учитывается  при оценке различных  предпринимательских  проектов.

 Время  может  рассматриваться как цель и  как ограничение.  Время как   ресурс  присутствует при  принятии  любых  плановых  решений. 

6 группа –  Предпринимательский  талант.

Предпринимательский  ресурс  или фактор представляет собой  особый  вид  людских  ресурсов, представленный  деятельностью по координированию и  комбинированию всех  других ресурсов.

Предпринимательство –  это талант, в основе  которого лежат  врожденные  задатки.  Проявить такие  качества  сложно, а порой  и невозможно. Это  невозобновляемый    ресурс, связанный с личностью  конкретного  человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Система  планирования  на  предприятии.

2.1. Формы планирования  и виды планов.

Планирование  является важнейшей  функцией управления, которая, так же как и управление, видоизменяется в процессе развития  экономики. Централизованной  системе планирования экономикой соответствует  адекватная система народнохозяйственного планирования. Поэтому переход к рыночной  концепции  управления потребовал пересмотра всех  элементов планирования.¹

Система  управления экономикой в нашей  стране сложилась  под воздействием  ряда  специфических  факторов:

    • Монополия  государственных  предприятий, обусловленная преобладанием  государственной собственности;
    • Жесткая система установления хозяйственных связей между предприятиями;
    • Ограничение самостоятельности субъектов  хозяйствования;
    • Концентрация производства, ориентация производственной специализации не на хозрасчетную, а на народнохозяйственную эффективность;
    • Замкнутость единого народнохозяйственного комплекса  страны.

Планирование как форма  государственного  воздействия на экономику  существует  практически  во  всех странах. Оно органически  вписывается в рыночный механизм  хозяйствования. Важно определить, что и как должно планировать государство, а что – сами предприятия (субъекты планирования).  Чтобы решит эту проблему необходимо  рассмотреть виды  планирования.

По   содержанию  и   форме   проявления  различают  следующие  виды   (формы)  планирования и виды  планов.²


  ¹ Прогнозирование и планирование в условиях  рынка./ Под редакцией

          Морозовой Т.Г.  и др. М.: ЮНИТИ-ДИАНА, 2001 г. 318 с.

² Ильин А.И.  Управление предприятием  Мн.: Высшая  школа, 2000 г. 275 с.

  1. С точки зрения обязательности плановых заданий:

- директивное 

- индикативное планирование 

Директивное планирование представляет собой процесс принятия  решений, имеющих обязательный  характер  для объектов планирования. Вся система социалистического народнохозяйственного  планирования носила исключительно директивный  характер. Поэтому за невыполнение плановых  заданий руководители  предприятий несли дисциплинарную, а иногда и уголовную  ответственность. Директивные  планы имеют, как правило, адресный  характер и отличаются чрезмерной  детализацией.

  Индикативное  планирование представляет  собой наиболее распространенную  во всем мире форму государственного планирования макроэкономического развития. Индикативное планирование является  антиподом  директивного, потому что индикативный  план не носит обязательный для  исполнения  характер. В целом  индикативное  планирование  носит направляющий, рекомендательный  характер.

В процессе деятельности при составлении перспективных  планов используется индикативное планирование, а в текущем планировании – директивное.  Два этих  планирования  должны дополнять друг друга, быть органически увязаны. 

   2. В зависимости от срока, на который составляется  план, и степень детализации плановых  расчетов  принято различать:

- долгосрочное планирование (перспективное)

- среднесрочное  планирование 

- краткосрочное планирование  (текущее)

Перспективное  планирование охватывает период более 5 лет, например, 10, 15 и 20 лет.  Такие планы призваны определять долговременную  стратегию предприятия, включая социальное, экономическое, научно-технологическое развитие.

Перспективное  планирование  следует отличать от прогнозирования.   По форме они представляют собой один  и тот же  процесс, а по содержанию различаются. Прогнозирование – это процесс предвидения, построенный на  вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития предприятия в будущем, его возможном  состоянии. Прогнозирование позволяет выявить альтернативные  варианты развития планируемого процесса или объекта и обосновать выбор наиболее приемлемого варианта. В этом  смысле прогнозирование  является одним из этапов  перспективного  планирования. Без данного атрибута перспективное  планирование  являлось бы гадание, а не научным предвидением.

Среднесрочное планирование осуществляется на период от 1 года до 5 лет.  На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещается с текущим. В этом  случае составляется так называемый скользящий пятилетний  план, в котором первый  год детализируется до уровня текущего плана и представляет  собой по сути дела краткосрочный план.

Текущее планирование охватывает  период до года, включая полугодичное, квартальное, месячное, недельное (декадное) и суточное  планирование.

  1. По содержанию плановых  решений выделяют:

     - стратегическое  планирование

     - тактическое планирование

     - оперативно-календарное  планирование 

     - бизнес-планирование

Стратегическое  планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития  предприятия.¹


 ¹ Ильин А.И. Планирование на  предприятии. В 2ч. Ч.1. Стратегическое  планирование. Мн.: Новое  знание, 2000 г. 296 с.

 

Посредством  стратегического  планирования принимаются  решения  о том, как расширить деятельность в области бизнеса,  создать  новые сферы  бизнеса, стимулировать процесс удовлетворения нужд потребителей, какие  усилия  следует  принять для  удовлетворения рыночного  спроса, на каких рынках  лучше действовать, какую продукцию выпускать или какие  услуг  оказывать, с какими  партнерами вести бизнес и т.д.

Основная  цель  стратегического  планирования состоит в создании  потенциала для  выживания предприятия  в условиях динамично изменяющейся  внешней   и внутренней среды, порождающей  неопределенность перспективы.

 Тактическое  планирование.  Если стратегическое  планирование  рассматривают как поиск новых возможностей предприятия, то тактическое планирование следует считать процессом создания предпосылок для реализации этих  новых возможностей, а оперативно-календарное планирование – процессом  их  реализации.

В результате тактического планирования  составляется  план экономического и социального развития  фирмы, представляющий  программу  производственной,  хозяйственной  и социальной деятельности фирмы  на  соответствующий  период.

Тактическое  планирование  охватывает  краткосрочный и среднесрочный  периоды.  Что касается  объектов  и предметов  этого планирования, то они могут быть самыми разными. При этом  следует помнить одно  правило: единственная  возможность сделать процесс тактического  планирования контролируемым заключается в планировании только основных видов продукции и затрат, важнейших функций.  Но при различной структуре планов должна соблюдаться зависимость: «издержки – выпуск – прибыль цена». Иначе становится  нецелесообразным  тактическое  планирование.

Информация о работе Планирование как основная функция управления