Планирование предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 10:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель представленной курсовой работы - постановка и решение конкретных технико-экономических задач в области планирования производства и технического развития предприятия ООО ЖК «Самарский».
Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи.
- определить выработку масложировой продукции на текущий проектируемый год;
- рассчитать потребность в ресурсах, необходимых для выполнения установленных заданий;
- разработать организационно-технические мероприятия по улучшению использования ресурсов предприятия и повышению эффективности его работы.
- обосновать и рассчитать плановые показатели.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….41. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………...6
ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО
И ОРГАНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………......6
1.1. Принципы и методы планирования развития предприятия………………6
1.2. Виды планирования и система планов……………………………………...18
1.3. Стратегическое планирование на предприятии……………………………22
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ: РАЗРАБОТКА ГОДОВОГО
ПЛАНА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ООО «ЖК САМАРСКИЙ»……29
2.1. Краткая характеристика предприятия……………………………………...29
2.2. Планирование материально-технического обеспечения
ООО «Жиркомбинат Самарский»……………………………………………….33
2.3. План технического развития цеха маргариновой продукции
ООО «Жиркомбинат Самарский»……………………………………………….37
3. РАСЧЁТНЫЙ РАЗДЕЛ………………………………………………………..41
3.1. Задание………………………………………………………………………..41
3.2. Задание………………………………………………………………………..45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………49

Вложенные файлы: 1 файл

планирование.doc

— 575.50 Кб (Скачать файл)

    Метод планирования - это способ выполнения определенной последовательности операций, приемов, процедур аналитического, логического и вычислительного характера, завершающийся разработкой варианта плана.

     Существует  несколько методов планирования: балансовый, расчетно-аналитический, экономико-математические, графоаналитический и программно-целевые.(рисунок 1) 

     

     Рис. 1. Методы планирования

     Балансовый  метод планирования обеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах и источниках их покрытия, а также между разделами плана.

     Например, балансовый метод увязывает производственную программу с производственной мощностью  предприятия, трудоемкость производственной программы с численностью работающих. На предприятии составляются балансы  производственной мощности, рабочего времени, материальный, энергетический, финансовый.

     Расчетно-аналитический  метод используется для расчета  показателей плана, анализа их динамики и факторов, обеспечивающих необходимый  количественный уровень.

     В рамках этого метода определяется базисный уровень основных показателей плана и их изменения в плановом периоде за счет количественного влияния основных факторов, рассчитываются индексы изменения плановых показателей по сравнению с базисным уровнем.

     Экономико-математические методы позволяют разработать экономические модели зависимости показателей на основе выявления изменения их количественных параметров по сравнению с основными факторами, подготовить несколько вариантов плана и выбрать оптимальный.

     Графоаналитический  метод дает возможность изобразить результаты экономического анализа графическими средствами.

     С помощью графиков выявляется количественная зависимость между сопряженными показателями, например, между темпами  изменения фондоотдачи, фондовооруженности и производительности труда.

     Сетевые графики являются разновидностью графоаналитических методов. С их помощью моделируется параллельное выполнение работ в пространстве и времени по сложным объектам, например, реконструкция цеха, разработка и освоение новой техники.

     Программно-целевые методы позволяют составлять план в виде программы, т.е. комплекса задач и мероприятий, объединенных одной целью и приуроченных к определенным срокам.

     Характерная черта программы – ее нацеленность на достижение конечных результатов. Стержнем программы является генеральная цель, конкретизируемая в ряде подцелей и задач.

     Цели  достигаются конкретными исполнителями, которые наделяются необходимыми ресурсами. На основе ранжирования целей (генеральная  цель – стратегические и тактические  цели – программы работ) составляется граф типа «дерево целей» – исходная база для формирования системы показателей программы и организационной структуры управления ею.

    Формы планирования в зависимости от длительности планового периода:

    - перспективное планирование (прогнозирование);

    - среднесрочное планирование;

    - текущее (бюджетное, оперативное)  планирование.

    Виды  планов:

    в зависимости от содержания хозяйственной деятельности:

    - планы НИОКР;

    - производства;

    - сбыта;

    - материально-технического снабжения;

    - финансовый план;

    в зависимости от организационной структуры фирмы:

    - планы производственного отделения;

    - планы дочерней компании.

    Уровень и качество планирования определяются:

    -     компетентностью руководства фирмы на всех уровнях управления;

    - квалификацией специалистов, работающих в функциональных подразделениях;

    - наличием информационной базы и обеспеченностью компьютерной техникой.

    Содержание  внутрифирменного планирования как  функции управления крупной промышленной фирмой состоит в обоснованном определении  основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка.

    Плановая  система фирмы состоит из отдельных  компонентов.  На практике выделяется 3 основных результата хозяйственной или коммерческой деятельности:

          а) доля рынка;

          б) рентабельность;

          в) конкурентоспособность.

         Также сюда относят квалификацию и опыт персонала, мотивацию, действенность системы управления, четкость работы всех структурных подразделений, плановость, эффективность использования связанных групп исполнителей.

    Также в вопросах внутрифирменного планирования  важнейшее значение имеет маркетинговая программа развития фирмы.

    Маркетинговая программа составляется после завершения серьезного научно - практического исследования: анализа маркетинговой среды, комплексного исследования требований потребителей к товару, конъюнктуры рынка, его емкости и рыночного спроса, системы ценообразования, методов сбыта, и оценки производственно-ресурсных и сбытовых возможностей.

    В зависимости от периода времени различают следующие виды планирования:

    1) долгосрочное планирование (от 10 до 25 лет) имеет проблемно-целевой  характер, в нем формулируется  стратегия деятельности предприятия  на продолжительный период. Цели  и задачи долгосрочного плана  конкретизируются в среднесрочном  плане;

    2) среднесрочные планы (на 2 - 3 года) в качестве объектов имеют организационную структуру, производственные мощности, капитальные вложения, потребности в финансовых средствах, исследования и разработки и тому подобное;

    3) краткосрочные планы (на 1 год  (редко на 2 года)) включают конкретные способы использования ресурсов на предприятии. Эти планы детализируются по кварталам, месяцам, декадам.

    Перечисленные выше виды планирования необходимо увязывать  между собой, они не должны противоречить  друг другу.

    В зависимости от содержания и значения планирования в процессе плановой деятельности выделяют три вида планирования:

    1) стратегическое планирование - это  набор процедур и решений, с  помощью которых разрабатывается  стратегия предприятия, которая  обеспечивает достижение его  целей. Стратегия в данном случае означает план наиболее эффективного распределения ресурсов для достижения целей.

    Процесс стратегического планирования содержит:

    1) определение миссии предприятия;

    2) формулирование целей и задач  функционирования предприятия;

    3) оценку и анализ внешней и внутренней среды (возможностей и потенциала предприятия);

    4) разработку и анализ стратегических  альтернатив (как предприятие  будет достигать своих целей);

    5) выбор оптимального варианта  стратегического плана;

    2) тактическое планирование - это мероприятия по расширению производства и по повышению технико-экономического уровня, обновлению и повышению качества продукции, наиболее полному использованию достижений научно-технического прогресса, то есть процесс реализации стратегических планов.

    Тактическое планирование охватывает среднесрочный  и краткосрочный периоды;

    3) оперативное планирование - является  завершающим этапом в планировании  хозяйственной деятельности, задачей  которого является конкретизация  показателей тактического плана  с целью организации повседневной работы предприятия и его подразделений.

    В процессе оперативного планирования:

    1) определяется время выполнения  отдельных операций, изготовления  отдельных единиц продукции, устанавливаются  сроки передачи продукции, полуфабрикатов из одного цеха в другой или покупателю;

    2) осуществляется оперативная подготовка  производства (доставка сырья, инструмента  на рабочее место);

    3) осуществляются систематический  контроль, учет, анализ и регулирование  производственного процесса.

    Оперативное планирование увязывает все элементы предприятия в единый производственный организм.

    Производственная  программа (план производства) предприятия - важнейший раздел плана предприятия, в котором отражаются определенный объем и ассортимент продукции  соответствующего качества, отражающие спрос на данную продукцию и реальные возможности производства по удовлетворению этого спроса.

    К показателям производственной программы  относят:

    1) темп роста производства товарной (валовой) продукции;

    2) производство важнейших видов продукции в натуральном выражении (с указанием "в том числе продукция на экспорт");

    3) показатель качества продукции.

    Производственная  программа формируется на основании  данных маркетинговых исследований рынка, величины государственного заказа, уже сформированного портфеля заказов, а также существующих ограничений по всем видам ресурсов.

    Разделы производственной программы:

    1) план производства продукции  в натуральном выражении является  основой для определения объема  продукции в стоимостном выражении. Задания по производству продукции в натуральном выражении устанавливаются в тоннах, штуках и так далее.

    В практике планирования используют:

    1) натуральные единицы измерения  зависят от специфики продукции.  Например, в нефтяной промышленности  единицей измерения является тонна, лесопереработке - кубический метр;

    2) условно-натуральные единицы измерения  применяют тогда, когда одинаковые  по назначению виды продукции  имеют различную потребительную  стоимость или же выпускаемая  продукция (например, машины, механизмы) неодинакова по мощности, производительности.

    Например, уголь может иметь различную  калорийность, поэтому на практике добыча топлива может планироваться  в условных тоннах, а продукция  консервной промышленности выпускается  в банках различной емкости, поэтому производство консервов может планироваться в тысячах условных банок.

    Важной  частью плана производства продукции  в натуральном выражении является задание по дальнейшему повышению качества продукции. Качество продукции по своим технико-технологическим и экономическим показателям должно отвечать высшим достижениям науки на стадиях проектирования и изготовления продукции.

    К недостаткам планирования продукции  в натуральном выражении следует  отнести то, что не всегда есть возможность  определить общий объем производства, темпы его роста и структуру;

    2) план выпуска продукции в стоимостных  показателях выражается в объеме  валовой, товарной, чистой и реализованной  продукции. Самыми главными стоимостными  показателями, которые используются  для определения объема промышленного производства, его структуры, темпов роста, производительности труда, фондоотдачи и других технико-экономических показателей деятельности предприятия, являются объем товарной и валовой продукции.

Информация о работе Планирование предприятия