План производства продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 23:42, контрольная работа

Краткое описание

Конечным финансовым результатом хозяйственной деятельности предприятия (фирмы) является прибыль. Значение прибыли обусловлено тем, что, с одной стороны, главным образом она зависит от качества работы предприятия, создает его экономическую заинтересованность в наиболее эффективном использовании ресурсов, так как, с одной стороны, является основным источником производственного и социального развития, с другой -важнейшим источником формирования государственного бюджета. Таким образом, в росте суммы прибыли заинтересовано как предприятие, так и государство.

Содержание

ПОНЯТИЕ КОНЕЧНОГО РЕЗУЛЬТАТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ, ПОКАЗАТЕЛИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
НАЗНАЧЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПЛАНА ПРОИЗВОДСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
ЗАДАЧА
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа-3.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

В современных рыночных условиях на отечественных предприятиях разрабатываются главным образом текущие планы производства, содержащие например, такие показатели, как номенклатура и количество выпускаемой продукции в натуральных показателях, объем реализации или продажи продукции, работ и услуг в денежном выражении, численность промышленно-производственного персонала предприятия, фонд оплаты труда и средний уровень заработной платы персонала, запасы материалов, незавершенного производства и готовой продукции, объем капитальных вложений и инвестиций по отдельным направлениям деятельности, основные финансовые показатели — себестоимость, прибыль, рентабельность и т.д.

Таким образом, в годовом плане  производства каждого предприятия  содержится взаимосвязанная система следующих плановых показателей:

  • основная цель производственной деятельности фирмы и ее отдельных подразделений на плановый период;
  • объемы и сроки производства продукции, работ и услуг с указанием конкретных количественных и качественных показателей по всей номенклатуре товаров;
  • расчет производственной мощности предприятия, цехов и участков, подтверждающий ее сбалансированность с годовыми объемами производства, равновесие спроса и предложения;
  • определение потребности ресурсов на выполнение годовой производственной программы предприятия и его подразделений, расчет баланса полуфабрикатов и комплектующих;
  • распределение планируемых работ по основным цехам — исполнителям рыночных заказов, а также срокам изготовления и поставки продукции на рынок;
  • выбор средств и методов достижения запланированных показателей, расчет объемов незавершенного производства, коэффициентов загрузки технологического оборудования и производственных площадей;
  • обоснование методов и форм организации производства запланированных товаров, работ и услуг и контроля выполнения планов производства и реализации продукции.

Как видно, планирование производства продукции предусматривает систему  взаимодействия комплекса экономических  ресурсов и внутрифирменных факторов, направляемых на достижение выработанной стратегии и поставленных задач на основе полного использования технических, организационных и иных имеющихся на предприятии резервов. Планирование служит необходимым условием свободного выбора вида производственной деятельности, своевременной подготовки материальных и трудовых ресурсов, технологического оборудования и конкурирующих изделий для производства требуемых рынком товаров и услуг. Поэтому каждая независимая производственная фирма должна самостоятельно планировать свою производственную деятельность на несколько лет вперед с учетом потребностей рынка и своих возможностей.

Переход отечественных  предприятий к рыночным отношениям означает самопланирование, самоорганизацию, самоуправление и самофинансирование всех видов производственно-хозяйственной и иной деятельности Самостоятельность в осуществлении внутрифирменного рыночного планирования предполагает:

  1. свободное обеспечение производственно-технического и социально-экономического развития всех организаций за счет собственных финансовых ресурсов;
  2. высокую материальную заинтересованность персонала предприятия в достижении необходимых конечных результатов трудовой, производственной и финансовой деятельности;
  3. полную ответственность высшего руководства и специалистов фирмы за общие результаты рыночной деятельности, выполнение всех договорных обязательств с заказчиками продукции, налоговыми службами и кредитными организациями;
  4. получение планируемых доходов или прибыли как необходимой финансовой основы выполнения годовой производственной программы предприятия и дальнейшего развития его потенциала;
  5. установление прямой зависимости между планами производства и продажи продукции и общими доходами, уровнем эффективности производства и личными доходами работников.

План производства и  реализации продукции является для каждого предприятия в условиях рынка, как уже отмечалось, базой комплексного социально-экономического планирования всей внутрифирменной деятельности. На его основе разрабатываются социально-трудовые, снабженческо-сбытовые, финансово-инвестиционные и другие разделы долгосрочного и текуодего планов На современных предприятиях количество разделов или частей плана, а также их название и перечень применяемых показателей могут различаться в зависимости от формы собственности, концентрации производства, размера предприятия, численности персонала, корпоративных особенностей, других факторов. Могут изменяться также методика и порядок планирования на частных фирмах планы разрабатываются самостоятельно по принципу «сверху вниз» или «снизу вверх» На государственных и муниципальных предприятиях годовые планы задаются директивным образом в виде заказов-нарядов. Однако содержание плановой работы в целом мало зависит от суодествуюших форм собственности. Каждое предприятие разрабатывает и взаимоувязывает отдельные планы в единую комплексную систему и обеспечивает сбалансированность плановых показателей как по видам применяемых ресурсов, так и по срокам выполнения планов. Например, планы закупок сырья, материалов и комплектующих непосредственно связываются не только с производственным, но и с финансовым планом предприя-тия, а также со сроками выпуска и продажи продукции. Планы производства должны быть в свою очередь согласованы с планами по труду и инвестициям. Подобным образом достигается полная сбалансированность комплексной социально-экономическои деятельности предприятия. Иначе говоря, создается динамичная система взаимосвязи производственных, технических, экономических, организационных, социальных и других факторов, направленных на достижение общей цели предприятия. В комплексном плане производства предприятия предусматриваются, кроме того, общий порядок и очередность выполнения работ.

В планах производства при необходимости  можно также устанавливать основные источники и размеры финансирования по каждому виду деятельности предприятия, предельно допустимые затраты по этапам и видам работ, конечные результаты по отдельным подразделениям, видам потоков и срокам поступления денежных средств. В ходе внутрифирменного планирования каждое структурное подразделение или отдел разрабатывают свои планы производственной деятельности, которые затем увязываются с общим планом предприятия. По уровням управления производственные планы бывают общефирменными, цеховыми, бригадными и др. На малых предприятиях разрабатывается, как правило, общий план производственно-хозяйственной деятельности.

На большинстве отечественных  предприятий действует целевая  программа долгосрочного планирования, содержащая главные стратегические ориентиры и текущие плановые показатели производственной деятельности структурных подразделений. Долгосрочные цели учитываются не только в перспективных, но и в тактических и оперативных планах предприятия. С течением времени обвдие долгосрочные цели конкретизируются в текущие задания по проектированию новой продукции, разработке технологии производства, закупке ресурсов, освоению производственных процессов, продаже товаров и т.п. После освоения производства новой продукции выдвигаются, разрабатываются или обосновываются новые стратегические цели и процесс планирования производственной деятельности на предприятии непрерывно повторяется или бесконечно продолжается.

Взаимоувязка и корректировка  долгосрочных и оперативных планов осуществляется высшим руководством предприятия  на всех этапах их разработки и выполнения. Полное совмещение планов, а также методов учета и контроля хода их реализации достигается, как правило, только на завершающем этапе производственной деятельности.

В годовых планах производства и  реализации продукции решаются следующие  детализированные задачи:

  • определение основных плановых заданий каждым подразделением предприятия;
  • выявление и устранение возникающих нестыковок в межцеховых планах;
  • взаимодействие основных показателей долгосрочных и текущих планов производства;
  • распределение производственных ресурсов между подразделениями предприятия.

В условиях рынка основная задача каждого предприятия состоит  в обеспечении подъема производства и повышении его эффективности, росте продаж и доходов и т.п.. Поэтому при планировании необходимо как можно полнее учитывать конъюнктуру рынка, действия конкурентов, возможности своего развития и другие факторы. Вместе с тем высокие и точные конечные результаты трудно предвидеть при существующие неопределенности не только в долгосрочных, но и в краткосрочных планах. Из этого следует, что жесткое перспективное планирование на современном этапе развития рынка себя пока не оправдывает. Поэтому необходимо шире развивать гибкое текущее или оперативное планирование производственной деятельности.

В долгосрочном и текущем планировании производства продукции или услуг отличительной чертой является не объект планирования, а сроки получения конечного результата. Как видно из рисунка, в существующей практике внутрифирменного планирования одно и то же выпускаемое изделие может включаться по своим плановым элементам или показателям во все виды или разделы планов. Так, подготовка производства и продажи новой продукции входит в долгосрочный план, а проектирование изделия и закупка оборудования — в текущие планы. В то же время распределение персонала по объектам, связанным с производством новых товаров, и оплата текущих расходов включаются в оперативные планы предприятия. Наряду с общими признаками каждый вид внутрихозяйственного планирования имеет ряд отличительных характеристик:

  • степень точности устанавливаемых интервалов планирования;
  • уровень интеграции и дифференциации производственных процессов;
  • количество применяемых показателей в действующих системах планирования;
  • допустимая точность затрат и результатов планирования производства;
  • действующая система распределения обязанностей и функций между основными исполнителями планов.

Во всех видах внутрифирменного планирования обеспечивается различная  точность получаемых результатов. Чем  шире интервал, или горизонт, планирования, тем выше неопределенность основных показателей плана, тем ниже точность, и поэтому следует сокращать число планируемых параметров. Задачи и цели стратегического плана всегда более неопределенны и подвижны, чем оперативного, а потому и сроки получения конечного результата и суммы расходов бывают всегда менее точными. На этапе стратегического планирования можно устанавливать лишь общие цели, а также назначать общих исполнителей работ, так как еще неизвестны точные объекты и объемы работ, а также технология и нормы продолжительности их выполнения. Отсюда вытекает, что долгосрочное, тактическое и оперативное планирование должно представлять собой единую систему разработки планов производства и продажи продукции, которая будет действовать на всех отечественных предприятиях. Как подтверждает зарубежный опыт, многие фирмы составляют пятилетние и годовые планы производственной деятельности. При таких интервалах планирования, которые издавна действуют и на отечественных предприятиях, достигаются наиболее тесные взаимосвязи и зависимости между основными показателями долгосрочных и краткосрочных планов.

Таким образом, проблема планирования новой высокоэффективной продукции  является в настоящее время особо  значимой для большинства отечественных  предприятий, где требуется расширение объемов выпуска и продажи своих товаров и услуг как на отечественном, так и на мировом рынке, достижение высоких показателей качества выпускаемой продукции и выполняемых работ. Это означает, что в рыночной экономике весьма важными для наших производителей становятся не только качество планирования, но и степень обоснования всех плановых показателей и в первую очередь программы производственной деятельности.

 

 

Задача

 

Условие задачи:

 

Себестоимость режущего барабана комбайна на предприятии  по производству комбайнов составляет 1,8 млн.руб.; объем производства барабанов – 4000 штук в год. Предприятие стало получать режущий барабан со специализированного предприятия по цене 1,3 млн.руб.. Транспортные расходы на доставку 1 барабана на предприятие составляют 0,03 млн.руб..

Долевые дополнительные капитальные вложения предприятия на приобретение транспортного средства составили 42 млн.руб.

Определить годовую  экономию от передачи на кооперацию изготовления режущего барабана и срок окупаемости  дополнительных капиталовложений.

 

Решение задачи

 

  1. Рассчитаем затраты предприятия на приобретение одного режущего барабана у специализированного предприятия

 

1,3+0,03=1,33 млн.руб.

 

  1. Рассчитаем условную годовую экономию:

 

Эу = (С1-С2)*А,

где:

С1 - себестоимость режущего барабана до кооперации

С2   - себестоимость режущего барабана после кооперации

А – объем производства

 

Эу = (1,8-1,33)*4000 = 1880 млн.руб.

 

  1. Срок окупаемости дополнительных капитальных вложений:

 

Т = К/((С1-С2)*А),

 

где:

С1 - себестоимость режущего барабана до кооперации

С2   - себестоимость режущего барабана после кооперации

А – объем производства

К – дополнительные капитальные  вложения

 

Т = 42/1880=0,02 года

 

  1. Годовой экономический эффект:

 

Эг = С1*А – (С2*А+Ен*К),

 

где:

С1 - себестоимость режущего барабана до кооперации

С2   - себестоимость режущего барабана после кооперации

А – объем производства

К – дополнительные капитальные  вложения

Ен – нормативный  коэффициент эффективности капитальных  вложений

(Ен=0,15)

 

Эг = 1,8*4000 – (1,33*4000+0,15*42) = 7200-5326,3=1873,7 млн.руб.

 

Ответ: Годовая экономия от передачи на кооперацию изготовления режущего барабана составит 1873,7 млн.руб., срок окупаемости дополнительных капиталовложений – 0,02 года.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности/Под ред. В. И. Стражева. - Минск: Вышэйшая школа, 1995.
  2. Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 1997.
  3. Вартанов А. С. Экономическая диагностика деятельности предприятия: организация и методология. — М.: Финансы и статистика, 1991.
  4. Григорьев В.В., Федотова М.А. Оценка предприятия: теория и практика. Учеб.пособие. – М.: ИНФРА-М., 1997
  5. Зайцев Н.Л. Экономика промышленных предприятий. – М.: ИНФРА-М., 1998
  6. Ковалев В. В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 1996.
  7. Муравьев А.И. Теория экономического анализа: проблемы и решения. – М.: Финансы и статистика, 1988. – 144с.
  8. Русак Н. А., Русак В. А. Основы финансового анализа. - Минск: 000 "Меркаванне", 1995.
  9. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности промышленного предприятия. - Минск: ИСЗ, 1999.
  10. Теория экономического анализа/Под ред. А. Д. Шеремета. - М.: Прогресс, 1982.
  11. Теория анализа хозяйственной деятельности/Под ред. В. В. Осмоловского. - Минск: Вышэйшая школа, 1989.
  12. Шеремет А.Д., Сайфулин Р. С. Методика финансового анализа предприятия. - М.: Инфра-М, 1996.
  13. Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия. Пер. с нем. Учебник. / Под ред. А.Г.Поршнева. – М.: финансы и статистика, 1996
  14. Экономика предприятия. / Под ред.В.Я.Хрипача. – Мн.: Экономпресс, 2000. – 464с.
  15. Экономика предприятия. / Под ред. О.И.Волкова. – М.: ИНФРА-М., 1997

Информация о работе План производства продукции