Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:26, реферат
В начале 90-х годов в Египте начался процесс экономических реформ после подписания соглашения с МВФ и Всемирным банком о проведении экономической стабилизации и структурной реформы. Проведенные мероприятия привели к устойчивому росту экономики на 6,5%, снижению уровня инфляции до 2,5%, а дефицита бюджета до 3,7% ВВП.
Туризм способствует
также расширению обитаемой территории
страны. Строительство аэропортов,
развитие дорожной сети создает предпосылки
для возникновения новых
В 90-е гиды на Египет
приходилась четверть всех туристов,
посетивших страны Ближнего Востока. В
общемировом туризме его доля
составила около половины процента.
Рост численности приехавших в Египет
в 1999 г, достиг 37,1% по сравнению с
увеличением притока туристов в
этом году во все страны Ближнего Востока
на 20% и ростом общемирового туризма
на 3,4%, что свидетельствует о
Бюллетень НБЕ отмечает, что доля расходов египетских туристов за рубежом по отношению к расходам иностранных туристов в Египте постоянно уменьшается: с 84,3% в 1993/94 г. до 23,9% в 1999/00 [1; с. 27]. Из этого можно сделать вывод о совершенствований индустрии туризма в Египте. Однако, несмотря на достигнутые успехи, в 2000 г. был отмечен спад в притоке иностранных туристов и времени их пребывания в Египте. Это касается прежде всего туристов из стран Европы, где наблюдалось падение курсов местных валют по отношений к доллару, который в большинстве египетских гостиниц является основной расчетной единицей в финансовых операциях по туризму, что привело к росту стоимости услуг. Отрицательно повлияло, как отмечалось, на приток туристов обострение палестинского конфликта, а с сентября 2001 г. к этому добавились последствия событий в Нью-Йорке и Вашингтоне.
Ореад факторов, подавляющих
туристическую деятельность, фигурируют
высокие налоги, взимаемые с иностранных
туристов, дублирование деятельности
административных органов по туризму.
Для улучшения положения в
сфере туризма был принят ряд
мер, в частности, по централизации
управления туризмом. Так, в 2000 г. вышел
президентский декрет, подчинивший
деятельность Высшего совета по туризму
непосредственно премьер-
Разрабатываются новые
меры по развитию туризма: использование
Интернета для рекламы туризма;
расширение речного туризма по Нилу;
поощрение туристической
Из-за сокращения доходов от туризма отложено строительство таких масштабных объектов, как гостиница Сан-Стефано в Александрии, на сооружение которой в середине 2001 г. был заключен контракт на сумму 240 млн.долл. Тем не менее продолжается выполнение ряда проектов туристической инфраструктуры. Правительство Египта ведет переговоры о строительстве нового аэропорта в Шарм эш-Шейхе на условиях ВОТ.
Стоимость проекта составляет 170 млн. долл. Площадь аэропорта, который должен стать лучшим на Ближнем Востоке, достигнет 66 тыс. кв. м, а пропускная способность – 3 тыс. пассажиров в час. Ведутся также переговоры о строительстве на условиях ВОТ нового терминала Каирского аэропорта. Проведены переговоры с английской компанией о сооружении аэропорта в Рас Судр на синайском берегу Суэцкого залива, стоимостью в 240 млн. долл. [5; 31.08.2001, с. 15].
Ожидаемые потери от туризма в размере 2 млрд. долл. в течение 2001/02 финансового года, как ожидают, сильно увеличат дефицитность счета текущих операций. Во избежание этого правительство Египта лихорадочно добивается предоставления помощи извне. 40 иностранных доноров были приглашены на конференцию в Шарм эш-Шейхе 5–6 февраля 2002 г. для переговоров об оказании финансовой помощи Египту в целях противодействия увеличению дефицита платежного баланса в связи с сокращением доходов от туризма. Ожидается, что Всемирный банк предоставит финансовую помощь в размере 2 млрд. долл.
Заметным ущерб туризму наносят девальвация национальной валюты, которая обесценилась по отношению к доллару за последний год на четверть [6; 11.01.2002, с. 23].
По сообщению египетского Министерства туризма, Египет взял на себя инициативу по созданию Межарабской туристической компания в целях развития межарабского туризма, а также для организации поездок в арабские государства туристов из неарабских стран. В состав кампаний войдут представители влиятельных финансовых организаций арабского мира. Создание такой компании планируется как ответная акция на слияние туристических фирм в некоторых странах мира, что дает им дополнительное относительное преимущество в конкурентной борьбе. Однако, в качестве первоочередной задачи перед новой компанией ставятся создание более благоприятного климата для развития межарабского туризма.
Для развития туристического бизнеса на севере Синайского полуострова министерство жилищного строительства Египта намеревается освоить к 2017 г. 180 кв. км для устройства там базы как межарабского, так и международного туризма. Намечается строительств железнодорожной ветки Рафах-Кантара, проведение шоссейной дороги через пустыню, сооружение аэропортов и морских портов [5; 30.06.2001].
Благоприятные условия для развития туризма выявлены по соседству с Александрией в губернаторстве Бехейра около г. Рашид. Хотя там имеется подходящая морская береговая линия длиной 30 км, она совершенно не обустроена, и состоятельные люди отсюда вынуждены отправляться на отдых в далекие края. Технико-экономические изыскания здесь для устройства турзоны проводятся с 1991 г. [2; 08.09.2001].
Не случайно, интерес
к этому проекту вновь
Облегчаются формальности, связанные с получением разрешения на въезд в Египет туристов из стран ЕС, на которые приходится основная масса доходов от иностранного туризма. В феврале 2002 г. принято решение разрешить многократный приезд в течение года на основании единожды выданной въездной визы. Более того, по свидетельству министра туризма, в порядке опыта был допущен въезд туристов из Италии и Германии по предъявлении обычных удостоверений личности, что должно способствовать увеличению числа гостей из-за рубежа [3; 13.02.2002].
Следует отметить, что на туризм, как на разновидность «невидимого экспорта», в Египте возлагаются серьезные надежды. Он рассматривается как фактор компенсирования неизбежных убытков, явившихся следствием ухудшения экономического положения в мировом, региональном и страновом ракурсах в результате падения цен на нефть, обострения палестино-израильского конфликта, развертывания антитеррористической кампаний и других событий последних лет, принявших глобальные масштабы.
Египет: выход из экономического кризиса затягивается
Экономика Египта была
сильно подорвана массовыми
В Египте наблюдается спад экономической активности, заметно снизились доходы от туризма, практически полностью прекратилось поступление прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в страну. Перерывы в экспорте, резкое сокращение числа посещающих республику туристов и притока ПИИ привели к увеличению дефицита государственного бюджета и платежного баланса. Валютные резервы, по последним данным Министерства финансов АРЕ, упали более чем на 10 млрд. долл., с 36,7 млрд. долл., по состоянию на конец 2010 г., до 26 млрд. долл. на начало августа 2011 г.
Дефицит государственного
бюджета Египта в 2011/12 финансовом году
(начинается 1 июля) прогнозируется на
уровне 10% в связи с тем, что, по
всей вероятности, заметно снизятся
налоговые поступления, а расходы
будут даже выше, чем предполагалось
ранее. В этой связи важно отметить,
что ухудшение финансового
В сложившейся обстановке Египет был вынужден обратиться к МВФ и другим международным финансовым донорам за экстренной помощью. По оценке переходного правительства, АРЕ нуждается в 10-12 млрд. долл. для покрытия нехватки бюджетных средств.
МВФ согласился предоставить Египту кредит в 3 млрд. долл. под 1,5% годовых. Выплаты должны были осуществляться в течение 12 месяцев. Всемирный банк также выразил готовность оказать финансовую помощь в размере 4,5 млрд. долл. в течение 24 месяцев, при этом 1 млрд. из указанной суммы должен был пойти на сокращение бюджетного дефицита в 2011/12 фин. г. США заявили о намерении списать Египту задолженность в 1 млрд. долл. Тем не менее, министр финансов АРЕ С.Радван 5 июля 2011 г. заявил, что его страна обойдется без поддержки МВФ и Всемирного банка, по крайней мере, в течение 12 месяцев, опираясь только на содействие братских арабских государств.
Что касается арабских стран, то решение о предоставлении Египту пакета помощи на общую сумму 3 млрд. долл. в июле 2011 г. приняли Объединенные Арабские Эмираты.
Вначале, правда, сообщалось о готовности Египта договориться с ОАЭ о финансовой помощи в размере 5 млрд. долл., однако затем было решено уменьшить ее на 2 млрд. долл., поскольку Высший совет вооруженных сил (Supreme Council of the Armed Forces), осуществляющий верховную власть в стране после свержения режима Х.Мубарака 11 февраля 2011 г., по возможности, не намерен, как заявляют его представители, способствовать росту внешнего долга Египта.
Половина из обещанных 3 млрд. долл. пойдет на создание фонда президента ОАЭ шейха Халифа бен Заида Ан-Нахайяна. Эти средства предназначаются для поддержки проектов в сфере малого и среднего бизнеса (на его долю приходится более 40% создаваемого в стране ВВП). Предполагается, что их реализация положительно скажется на смягчении проблемы безработицы среди египетской молодежи. Еще 750 млн. долл. будут направлены на строительство жилья и развитие коммунальной инфраструктуры. Остальные средства планируется использовать в качестве льготных кредитов для осуществления разного рода проектов. Представители египетского бизнеса позитивно оценили инициативу ОАЭ, которая, по их мнению, должна способствовать выводу национальной экономики из кризисного состояния.
Помимо ОАЭ, Саудовская Аравия согласилась предоставить Египту льготный кредит в размере 4 млрд. долл., а Катар пообещал осуществить инвестиции в объеме 10 млрд. долл.
Вместе с тем продолжающаяся в стране политическая неопределенность сдерживает восстановление одной из самых крупных экономик Ближнего Востока.
Протестные акции в Каире и других крупных городах через 8 месяцев после отставки Мубарака все еще являются характерной чертой жизни страны. В Египте растет волна недовольства по поводу оттягивания судебного процесса над соратниками Х.Мубарака и слишком медленного хода преобразований, осуществляемых по инициативе военных властей.
Многие оппозиционеры считают, что слишком мало изменений произошло в стране под руководством переходного правительства, которое получило мандат на свою деятельность от Высшего совета вооруженных сил, возглавляемого М.Тантави, бывшего в течение двух десятилетий министром обороны в период правления Мубарака. В этой связи существуют опасения, что военные, которые, согласно оценке, контролируют 30% египетской экономики, останутся доминирующей силой после парламентских и президентских выборов.
Выборы нового законодательного
органа Египта, которые перенесены
на ноябрь текущего года, должны стать
первым важным шагом на пути нормализации
политической обстановки в стране.
В то же время, существует большая
вероятность того, что много вопросов
будет оставаться без ответа и
после выборов. Например, неясно какой
будет взаимосвязь между
Более того, нельзя исключать
вероятность ухудшения
Несомненно, что процесс
политических и экономических реформ
в Египте будет весьма сложным. Он
может затянуться на неопределенное
время, что, в свою очередь, будет
тормозить выход страны из экономического
и социального кризиса, а также
принятие и реализацию программы
структурных преобразований, в которых
республика крайне нуждается для
поддержания устойчивого