Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 16:40, курсовая работа
Актуальность темы обусловлена тем, что каждый индивид, являющийся потенциальным потребителем, имеет свои психологические особенности, тип характера и темперамента. При анализе этих особенностей можно выявить некие модели, характерные для поведения потребителей. Типы потребительского поведения тесно связаны с мотивациями. Приобретение того или иного товара или использования услуги является действием, в основе которого лежат различные побудительные мотивы. Эти мотивы могут, как опираться на здравый смысл, так и формироваться под воздействием случайных импульсов.
Введение………………………………………………………………………3
Поведение потребителей…………………………………………..........4
Факторы влияющие на поведение потребителей.........................4
1.2.Теориии мотивации потребителей (З.Фрейда, А.Маслоу, Ф.Герцберга)…………………………………………………………………9
2. Два подхода соизмерения и сравнения полезности различных благ….12
2.1.Кардиналистская теория полезности………………………………..12
2.2.Ординалистская теория полезности………………………………15
3.Бюджетные возможности потребителя………………………………..20
4.Исследование потребительской удовлетворенности………………..24
5. Особенности определения психографических типов российских потребителей……………………………………………………………….28
6.Способы анализа и оценки существующих клиентов……………...33
Заключение………………………………………………………………...36
Список использованной литературы......................................................37
3.Бюджетные возможности потребителя
Теория потребительского
поведения логично и
Бюджетное ограничение показывает все комбинации благ, которые могут быть куплены потребителем при данном доходе и данных ценах. Бюджетное ограничение указывает, что общий расход должен быть равен доходу. Увеличение или уменьшение дохода вызывает сдвиг бюджетной линии.
Бюджетная линия — это прямая, точки которой показывают наборы благ, при покупке которых выделенный доход тратится полностью. Бюджетная линия пересекает оси координат в точках, показывающих максимально возможные количества благ, которые можно приобрести на данный доход при определенных ценах. Для каждой бюджетной линии можно построить кривую безразличия, которая будет иметь с бюджетной линией точку касания.
Если I — доход потребителя, Рх — цена блага Х, Рy – цена блага Y, а Х и Y составляют купленные количества благ, то уравнение бюджетного ограничения можно записать следующим образом:
I = Рх × Х + Рy × Y
При Х = 0, Y = I / Рy , т.е. весь доход потребителя расходуется на благо Y. При Y = 0, Х = I / Рх, т.е. мы находим количество блага Х, которое потребитель может купить по цене Рх.
|
Как видно на графике, потребитель имеет фиксированный доход. Допустим он тратит 6 руб. в день. При этои товар X стоит 1,5 руб, а товар Y – 1 руб. Если потратить все деньги на товар X, то, как видно из графика, можно купить 4 ед. , а если все деньги потратить на товар Y, то можно купить 6 ед. При этом потребителю не обязательно покупать только товар X или товар Y, он может израсходовать свои деньги на любую из возможных комбинаций данных товаров в пределах своего дохода в 6 руб., что и показывает бюджетная линия. Нужно отметить, что при изменении дохода потребителя (I), бюджетная линия может сдвигаться параллельно старой линии, а при изменении цены на один из товаров сдвиг будет непараллельным, что продемонстрировано на графике.При одновременном использовании кривых безразличия и бюджетной линии можно найти равновесие потребителя.
Равновесие потребителя - точка, в которой потребитель
максимизирует свою общую полезность
или удовлетворение от расходования фиксированного
дохода. Если кривая безразличия показывает,
что потребитель хотел бы купить, а бюджетная
линия - что потребитель может купить,
то в своем единстве они могут ответить
на вопрос, как обеспечить максимальное
удовлетворение от покупки при ограниченном
бюджете. Кривые безразличия и бюджетная
линия используются для графической интерпретации
ситуации, когда потребитель максимизирует
полезность, получаемую им от покупки
двух разных благ при имеющемся бюджете.
Оптимальный набор потребительских благ
должен отвечать двум требованиям:
а)находиться на бюджетной линии;
б) предоставить потребителю наиболее предпочтительное сочетание.
Данные условия и их
реализация обеспечивают оптимальный
выбор точки на бюджетной линии.
Для этого необходимо наложить бюджетную
линию на карту кривых безразличия.Потребитель
может свободно выбрать любую
точку на линии NM. Точки, расположенные
правее и выше М, недоступны, ибо
им соответствует доход больший,
чем тот, которым располагает
потребитель. Точки, расположенные
левее и ниже NM, не отвечают условию,
согласно которому весь доход должен
тратиться.Потребитель выбирает ту
точку, в которой он получает наибольшее
удовлетворение. Она расположена
на кривой безразличия наиболее высокого
из возможных уровня. На рисунке
такой точкой является точка В. В
точке В бюджетная линия только
касается, а не пересекает кривую безразличия
U3. В точке касания норма
Условие равновесия потребителя можно выразить следующим образом:
Pf / Pc= норма замещения = MUf / MUc
Равновесие потребителя
4.Исследование потребительской удовлетворенности
В работе “The customer is Key” (Wiley, 1991) рассматривается совокупность факторов полезности, характеризующих степень удовлетворения покупателя:
Факторы удовлетворения покупателя
Для измерения удовлетворенности потребителей в конце 1970-х гг. был разработан Анализ «важность-исполнение» (importance-performance analysis).
Разработка метода была реакцией на практикующееся одномерное измерение удовлетворенности потребителей либо по критерию «важность», либо по критерию «исполнение».
Технология метода состоит из 3-х взаимосвязанных этапов:
В основе такого подхода
лежит наблюдение о том, что потребители
имеют тенденцию принимать
Определяется средний балл по категориям «важность» и «исполнение» по каждому из атрибутов.
Карта представляет собой две пересеченные оси координат «важность» и «исполнение», которые делят пространство на 4 квадрата:
(2) «Успешный результат» - указывает на те атрибуты продукта, которые важны для потребителей и которыми они удовлетворены. Задача менеджера заключается в сохранении этого состояния дел.
(4) «Возможная переоценка» - указывает на возможное перерасходование ресурсов фирмы на те атрибуты товара, которые являются маловажными для потребителей и не влияют существенно на их покупательское поведение.
(3) «Низкий приоритет» - указывает на те атрибуты товара, которым фирма уделяет мало внимания и ресурсов. На эти атрибуты не рекомендуется тратить дополнительные средства, так как они являются маловажными также и для потребителей.
(1) «Сосредоточиться на этом» - указывает на проблематичные атрибуты товара. Они являются чрезвычайно важными для потребителей и существенно влияют на их покупательское поведение, но фирма не уделяет им достаточно внимания и ресурсов.
Важность
(1) Сосредоточиться на этом |
(2) Успешный результат Исполнение |
(3) Низкий приоритет |
(4) Возможная переоценка |
В сумме метод дает менеджеру
четкую информацию для стратегического
планирования. Графическое изображение
данных позволяет менеджеру быстро
реагировать на изменения в потребительских
предпочтениях и принимать
Относительная простота и наглядность результатов делают этот метод привлекательным для применения и в контексте аудита внутреннего маркетинга.
В настоящее время при исследовании удовлетворенности потребителей применяют все чаще комплексный подход:
5. Особенности определения психографических типов российских потребителей
Психография – это психологическое исследование
групп или индивидов в отношении характерных
черт, ценностей, представлений, предпочтений
и моделей поведения.
Задача определения
Рассмотрим методологию
определения стиля жизни
(R-TGI – Russian Target Group Index, является адаптированным к российским условиям аналогом британского исследования TGI, имеющего более чем 25 летнюю историю мониторинга стиля жизни и потребления в Великобритании; в настоящее время TGI – один из основным источников информации в макретинговой практике крупнейших мировых компаний).
Эти исследования проводятся в России начиная с 1995 года.
R-TGI – единственное в России и СНГ сертифицированное исследование целевых потребительских групп потребителей товаров, услуг и СМИ, полностью соответствующее международным требованиям технологии проведения TGI.
Годовой объем выборки R-TGI составляет около 32 000 респондентов (около 15 000 домохозяйств), равномерно распределенных на 4 волны исследований в каждом году. Размер выборки по Москве – около 4500 респондентов в возрасте 10 лет и старше.
Каждая волна исследований проводится в 40 городах – региональных центрах России.
Выборка стратифицирована по
10 экономическим регионам и по 3 уровням
численности городского населения
(более 1 млн., 0,5 – 1 млн., менее 0,5 млн.). Москва
и С.-Петербург выделены отдельными
стратами. В каждом городе распределение
выборки пропорционально
Для сбора данных применяется следующая технология:
Полученная информация обрабатывается с помощью программного обеспечения – IMS. Для разбиения всего массива данных на типы применяется факторный анализ.
С помощью этой методики были получены следующие психографические типы потребителей:
Представленные данные – это результаты за 1998 г. по России (40 городов).
Новаторы Innovator |
Обладают прогрессивными
взглядами, современным мышлением,
высокой потребительской и |
Благополучные Successful |
Тип, близкий к «новаторам», но более разумно и серьезно относящийся к финансовым вопросам. Можно сказать, что «благополучные» - это повзрослевшие «новаторы», довольные своим положением, достигнутым благополучием и достаточно высоким уровнем жизни. |
Оптимисты Optimist |
Энергичные, легкие в общении, стремятся произвести впечатление веселого, удачливого человека. |
Рассудительные Reasonable |
Люди, которым надо во всем разобраться, все взвесить, прежде чем принять решение; они осторожны в финансовых вопросах, склонны скорее экономить, чем импульсивно тратить деньги; хотят быть уверены, что купленный товар стоит тех денег, которые они за него платят; склонны покупать менее дорогие, а также российские товары, лояльны к выбранной марке. |
Ориентированные на фирменные, качественные товары High quality, brand-name oriented |
Главное для них при выборе товара – его качество, при этом они знают, что товары известных фирм отличаются высоким качеством и стоят дороже; готовы переплатить, но купить товар известной фирмы. |
Западники West Oriented |
Ориентированные на западный образ жизни престижные, валютные магазины, импортные, фирменные товары, западную музыку. |
Молодые Young |
К этому типу принадлежат активные, общительные люди, которые проявляют живой интерес ко всему новому, необычному, веселые, часто безрассудные. |
Фаталисты Fatalist |
Пассивно относятся к своему положению, своей судьбе, болезненно воспринимают критику и замечания в свой адрес, нередко негативно относятся к происходящим переменам, консервативны, присуще повышенное состояние тревожности. |
Мужской Masculine |
Отражает не принадлежность к мужскому полу. Женщины также могут относится к этому типу, если они обладают сильными патриархальными взглядами на роль мужчины в обществе, традиционно «мужскими» интересами и предпочтениями (более лояльны к алкоголю, интересуются техникой, поддерживают привилегии мужчин в обществе). |
Не вписавшиеся в рыночные условия - аутсайдеры Not accustomed to market economy |
Те, кто не нашел своего места при изменившихся обстоятельствах, они не принимают перемен, так как не видят возможности улучшения своего положения в будущем, пассивны, имеют низкий уровень жизни, ориентированы на дешевые товары, покупку только самого необходимого. |