Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 12:45, реферат

Краткое описание

Цель контрольной работы: – рассмотреть поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции и чистой монополии.
Исходя из цели, формируются задачи контрольной работы:
1. рассмотреть поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции и чистой монополии;
2. раскрыть особенности поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции и чистой монополии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции 5
1.1.Понятие и основные черты совершенной конкуренции 5
1.2 Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции 6
2. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ ЧИСТОЙ МОНОПОЛИИ 9
2.1 Особенности рынка чистой монополии 9
2.2 Поведение фирмы в условиях чистой монополии 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИССЛЕДОВАНИЙ 16

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа Экономика.docx

— 34.10 Кб (Скачать файл)

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                           3

  1. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ                                                                                        5

1.1.Понятие и основные черты совершенной конкуренции                            5

1.2 Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции                         6

2. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ ЧИСТОЙ МОНОПОЛИИ              9                                                                        

2.1 Особенности рынка чистой монополии                                                        9

2.2 Поведение фирмы в условиях чистой монополии                                      10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                     14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИССЛЕДОВАНИЙ    16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В хозяйственной практике термин «фирма» используют для обозначения  образований, ведущих коммерческую деятельность. Рассматривая фирму в  таком аспекте, ее можно определить как хозяйственную единицу, обладающую обособленным имуществом и оформленными правилами, позволяющими ей осуществлять хозяйственную деятельность под  свою имущественную ответственность. Фирма – сложное экономическое  явление.

Поведение фирмы на рынке  характеризуется множеством факторов, в первую очередь, это зависит  от положения фирмы на рынке, типа рынка сложившегося в сфере производства данной организации. В зависимости  от этого, фирма по-разному реагирует  на изменения спроса, предложения  и других факторов. В различных  рынках фирма ведет различную  политику ценообразования и конкуренции.

В зависимости от степени  свободы конкуренции различают  четыре основных типа рынка: 
-совершенной конкуренции;  
-монополистической конкуренции;  
-олигополистической конкуренции (олигополия);  
-чистой монополии.

 

В данной работе будут рассмотрены  рынок совершенной конкуренции и чистой монополии, и поведение фирмы в условиях данного рынка.

Цель контрольной работы:

– рассмотреть поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции и чистой монополии. 
Исходя из цели, формируются задачи контрольной работы: 
1. рассмотреть поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции и чистой монополии; 
2. раскрыть особенности поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции и чистой монополии.

Объектом контрольной  работы является фирмы в условиях совершенной конкуренции и чистой монополии.

Предметом контрольной работы является поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции и чистой монополии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

                                                                                      

1.1Понятие и основные черты совершенной конкуренции.

Термины «совершенная конкуренция», «совершенный рынок» введены в научный  оборот во второй половине XIX в. К числу  авторов, впервые использовавших понятие  совершенного рынка, относится У.Джевонс. Представители классической политэкономии  при характеристике рыночного регулирования  опирались на понятие свободной (неограниченной) конкуренции, акцентируя внимание на том, что действие конкуренции  не подвергается ограничениям со стороны  докапиталистических регламентаций, препятствовавших миграции капиталов  из одних отраслей в другие.  
Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь . 
Понятие «совершенная конкуренция» играет особую роль в экономической теории. Представляя собой «чистую» модель рынка, она играет такую же роль в экономической науке, как и подобные модели, в физике – абсолютно упругий удар, абсолютный вакуум, «физика без трения» и т.п. – позволяющие сделать основополагающие выводы, построить некую идеальную модель, в сравнении с которыми можно изучать механизмы реально существующих систем.

Совершенная конкуренция  существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много  мелких продавцов и покупателей  идентичного (одинакового) товара и  поэтому ни один из них не в состоянии  повлиять на цену товара. 
Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип рынка называют "рынок свободной конкуренции".

 

1.2 Существование огромного количества покупателей и продавцов означает, что ни один из них не владеет большей информацией о рынке, чем остальные Продавец, придя на рынок, застает уже сложившийся уровень цен, изменить который вне его власти, ведь рынок сам диктует цену в каждый момент времени. Такая ситуация позволяет новым продавцам на равных условиях (цена, технология, юридические условия) с уже существующими продавцами приступить к производству продукции. С другой стороны, продавцы могут свободно и покинуть рынок, что подразумевает возможность беспрепятственного выхода с рынка Свобода "рыночного" перемещения создает условия для того, что на рынке всегда происходит изменении количества производителей. В то же самое время у оставшихся продавцов по-прежнему отсутствует возможность контролировать рынок, поскольку они представляют мелкое производство и их крайне много. 
Теперь сформулируем основные характеристики рынка совершенной конкуренции: 
- большое количество мелких продавцов и покупателей, 
- продаваемый продукт однороден у всех производителей, и покупатель может выбрать любого продавца товара для осуществления покупки, 
- невозможность контроля над ценой и объемом купли-продажи создает условия для постоянного колебания этих величин под влиянием изменения рыночной конъюнктуры, 
- полная свобода "входа" на рынок и "ухода". 
В реальной экономической действительности рынок совершенной конкуренции в строгом теоретическом значении, как это изложено выше, практически не встречается. Он представляет собой так называемую "идеальную" структуру, подразумевая, что свободная конкуренция существует скорее как абстрактная идея, к которой реально существующие рынки могут лишь в большей или меньшей степени стремиться. Но все- таки в экономической практике имеются рынки некоторых товаров, больше всего подходящие под критерии данной рыночной структуры (например, рынок ценных бумаг или рынок сельскохозяйственной продукции). Здесь количество продавцов и покупателей настолько велико и они достаточно "малы" что за редким исключением ни один человек или группа не в состоянии контролировать рынок по отдельным видам ценных бумаг или сельскохозяйственной продукции. Причем товары на этих рынках у всех производителей полностью идентичны и последние владеют полной информацией об изменениях на рынке. Все это подтверждает необходимость использования для такого рынка особой - "биржевой" - формы организации (товарная биржа сельскохозяйственной продукции или фондовая биржа). 
При наличии конкуренции на рынке производители с целью получения максимальной прибыли стремятся снизить издержки производства на единицу продукции. В результате этого создается возможность снижения цены, что увеличивает объем продаж у производителя и его доход. Самым эффективным способом достижения этого является использование научно-технических усовершенствований и новинок в производстве. Внедрение научно-технических достижений позволяет увеличить производительность труда, что как раз и ведет к будущему снижению цены, приносящему, однако фирме - новатору больший доход. 
Конкуренция создает у производителей стимулы к постоянному разнообразию предлагаемых товаров и услуг для завоевания рынка. Расширение ассортимента предлагаемой к продаже продукции происходит как за счет создания совершенно новых товаров и услуг, так и за счет дифференциации отдельного продукта. 
Производители осуществляют постоянную борьбу за покупателя на рынке. Результатом такой борьбы является политика стимулирования сбыта, которая всемерно и всесторонне изучает потребительский спрос и создает новые формы и методы реализации товара. Все это с одной стороны, увеличивает прибыли фирмы, а с другой, удовлетворяет все желания и потребности покупателя. В итоге выигрывает и потребитель, и общество в целом.

 

2. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ ЧИСТОЙ МОНОПОЛИИ             

2.1.Изучение вопросов, связанных с деятельностью предприятий в условиях монополии, имеет сегодня не только теоретическое, но и практическое значение. Для России, в промышленности которой более 30 % наименования выпускаемой продукции производится одним предприятием, проблема чистой монополии занимает одно из центральных мест в экономическом анализе. Поэтому изучение проблем микроэкономического характера ,вызываемых деятельностью предприятий-монополистов ,имеет первостепенную важность. Однако монополизм не является чисто российской проблемой, хотя она наиболее остра и актуальна прежде всего в нашем отечестве.

Дело в том , что в  странах со сложившейся рыночной экономикой, где доля предприятий-монополистов промышленности невелика и где решение  вопроса деятельности монополий  имеет свою историю ,постоянно идет процесс поиска новых ,отвечающих современным  условиям решений ,направленных на повышение  эффективности деятельности как  самих предприятий-монополистов, так  и экономики в целом. В России по данным Института Экономики РАН  на сегодняшний день примерно l / 3 промышленной продукции выпускается единственным предприятием-монополистом. В связи  с этим при анализе отраслевой структуры отмечается крайняя монополизация  как фактор ,влияющий на понижение  конкурентноспособности российской экономики. Анализ чистой монополии важен, по крайней  мере, по двум причинам. Во-первых, даже в странах с развитой конкуренцией на долю монополизированного сектора  приходится от трех и выше процентов  валового национального продукта. Во-вторых, изучение чистой монополии представляет научный и практический интерес  в связи с тем, что оно дает возможность понять более распространенные рыночные структуры: монополистическую  конкуренцию и олигополию, ибо  обе они сочетают в различной  степени черты и чистой конкуренции, и чистой монополии. Абсолютная или чистая монополия возникает в том случае, когда одна фирма становится единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей или субститутов. Чистая монополия характеризуется целым рядом специфических черт. Предприятие-монополист олицетворяет собой целую отрасль, т.е. последняя представлена всего одной фирмой. Именно эта фирма является единственным производителем или единственным поставщиком данного товара. Следовательно, законы спроса и предложения действуют одинаково и их проявление однозначно, что для отдельного предприятия, что для отрасли и в целом.

Поэтому, что свойственно  поведению предприятия, то характерно и для отрасли. В этом смысле чистая монополия занимает противоположную  позицию чистой конкуренции. Предмет  монополии уникален в том смысле, что не существует адекватных или  близких заменителей монополизированного  продукта. Перед покупателем не стоит  проблема выбора. Он вынужден либо покупать продукт у монополиста, либо обходиться без него.

2.2.

Отсутствие заменителей  монополизированного продукта, имеет  важное значение с точки зрения рекламы .В зависимости от типа предполагаемого  продукта или услуги монополист может  варьировать уровень расходов на рекламу или не заниматься ей вообще .В частности, реклама предметов  роскоши направлена на привлечение  покупателей, тогда как товары первой необходимости в рекламе не нуждаются, так как их потребители постоянно  сталкиваются с необходимостью их приобретения . В отличие от фирм, действующих  в условиях чистой конкуренции, предприятие-монополист осуществляет значительный контроль над  ценой.

При нисходящей кривой спроса на свой продукт как на продукт  отрасли фирма-монополист может  вызывать изменение цены на него путем  манипуляции количеством его  предложения. Появление и длительное функционирование предприятий-монополистов обусловлено наличием целого ряда экономических, технических, юридических и других барьеров, препятствующих вступлению других товаропроизводителей в отрасль. Эти барьеры бывают очень серьезными, либо незначительными .

В то же время необходимо заметить, что как теория, так  и накопленный мировой опыт позволяет  сделать вывод о том, что в  долговременном периоде абсолютно  непреодолимых барьеров для вступления в отрасль не существует. Исходя из принципа различной степени ограниченности доступа на рынок, монополии могут  быть классифицированы как закрытые, производственные, природные, естественные и открытые. В силу различных обстоятельств  одна фирма может стать единственным поставщиком продукции на рынке.

Закрытая монополия. Закрытая монополия возникает в результате имеющихся нормативно-законодательных  актов, которые либо препятствуют проникновению  других предприятий в ту или иную сферу хозяйственной деятельности, либо не допускают возможность использования  чужой интеллектуальной собственности. На защите последней стоит прежде всего патентное право и институт авторских прав.

Естественная монополия. Естественная монополия образуется в тех отраслях , в которых долгосрочные издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает  весь рынок в целом. В таких  отраслях оптимальный масштаб производства товара близок или превосходит его  объем, на который предъявляется  спрос по любой цене, достаточной  для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска  между двумя или большим количеством  фирм приведет к тому, что масштабы производства каждой будут далеки от оптимума, что как снизит эффективность их деятельности , так и вызовет потери у потребителей в результате роста цен. Близкой по характеру к естественной является производственная монополия.

Природная монополия. Природные  монополии возникают в результате наличия уникальных природных явлений (климат , природные ископаемые, редкость определенного сырья , расположение).

Открытая монополия. Открытая монополия характеризуется тем , что фирма на некоторое время  становится единственным поставщиком  какого-либо продукта , не в результате какой-либо защиты от конкурентов , как  это имеет место в случае закрытой или естественной монополии , а благодаря  новизне предлагаемого товара или  услуги. В ситуации открытой монополии  часто оказываются фирмы , впервые  вышедшие на рынок с новой продукцией.

Однако это не исключает  появления конкурентов, но они могут  появиться на рынке гораздо позже. Конечно, данная классификация имеет  весьма упрощенный характер. Отдельные  фирмы при стечении благоприятных  для них обстоятельств могут  обладать чертами сразу нескольких видов монополий. К их числу относятся  компании , обслуживающие систему  телефонной связи , электрические и  газовые компании , которые сочетают в себе одновременно свойства и естественной монополии , предопределяемой уровнем  технического и технологического развития отрасли , и закрытой монополии , связанной  с появлением на определенном этапе  развития экономики тех или иных юридических барьеров для вступления в отрасль.

В принципе, на больших исторических интервалах времени все без исключения монополии считаются открытыми. Действительно , легальные барьеры , которые защищают закрытые монополии  от конкурентов , могут быть либо обойдены , либо опротестованы , либо отменены , что нередко встречается в  антимонопольной практике различных  стран.

Преимущества в издержках  естественных монополий могут быть сведены на нет изменениями в  технологии или появлением принципиально  новых субститутов. Все монополии  в условиях бурного научно-технического прогресса подвержены ударам конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Существуют четыре основные модели рынка: чистая конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия. Соответствующие этим моделям типы отраслей отличаются: по количеству предприятий, входящих в состав отрасли, типу продукта; условием вступления в отрасль; возможностями контроля над ценами и другими факторами, определяющими экономические границы отрасли и эффективность ее функционирования.

На совершенном рынке  происходит взаимодействие множества  покупателей и продавцов какого-то товара. Речь идет об абсолютно одинаковом товаре, который может различаться  у разных продавцов только ценой. Поэтому конкуренция между продавцами носит ценовой характер. Совершенный  рынок характеризуется также  тем, что вход и выход на него свободен для всех. На таком рынке отсутствует  какая-либо дискриминация как в  отношении продавцов, так и в  отношении покупателей. Наконец, совершенный  рынок отличается тем, что все  его субъекты обладают всей информацией  о состоянии данного рынка.

Информация о работе Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции