Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 02:06, курсовая работа
Целью работы является изучение теоретического материала о конкурентоспособности организации и выпускаемой продукции, а также рассмотрение и анализ производства и реализации продукции, определение факторов влияющих на конкурентоспособность продукции Калужского Хлебокомбината, рассмотрение мероприятий по совершенствованию, проводимых на хлебокомбинате.
Исходя из поставленной цели, задачами настоящей работы являются:
- раскрытие сущности понятия «конкурентоспособность», факторов, ее определяющих, и рассмотрение показателей, используемых при анализе конкурентоспособности;
Введение...............................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы и положения конкурентоспособности организации……………………………………………………………………..5
1.1. Понятие, сущность и методика оценки конкурентоспособности предприятия………………………………………………………………5
1.2. Факторы конкурентоспособности предприятия и поле стратегий……8
Глава 2. Экономическая сущность конкурентоспособности продукции…...11
2.1. Понятие и механизм формирования конкурентоспособности продукции…………………………………………………………………….…11
2.2. Стратегия производства в области конкурентоспособности продукции
в зависимости от стадии жизненного цикла товара………………………..…14
Глава 3. Политика предприятия в области качества, как основной элемент
для достижения конкурентоспособности предприятия……………….……..17
3.1. Показатели качества и эффективности использования продукции……..17
3.2. Опыт предприятия по выпуску конкурентоспособной продукции на примере ЗАО «Хлебокомбинат»………………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………….26
Список используемой литературы………
Глава 3. Политика предприятия в области качества,
как основной элемент для достижения
конкурентоспособности предприятия
3.1.
Показатели качества
и эффективности
использования продукции
В условиях конкуренции развитые страны мира воспринимают высокое качество как стратегический коммерческий императив и самый значимый источник национального богатства. Качество во многом определяет престиж государства, служит основой для удовлетворения потребностей каждого человека и общества в целом, является важнейшей составляющей конкурентоспособности. Только на его основе предприятие может выжить в условиях конкуренции и получать необходимую прибыль, поэтому представляется вполне объективным, что деятельность по повышению и обеспечению качества в условиях рыночных отношений должна быть приоритетной.
Причин, определяющих необходимость повышения качества, довольно много. Среди них Кучерова Е.Н. отмечает[9, с. 55-59]:
♦ существенное непрерывное возрастание личных, производственных и общественных потребностей;
♦ возрастание роли и темпов НТП в развитии науки, техники, производства, экономики и всего мирового сообщества;
♦
совершенствование услуг, конструкций
выпускаемых товаров и
♦ увеличение объемов производства товаров и оказываемых услуг и, как следствие, возможный рост стоимости брака и рекламаций;
♦
неприятие потребителями
♦ ужесточение требований к интенсификации производства и повышению его эффективности как необходимого фактора благополучного существования предприятий.
Система качества включает в себя следующие стадии «петли качества»:
Качество продукции - совокупность свойств продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Его повышение — одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли за счет не только объема продаж, но и более высоких цен.
Различают единичные показатели качества продукции, обобщающие и косвенные.
Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:
а) полезность (жирность молока, зольность угля)
б) надежность (долговечность, безотказность в работе);
в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);
г) эстетичность изделий.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:
- удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
- удельный вес продукции высшей категории качества;
- средневзвешенный балл продукции;
- средний коэффициент сортности (отношение стоимости произведенной продукции к ее стоимости по ценам первого сорта);
- удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;
- удельный вес сертифицированной продукции;
- удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
- удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.
Косвенные показатели — это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес продукции, на которую поступили претензии (рекламации) от покупателей, потери от брака и другие [7, с. 358-363].
Также
существуют обобщающие показатели эффективности
использования продукции, которые представлены
на рисунке 3.
Рис. 3. Обобщающие показатели эффективности использования продукции
[11, с. 223-225]
3.2. Опыт предприятия по выпуску конкурентоспособной продукции
на
примере ЗАО «Хлебокомбинат»
ЗАО «Хлебокомбинат» расположено в городе Калуга по адресу: г. Калуга, ул. Карла Либкнехта, д. 25. Год рождения – 1936. В состав ЗАО «Хлебокомбинат», образованного в 1997г на базе ОАО «Калужский хлебокомбинат» входят:
-хлебозавод №1 по производству хлебов из ржаной и смеси ржаной и пшеничной муки,
-хлебозавод
№3 по производству
-механизированные пекарни п. Середейска, г. Козельска Калужской области.
Калужский Хлебокомбинат является крупнейшим предприятием Калужской области по выпуску хлебобулочных изделий. ЗАО «Хлебокомбинат» - обладатель многочисленных дипломов и наград федерального и регионального уровней («Экологически безопасная продукция», «Экологически безопасные технологии», «100+1 лучших товаров России», «100+1 лучших товаров Калужской области» и т.д.).
В ходе проведения исследования конкурентоспособности предприятия ЗАО «Хлебокомбинат» был составлен опросный лист, состоящий из 20 вопросов, 15 из которых характеризовали степень удовлетворенности продукцией, а 5 – принадлежность покупателя к определенному сегменту. Выборка опроса составила 50 человек, 35 из которых употребляют продукцию ЗАО «Хлебокомбинат», а 15 – продукцию, выпускаемую пекарней ИП Клеева. Респондентам было предложено оценить качество приобретаемой хлебной продукции по предложенным факторам с помощью 10-бальной шкалы. По результатам опроса был составлен сравнительный график факторов конкурентоспособности продукции ЗАО «Хлебокомбинат» и пекарни ИП Клеева.
На графике видно, что потребители примерно одинаково оценивают ЗАО «Хлебокомбинат» и пекарню ИП Клеева по предложенным факторам, но при этом просматривается тенденция того, что изделия калужского хлебокомбината в среднем оцениваются на 1 балл выше, чем изделия пекарни ИП Клеева.
Таблица 1. Факторы конкурентоспособности продукции
10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | ||
Низкая цена | Высокая цена | ||||||||||
Свежий | Несвежий | ||||||||||
Сытный | Несытный | ||||||||||
Полезный | Вредный | ||||||||||
Высокие
вкусовые
качества |
Низкие вкусовые
качества | ||||||||||
Натуральность
продукта |
Искусственные добавки | ||||||||||
Хорошая упаковка | Плохая упаковка | ||||||||||
Хорошая нарезка | Некачественная нарезка | ||||||||||
Большой
срок
хранения |
Маленький срок
хранения | ||||||||||
Широкий ассортимент | Узкий ассортимент | ||||||||||
Хороший внешний вид | Плохой внешний вид | ||||||||||
Близость
места
покупки к месту проживания |
Удаленность места
покупки к месту проживания | ||||||||||
Развес хлеба | Стандартный вес | ||||||||||
Специальные ингредиенты для диеты | Отсутствие
спец.
ингредиентов | ||||||||||
Известность
производителя |
Неизвестность
производителя | ||||||||||
ЗАО «Хлебокомбинат» |
Пекарня ИП Клеева |
Наиболее привлекательными факторами при выборе продукции ЗАО «Хлебокомбинат» являются сытность, высокие вкусовые качества, натуральность продукта, хорошая упаковка, наличие качественной нарезки, хороший внешний вид, близость места покупки к месту проживания, а также известность производителя.
Высокие вкусовые качества продукции достигается посредством того, что Калужский хлебокомбинат придерживается традиционных технологий правильного хлебопечения и является сторонником веками испытанных рецептур.
За последние 10 лет предприятие награждено более 60 Дипломами, Грамотами, Медалями ВДНХ г. Москвы, Калуги, Калужской области, Благодарственными письмами администрации г. Калуги и Калужской области за высокое и стабильное качество продукции, производство изделий лечебно-профилактического, функционального назначения, широкий ассортимент выпускаемой продукции.
Знаком «Российское качество» отмечены 5 наименований хлебобулочных изделий:
-хлеб «Старообрядческий», обогащенный йодированным белком
-хлеб Дарницкий
-батон нарезной из муки пшеничной хлебопекарной высшего сорта
-батоны особые из муки пшеничной хлебопекарной высшего сорта
-изделия булочные «Здоровье» из муки пшеничной хлебопекарной высшего, первого сорта (изделие обогащено витаминами группы В, фолиевой кислотой, железом, аскорбиновой кислотой).
Качество
выпускаемой продукции
Предприятие оснащено комплексно-механизированными
линиями по производству хлебобулочных
изделий:
- Хлеб «Старообрядческий», обогащенный йодказеином, хлеб дарницкий вырабатываются на трех комплексно-механизированных линиях на базе печей ХПА-40. Способ тестоведения - непрерывный, на жидких заквасках с заваркой.
- Батон нарезной, изделия булочные «Здоровье» вырабатываются на 3 комплексно - механизированных линиях на базе печей ПЗХС и ППЦ. Способ приготовления теста - непрерывный, безопарный.
- Батоны особые вырабатываются на механизированной линии на базе печи ФТЛ-2. Способ приготовления теста - периодический, безопарный, интенсивный замес.
На
предприятии функционирует
Таблица 2. Сегменты, полученные в результате исследования.
Описание сегмента | |
Сегмент 1 | Относительно частые покупатели хлеба (4-7 раз в неделю), средний возраст в основном старше 55 лет, имеют низкий доход, обращают внимание на производителя и ориентируются в основном на цену, преследуемые выгоды при покупке – высокие вкусовые качества. |
Сегмент 2 | Редкие покупатели хлеба (реже 4 раз в неделю), средний возраст в основном до 25 лет, имеют низкий доход, обращают внимание на производителя, кратность покупки составляет 0,5-1 кг, ориентируются как на цену, так и на качество, выгода при покупке – сытность продукции. |
Сегмент 3 | Относительно частые покупатели хлеба (в основном 4-7 раз в неделю), в основном 25-35 лет, которые за один приход в магазин покупают, как правило, незначительное количество продукта (0,2-0,5 кг); при этом обращают внимание на производителя и на цену. |
Сегмент 4 | Постоянные покупатели хлеба (ежедневно), средний возраст 35-55 лет, имеющие средний и высокий уровень дохода, которые за один приход в магазин покупают незначительное количество продукта (0,2-0,5 кг); обращают внимание на производителя и на качество. |
Также в результате опроса было выявлено 4 сегмента покупателей хлебной продукции с присущими им характеристиками, которые можно увидеть в таблице 2.
Теперь проанализируем конкурентоспособность ЗАО «Хлебокомбинат» на основе метода Портера или анализа шести сил: