Повышение роли предпринимателльства в городе Бобруйске

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 21:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы состоит в выявлении роли малого предпринимательства в обеспечении социально-экономического развития региона. Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
1 раскрыть понятие, содержание, основные черты предпринимательства; 2 рассмотреть основные формы предпринимательской деятельности; 3 исследовать роль малого предпринимательства в обеспечении социально-экономического развития Ленинского района г. Бобруйска; 4 провести анализ показателей деятельности и условий хозяйствования субъектов малого предпринимательства в Ленинском районе г. Бобруйска.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа теоретическая часть Койпиш ГУ - 5.docx

— 88.08 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Предпринимательство - одна из важнейших составляющих современной  экономики. В странах рыночной экономики  предпринимательство получило широкое  распространение и составляет подавляющую  часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в Беларуси появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с  приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное  владение.

Основную часть белорусского предпринимательства составляет малый  и средний бизнес. Основной задачей  предпринимателя является управление предприятием, которое включает в  себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной  основе и хозяйственном риске, а  также ответственность за конечные результаты своей деятельности.

Общественный характер предпринимательства  означает не только деятельность участвующих  в нем агентов, но и наличие  в общественном хозяйстве определенных условий позволяющие реализовать  присущие предпринимательству функциональные признаки. Совокупность таких условий  составляет среду предпринимательства, важнейшими элементами которой являются экономическая свобода и личная заинтересованность. Экономическая  свобода является определяющим признаком  предпринимательской среды. Для  предпринимателя наличие экономической  свободы - это не только возможность  заниматься тем или иным видом  деятельности и иметь равный доступ к ресурсам и рынкам, но и морально-этическая  санкционированность предпринимательской  деятельности. Личная заинтересованность выступает движущим мотивом предпринимательства, поэтому обеспечение условий  для присвоения полученных результатов, извлечения и накопления дохода является определяющим условием предпринимательской  среды.

Предпринимательство является одной из наиболее активных форм экономической  деятельности. Поведение людей, как  известно, обостряется, когда они  рискуют чем-то (имуществом, падением популярности, деньгами, положением и  т.д.). Предприниматели не всегда знают, продадут ли они все свои товары и услуги и насколько выгодно. Они идут на риск: ведь такие же товары и услуги поступают на рынок и  от других производителей. Это как  раз и создает условия для  возникновения такой деятельности, которая выражается в вечном поиске улучшения своего положения в  сравнении с существующим, всегда заставляет предпринимать что-то для  того, чтобы процветать, развиваться.

Переход к рыночной системе  хозяйствования - это переход к  экономике предпринимательского типа. Создание условий для развития предпринимательства  является важнейшей составляющей трансформационных  изменений переходной экономики. В  этой связи выявление сущностных признаков и закономерностей  развития предпринимательства имеет  чрезвычайно важное значение. Это  и обуславливает актуальность темы курсовой работы.

Целью курсовой работы состоит  в выявлении роли малого предпринимательства в обеспечении социально-экономического развития региона.

Поставленная цель обусловила решение следующих задач:

1 раскрыть понятие, содержание, основные черты предпринимательства;

2 рассмотреть основные формы предпринимательской деятельности;

3 исследовать роль малого предпринимательства в обеспечении социально-экономического развития Ленинского района г. Бобруйска;

4 провести анализ показателей деятельности и условий хозяйствования субъектов малого предпринимательства в Ленинском районе г. Бобруйска.

При написании курсовой работы использовались нормативно-правовые акты, учебные пособия, учебники, и другая литература по исследуемой проблеме. Среди авторов можно выделить следующих: Базылев Н. И., Добрынин А. И., Балашевич М. И. и др

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические аспекты изучения роли малого предпринимательства в обеспечении социально-экономического развития региона

 

 

    1. Понятие и формы организации малого предпринимательства

 

 

Важным фактором формирования рынка является развитие предпринимательства. История цивилизованного бизнеса  свидетельствует о том, что многие крупные корпорации начинали с деятельности одного человека, который либо сам  был предпринимателем, либо на основе его идеи была создана малая фирма. Малые  и средние предприятия  являются наиболее гибкой и динамичной формой развития предпринимательства [5,с.108].

Предпринимательская деятельность выступает как одна из форм бизнеса  и осуществляется в различных  его сферах. В соответствии с Законом  Республики Беларусь от 28.05.1991 N 813-XII "О предпринимательстве в Республике Беларусь" предпринимательство определяется как самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия). Таким образом, предприниматель - это энергичный, деловой человек, который, владея полностью или частично какими-либо материальными ценностями и финансовыми ресурсами, использует их для организации своего дела (бизнеса). Созданная им фирма (товарищество, организация, предприятие, общество) становится частью малого бизнеса, развивающегося в стране. В системе рыночных отношений малый и средний бизнес выступают как форма предпринимательской деятельности, которая характеризуется такими отличительными особенностями, как размер, численность работающих, отраслевая принадлежность. К малому и среднему бизнесу относят фирмы, которые имеют независимую собственность, обладают хозяйственной самостоятельностью и не доминируют в своей сфере деятельности. Большинство зарубежных исследователей к малым причисляют фирмы, в которых занято не более 500 человек и объем продаж не превышает 20 млн долл. Однако эти показатели достаточно условны. В качестве специальных критериев обычно используют еще добавленную стоимость, стоимость активов предприятия. Несмотря на свое определение "малый бизнес", этот вид производственной и коммерческой деятельности играет очень важную роль в экономике любой развитой страны [15,с.5-6].

Экономика, в которой малый  и средний бизнес занимают небольшой  удельный вес, считается «лоскутной», так как она не в состоянии  качественно обслуживать своих  граждан с учетом их разнообразных  индивидуальных потребностей и предпочтений. Малый и средний бизнес — это  в первую очередь новые товары и услуги, их широкий ассортимент, новые рабочие места, основные налоги в местные и федеральные (республиканские) бюджеты, низкие издержки и доступные цены. В развитых странах на долю малых предприятий приходится около 50 % всех крупных изобретений при незначительном, по сравнению с крупными компаниями, объеме ассигнований на науку. Если считать крупный бизнес «костяком» экономики, то малый и средний  бизнес по праву можно назвать ее «мускулами». Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры, придает экономике необходимую гибкость и динамичность. Существенный вклад оно вносит и в процесс формирования нормальной конкурентной среды.

В подавляющем большинстве  малые и средние предприятия  изготавливают обычные вещи обычным  способом. Они занимают свою небольшую  нишу, которая и обеспечивает их выживание, а нередко и процветание. Жизнестойкость малого бизнеса определяется тем, сумеет ли он использовать следующие  условия:

1    территориальная, производственная и технологическая дифференциация бизнеса. Крупным предприятиям не везде выгодно заниматься бизнесом из-за слишком узких рыночных параметров. Небольшой объем продаж и высокие эксплуатационные расходы не позволяют крупным предприятиям заниматься многими видами деятельности и не­большими по емкости рынками;

2    важность персонального обслуживания. Основу многих видов бизнеса составляет персональное обслуживание клиентов (парикмахерские, врачебные кабинеты, консультационные, бухгалтерские услуги и т.д.). В этом случае качество работы во многом зависит от профессионального мастерства владельца фирмы;

3    удобство обслуживания. Расположение фирмы и поздние часы работы позволяют их владельцам успешно конкурировать с крупными предприятиями, которые не имеют таких преимуществ;

4    потребность в каком-либо специализированном ремесле, например, печников, столяров, кулинаров, механиков и т.д.;

5    нерегулярность спроса. Деятельность сезонного характера зачастую не способствует тому, чтобы создавать крупномасштабное предприятие, например, по прокату лодок, лыж и т.д.

6    оперативность и гибкость структур. Это условие имеет особенно важное значение при разработке и внедрении наукоемких проектов, когда необходимо быстро сконцентрировать финансовые и интеллектуальные ресурсы на новом направлении.

7    потребность в каком-либо специализированном ремесле, например, печников, столяров, кулинаров, механиков и т.д.;

8    нерегулярность спроса. Деятельность сезонного характера зачастую не способствует тому, чтобы создавать крупномасштабное предприятие, например, по прокату лодок, лыж и т.д.

9    оперативность и гибкость структур. Это условие имеет особенно важное значение при разработке и внедрении наукоемких проектов, когда необходимо быстро сконцентрировать финансовые и интеллектуальные ресурсы на новом направлении [5,с.110-111]

Различают следующие виды предпринимательства в малом  и среднем бизнесе:

1 по направленности деятельности: производственная, коммерческая, финансовая, инновационная;

2 по содержанию функциональной ориентации предпринимателей: управление производством, финансирование, посредническая и консультационная деятельность;

3 по числу видов деятельности: однопрофильная, многопрофильная;

4 по сложности деятельности: не требующее специальных знаний, требующее специальных знаний, основанное на высоких технологиях и уникальных знаниях;

5 по отраслевым направлениям деятельности: промышленное, агропромышленное, сельскохозяйственное, в строительстве и в других отраслях народного хозяйства.

Субъектами предпринимательства  могут быть как физические, так  и юридические лица. Под физическими  лицами понимаются граждане Республики, иностранные граждане и лица без  гражданства, а также лица с двойным  гражданством.

Согласно статье 24 Гражданского кодекса республики, юридическими лицами признаются организации, которые обладают обособленным имуществом, могут от своего имени приобретать имущественные  и личные неимущественные права  и нести обязанности, быть истцами  и ответчиками в суде, арбитраже  или третейском суде. Для юридического лица характерны следующие признаки: организационное единство, которое  подтверждается нали­чием устава и  государственной регистрации юридического лица; имущественная обособленность, которая подтверждается наличием самостоятельного баланса; участие в гражданско-правовых отношениях от своего имени, что обусловливает  самостоятельную гражданско-правовую ответственность и дает возможность  быть истцом и ответчиком в суде[12].

Из статьи 1 Закона о предпринимательстве  следует, что предпринимательская  деятельность может осуществляться в виде индивидуальной трудовой деятельности, а также в различных организационно-правовых формах предприятий (юридических лиц). Различают следующие формы предпринимательской  деятельности:

1    частную, осуществляемую физическим или юридическим лицом (предприятием) на основе собственного имущества и различных форм привлечения собственности других физических и юридических лиц;

2    коллективную, осуществляемую на основе собственности группы граждан и различных форм привлечения имущества других физических и юридических лиц;

3    контрактную, осуществляемую руководителем предприятия, если он на основе контракта с собственником имущества или уполномоченным им лицом (органом) наделен правами и обязанностями и несет ответственность, установленную для предпринимателя. Руководитель-предприниматель регистрируется в таком же порядке, как и любой гражданин-предприниматель, несет ответственность как гражданин-предприниматель.

Предпринимательство в малом  и среднем бизнесе может осуществляться:

1    без образования юридического лица;

2    с образованием юридического лица;

3    без использования наемного труда;

4    с использованием наемного труда.

В соответствии с формами  собственности в малом и среднем  бизнесе могут действовать следующие  предприятия: государственные, муниципальные, коллективные, частные, совместные, смешанные, иностранные [15,с.7-9].

Критерием отнесения предприятий  к субъектам малого предпринимательства  является численность работающих. Так, Указом Президента Республики Беларусь от 19 июля 1996 г. № 262 «О государственной  поддержке малого предпринимательства» установлено, что к субъектам  малого предпринимательства относятся  юридические лица и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без  образования юридического лица, со среднесписочной численностью работников:

  1. в промышленности и на транспорте – до 100 человек;
  2. в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – до 60 человек;
  3. в строительстве и оптовой торговле – до 50 человек;
  4. в других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговле – до 30 человек;
  5. в других отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек [6,с.4-5].

По состоянию на 1 января 2013 года на учете в налоговых органах  состояли 334 326 субъектов малого и  среднего предпринимательства, в том  числе индивидуальных предпринимателей - 232 851, микроорганизаций - 88 607, малых  организаций - 10 531, субъектов среднего предпринимательства - 2 337. По сравнению  с началом 2012 года количество субъектов  малого и среднего предпринимательства  увеличилось на 20 933 единицы, или 6,7%. В бюджет от субъектов малого и  среднего предпринимательства в 2012 году поступило 30,4% от общего объема контролируемых налоговыми органами платежей.

Информация о работе Повышение роли предпринимателльства в городе Бобруйске