Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 21:22, курсовая работа
Целью курсовой работы состоит в выявлении роли малого предпринимательства в обеспечении социально-экономического развития региона. Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
1 раскрыть понятие, содержание, основные черты предпринимательства; 2 рассмотреть основные формы предпринимательской деятельности; 3 исследовать роль малого предпринимательства в обеспечении социально-экономического развития Ленинского района г. Бобруйска; 4 провести анализ показателей деятельности и условий хозяйствования субъектов малого предпринимательства в Ленинском районе г. Бобруйска.
В целях обеспечения гарантий,
соблюдения прав и законных интересов
лиц, осуществляющих предпринимательскую
деятельность, расширения рынка товаров
и услуг, формирования в стране благоприятного
экономического климата Президентом
Республики Беларусь подписаны Указы
от 24 марта 2007 г. № 148 «О неотложных мерах
по поддержке предпринимательства»
и от 18 июня 2007 г. № 285 "О некоторых
мерах по регулированию
В республике ежегодно проводится
республиканский конкурс «
С целью выработки новых направлений и расширения сферы применения мер государственной поддержки предпринимательства разработана программа государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2013 – 2015 годы (Постановление Совета Министров РБ 29.12.2012 № 1242), в котором определены основные принципы, виды и формы государственной поддержки субъектов предпринимательства.
Целями настоящей Программы является создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности, стимулирование ее развития по приоритетным направлениям в регионах, оказание содействия вновь созданным субъектам малого и среднего предпринимательства.
Для достижения поставленных целей должны быть решены следующие основные задачи:
вхождение в число передовых
стран по ведущим международным
рейтингам, характеризующим
развитие конструктивного
диалога государства с
увеличение доли малого и
среднего предпринимательства в
валовом внутреннем продукте до 30 процентов
и обеспечение численности
совершенствование государственного регулирования условий ведения бизнеса;
содействие развитию субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (финансовая поддержка, оказание консультационных услуг, обеспечение доступа к материальным ресурсам, участие в государственных закупках товаров, работ и услуг, помощь в решении вопросов взаимодействия с государственными органами и другое) [программа 2013-2015].
В 2013 году усилия Минэкономики РБ будут направлены на обеспечение формирования условий, стимулирующих развитие производственного предпринимательства, освоение его субъектами новых видов деятельности и создание новых высокопроизводительных рабочих мест, в том числе в малых городах и сельских населенных пунктах, а также повышение на этой основе эффективности и конкурентоспособности экономики в целом. Для этого Минэкономики продолжит мониторинг реализации положений и соблюдения требований Директивы №4, координацию деятельности органов государственного управления в области выработки и реализации мер по вхождению Беларуси в топ-30 стран рейтинга Всемирного банка "Ведение бизнеса".
В ближайшей перспективе планируется инициировать принятие конкретных мер по совершенствованию законодательства, регулирующего вопросы предпринимательской деятельности, направленных на создание безбарьерной среды для ведения бизнеса, снижение административной и налоговой нагрузки, обеспечение правовой регламентации государственно-частного партнерства, саморегулируемых организаций, развитие института франчайзинга, изучение вопроса о введении системы оценки эффективности деятельности и ответственности руководителей государственных органов по созданию благоприятных условий ведения бизнеса, развитие малого и среднего предпринимательства в курируемых сферах и (или) регионах и другое.
Директива №4 от 31 декабря 2010 года "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь" является ключевым документом, фундаментально определившим роль и место предпринимательства в белорусской экономической системе, а также политику государства в отношении его развития и поддержки.
Для обеспечения максимально
оперативной и эффективной
Принятые акты законодательства
предусматривают в том числе
защиту и развитие частной собственности,
либерализацию сферы
Претворение в жизнь предписаний
Директивы №4, а также иных документов,
направленных на скорейшее достижение
цели совершенствования бизнес-
В данном социально-экономическом районе анализируются такие направления и сферы: промышленность, внешнеторговый оборот, результаты финансовой деятельности, платные услуги, заработная плата и отчисления в Фонд социальной защиты населения, инвестиционная деятельность, предпринимательство, охрана труда, строительство, транспорт, связь, образование, культура, здравоохранение и другие.
Анализ социально-
В течение отчетного периода выполнение основных прогнозных показателей, доведенных району, находилось под постоянным контролем администрации района, деятельность администрации района была направлена на решение задач по выполнению прогноза социально-экономического развития района и обеспечение выполнения заданий пятилетней программы.
В результате принимаемых мер во втором полугодии 2011 года отмечается положительная динамика в основном по всем прогнозным показателям. Превышены прогнозируемые на год уровни по темпам роста объемов производства промышленной продукции и потребительских товаров.
Промышленность
Объем производства промышленной продукции в фактических ценах составил 237,5 млрд. руб. Темп роста в сопоставимых ценах к соответствующему уровню 2009 года составил 113,8% при прогнозе 113,6%.
Темп роста объема производства по организациям, подчиненным местным исполнительным и распорядительным органам, составил 129,1%, при задании 112,1%.
Предприятиями без ведомственной
подчиненности произведено
По организациям, подчиненным
республиканским органам
РУП «УТ им.Непогодина» (106,1% при годовом задании 112,0%), невыполнение объемов связано с уменьшением заказов в 1-м квартале 2010г. со стороны крупных заказчиков (Белорусская железная дорога, Белгосстрах), снижения заказов на специализируемую продукцию предприятия (бланков строгой отчетности). Несмотря на принимаемые меры по наращиванию объемов производства во 2-м полугодии (116,3% по сравнению с аналогичным периодом 2009г.) недодано до прогноза 860 млн.руб.
По итогам работы за январь-декабрь 2011 года объем производства потребительских товаров составил 193,9 млрд. руб., темп роста 115,9% при годовом прогнозе – 112,6%.
Выполнение прогнозных показателей
по объемам производства потребительских
товаров в разрезе
1 предприятиями, подчиненными республиканским органам государственного управления с ростом 114,1% при прогнозе 112,5%. Не обеспечили выполнение прогнозного задания ОАО «Славянка» (106,4% при годовом задании 111,5%), РУП «УТ им.Непогодина» (105,5% при годовом задании 114,0%).
2 предприятиями, подчиненными местным исполнительным и распорядительным органам темп роста составил 128,0%, при задании 113,5%.
3 предприятиями, не имеющими ведомственного подчинения – 106,7% к соответствующему периоду прошлого года. Ниже уровня прошлого года сработало УЧПТП «СВ-Класс» (83,6% при прогнозе 116,9%).
Запасы готовой продукции на складах предприятий по состоянию на 01.01.2012г. сократились по сравнению с 01.10.2011г. на 722 млн.рублей, составив в текущих ценах 17,3 млрд.рублей. Соотношение их объема к среднемесячному производству продукции составило 87,4% при расчетном нормативе 85,8%. Допустили превышение норматива по запасам готовой продукции ОАО «ФанДОК» - 143,2% при нормативе 75,0%, ОАО «Спецавтотехника» - 122,8% при нормативе 55,0%.
За январь-сентябрь 2011 года удельный вес производства новых видов продукции в общем объеме производства увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 7,1 п.п., составив 14,7%.
Среднесписочная численность работников на промышленных предприятиях района за январь-декабрь 2011 года, сократилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4,6%, составив 7894 чел.
Соотношение производительности труда в промышленности и реальной заработной платы за январь-декабрь 2011 г к аналогичному периоду 2010 года составило 119,4 процента и 119,2 процента соответственно.
Внешнеторговый оборот
За январь-ноябрь 2011 года внешнеторговый оборот по промышленным организациям района составил 70,2 млн. дол. США или 121,6% к соответствующему периоду прошлого года, в т.ч. экспорт - 50,6 млн. дол. США или 126,5%.
Экспорт товаров предприятиями коммунальной собственности за январь-ноябрь 2011 года составил 146,0% при прогнозе на год 120,0%.
Не обеспечили выполнение доведенного вышестоящими органами управления задания по экспорту продукции: ЗАО «Бобруйскмебель» (95,3% при прогнозе 143,0%), ОАО «ФанДОК» (115,1% при прогнозе 141,0%), ОАО «Славянка» (124,6% при прогнозе 129,0).
Темп роста объема импорта к январю-ноябрю 2010 года составил 110,6%. Импортировано товаров на 19,6 млн.долл. США. Допустили прирост импорта продукции: ОАО «Славянка» (138,1% при прогнозе 116,0%), Ф-л СООО «ФСО «Труд-Нью Лайн» (303,0% при прогнозе 204,0%), РУП «БУТ им.Непогодина» (292,6% при прогнозе 126,2%).
Основными торговыми партнерами промышленности района является Российская Федерация, доля которой во внешнеторговом обороте составляет – 74,6%. В страны ближнего зарубежья и в Россию экспортировано продукции на 37,7 млн.долл.США или на 34,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Сальдо торгового баланса в целом по промышленным организациям района положительное и составляет 30,9 млн. долл.США. Отрицательное сальдо торгового баланса сложилось на ЧУП «Универсал Бобруйск» (минус 73,38 тыс.долл.США), в связи с проведением работ по модернизации производства и приобретением импортного сырья и запчастей к оборудованию.
Информация о работе Повышение роли предпринимателльства в городе Бобруйске