Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 23:59, курсовая работа
Поэтому в практической части работы будет рассматриваться конкурентоспособность Республики Беларусь, посредством изучения бизнес-среды как необходимого условия для развития инновационной деятельности.
Цель исследования:
1) рассмотрение подходов к определению конкуренции;
2) выяснить, какие функции выполняет конкуренция и определить ее роль в развитии экономики страны;
3) оценить конкурентоспособность национальной экономики Беларуси в качестве результата инновационного развития.
В предложенное понимание конкуренции, можно обнаружить, что ни борьба за ограниченный платежеспособный спрос, ни степень свободы принятия решений не дают полного представления о содержательном аспекте конкурентной борьбы между хозяйствующими субъектами (фирмами). Борьба фирм за спрос является хоть и очевидным, но лишь одним из элементов конкурентной борьбы, не позволяющим увидеть полностью само явления, а потому дает ограниченной представление о содержании конкуренции. Во-первых, подобная форма проявления конкуренции будет иметь место только в том случае, когда имеется превышение предложения над спросом, что означает прекращение конкурентной борьбы на рынках, характеризующихся дефицитом. Во-вторых, такое понимание конкуренции ограничивает поле ее действия рамками борьбы в одной рыночной нише. В действительности конкурентные отношения фирм выходят далеко за границы отдельных рыночных сегментов и даже отраслей. В этом смысле и трактовка содержания конкуренции как степени свободы принятия решений, отражая особенности организации конкретного рынка, выглядит достаточно узкой. В-третьих, представления о конкуренции как борьбе за спрос как возможности принимать решения ограничиваются анализом конкуренции только под углом зрения отношений производителей. Между тем, рассматривая проблему конкуренции через призму рассредоточения экономической власти среди участников рынка, мы можем игнорировать тот простой факт, что часть этой экономической власти находится в руках потребителя. В свете такого подхода, границы конкурентных отношений выходят за рамки сферы предложения, охватывая и спрос, а конкуренция представляется в виде соперничества между производителями и потребителями за максимизацию собственной выгоды.
Как бы ни представлялась конкуренция хозяйствующим субъектам, ясно одно: содержание ее для них не будет неким производной той функции, в которой проявляется конкурентная борьба. Переменные такой функции могут меняться, но форма их связи будет всегда одна – соперничество. Выявив целевую направленность, характер и функциональное предназначение соперничества, мы сможем получить ответ на вопрос о содержании конкурентной борьбы между фирмами. Поскольку условием существования самого конкурентного соперничества выступает расщепление экономической власти, то целью соперничества объективно становится стремление к перераспределению экономической власти в свою пользу или, другими словами, к расширению экономической свободы. Так как подобные устремления уравновешиваются рассредоточением экономической власти, то цели конкурентной борьбы будут заключаться в преодолении накладываемых на предпринимателя ограничений со стороны конкурентов. Учитывая, что этот процесс протекает в условиях равенства принципов хозяйствования, соперничество сведется к поиску преимуществ, то есть обеспечению потребностей рынка более эффективными способами.
Теперь о функциональной назначении конкуренции. Природа конкуренции такова, что соперничество всегда представляется в виде соревнования разнообразных форм и способов хозяйствования в отношении одной и той же цели. Поэтому, говоря о функциональном предназначении конкуренции, можно сказать, что оно заключено в определении лучших из них, то есть выявлении и вознаграждении победителей.
Итак, для отдельного хозяйствующего субъекта конкурентная борьба – это процесс соперничества, в котором вознаграждаются те хозяйствующие субъекты, которые расширили свою экономическую власть посредством создания конкурентных преимуществ. Данная взаимосвязь заключается в том, что:
А это дает основание утверждать, что если для хозяйствующего субъекта конкуренция по форме представляется как соперничество, то по содержанию она представляет собой процесс борьбы за лучшие условия хозяйствования.
Такое понимание содержания конкурентной борьбы имеет целый ряд преимуществ:
Рассматривая как процесс борьбы за лучшие условия хозяйствования, конкуренция высвечивает ту тесную взаимосвязь, которая существует между нею и предпринимательством. Уже само то, что борьба предпринимателей за лучшие условия хозяйствования составляет содержательный момент их соперничества, указывает на необходимость поиска преимуществ как обязанность предпринимателя. В этом смысле конкуренция выполняет для предпринимательства роль питательной среды. В то же время, характер этого соперничества – безостановочная борьба, которая, обусловливая непрерывность такого поиска, выступая «вечным двигателем» развития предпринимательской деятельности. Поиск более эффективной комбинации производственных факторов и новых рынков, создание новых товаров и услуг, применение новых методов производства и сбыта становится повседневной работой предпринимателя. А так как энергия поиска будет формироваться под влиянием успеха конкурентов, то условием предпринимательской активности будет интенсивность конкуренции, а само предпринимательство превращается в деятельность по завоеванию конкурентных преимуществ. [3]
Теперь можно рассмотреть
конкуренцию как процедуру
И в научных экспериментах конкуренция суть процедуры открытия. Ни одна теория не может начать с того, что все интересующие факты уже известны. Необходимо убедиться, что некая процедура может привести к ситуации, когда приняты к рассмотрению максимум фактов, потенциально полезных, полученных из любых других известных научных процедур. На деле есть лишь один вопрос: как оптимально использовать специализированные знания, рассеянные среди миллионов людей. Конкуренция - процесс, посредством которого люди получают и передают знания. Нет никакого смысла судить о результатах конкуренции в духе того, что надо было сделать, что кто-то намеревался получить. Результаты рассматриваются только в контексте определенных условий. Нельзя говорить, что конкуренция ведет к максимизации с чем-либо соизмеримого результата. Она ведет лишь к лучшему использованию способностей и знаний других процедур. Но и тогда, когда польза позитивного использования установлена, все же нельзя сказать, насколько велик общий доход. В отсутствии ясной сопоставимости величин остается считать оптимальными общие условия, которые, скорее всего, ведут к открытию наибольшего числа возможностей.
Ни один человек не знает заранее, как он будет действовать в условиях конкуренции, с какими конкретными обстоятельствами столкнется. Один из основных источников ошибок в этой области - фиктивное понятие кривой ценообразования, что колебания цен суть объективные данные для производителя, не зависимые от его сознания. Напротив, очевидно, что все зависит от того, один производитель поставляет на рынок данный продукт и работает ли он в условиях сильной конкуренции.
Объяснять результаты конкуренции – одна из задач экономической теории, все же отмеченные факты заметно ограничивают возможность предвидения ее исхода. Ценность конкуренции состоит именно в том, что, будучи процедурой открытия, она непредсказуема. В противном случае в ней не было бы никакой необходимости. Экономическая теория может раскрыть указанную процедуру посредством создания более или менее точной модели. Такая модель полезна, так как, показывая способ функционирования системы, она помогает применять ее к определенным ситуациям. [5]
Теперь рассмотрим роль конкуренции в развитии рыночной экономики.
Во-первых, конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции, имеют настолько небольшую часть от общего объёма производства, что увеличение или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на цену товара. Производитель, равно как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями.
Во-вторых, конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров и услуг. Она как бы подсказывает товаропроизводителям, сколько капитала они должны вложить в производство того или иного товара. Предположим, что один продавец затратил на производство какого-нибудь товара больше средств, чем другой. При такой ситуации, когда на рынке установится равновесная цена на данный вид товара, больше прибыли будет иметь последний продавец, то есть тот, кто произвёл товар по более низкой себестоимости. А при избытке данного вида товара произойдёт, как уже отмечалось, резкое падение цен, и продавец, затративший на производство много средств, понесёт убытки. Таким образом, конкуренция поддерживает нормальные для всего общества условия производства. Из этого следует вывод, что в условиях конкуренции ресурсы распределены эффективно.
В-третьих, конкуренция
стимулирует научно-
В-четвёртых, при противоборстве
субъектов рынка усиливается
их социально-экономическое
Конкуренция выполняет в рыночной экономике следующие функции:
Функция регулирования.
Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
Функция мотивации.
Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:
-предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами , получают вознаграждение в виде прибыли . Это стимулирует технический прогресс;
-предприятия, которые
не реагируют на пожелания
клиентов или нарушения правил
конкуренции своими
Функция распределения.
Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.
Функция контроля.
Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.
Политика в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы конкуренция могла выполнять свои функцию. Руководящий принцип "оптимальной интенсивности конкуренции" в качестве целей политики в области конкуренции предполагает, что:
- технический прогресс
в отношении изделий и
- предприятия гибко
адаптируются к меняющимся
Масштаб интенсивности
конкуренции определяется тем, как
скоро преимущества в прибыли
теряются в результате успешного
воспроизведения инноваций
В теоретической части работы конкуренция рассматривалась со стороны разных подходов, одним из которых является функциональный. Согласно данной трактовке, конкуренция – мотиватор инновационной деятельности, отсюда можно сделать вывод, что конкурентоспособность является результатом инновационной деятельности.