Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 23:59, курсовая работа
Поэтому в практической части работы будет рассматриваться конкурентоспособность Республики Беларусь, посредством изучения бизнес-среды как необходимого условия для развития инновационной деятельности.
Цель исследования:
1) рассмотрение подходов к определению конкуренции;
2) выяснить, какие функции выполняет конкуренция и определить ее роль в развитии экономики страны;
3) оценить конкурентоспособность национальной экономики Беларуси в качестве результата инновационного развития.
Причиной этого является то, что в настоящее время в республике служат бюджетные средства, которые крайне ограничены, так как распыляются на огромное количество разного рода программ. Мировой же опыт доказывает, что разработка и внедрение инноваций не могут осуществляться за счет средств государства.
Но для того, чтобы отладить
данный механизм в мировой практике
не существует единого подхода к
совместному участию
Реализация системы ГЧП потребует создание специализированного банка, или инвестиционного фонда, который бы сосредоточился на финансировании инвестпроектов, поддержке малого предпринимательства.
Обязательным условием создания ГЧП является участие предпринимательского сектора в формировании государственных, отраслевых и других программ, финансируемых с участием бюджетных средств. Сегодня можно привести лишь единичные примеры совместного выполнения заданий госпрограмм и проектов.
В итоге можно прийти к ответу на вопрос: что необходимо предпринять для того, чтобы новая для страны форма государственного взаимодействия государства и частного бизнеса начала действовать? В первую очередь, следует организовать подготовку специалистов – как чиновников, руководителей предприятий, так и менеджеров компаний и т.д
Второе важное условие
– создание с учетом зарубежного
опыта необходимой нормативно-
Необходимо также принять
программу развития передовых технологий
на основе использования государственно-
В этом контексте наиболее
важная составляющая – принятие закона
о государственно-частном
На данный момент проект закона о государственно-частном партнерстве уже создан и был направлен для экспертизы в Европейскую экономическую комиссию ООН (ЕЭК ООН). Кроме того, планом мероприятий по содействию ЕЭК ООН Беларуси в развитии системы государственно-частного партнерства также предусмотрено проведение экспертной оценки готовности Беларуси для внедрения государственно-частного партнерства. В рамках этой экспертизы будут выявлены проблемы и возможности для развития государственно-частного партнерства, определены потенциальные проекты ГЧП. Рассматриваются возможности создания центра ГЧП в Беларуси. С учетом заключения экспертов ЕЭК ООН законопроект будет доработан и внесен Президенту. [11]
На встрече, состоявшейся 20 марта, представители Минэкономики дали краткую характеристику процессу формирования государственной инвестиционной программы Республики Беларусь. В ходе встречи были рассмотрены основные темы в рамках развития государственно-частного партнерства, выявлены преимущества и недостатки, а также отмечены необходимые условия внедрения ГЧП в Республике Беларусь, включая создание специализированного центра ГЧП и профессиональную подготовку квалифицированных экспертов в данной области. [13]
Развитие ГЧП является одним из пунктов в Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы.
Представляется, что такой подход к созданию механизма государственно-частного партнерства позволит переломить негативную тенденцию в области инновационного развития и даст возможность Беларуси в ближайшие 5-10 лет занять достойное место среди развитых стран мира. [6]
В числе основных задач инвестиционной политики – реализация инвестпроектов, направленных на ускорение инновационных процессов, призванных сохранить позиции Беларуси в мировом сообществе и повысить конкурентоспособность страны. [9]
В теоретической части данной работы рассматривались подходы к определению конкуренции, и нельзя не признавать, что все названные трактовки отражают важные аспекты конкурентного процесса.
1) поведенческая, где конкурентный процесс анализируется с позиции выявления поведенческих особенностей хозяйствующих субъектов, ее содержание сводят к борьбе за платежеспособный спрос;
2) структурная, где акцент
переносится на анализ
3) функциональная, для которой характерно выражение содержания конкуренции в качестве мотиватора инновационной деятельности.
Данные подходы характеризуют содержательную сторону конкуренции в том ее понимании, что «конкуренция – это стремление получить то, что стремится получить еще кто-то другой в то же самое время».
Согласно функциональной трактовке конкуренции, конкуренция выступает именно в качестве мотиватора инновационной деятельности. Отсюда можно сделать вывод, что конкурентоспособность является результатом инновационной деятельности. Поэтому в практической части работы рассматривалась конкурентоспособность Республики Беларусь как результат инновационной деятельности, то есть через призму функционального подхода к конкуренции.
Данный подход безусловно важен, так как новейшие технологии становятся элементами повседневной реальности, а конкурентоспособными являются только те страны, которые производят наукоемкую, высокотехнологичную продукцию.
Беларусь не обладает высоким уровнем конкурентоспособности. Об этом свидетельствуют исследования о бизнес-среде и инфраструктуре государства. Причинами тому являются низкая производительность, нехватка квалифицированной рабочей силы, низкая инновационность, недостаток инвестиций и т.д.
Однако современная роль государства в экономическом развитии заключается в том, чтобы содействовать с помощью законодательных актов, формированию бизнес-среды, создавать условия для инновационного развития.
В целях продолжения работы
по формированию инновационной экономики
разработана Государственная
Основной задачей, которую призвана решить реализация данной программы, является создание конкурентоспособной на мировом рынке, инновационной, высокотехнологичной, ресурсо- и энергосберегающей, экологобезопасной экономики, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие страны и повышение качества жизни белорусского народа.
На мой взгляд, важным пунктом данной госпрограммы является создание Государственно-частного партнерства, так как это является реальным выходом для вложения значительных инвестиций в инновационное развитие. Такой проект закона о государственно-частном партнерстве уже создан и направлен для экспертизы в Европейскую экономическую комиссию ООН, что означает, что уже сделан большой шаг в сторону развития инноваций, которые являются залогом успешного развития национальной экономики.