Подходы к определению конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 23:59, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому в практической части работы будет рассматриваться конкурентоспособность Республики Беларусь, посредством изучения бизнес-среды как необходимого условия для развития инновационной деятельности.
Цель исследования:
1) рассмотрение подходов к определению конкуренции;
2) выяснить, какие функции выполняет конкуренция и определить ее роль в развитии экономики страны;
3) оценить конкурентоспособность национальной экономики Беларуси в качестве результата инновационного развития.

Вложенные файлы: 1 файл

1 kursach.docx

— 63.86 Кб (Скачать файл)

Причиной этого является то, что в настоящее время в республике служат бюджетные средства, которые крайне ограничены, так как распыляются на огромное количество разного рода программ. Мировой же  опыт доказывает, что разработка и внедрение инноваций не могут осуществляться за счет средств государства.

Но для того, чтобы отладить данный механизм в мировой практике не существует единого подхода к  совместному участию государства  и частного бизнеса в инновационной  деятельности. Один из путей – передача разработок на определенных условиях либо бесплатно технопаркам, инновационным  центрам, малым предприятиям, которые  за собственные средства доводят их до коммерческого использования. При этом и на такой стадии участие государства не исключается.

Реализация системы ГЧП потребует создание специализированного банка, или инвестиционного фонда, который бы сосредоточился на финансировании инвестпроектов, поддержке малого предпринимательства.

Обязательным условием создания ГЧП является участие предпринимательского сектора в формировании государственных, отраслевых и других программ, финансируемых  с участием бюджетных средств. Сегодня можно привести лишь единичные примеры совместного выполнения заданий госпрограмм и проектов.

В итоге можно прийти к  ответу на вопрос: что необходимо предпринять для того, чтобы новая для страны форма государственного взаимодействия государства и частного бизнеса начала действовать? В первую очередь, следует организовать подготовку специалистов – как чиновников, руководителей предприятий, так и менеджеров компаний и т.д

Второе важное условие  – создание с учетом зарубежного  опыта необходимой нормативно-правовой базы для реализации ГЧП, которая  включала бы весь инновационный цикл – от проведения исследований до производства наукоемкой высокотехнологичной продукции.

Необходимо также принять  программу развития передовых технологий на основе использования государственно-частного партнерства. А также свести к  минимуму административные процедуры  при различного рода проверках, которые вызывают настороженность у организаций негосударственной формы собственности.

В этом контексте наиболее важная составляющая – принятие закона о государственно-частном партнерстве, включая инновационную сферу. [6]

На данный момент проект закона о государственно-частном партнерстве  уже создан и был направлен для экспертизы в Европейскую экономическую комиссию ООН (ЕЭК ООН). Кроме того, планом мероприятий по содействию ЕЭК ООН Беларуси в развитии системы государственно-частного партнерства также предусмотрено проведение экспертной оценки готовности Беларуси для внедрения государственно-частного партнерства. В рамках этой экспертизы будут выявлены проблемы и возможности для развития государственно-частного партнерства, определены потенциальные  проекты ГЧП. Рассматриваются возможности создания центра ГЧП в Беларуси. С учетом заключения экспертов ЕЭК ООН законопроект будет доработан и внесен Президенту. [11]

На встрече, состоявшейся 20 марта, представители Минэкономики дали краткую характеристику процессу формирования государственной инвестиционной программы Республики Беларусь. В ходе встречи были рассмотрены основные темы в рамках развития государственно-частного партнерства, выявлены преимущества и недостатки, а также отмечены необходимые условия внедрения ГЧП в Республике Беларусь, включая создание специализированного центра ГЧП и профессиональную подготовку квалифицированных экспертов в данной области. [13]

Развитие ГЧП является одним из пунктов в Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы.

Представляется, что такой подход к созданию механизма государственно-частного партнерства позволит переломить негативную тенденцию в области инновационного развития и даст возможность Беларуси в ближайшие 5-10 лет занять достойное место среди развитых стран мира. [6]

В числе основных задач  инвестиционной политики – реализация инвестпроектов, направленных на ускорение инновационных процессов, призванных сохранить позиции Беларуси в мировом сообществе и повысить конкурентоспособность страны. [9]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В теоретической части данной работы рассматривались подходы к определению конкуренции, и нельзя не признавать, что все названные трактовки отражают важные аспекты конкурентного процесса.

1) поведенческая, где конкурентный процесс анализируется с позиции выявления поведенческих особенностей хозяйствующих субъектов, ее содержание сводят к борьбе за платежеспособный спрос;

2) структурная, где акцент  переносится на анализ конкурентных  условий (тип рыночной структуры), содержательная сторона усматривается  в степени свободы принятия  решений фирмой;

3) функциональная,  для которой характерно выражение содержания конкуренции в качестве мотиватора инновационной деятельности.

Данные подходы характеризуют  содержательную сторону конкуренции  в том ее понимании, что «конкуренция – это стремление получить то, что  стремится получить еще кто-то другой в то же самое время».

Согласно функциональной трактовке конкуренции, конкуренция  выступает именно в качестве мотиватора инновационной деятельности. Отсюда можно сделать вывод, что конкурентоспособность является результатом инновационной деятельности. Поэтому в практической части работы рассматривалась конкурентоспособность Республики Беларусь как результат инновационной деятельности, то есть через призму функционального подхода к конкуренции.

Данный подход безусловно важен, так как новейшие технологии становятся элементами повседневной реальности, а конкурентоспособными являются только те страны, которые производят наукоемкую, высокотехнологичную продукцию.

Беларусь не обладает высоким  уровнем конкурентоспособности. Об этом свидетельствуют исследования о бизнес-среде и инфраструктуре государства.  Причинами тому являются низкая производительность, нехватка квалифицированной рабочей силы, низкая инновационность, недостаток инвестиций и т.д.

Однако современная роль государства в экономическом  развитии заключается в том, чтобы  содействовать с помощью законодательных актов, формированию бизнес-среды, создавать условия для инновационного развития.

В целях продолжения работы по формированию инновационной экономики  разработана Государственная программа  инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы.

Основной задачей, которую  призвана решить реализация данной программы, является создание конкурентоспособной  на мировом рынке, инновационной, высокотехнологичной, ресурсо- и энергосберегающей, экологобезопасной экономики, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие страны и повышение качества жизни белорусского народа.

На мой взгляд, важным пунктом  данной госпрограммы является создание Государственно-частного партнерства, так как это является реальным выходом для вложения значительных инвестиций в инновационное развитие. Такой проект закона о государственно-частном партнерстве  уже создан и направлен для экспертизы в Европейскую экономическую комиссию ООН, что означает, что уже сделан большой шаг в сторону развития инноваций, которые являются залогом успешного развития национальной экономики.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. /Отв. Ред. Абалкин Л.И. перевод с англ., в 2-х т. — М.: Наука, 1993. - т. 1. - С. 11-106.
  2. Портер М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Экон. наука, 2008.
  3. Тарануха Ю. В. Предприятие и предпринимательство в трансформируемой экономике, - Москва, 2008.
  4. Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика: учебник/ Ю.В.Т, Д.Н.З. – 2010. – 320 с.
  5. Фридрих А. фон Хайек, Познание, конкуренция и свобода – СПб.: Пневма, 1999 г. – 288 с.
  6. «Экономика Беларуси» - №3(24) 2010г.
  7. Экономический бюллетень научно-исследовательского института министерства экономики РБ. №1(175) январь 2012.
  8. Анализ конкурентоспособности и бизнес-среды в Белаурси: http://nmnby.eu/news/analytics/2801.html.
  9. Министерство экономики РБ: economy.gov.by.
  10. Концепция национальной инновационной системы [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – Режим доступа: http:// www.belisa.org.by/doc/CIS.doc, свободный.
  11. О законопроекте о государственно-частном партнерстве: http://www.belta.by/ru/all_news/economics/Zakonoproekt-o-gosudarstvenno-chastnom-partnerstve-napravlen-v-pravitelstvo-Belarusi_i_585317.html.
  12. Национальный интернет-портал РБ: нормативный документ «Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы»: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=C21100669&p2={NRPA}.
  13. Сайт Министерства экономики РБ: О  встрече с экспертами Европейской экономической комиссии: http://www.economy.gov.by/ru/news/vstrecha-s-ekspertami-evropejskoj-ekonomicheskoj-komissii_i_0000001465.html.
  14. Экономический портал: http://www.eexperts.ru/ecos-460-1.html

 


Информация о работе Подходы к определению конкуренции