Позитивный и негативный опыт создания свободных экономических зон в 1980-1990-х гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 18:52, реферат

Краткое описание

Актуальность работы заключается в том, чтобы в условиях приобретения политической и экономической независимости увеличение открытости экономики России является объективной необходимостью, но осуществляться оно может постепенно, с учетом реальных условий и сохранения экономической безопасности. Значительную роль в этом может сыграть создание особых экономических зон.
История особых экономических зон (ОЭЗ) начинается с 1510 года, когда испанский конкистадор Васко Нуньес де Бальбоа высадился на панамском побережье и на перешейке, разделяющем два океана, основал со своими товарищами «коммерческие порты». Именно здесь впервые в мировой практике был учинен таможенный досмотр.

Вложенные файлы: 1 файл

мю.docx

— 40.84 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Среди многих проблем, вошедших в жизнь нашей страны вместе с  перестройкой, важное место принадлежит  интеграции российской экономики во всемирное хозяйство. С учетом длительной самоизоляции СССР, огромных ее размеров, низкого уровня развития рыночных отношений с особой остротой возникла необходимость использования в широких масштабах наиболее эффективных форм внешнеэкономического сотрудничества, которые позволили бы увеличить степень реальной втянутости государства в мирохозяйственные связи, более результативно и полно использовать выгоды от участия в международном разделении труда (МРТ).

Актуальность работы заключается  в том, чтобы в условиях приобретения политической и экономической независимости  увеличение открытости экономики России является объективной необходимостью, но осуществляться оно может постепенно, с учетом реальных условий и сохранения экономической безопасности. Значительную роль в этом может сыграть создание особых экономических зон.

История особых экономических  зон (ОЭЗ) начинается с 1510 года, когда  испанский конкистадор Васко Нуньес де Бальбоа высадился на панамском побережье и на перешейке, разделяющем два океана, основал со своими товарищами «коммерческие порты». Именно здесь впервые в мировой практике был учинен таможенный досмотр.

Сегодня ОЭЗ существуют в  государствах, различных по уровню и характеру экономического развития. Они есть в промышленно развитых странах (ПPC), в новых индустриальных странах (НИС), в развивающихся странах (PC) и в странах, переходящих к рыночной экономике. Их распределение по планете весьма неравномерно. Наибольшим динамизмом процесс создания ОЭЗ характеризуется в развивающихся странах. Так, если в 1960 г. в этой группе стран их было две, в 1975 г. - 79, 1981 г. -96, 1985 г. -264, то к середине 90-х гг. уже насчитывалось более 900 зон. Через свободные экономические зоны (СЭЗ) проходит около 10% мирового товарооборота, причем темпы роста в них объемов экспорта и импорта весьма высоки. По оценкам специалистов Центра ООН по транснациональным корпорациям (ТНК), к середине 2000-х гг. численность занятых в СЭЗ превысила 3 млн. человек.

Цель работы – рассмотрение российского опыта свободных  экономических зон.

Задачи работы:

- проанализировать позитивный  и негативный опыт создания  свободных экономических зон  в 1980-1990-х гг.;

- описать государственное  регулирование особых экономических  зон в РФ. Проблемы и перспективы  особых экономических зон в  РФ;

- рассмотреть оффшорные  зоны как разновидность особых  экономических зон и их участие  в экономике России.

 

1. Позитивный и  негативный опыт создания свободных  экономических зон в 1980-1990-х  гг.

 

Политика стимулирования иностранных инвестиций в развитых и развивающихся странах различается  весьма существенно. В практике стимулирования иностранных инвестиций промышленно  развитых стран преобладают финансовые средства, а для развивающихся  государств и стран с переходной экономикой - фискальные и налоговые  средства стимулирования; чаще всего  используются льготные таможенные пошлины  на импортируемое производственное оборудование (что в промышленно  развитых странах является малоэффективной  мерой в силу невысоких ставок пошлин на большинство видов промышленного  оборудования), уменьшение ставок корпоративного налога на прибыль, предоставление налоговых  каникул.

Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой при реализации государственной политики стимулирования привлечения иностранных инвестиций исходят из налоговых стимулов. Цель таких мер состоит в том, что  эти страны хотят содействовать  экономической реструктуризации, экономическому росту, используя приток внешних  ресурсов.

Наиболее часто встречаются  следующие формы используемых налоговых  льгот:

• налоговые каникулы;

• инвестиционные скидки;

• налоговый кредит;

• ускоренная амортизация;

• инвестиционные субсидии;

• льготы косвенного налогообложения, в частности сниженные ставки таможенных пошлин.

Особое место среди  способов привлечения в экономику  России иностранного капитала, передовой  зарубежной техники, технологий и управленческого  опыта, развития экспортного потенциала РФ на ее территории являются особые экономические  зоны (ОЭЗ).

Создаются следующие виды ОЭЗ:

1) свободные торговые  зоны и таможенные зоны;

2) экспертные промышленные  зоны;

3) банковские и страховые  зоны с льготным режимом операций;

4) технико-рекреационные  зоны (технополисы), обеспечивающие на основе различных льгот разработку и внедрение прогрессивной технологии;

5) комплексные свободные  зоны (свободные города, особые районы  и др.).

Виды и размеры льгот  на территории ОЭЗ утверждаются Правительством РФ.

Следует отметить, что не одна Россия создает ОЭЗ. История  ОЭЗ начинается с 1510 г., когда испанский  завоеватель Валко Нуньес де Бальбоа высадился на Панамском побережье и на перешейке, разделяющем два океана, основал со своими помощниками «коммерческие порты». Именно здесь впервые в мировой практике был учинен таможенный досмотр.

Сегодня ОЭЗ существуют в  государствах, различных по уровню и характеру экономического развития. Их распределение по планете неравномерно. Наибольший динамизм создания таких  зон наблюдается в капиталистических  странах.

Современная практика мирового хозяйства насчитывает около 30 разновидностей ОЭЗ: зона свободной торговли; зона свободного промышленного предпринимательства  и др.

Идея создания ОЭЗ в  России появилась еще в советское  время. В конце 1980-х гг. по инициативе правительства СССР была разработана  единая государственная концепция  свободных зон. По замыслу разработчиков  в этих зонах должны были сконцентрироваться высокотехнологичные производства, развитие которых предстояло обеспечить иностранному капиталу. Идея не дошла  до реализации, но ее подхватили регионы. Уже в 1990 г. 11 регионов (города Ленинград, Выборг, Находка, Зеленоград, Кемеровская, Новгородская, Калининградская, Сахалинская и Читинская области, Алтайский край, Еврейская автономная область) попросили Верховный Совет РСФСР объявить их территории зонами свободного предпринимательства.

Просьбы регионов федеральные  власти удовлетворили, однако никакого закона о свободных зонах принято  не было. В результате создание зон  вылилось в беспорядочную раздачу  налоговых льгот регионам. Не было и никаких гарантий инвесторам, поэтому  неудивительно, что массового притока  инвестиций не последовало. В 1992 г. президентским  указом были подтверждены все льготы для иностранных предприятий  и предприятий с иностранным  участием, однако и это не привлекло  инвесторов. А в 1993 г. таможенные и  налоговые льготы в регионах были урезаны. К началу 1993 г. появился проект закона «О свободных экономических  зонах», который предусматривал формирование двух разновидностей зон: свободных  таможенных зон и зон экспортного  производства. Однако из-за разногласий  между Думой и правительством закон не принят до сих пор: на него налагали вето президент и Совет  Федерации.

Дума пыталась расширить  законопроект, в частности предусмотреть  в нем создание производственных и технико-рекреационных зон (технополисов). Однако правительство при очередной доработке закона в 1998-1999 гг. настояло, чтобы деятельность таких зон регулировалась отдельным законом. Проект этого закона и представило Минэкономразвития России. Пока продолжались безуспешные попытки принять закон, все 18 формально созданных в России свободных зон были упразднены, так как за время своего существования многие из них превратились во внутренние офшоры, куда уходили от налогов предприятия из прилегающих областей. Сохранились только учрежденные отдельными законами экспортные зоны в Калининграде, Магадане и Находке. Но и они обеспечивали не развитие экспортного производства, а облегченный экспорт товаров и сырья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Государственное  регулирование особых экономических  зон в РФ. Проблемы и перспективы  особых экономических зон в  РФ

 

В настоящее время на федеральном  уровне существуют 15 ОЭЗ. Большинство  из них было организовано в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических  зонах в Российской Федерации» и  Федеральным законом от 3 июня 2006 г. № 76-ФЗ «О внесении изменений в  Федеральный закон "Об особых экономических  зонах в Российской Федерации"».

На данный момент существуют следующие ОЭЗ федерального значения:

• промышленно-производственные - Липецкая область, Республика Татарстан (г. Елабуга);

• технико-внедренческие - г. Санкт-Петербург, Зеленоградский административный округ г. Москвы, г. Дубна (Московская область), г. Томск (Томская область);

• туристско-рекреационные - Калининградская область, Краснодарский  край, Ставропольский край, Алтайский  край, Республика Алтай, Республика Бурятия, Иркутская область;

• в Калининградской области;

• в Магаданской области.

Дадим характеристику каждой зоны.

1. Характеристика промышленно-производственных ОЭЗ:

размещение объектов промышленного  назначения;

площадь не более 20 кв. км;

не могут располагаться  на территориях нескольких муниципальных  образований;

не должны включать полностью  территорию какого-либо административно-территориального образования;

срок существования не более 20 лет;

капитальные вложения не менее 10 млн. евро, в первый год - не менее 1 млн. евро.

На территории промышленно-производственной ОЭЗ не допускается:

размещение объектов жилищного  фонда;

разработка месторождений  полезных ископаемых, их добыча, за исключением  разработки месторождений минеральных  вод, лечебных грязей и других природных  лечебных ресурсов, их добычи, и металлургическое производство в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической  деятельности;

переработка полезных ископаемых, за исключением промышленного розлива  минеральных вод, иного использования  природных лечебных ресурсов, и переработка  лома цветных и черных металлов;

производство и переработка  подакцизных товаров (за исключением  легковых автомобилей и мотоциклов). Правительство РФ может определять иные виды деятельности, осуществление  которых не допускается в ОЭЗ.

Резидентом промышленно-производственной ОЭЗ признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством РФ на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ, и заключившая  с органами управления ОЭЗ соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ. На конкурс на организацию промышленно-производственных зон, проводившийся с 2 по 28 ноября 2005 г., поступило 43 заявки. Победителями по созданию ОЭЗ промышленно-производственного типа были признаны два региона: Липецкая область и Республика Татарстан.

2. Характеристика ОЭЗ  технико-внедренческого типа:

• ведение технико-внедренческой  деятельности;

• создаются не более  чем на двух участках территории, общая  площадь которых составляет не более  чем 3 кв. км;

• не могут располагаться  на территориях нескольких муниципальных  образований;

• не должны включать полностью  территорию какого-либо административно-территориального образования;

• срок существования не более 20 лет.

На территории технико-внедренческой  ОЭЗ не допускается:

• размещение объектов жилищного  фонда;

• разработка месторождений  полезных ископаемых, их добыча, за исключением  разработки месторождений минеральных  вод, лечебных грязей и других природных  лечебных ресурсов, их добычи, и металлургическое производство в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической  деятельности;

• переработка полезных ископаемых, за исключением промышленного  розлива минеральных вод, иного  использования природных лечебных ресурсов, и переработка лома цветных  и черных металлов;

• производство и переработка  подакцизных товаров (за

• исключением легковых автомобилей и мотоциклов). Правительство  РФ может определять иные виды деятельности, осуществление которых не допускается  в ОЭЗ.

На момент создания технико-внедренческой  ОЭЗ земельные участки, образующие ее территорию, за исключением земельных  участков, которые предоставлены  для размещения и использования  объектов инженерной инфраструктуры и  на которых размещены такие объекты, не должны находиться во владении и (или) в пользовании граждан и юридических  лиц, за исключением образовательных  и (или) научно-исследовательских организаций.

Резидентом технико-внедренческой  ОЭЗ признаются индивидуальный предприниматель  или коммерческая организация, за исключением  унитарного предприятия, зарегистрированные в соответствии с законодательством  РФ на территории муниципального образования, в границах которого расположена  ОЭЗ, и заключившие с органами управления ОЭЗ соглашение о ведении  технико-внедренческой деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных  Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ.

На конкурс на создание технико-внедренческих зон (ноябрь 2005 г.) поступило 29 заявок. Победителями по созданию ОЭЗ технико-внедренческого типа были признаны четыре региона: г. Санкт-Петербург, г. Москва (г. Зеленоград), Московская область (г. Дубна), Томская область (г. Томск).

3. Характеристика туристско-рекреационных ОЭЗ:

• создаются на одном  или нескольких участках территории, определяемых Правительством РФ;

Информация о работе Позитивный и негативный опыт создания свободных экономических зон в 1980-1990-х гг