Позитивный и негативный опыт создания свободных экономических зон в 1980-1990-х гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 18:52, реферат

Краткое описание

Актуальность работы заключается в том, чтобы в условиях приобретения политической и экономической независимости увеличение открытости экономики России является объективной необходимостью, но осуществляться оно может постепенно, с учетом реальных условий и сохранения экономической безопасности. Значительную роль в этом может сыграть создание особых экономических зон.
История особых экономических зон (ОЭЗ) начинается с 1510 года, когда испанский конкистадор Васко Нуньес де Бальбоа высадился на панамском побережье и на перешейке, разделяющем два океана, основал со своими товарищами «коммерческие порты». Именно здесь впервые в мировой практике был учинен таможенный досмотр.

Вложенные файлы: 1 файл

мю.docx

— 40.84 Кб (Скачать файл)

• могут располагаться  на территориях нескольких муниципальных  образований;

• могут включать полностью  территорию какого-либо административно-территориального образования;

• допускают размещение объектов жилищного фонда;

• предполагают оказание туристических  и оздоровительных услуг.

На территории ОЭЗ не допускается:

• разработка месторождений  полезных ископаемых, их добыча, за исключением  разработки месторождений минеральных  вод, лечебных грязей и других природных  лечебных ресурсов, их добычи, и металлургическое производство в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической  деятельности;

• переработка полезных ископаемых, за исключением промышленного  розлива минеральных вод, иного  использования природных лечебных ресурсов, и переработка лома цветных  и черных металлов;

• производство и переработка  подакцизных товаров (за

• исключением легковых автомобилей и мотоциклов). Правительство  РФ может определять иные виды деятельности, осуществление которых не допускается  в ОЭЗ.

Резидентами туристско-рекреационной  ОЭЗ признаются индивидуальный предприниматель, коммерческая организация (за исключением  унитарного предприятия), зарегистрированные в соответствии с законодательством  РФ на территории муниципального образования, в границах которого расположена  ОЭЗ (на территории одного из муниципальных  образований, если туристско-рекреационная  ОЭЗ расположена на территориях  нескольких муниципальных образований), и заключившие с органами управления ОЭЗ соглашение об осуществлении  туристско-рекреационной деятельности в порядке и на условиях, которые  предусмотрены Федеральным законом от 22 июля 2005 г № 116-ФЗ. Постановлениями Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. № 67-73 были созданы следующие туристско-рекреационные ОЭЗ:

• на территориях муниципального образования «Майминский район» и муниципального образования «Чемальский район» Республики Алтай;

• территории муниципального образования «Прибайкальский район» Республики Бурятия;

• территории Алтайского района Алтайского края;

• территории Краснодарского края;

• территории Ставропольского  края;

• территории Иркутского районного  муниципального образования Иркутской  области;

• территории Зеленоградского района Калининградской области.

4. Характеристики ОЭЗ  в Калининградской области.

Статус ОЭЗ (ранее СЭЗ) дольше всех имеет Калининградская  область. Федеральным законом от 22 января 1996 г. № 13-ФЗ «Об особой экономической  зоне в Калининградской области» была создана СЭЗ «Янтарь». Целями создания СЭЗ «Янтарь» были ускорение  решения задач социально-экономического развития Калининградской области, повышение жизненного уровня области  на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами, обеспечение  благоприятных условий для привлечения  иностранного капитала, технологий и  управленческого опыта, а также  потенциала предприятий для увеличения экспортных возможностей региона.

Отличительные черты рассматриваемой  зоны:

• выгодное экономико-географическое положение на пересечении торговых путей между Азией и Европой;

• уникальные залежи янтаря;

• изолированность области  от остальной территории Российской Федерации границами других государств, что повышает транспортные расходы  и увеличивает политические риски  хозяйственной деятельности в регионе;

• использование для военных  нужд значительной части территории, втрое большей, чем площадь территории гражданского заселения, что создает  неблагоприятный климат для его  внешнеэкономической деятельности и привлечения иностранных инвестиций.

К сожалению, несмотря на дополнительные права и привилегии, предоставленные  области в 1991-1995 гг., создание СЭЗ  «Янтарь» оказалось малоэффективным:

• зависимость области  от бюджетных дотаций центра не только не ослабла, но и усилилась, причем на фоне сокращения ее вклада в национальный доход страны;

• динамичное развитие сферы  услуг не смогло уравновесить упадок производственной сферы;

• положение с привлечением иностранных инвестиций оказалось  хуже, чем у других СЭЗ и регионов, не имеющих льготного режима;

• ожидаемого усиления внешнеэкономического потенциала области не произошло;

• режим свободной торговли потребовал усиления административного  контроля над экономической деятельностью  в регионе, что было вызвано ростом контрабанды.

В результате практически  все цели, сформированные при создании СЭЗ «Янтарь», остались нереализованными.

Для решения проблем, связанных  с деятельностью СЭЗ «Янтарь», с 1 апреля 2006 г. был принят Федеральный  закон от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ «Об  особой экономической зоне в Калининградской  области и о внесении изменений  в некоторые законодательные  акты Российской Федерации». Законом  предусмотрено предоставление юридическим  лицам специального правового статуса  ведения деятельности на территории Калининградской области - резидент. Резидентом может являться юридическое  лицо, зарегистрированное и ведущее  основную хозяйственную деятельность на территории Калининградской области, включенное в единый реестр резидентов ОЭЗ и реализующее инвестиционный проект с объемом капитальных  вложений не менее 150 млн. руб., в срок, не превышающий трех лет со дня  принятия решения о включении  юридического лица в реестр.

В ОЭЗ применяется особый порядок уплаты резидентами налога на прибыль и налога на имущество  организаций (первые 6 лет - 0%, с 7-й по 12-й годы - ставка налога на имущество  организаций и ставка налога на прибыль  организаций в части отчисления в региональный бюджет уменьшены  на 50%). Остальные налоги и сборы  уплачиваются в соответствии с действующим  законодательством РФ.

Для резидентов ОЭЗ предусмотрен льготный порядок предоставления земельного участка, необходимого для реализации инвестиционного проекта, в аренду или в собственность в соответствии с законодательством РФ, регулирующим земельные правоотношения. Размер арендной платы, определенный в день заключения договора аренды на срок реализации инвестиционного  проекта, не может изменяться в течение  всего срока действия договора аренды. С момента возникновения права  собственности на земельный участок, расположенный на территории ОЭЗ, резидент ОЭЗ получает право на освобождение от земельного налога сроком на пять лет.

5. Характеристика ОЭЗ  в Магаданской области. 

Магаданская область находится  на северо-востоке России и омывается  водами Тихого океана и Охотского  моря. Территория Магаданской области занимает площадь 462 тыс. кв. км, население - 240 тыс. человек, административный центр - г. Магадан с населением 120 тыс. человек. Создание и функционирование ОЭЗ в Магаданской области закреплено Федеральным законом от 31 мая 1999 г. № 104-ФЗ «Об особой экономической зоне в Магаданской области», Законом Магаданской области от 20 июня 1999 г. № 75-03 «Об особой экономической зоне в Магаданской области» и Законом Магаданской области от 5 июля 1999 г. № 80-03 «Об изменении административно-территориального устройства Магаданской области».

Особенность статуса этой зоны заключается в действующих  на ее территории льготах по налоговым  и таможенным платежам для участника  ОЭЗ. Для того чтобы воспользоваться  этими льготами, необходимо иметь  регистрационное свидетельство, выданное Администрацией ОЭЗ. Получение этого  документа возможно в соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об особой экономической зоне в Магаданской  области» при соблюдении нескольких условий:

• юридическое лицо или  индивидуальный предприниматель должны быть зарегистрированы на территории ОЭЗ;

• основная хозяйственная  деятельность должна осуществляться непосредственно  на территории Магаданской области;

• на территории Магаданской  области должны находиться 75% основных фондов хозяйствующих субъектов, претендующих на льготы.

Согласно ст. 5 Федерального закона «Об особой экономической  зоне в Магаданской области» участники  ОЭЗ освобождались от уплаты 50% налогов  в части, поступающей в федеральный  бюджет. Эта льгота действовала до 31 декабря 2005 г. (за исключением отчислений в Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ).

В период с 2006 г. до конца 2014 г. участники ОЭЗ в Магаданской  области будут освобождаться  от уплаты налога на прибыль, причем только в отношении прибыли, инвестируемой в развитие производства и социальной сферы на территории Магаданской области. Для того чтобы использование налоговых льгот было правомерным, участники ОЭЗ должны вести отдельный учет операций, осуществляемых в пределах ОЭЗ и Магаданской области.

Не менее существенными  являются таможенные льготы. В соответствии со ст. 6 Федерального закона на территории Магаданской области устанавливается  режим свободной таможенной зоны. Это, в частности, означает, что иностранные  товары размещаются и используются в границах ОЭЗ без взимания таможенных пошлин и налогов.

Регистрационные сборы при  регистрации внешнеторговых операций уплачиваются в размере: 20% на продовольственные  товары; 50% на транспортные средства, представленные в товарных позициях 8702-8703 товарной номенклатуры внешнеэкономической  деятельности (ТН ВЭД); 40% на остальные  товары от суммы таможенных освобождений при осуществлении таможенного  оформления импортируемого (экспортируемого) товара. Иностранные товары, вывозимые  с территории города в другие районы Магаданской области, освобождаются  от ввозных таможенных пошлин и других платежей, за исключением таможенных  сборов. Однако эта льгота распространяется не на все иностранные товары, а  только на те, которые приобретены  участниками ОЭЗ для собственных  нужд (а не для перепродажи).

Если же эти товары вывозятся  на территорию других субъектов РФ, то таможенные сборы взимаются по общему правилу в полном объеме. Но и здесь сохраняется возможность освобождения от ввозных таможенных пошлин и взимаемых при таможенном оформлении иных налогов, а именно при условии прохождения иностранными товарами переработки на территории Магаданской области в соответствии с «критерием достаточной переработки», после которой они расцениваются как российские.

Налоговые и таможенные льготы действуют только до 31 декабря 2014 г. - последнего дня действия Закона «Об  особой экономической зоне в Магаданской  области».

Товары, произведенные в  ОЭЗ ее участниками, при вывозе с  ее территории на остальную часть  таможенной территории Российской Федерации  или за пределы территории Российской Федерации освобождаются от таможенных пошлин и других платежей (за исключением  таможенных сборов), взимаемых при  таможенном оформлении товаров.

6. Характеристики портовых ОЭЗ

Законопроектом «О внесении изменений в некоторые законодательные  акты Российской Федерации в части  создания портов особых экономических  зон» предусматривается возможность  создания на территории Российской Федерации  портовых ОЭЗ. Целями создания портовых ОЭЗ на территории Российской Федерации  являются стимулирование развития портового  хозяйства и развитие портовых услуг, конкурентоспособных по отношению  к зарубежным аналогам.

Особенности функционирования хозяйствующих субъектов, работающих в портовой ОЭЗ, дифференцируются в  зависимости от вида портовой деятельности, которая ими осуществляется:

• погрузочно-разгрузочные работы;

• услуги по складыванию  и хранению товаров, а также транспортно-экспедиторские услуги;

• снабжение и укомплектование  снаряжением судов, оснащение судов (воздушных судов) судовыми припасами  и бортовыми запасами;

• ремонт, техническое обслуживание и модернизация судов и судовой  техники, воздушных судов и авиационной  техники, в том числе двигателей и других агрегатов;

• переработка и консервирование  рыбы и морепродуктов;

• работы по предпродажной  подготовке товаров (упаковка, переупаковка, дробление, укрепление, маркировка и  тому подобные работы);

• простые сборочные операции по перечню, утверждаемому Правительством РФ;

• оптовая торговля товарами;

• обеспечение функционирования деятельности портовой ОЭЗ.

Для портовых ОЭЗ предлагается отказаться от ограничений, связанных  с существующим сегодня в Федеральном  законе «Об особых экономических  зонах в Российской Федерации» запретом на наличие на момент создания зоны на ее территории имущества юридических  и физических лиц, существующих в  настоящий момент для промышленно-производственных и технико-внедренческих ОЭЗ, так  как портовые ОЭЗ могут создаваться  в рамках существующих морских, речных портов и грузовых терминалов международных аэропортов.

Длительный период окупаемости  портового хозяйства, высокая стоимость  основных фондов, используемых в портовом хозяйстве, и необходимость неизменности правового режима в течение длительного  периода для гарантии условий  ведения предпринимательской и  инвестиционной деятельности в условиях принятия норм, ухудшающих условия  ведения бизнеса, предусматривают  срок создания портовых ОЭЗ до 49 лет.

3. Оффшорные зоны  как разновидность особых экономических  зон и их участие в экономике  России 

 

В настоящее время многие инвестиционные сделки с участием партнеров  из разных стран осуществляются в  рамках оффшорных операций, связанных  с оффшорной деятельностью, которая  представляет собой любую разрешенную  коммерческую деятельность через банки, предприятия и т.д., зарегистрированные в оффшорных зонах и центрах.

В современной мировой  экономике оффшорные центры - это  небольшие территории или государства, в которых действует чрезвычайно  льготный режим регистрации, налогообложения  и проведения финансовых операций для  иностранных компаний и банков.

В отличие от оффшорных  центров оффшорные зоны - это часть  территорий отдельных государств с  льготными налоговым, валютным, таможенным или административным режимами и  отсутствием производственной деятельности страны-нерезидента.

Информация о работе Позитивный и негативный опыт создания свободных экономических зон в 1980-1990-х гг