Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 18:52, реферат
Актуальность работы заключается в том, чтобы в условиях приобретения политической и экономической независимости увеличение открытости экономики России является объективной необходимостью, но осуществляться оно может постепенно, с учетом реальных условий и сохранения экономической безопасности. Значительную роль в этом может сыграть создание особых экономических зон.
История особых экономических зон (ОЭЗ) начинается с 1510 года, когда испанский конкистадор Васко Нуньес де Бальбоа высадился на панамском побережье и на перешейке, разделяющем два океана, основал со своими товарищами «коммерческие порты». Именно здесь впервые в мировой практике был учинен таможенный досмотр.
• могут располагаться на территориях нескольких муниципальных образований;
• могут включать полностью
территорию какого-либо административно-
• допускают размещение объектов жилищного фонда;
• предполагают оказание туристических и оздоровительных услуг.
На территории ОЭЗ не допускается:
• разработка месторождений
полезных ископаемых, их добыча, за исключением
разработки месторождений минеральных
вод, лечебных грязей и других природных
лечебных ресурсов, их добычи, и металлургическое
производство в соответствии с Общероссийским
классификатором видов
• переработка полезных
ископаемых, за исключением промышленного
розлива минеральных вод, иного
использования природных
• производство и переработка подакцизных товаров (за
• исключением легковых автомобилей и мотоциклов). Правительство РФ может определять иные виды деятельности, осуществление которых не допускается в ОЭЗ.
Резидентами туристско-рекреационной
ОЭЗ признаются индивидуальный предприниматель,
коммерческая организация (за исключением
унитарного предприятия), зарегистрированные
в соответствии с законодательством
РФ на территории муниципального образования,
в границах которого расположена
ОЭЗ (на территории одного из муниципальных
образований, если туристско-рекреационная
ОЭЗ расположена на территориях
нескольких муниципальных образований),
и заключившие с органами управления
ОЭЗ соглашение об осуществлении
туристско-рекреационной
• на территориях муниципального образования «Майминский район» и муниципального образования «Чемальский район» Республики Алтай;
• территории муниципального
образования «Прибайкальский
• территории Алтайского района Алтайского края;
• территории Краснодарского края;
• территории Ставропольского края;
• территории Иркутского районного муниципального образования Иркутской области;
• территории Зеленоградского района Калининградской области.
4. Характеристики ОЭЗ в Калининградской области.
Статус ОЭЗ (ранее СЭЗ)
дольше всех имеет Калининградская
область. Федеральным законом от
22 января 1996 г. № 13-ФЗ «Об особой экономической
зоне в Калининградской области»
была создана СЭЗ «Янтарь». Целями
создания СЭЗ «Янтарь» были ускорение
решения задач социально-
Отличительные черты рассматриваемой зоны:
• выгодное экономико-географическое положение на пересечении торговых путей между Азией и Европой;
• уникальные залежи янтаря;
• изолированность области от остальной территории Российской Федерации границами других государств, что повышает транспортные расходы и увеличивает политические риски хозяйственной деятельности в регионе;
• использование для военных
нужд значительной части территории,
втрое большей, чем площадь территории
гражданского заселения, что создает
неблагоприятный климат для его
внешнеэкономической
К сожалению, несмотря на дополнительные права и привилегии, предоставленные области в 1991-1995 гг., создание СЭЗ «Янтарь» оказалось малоэффективным:
• зависимость области от бюджетных дотаций центра не только не ослабла, но и усилилась, причем на фоне сокращения ее вклада в национальный доход страны;
• динамичное развитие сферы услуг не смогло уравновесить упадок производственной сферы;
• положение с привлечением иностранных инвестиций оказалось хуже, чем у других СЭЗ и регионов, не имеющих льготного режима;
• ожидаемого усиления внешнеэкономического потенциала области не произошло;
• режим свободной торговли
потребовал усиления административного
контроля над экономической
В результате практически все цели, сформированные при создании СЭЗ «Янтарь», остались нереализованными.
Для решения проблем, связанных
с деятельностью СЭЗ «Янтарь»,
с 1 апреля 2006 г. был принят Федеральный
закон от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ «Об
особой экономической зоне в Калининградской
области и о внесении изменений
в некоторые законодательные
акты Российской Федерации». Законом
предусмотрено предоставление юридическим
лицам специального правового статуса
ведения деятельности на территории
Калининградской области - резидент.
Резидентом может являться юридическое
лицо, зарегистрированное и ведущее
основную хозяйственную деятельность
на территории Калининградской области,
включенное в единый реестр резидентов
ОЭЗ и реализующее
В ОЭЗ применяется особый порядок уплаты резидентами налога на прибыль и налога на имущество организаций (первые 6 лет - 0%, с 7-й по 12-й годы - ставка налога на имущество организаций и ставка налога на прибыль организаций в части отчисления в региональный бюджет уменьшены на 50%). Остальные налоги и сборы уплачиваются в соответствии с действующим законодательством РФ.
Для резидентов ОЭЗ предусмотрен
льготный порядок предоставления земельного
участка, необходимого для реализации
инвестиционного проекта, в аренду
или в собственность в
5. Характеристика ОЭЗ в Магаданской области.
Магаданская область находится
на северо-востоке России и омывается
водами Тихого океана и Охотского
моря. Территория Магаданской области
занимает площадь 462 тыс. кв. км, население
- 240 тыс. человек, административный центр
- г. Магадан с населением 120 тыс. человек.
Создание и функционирование ОЭЗ в Магаданской
области закреплено Федеральным законом
от 31 мая 1999 г. № 104-ФЗ «Об особой экономической
зоне в Магаданской области», Законом
Магаданской области от 20 июня 1999 г. №
75-03 «Об особой экономической зоне в Магаданской
области» и Законом Магаданской области
от 5 июля 1999 г. № 80-03 «Об изменении административно-
Особенность статуса этой зоны заключается в действующих на ее территории льготах по налоговым и таможенным платежам для участника ОЭЗ. Для того чтобы воспользоваться этими льготами, необходимо иметь регистрационное свидетельство, выданное Администрацией ОЭЗ. Получение этого документа возможно в соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об особой экономической зоне в Магаданской области» при соблюдении нескольких условий:
• юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны быть зарегистрированы на территории ОЭЗ;
• основная хозяйственная деятельность должна осуществляться непосредственно на территории Магаданской области;
• на территории Магаданской области должны находиться 75% основных фондов хозяйствующих субъектов, претендующих на льготы.
Согласно ст. 5 Федерального закона «Об особой экономической зоне в Магаданской области» участники ОЭЗ освобождались от уплаты 50% налогов в части, поступающей в федеральный бюджет. Эта льгота действовала до 31 декабря 2005 г. (за исключением отчислений в Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ).
В период с 2006 г. до конца 2014 г. участники ОЭЗ в Магаданской области будут освобождаться от уплаты налога на прибыль, причем только в отношении прибыли, инвестируемой в развитие производства и социальной сферы на территории Магаданской области. Для того чтобы использование налоговых льгот было правомерным, участники ОЭЗ должны вести отдельный учет операций, осуществляемых в пределах ОЭЗ и Магаданской области.
Не менее существенными
являются таможенные льготы. В соответствии
со ст. 6 Федерального закона на территории
Магаданской области
Регистрационные сборы при
регистрации внешнеторговых операций
уплачиваются в размере: 20% на продовольственные
товары; 50% на транспортные средства, представленные
в товарных позициях 8702-8703 товарной
номенклатуры внешнеэкономической
деятельности (ТН ВЭД); 40% на остальные
товары от суммы таможенных освобождений
при осуществлении таможенного
оформления импортируемого (экспортируемого)
товара. Иностранные товары, вывозимые
с территории города в другие районы
Магаданской области, освобождаются
от ввозных таможенных пошлин и других
платежей, за исключением таможенных
сборов. Однако эта льгота распространяется
не на все иностранные товары, а
только на те, которые приобретены
участниками ОЭЗ для
Если же эти товары вывозятся на территорию других субъектов РФ, то таможенные сборы взимаются по общему правилу в полном объеме. Но и здесь сохраняется возможность освобождения от ввозных таможенных пошлин и взимаемых при таможенном оформлении иных налогов, а именно при условии прохождения иностранными товарами переработки на территории Магаданской области в соответствии с «критерием достаточной переработки», после которой они расцениваются как российские.
Налоговые и таможенные льготы действуют только до 31 декабря 2014 г. - последнего дня действия Закона «Об особой экономической зоне в Магаданской области».
Товары, произведенные в ОЭЗ ее участниками, при вывозе с ее территории на остальную часть таможенной территории Российской Федерации или за пределы территории Российской Федерации освобождаются от таможенных пошлин и других платежей (за исключением таможенных сборов), взимаемых при таможенном оформлении товаров.
6. Характеристики портовых ОЭЗ
Законопроектом «О внесении
изменений в некоторые
Особенности функционирования хозяйствующих субъектов, работающих в портовой ОЭЗ, дифференцируются в зависимости от вида портовой деятельности, которая ими осуществляется:
• погрузочно-разгрузочные работы;
• услуги по складыванию
и хранению товаров, а также транспортно-
• снабжение и укомплектование снаряжением судов, оснащение судов (воздушных судов) судовыми припасами и бортовыми запасами;
• ремонт, техническое обслуживание и модернизация судов и судовой техники, воздушных судов и авиационной техники, в том числе двигателей и других агрегатов;
• переработка и консервирование рыбы и морепродуктов;
• работы по предпродажной подготовке товаров (упаковка, переупаковка, дробление, укрепление, маркировка и тому подобные работы);
• простые сборочные операции по перечню, утверждаемому Правительством РФ;
• оптовая торговля товарами;
• обеспечение функционирования деятельности портовой ОЭЗ.
Для портовых ОЭЗ предлагается
отказаться от ограничений, связанных
с существующим сегодня в Федеральном
законе «Об особых экономических
зонах в Российской Федерации» запретом
на наличие на момент создания зоны
на ее территории имущества юридических
и физических лиц, существующих в
настоящий момент для промышленно-
Длительный период окупаемости портового хозяйства, высокая стоимость основных фондов, используемых в портовом хозяйстве, и необходимость неизменности правового режима в течение длительного периода для гарантии условий ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности в условиях принятия норм, ухудшающих условия ведения бизнеса, предусматривают срок создания портовых ОЭЗ до 49 лет.
3. Оффшорные зоны
как разновидность особых
В настоящее время многие инвестиционные сделки с участием партнеров из разных стран осуществляются в рамках оффшорных операций, связанных с оффшорной деятельностью, которая представляет собой любую разрешенную коммерческую деятельность через банки, предприятия и т.д., зарегистрированные в оффшорных зонах и центрах.
В современной мировой
экономике оффшорные центры - это
небольшие территории или государства,
в которых действует
В отличие от оффшорных центров оффшорные зоны - это часть территорий отдельных государств с льготными налоговым, валютным, таможенным или административным режимами и отсутствием производственной деятельности страны-нерезидента.