Политика России в экспорте товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является ознакомление с политикой экспорта России на сегодняшний день. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: 1. Выявить сущность внешнеторговой политики; 2. Определить основные виды внешнеторговой политики; 3. Рассмотреть основные цели и задачи политики России в экспорте товаров; 4. Выделить основные особенности политики экспорта в Российской Федерации; 5. Исходя из вышепоставленной задачи, необходимо ознакомиться с основными мерами поддержки экспорта России, таких как: - финансовая поддержка; - информационно – консультационная поддержка; - тарифные преференции;

Вложенные файлы: 1 файл

Политика России в экспорте товаров.docx

— 72.91 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

Тема курсовой работы «Политика  России в экспорте товаров. Главные особенности, цели и задачи» актуальна на сегодняшний день, потому как экспорт - всегда был и остаётся ключевым вопросом национального развития. Развитие экспорта и укрепление экспортного потенциала страны, является одним из важнейших направлений экономической политики Российской Федерации на современном этапе. Это объясняется исключительной значимостью экспорта как фактора развития национальной экономики.  Для  формирования эффективной экспортной политики государству необходимо концентрировать свое внимание на собственные усилия и ресурсы на формировании технологически развитого и конкурентоспособного рыночного хозяйства, а так же определить рациональную структуру вывозимых товаров за рубеж. Для этого нужно активизировать собственный потенциал и расставить акценты в экономической политике государства.            Экспорт является инструментом внешнеэкономической политики.  Внешнеэкономическая политика — один из основных макроэкономических инструментов, применяемый для ускорения либо замедления экономического роста внутри страны.         Внешнеэкономическая политика предполагает целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономических связей и оптимизации участия страны в международном разделении труда. Основными составляющими внешнеэкономической политики являются: внешнеторговая политика (включая экспортную и импортную политику), политика в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования национальных капиталовложений за рубежом, валютная политика. Кроме того, внешнеэкономическая политика предполагает решение важных задач по географической сбалансированности внешнеэкономических операций с отдельными государствами и регионами, что связано с обеспечением экономической безопасности страны, для чего необходимо регулирование государства.  Целью курсовой работы является ознакомление с политикой экспорта России на сегодняшний день.            В соответствии с поставленной целью необходимо  решить следующие задачи:  1. Выявить сущность внешнеторговой политики;      2. Определить основные виды внешнеторговой политики;     3. Рассмотреть основные цели и задачи политики России в экспорте товаров;               4. Выделить основные особенности политики экспорта в Российской Федерации;              5. Исходя из вышепоставленной задачи, необходимо ознакомиться с основными мерами поддержки экспорта России, таких как:        - финансовая поддержка;          - информационно – консультационная поддержка;      - тарифные преференции;        А так же дать оценку экспортного потенциала России и рассмотреть перспективы его развития.           Объектом исследования является политика России в экспорте товаров.   Предметом данной работы является выявление перспектив дальнейшего развития экспорта государства.          Степень изученности темы исследования. Достижения поставленной цели требует глубокой разработки теоретических и практических аспектов производственных проблем управления качеством продукции. Большой вклад в изучение данных вопросов и задач внесли: Гаврилов А.А., Шишкоедова Н.Н., Соколов К.Я., Ломакин В.К.           В процессе исследования применялись общенаучные методы и приемы познания нормативно – правовой документации, электронных ресурсов официального сайта Алтайской таможни.        Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников литературы. Работа изложена на 35 листах. Список использованных источников литературы включает 30 источников.

ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ. ГЛАВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОСОБЕННОСТИ

 

      1. Сущность внешнеторговой политики и её виды

Внешнеторговая политика представляет собой самостоятельное направление внешнеэкономической политики, связанное с государственным регулированием внешней торговли через налоги и прямые ограничения на импорт и экспорт. На формирование внешнеторговой политики государства оказывают влияние объективные процессы, происходящие в мировой экономике. Это, с одной стороны, растущая интернационализация производства и капитала, что усиливает экономическую взаимосвязь государств, а с другой – обострение конкурентной борьбы на мировом рынке. Несмотря на то, что развитие внешней торговли в целом благоприятно воздействует на развитие национальной экономики, зависимость от мирового рынка может вызвать серьезные социально – экономические проблемы внутри страны. Эти проблемы связаны с увеличением риска экономических потерь от колебаний валютных курсов и мировых цен, с возможным ухудшением экономического положения ряда отраслей, не способных выдержать давления конкуренции иностранных товаров. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеторгового равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала. Инструменты, используемые государством для проведения внешнеторговой политики, можно разделить на тарифные и нетарифные [25, с.22].     Поскольку хозяйство всех стран в той или иной мере зависит от экспорта и импорта, государство в законодательном порядке устанавливает определенные правила внешней торговли. Исторически сложились два противоположных вида внешнеторговой политики: протекционизм и свободная торговля.   Говоря о свободной торговле (либерализации) мы подразумеваем внешнеторговую политику, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Они не взимают импортные и экспортные пошлины, не устанавливают какие – либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства. В этом случае местные предприниматели не только выдерживают иностранную конкуренцию, но и прорывают протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на мировой рынок.           Как правило, правительства проводят гибкую внешнеторговую политику. Они избирательно используют методы протекционизма и вводят элементы свободной торговли. При этом обеспечиваются благоприятные условия в экономических связях с другими странами: с ними заключаются торговые сделки, содержащие пункты о взаимных обязательствах в области внешнеторговой политики.     Сторонники этой политики утверждают, что сравнительная эффективность дает больше выгод от свободы  торговли, чем от её ограничения. Либерализация способствует международной специализации страны, облегчает развитие конкуренции и удешевляет товары для потребителей.      Под протекционизмом  мы понимаем систему ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определённых продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными. Протекционизм представляет собой политику государства, направленную на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции, а зачастую и на захват внешних рынков [15,c.38].       Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары.      Протекционизм (франц. protectionnisme, от лат. ptotectio – защита, покровительство), экономическая политика государства, направленная на поддержку национальной экономики. Осуществляется с помощью торгово – политических барьеров, которые ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства.         Современный протекционизм развитых государств выражает в первую очередь интересы крупных национальных и международных монополий. Захват, делёж и перераспределение рынков сбыта товаров и капиталов составляют главное его содержание. Осуществляется с помощью сложной системы государственно – монополистических мер, контролирующих и регулирующих внешнюю торговлю. Усиление интернационализации производства и дальнейшее развитие государственно – монополистического капитализма приводят к тому, что наряду с традиционными методами пограничного регулирования растет использование в протекционистских целях внутренних экономических и административных рычагов, а так же валютно – финансовых и денежно – кредитных средств, ограничивающих применение иностранных товаров.      Протекционизм развивающихся стран носит принципиально иной характер. Их внешнеэкономическая политика направлена на защиту формирующихся отраслей национального хозяйства от экспансии со стороны империалистических держав. Этот протекционизм содействует достижению экономической независимости молодых суверенных государств.       Сторонники утверждают, что все усилия во внешней торговле должны быть направлены на:

  1. Защиту новых, только что появившихся отраслей национальной экономики, не способных пока выдержать международную конкуренцию;
  2. Защиту отраслей, имеющих особое значение для обеспечения национальной безопасности;
  3. Увеличение внутренней занятости ресурсов, в том числе сохранение рабочих мест.

Выбор вида внешнеторговой политики в основном зависит от статуса государства, занимаемого им на мировом рынке. Если государство занимает лидирующие позиции, то ему целесообразно придерживаться политики свободной торговли, тем самым расширяя свои потенциальные возможности доступа  товаров на мировой рынок. Развивающимся же странам целесообразней всего будет придерживаться политики протекционизма, где важную роль играют ограничение на импорт, установление высоких таможенных пошлин, запрет  и т.д. Для нашего государства выгоднее занимать двоякое положение на мировой торговой арене: в торговле со странами, ведущими политику свободной торговли, Россия должна придерживаться политики протекционизма, а со странами, стоящими ниже её экономического уровня, должна поддерживать свободную торговлю. Такая политика позволит защитить и отечественных производителей и обеспечить доступ  российских товаров на мировой рынок.

 

    1. . Основные цели и задачи политики экспорта РФ

 

На объемы, структуру и  региональное распределение российского экспортного обмена заметно влияют меры государства по регулированию внешней торговли. В целом его основные направления отвечают задачам российской экономики и внешней торговли. Примером может служить изданный в 2003 году закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». В соответствии с законом государственное регулирование внешнеторговой деятельности в России осуществляется в соответствии со следующими принципами: единство внешнеэкономической  политики внешней и общей экономической политики; единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией; перенос центра тяжести регулирования с административных на экономические методы; четкое разграничение прав и ответственности Федерации и её субъектов; обеспечение равенства все участников [2].       Однако есть и негативные стороны – недоработанность многих аспектов нормативно-правовой базы, непоследовательность и поспешность в принятии отдельных решений.

Отношения РФ с иностранными государствами в области внешнеторговой деятельности строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров России.

В целях интеграции экономики  России в мировую экономику Российская Федерация в соответствии с общепризнанными  принципами и нормами международного права участвует в международных  договорах о таможенных союзах и  свободных экономических зонах.         В настоящее время торговая политика России осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования (экспортные и импортные таможенные тарифы) и не тарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности. Не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти. Экспорт, как и импорт в нашей стране осуществляются без количественных ограничений. Количественные ограничения вводятся в исключительных целях:

  • обеспечения национальной безопасности РФ;
  • выполнения международных обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем товарном рынке;
  • защиты внутреннего рынка РФ.

В целях защиты национальных интересов действует система  экспортного контроля. Существуют технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические  стандарты и требования в отношении  ввозимых товаров, по средствам которых, устанавливается контроль их качества. Предусматриваются защитные меры в отношении импорта товаров, наиболее яркое проявление которых, прослеживается в растущих импортных пошлинах [18, с. 45].

В настоящее время Правительство  России уделяет большое внимание  развитию экспорта России. Основными целями являются увеличение стоимостного объема российского экспорта, расширение его номенклатуры за счет продукции с повышенной степенью обработки, наукоёмких товаров, технологий. Механизм реализации предусматривает образование фонда развития высокотехнологического экспорта, пополняемого за счет получения бюджетных ссуд, формируемых путем отчислений от налога на добавленную стоимость и направляемых на кредитование экспортоориентированных проектов.

Для этого сводятся воедино и систематизируются меры содействия развитию машинотехнического экспорта. Необходимо умеренное бюджетное финансирование наиболее эффективных проектов развития экспортных производств.

На объемы, структуру, и динамику экспорта в значительной мере влияют продолжающийся спад промышленного производства, ухудшение конъюнктуры мирового рынка, отсутствие последовательной государственной экспортной политики, динамика валютного курса рубля. При сокращении объемов внешней торговли продолжается ухудшение ее структуры: растет доля топливно-сырьевой продукции в экспорте при дальнейшем сокращении в нем  доли изделий машиностроения (в торговле с западными странами она вообще приближается к нулю), в импорте резко возросла доля сырья и потребительских товаров при резком сокращении удельного веса оборудования и технологий.       Делая вывод, стоит сказать, что у России есть все необходимые предпосылки для достижения уровня внешней торговли, который соответствует ее потенциалу, то есть емкий внутренний рынок, сырьевые ресурсы, способность удовлетворить не только внутренние нужды, но и потребность крупнейших стран мира, достаточно высокий технический уровень по ряду отраслей промышленности (авиастроение, космические технологии, энергетическое машиностроение и другие). Но для того, чтобы все это воплотилось в реальность необходимо проделать огромную работу над корректировкой, в первую очередь, нормативно-правовой базы регулирования экспортной деятельности. Стоит обратить внимание на работу уполномоченных органов, осуществляющих экспортную деятельность, довести до соответствия российскую таможенную систему ко всем предъявляемым к ней требованиям, особенно в части решения задачи стимулирования экспорта продукции высокой степени переработки, защиты национальных производителей от недобросовестной конкуренции со стороны импортеров, создания благоприятных условий для внешнеэкономической деятельности.  

    1. . Главные особенности экспортной деятельности РФ

 

Российская экономика  достаточно тесно интегрирована  в мировую экономику. Ее рыночный статус признан многими торговыми  партнерами, в том числе Европейским Союзом и Соединенными Штатами Америки. Россия активно участвует в работе многих интеграционных группировок и международных организаций.

Вместе с тем, необходимо продолжить работу по повышению открытости экономики, более полной интеграции в мирохозяйственные связи. Сохраняется  избыточный валютный контроль,  ограничен  доступ иностранных производителей на отдельные рынки. Без достижения более высокой степени открытости экономики невозможно обеспечение  устойчивого экономического роста.

Необходимо сконцентрироваться на решении следующих задач:

  • защита стратегических интересов страны в международных экономических организациях;
  • реформирование систем таможенно-тарифного и валютного регулирования;
  • содействие экспорту российских товаров, прежде всего высокой степени переработки;
  • защита национальных производителей от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных компаний;
  • создание условий для привлечения инвестиций в российскую экономику;
  • обеспечение благоприятного платежного баланса страны;

При этом нормативная и  законодательная база во внешнеэкономической  области должна максимально отвечать нормам и правилам Всемирной торговой организации.            Важнейшим направлением деятельности государства в области стимулирования экспорта является создание более благоприятных условий для доступа российских товаров на внешние рынки [22, с. 127]. В целях содействия экспорту необходимо реализовать следующие мероприятия:

  • обеспечить эффективное функционирование системы государственного страхования и гарантирования российских экспортеров и российских капиталовложений за рубежом от политических и долгосрочных коммерческих рисков;
  • обеспечить поддержку участия российских организаций в сооружении промышленных объектов за рубежом и расширения поставок комплектного оборудования, в том числе на основе межправительственных соглашений с предоставлением кредитов;
  • активизировать работу по привлечению российских предприятий к участию в международной выставочно-ярмарочной деятельности;
  • активно содействовать продвижению российских товаров, услуг и капитала за рубежом, поддерживать участие российского бизнеса в перспективных международных проектах;
  • обеспечить реализацию мероприятий по совершенствованию налогового регулирования в отношении российских экспортеров товаров и услуг;
  • обеспечить поддержку отечественных предприятий в конкурсах на право участия в международных проектах.

Информация о работе Политика России в экспорте товаров