Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:16, курсовая работа
Целью курсовой работы является ознакомление с политикой экспорта России на сегодняшний день. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: 1. Выявить сущность внешнеторговой политики; 2. Определить основные виды внешнеторговой политики; 3. Рассмотреть основные цели и задачи политики России в экспорте товаров; 4. Выделить основные особенности политики экспорта в Российской Федерации; 5. Исходя из вышепоставленной задачи, необходимо ознакомиться с основными мерами поддержки экспорта России, таких как: - финансовая поддержка; - информационно – консультационная поддержка; - тарифные преференции;
Существенное значение имеет
также развитие системы оказания
экономического и технического содействия
развивающимся странам, через механизмы
которого осуществляется крупномасштабный
экспорт разнообразной
Необходимо добиваться безусловного признания рыночного характера российской экономики странами, которые по-прежнему применяют свое антидемпинговое законодательство по отношению к России дискриминационным образом, последовательной практической реализации признания рыночного статуса российской экономики, в частности со стороны США и ЕС, при проведении антидемпинговых расследований против российских экспортеров.
Учитывая недостаточный
уровень конкурентоспособности
российской промышленности, а также
присоединение к ВТО и
В связи с этим в ближайшие годы актуальной задачей развития экспортного потенциала страны должна оставаться политика по повышению конкурентоспособности российских производителей и защите от недобросовестной конкуренции со стороны импортеров.
Подводя итоги всему вышеупомянутому необходимо сказать о том, что политика экспорта нуждается в определении более конкретных целей и задач для дальнейшего развития; необходима доработка нормативной базы регулирования внешнеторговой деятельности. Необходимо продолжать развитие системы поддержки экспорта, включающей организационные, торгово-политические, налогово-административные меры и меры валютного регулирования, а также финансовые, информационно-консультационные меры.
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА РОССИИ
2.1. Финансовая поддержка экспорта
Среди мер государственной поддержки экспорта особое значение имеет финансовая поддержка, к которой относят кредитование экспорта, гарантирование экспортных операций, возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам. В 2003 году была разработана и одобрена распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2003 г. № 1493-р Концепция развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации. Концепция определяет основные цели, задачи и приоритеты государственной финансовой поддержки российского промышленного экспорта и предусматривает меры по ее развитию. Концепцией [9] предусмотрены следующие механизмы финансовой поддержки экспорта: 1. Гарантийная поддержка (государственное гарантирование политических и долгосрочных коммерческих рисков при проведении экспортных операций). В качестве агента Правительства Российской Федерации, ответственного за гарантийную поддержку экспорта промышленной продукции, определен «Государственный специализированный Российский экспортно-импортный банк». Порядок и условия предоставления государственных гарантий установлены в постановлении Правительства Российской Федерации от 01 ноября 2008 г. № 803 «Об утверждении правил Предоставления государственных гарантий российской Федерации в иностранной валюте для оказания государственной Поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг)». Государственные гарантии Российской Федерации для оказания поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг) предоставляются в соответствии с Правилами: а) при экспорте товаров согласно утверждаемому Правительством Российской Федерации перечню промышленной продукции, при осуществлении экспорта которой оказывается государственная гарантийная поддержка; б) при экспорте работ и услуг, являющихся частью контрактных обязательств российских экспортеров и выполняемых и оказываемых резидентами, определяемыми в соответствии с Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле", при условии, что конечными потребителями указанных работ и услуг являются иностранные импортеры и иностранные государства; в) при кредитовании российских экспортеров. Перечень промышленной продукции, при осуществлении экспорта которой оказывается государственная гарантийная поддержка, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2004 г. №1222-р. Определение номенклатуры промышленной продукции, для экспорта которой необходима государственная гарантийная поддержка, осуществляется исходя из фактора её конкурентоспособности. Перечень документов, представляемых для получения гарантий для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции, а также сроки предоставления гарантий утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 года № 393 «О порядке предоставления в 2004 году государственных гарантий РФ для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции». 2. Возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам. Правила возмещения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2005 г. № 357. Возмещение из федерального бюджета российским экспортерам промышленной продукции части затрат на уплату процентов по кредитам осуществляется в соответствии с Правилами [6]. Для получения возмещения необходимо выполнение следующих условий:
Преимущественным правом на получение возмещения обладают организации, являющиеся победителями международных тендеров на поставку промышленной продукции.
3. Долгосрочное экспортное кредитование.
Концепцией развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации предусмотрено экспортное кредитование за счет (с участием) средств федерального бюджета.
Экспортные кредиты за счет (с участием) средств федерального бюджета предполагается предоставлять как правительствам иностранных государств, так и импортерам российской промышленной продукции или их банкам в соответствии с законодательством Российской Федерации [9]. Подводя итоги всех изученных нормативных документов, следует сказать, что экспортное финансирование — привлечение, обеспечение и использование финансовых средств, в целях осуществления экспортной сделки. В основе такой сделки может лежать не только торговля товарами народного потребления, но и поставка машин и оборудования, продажа нематериального имущества (права, лицензии).
Экспортное финансирование должно быть связано непосредственно с конкретным договором о поставке товаров и услуг, в котором урегулированы права и обязанности продавца (поставщика) и покупателя (подрядчика). Одним из важнейших направлений экономической политики Российской Федерации на современном этапе является развитие экспорта, увеличение в его структуре доли продукции с высокой степенью переработки и повышение конкурентоспособности российской продукции на внешнем рынке. Необходимость укрепления экспортного потенциала Российской Федерации продиктована исключительной значимостью экспорта как фактора развития национальной экономики. Российская Федерация заинтересована в оказании поддержки российским организациям - экспортерам промышленной продукции, так как это обеспечивает увеличение объемов отечественного производства, рост налоговых поступлений в бюджет и создание дополнительных рабочих мест.
В настоящее время в Российской Федерации государственная финансовая поддержка экспорта промышленной продукции определяется приоритетами международного сотрудничества, осуществляется в области предоставления кредитов правительствам иностранных государств и распространяется в основном на крупные комплектные поставки, строительство объектов за рубежом и содействие в рамках военно-технического сотрудничества.
2.2. Информационно – консультационная поддержка экспортеров
Информационно-консультационное содействие экспорту сегодня осуществляется по следующим направлениям:
В целях информационного
содействия продвижению
Информационное наполнение системы производят структурные подразделения Министерства. В настоящее время проводится работа по подключению к наполнению системы торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах. Также, информацию для наполнения предоставляют Администрации регионов России, Управления и Аппараты уполномоченных Минэкономразвития России, предпринимательские и отраслевые союзы и объединения, а также непосредственно российские предприятия-экспортеры. Обеспечение функционирования информационного ресурса возложено на Департамент государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
В соответствии с
Положением о Торговом
Основными функциями
Торгового представительства,
- оказание содействия российским участникам в проведении ярмарок, выставок, конференций и семинаров по вопросам развития внешнеэкономических связей Российской Федерации и государства пребывания, а также содействия представителям федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и участникам внешнеторговой деятельности в организации и проведении встреч с представителями государства пребывания;
- выявление случаев дискриминации и нарушения государством пребывания его обязательств в отношении российских участников внешнеэкономической деятельности, российских товаров, услуг, инвестиций и содействие в их устранении;
- выявление барьеров для осуществления в государстве пребывания экспорта российских товаров, услуг, инвестиций, объектов интеллектуальной собственности и подготовка предложений о мерах по их устранению, оказание содействия российским участникам внешнеэкономической деятельности в преодолении таких барьеров;
- изучение, анализ состояния и оценка перспектив развития экономики государства пребывания, законодательства в области регулирования экономики и практики его применения, конъюнктуры рынков товаров, работ, услуг и инвестиций, внешнеэкономических отношений с Российской Федерацией, третьими странами и направление информации по этим вопросам в федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, а также российским участникам внешнеэкономической деятельности в соответствии с их запросами.
Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации подготовлен двуязычный (на русском и английском языках) каталог российской экспортоориентированной конкурентоспособной продукции «Российский экспорт: продукция и технологии». В каталоге предоставлена максимально полная информация о широком круге отечественных компаний, как уже поставляющих продукцию на экспорт, так и заинтересованных в расширении рынков сбыта для свой продукции за рубежом. Наряду с этим, в каталоге представлен обобщенный перечень российских конкурентоспособных технологий. База данных включает в себя информацию о 7000 отечественных компаний-экспортеров. Делая вывод всему выше сказанному, одним из существенных факторов конкурентоспособности российских предприятий и экспортеров является эффективная работа по сбору информации о потребностях потенциального контрагента, его платежеспособности, а также оценка особых условий, присущих определенному региональному рынку, на стадии подготовки экспортного контракта.
2.3. Тарифные преференции
Тарифные преференции являются инструментом снижения общеэкономических издержек российских экспортеров товаров в страны дальнего зарубежья. В целях получения дополнительных конкурентных преимуществ российские экспортеры могут пользоваться национальными схемами преференций стран дальнего зарубежья.
Российская Федерация, в соответствии с классификацией Организации Объединенных Наций, входит в перечень стран с переходной моделью экономики, поэтому российские экспортеры могут претендовать на более благоприятный режим ввоза своей продукции.
Системы преференций Европейского союза, США, Канады и Турции предусматривают применение пониженных по сравнению с базовыми или нулевых ставок пошлин в отношении, импортируемых из России товаров.
Условия предоставления преференций
и правила определения страны
происхождения товаров, в отношении
которых применяется
Преференциальный режим в отношении товаров из наименее развитых и развивающихся стран предоставляется в случае выполнения следующих условий:
1. Происхождение
товара из наименее развитых
и развивающихся стран
2. Выполняется
непосредственная закупка