Понятие валютного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 18:05, реферат

Краткое описание

Переход российской экономики на рыночные отношения, ее постепенная интеграция в мировое хозяйство и международные валютно-финансовые организации, последовательная децентрализация внешнеэкономических связей российских предприятий с зарубежными партнерами делают крайне актуальным знание механизма регулирования валютных отношений на территории России и за ее пределами. Данный механизм, имея экономическую природу (в его основе лежат объективно обусловленные экономические процессы), выступает в любом государстве в правовой форме. Целью работы является изучить основы валютный контроля и валютного регулирования

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие валютного контроля
2. Развитие валютного законодательства в Российской Федерации
3. Основы валютного регулирования и валютного контроля
4. Органы и агенты валютного контроля
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

валютный контроль.docx

— 47.15 Кб (Скачать файл)

 

Основные изменения, внесенные  в систему валютного регулирования  и валютного контроля, касаются большинства  статей Закона. По-новому определяются субъекты и объекты регулирования, закреплены новые принципы валютного  контроля, проведения валютных операций, купли-продажи валюты и многое другое. Новый Закон в значительной степени утратил характер рамочного нормативного акта, большинство его норм наполнены конкретным и весьма либеральным содержанием.

 

3. Основы валютного регулирования  и валютного контроля

 

Основным документом, регламентирующим совершение банками валютных операций, является введенный в действие Федеральный  закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле»  от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ. В законе определены правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля, полномочия органов валютного регулирования, права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов и агентов валютного контроля. В законе дается ряд основных понятий валютного регулирования.

 

«Валюта Российской Федерации»:- денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении  в качестве законного средства наличного  платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые  из обращения, но подлежащие обмену указанные  денежные знаки;

 

- средства на банковских счетах  и в банковских вкладах;«Иностранная валюта»:

 

- денежные знаки в виде банкнот,  казначейских билетов, монеты, находящиеся  в обращении и являющиеся законным  средством наличного платежа  на территории соответствующего  иностранного государства (группы  иностранных государств), а также  изымаемые либо изъятые из  обращения, но подлежащие обмену  указанные денежные знаки;- средства  на банковских счетах и в  банковских вкладах в денежных  единицах иностранных государств  и международных денежных или  расчетных единицах;

 

«Внутренние ценные бумаги»:- эмиссионные  ценные бумаги, номинальная стоимость  которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован  в Российской Федерации;

 

- иные ценные бумаги, удостоверяющие  право на получение валюты  Российской Федерации, выпущенные  на территории Российской Федерации;«Внешние ценные бумаги» - ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к внутренним ценным бумагам;

 

«Валютные ценности» - иностранная  валюта и внешние ценные бумаги;«Резиденты»:

 

а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением  граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном  государстве в соответствии с  законодательством этого государства;б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

 

в) юридические лица, созданные  в соответствии с законодательством  Российской Федерации;г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте «в»;

 

д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные  представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации  при межгосударственных или межправительственных организациях;е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;

 

«Нерезиденты»:а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» понятия «резидент»;

 

б) юридические лица, созданные  в соответствии с законодательством  иностранных государств и имеющие  местонахождение за пределами территории Российской Федерации;в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

 

г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных  государств и постоянные представительства  указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

 

е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства  и другие обособленные или самостоятельные  структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах «б» и  «в»;ж) иные лица, не указанные в перечне «резидент»;

 

«Уполномоченные банки» - кредитные  организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право  на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в  иностранной валюте, а также действующие  на территории Российской Федерации  в соответствии с лицензиями Центрального банка Российской Федерации филиалы  кредитных организаций, созданных  в соответствии с законодательством  иностранных государств, имеющие  право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте;«Валютные операции»:

 

а) приобретение резидентом у резидента  и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование  валютных ценностей в качестве средства платежа;

 

б) приобретение резидентом у нерезидента  либо нерезидентом у резидента и  отчуждения резидентом в пользу нерезидента  либо нерезидентом в пользу резидента  валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг  на законных основаниях, а также  использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средств  платежа;в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средств платежа;

 

г) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации  и внутренних ценных бумаг;д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

 

е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних  ценных бумаг со счета (с раздела  счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации;«Специальный счет» - банковский счет в уполномоченном банке, либо специальный раздел счета депо, либо открываемый реестродержателями в реестре владельцев ценных бумаг специальный раздел лицевого счета по учету прав на ценные бумаги, используемый для осуществления по нему валютных операций в случаях, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случае установления в соответствии с настоящим Федеральным законом требовании об осуществлении валютной операции с использованием специального счета такая валютная операция может осуществляться только с использованием указанного специального счета;

 

«Валютные биржи» - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством  Российской Федерации, одним из видов  деятельности которых является организация  биржевых торгов иностранной валютой  в порядке и на условиях, которые  установлены Центральным банком Российской Федерации;В действующем законе кардинально изменен подход к регулированию валютных операций между резидентами и нерезидентами. До настоящего времени без ограничений осуществлялись только текущие валютные операции, исчерпывающий перечень которых был закреплен законодательно, а в отношении всех остальных операций Банк России мог произвольно устанавливать любой порядок совершения. В настоящем законе отсутствуют критерии деления валютных операций на текущие и капитальные. Теперь в законе приведен исчерпывающий перечень валютных операций движения капитала, в отношении которых органами валютного регулирования могут быть установлены валютные ограничения. Все остальные валютные операции, не попавшие в перечень, а также те из числа регулируемых валютных операций, в отношении которых специально не установлен порядок их совершения, осуществляются без ограничений.

 

Действующий закон предусматривает  полный отказ от существовавшей ранее  разрешительной системы совершения валютных операций движения капитала, и более того - прямой запрет на установление требований о получении индивидуальных разрешений.Законом закреплено лишь два допустимых вида валютных ограничений. Это требование об использовании специального счета и требование о резервировании. Требование о резервировании устанавливается в отношении следующих валютных операций, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности:

 

1. Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами на условиях предоставления резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более трех лет при экспорте товаров, указанных в разделах XVI, XVII, XIX Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации и предусматривает только установление требования о резервировании резидентом на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более двух лет, суммы, не превышающей в эквиваленте 50 процентов определенной на день резервирования суммы, на которую предоставлена отсрочка платежа.Сумма резервирования должна быть внесена резидентом в день истечения трехлетнего срока со дня фактического пересечения экспортируемыми товарами таможенной границы Российской Федерации.

 

2. Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами на условиях предоставления резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более пяти лет за проводимые резидентами за пределами территории Российской Федерации строительные и подрядные работы, а также за поставляемые товары, необходимые для выполнения этих работ, осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации, и предусматривают только установление требования о резервировании резидентом на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более двух лет, суммы, не превышающей в эквиваленте 50 процентов определенной на день резервирования суммы, на которую предоставлена отсрочка платежа.Сумма резервирования должна быть внесена резидентом в день истечения пятилетнего срока со дня заключения договора о проведении соответствующих строительных и подрядных работ между резидентом и нерезидентом, а при экспорте товаров - со дня фактического пересечения экспортируемыми товарами таможенной границы Российской Федерации.

 

3. Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами на условиях предоставления резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более 180 календарных дней в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2, осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации и предусматривает только установление требования о резервировании резидентом на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более двух лет, суммы, не превышающей в эквиваленте 50 процентов определенной на день резервирования суммы, на которую предоставлена отсрочка платежа.Сумма резервирования должна быть внесена резидентом в день истечения 180 календарных дней со дня возникновения обязательств в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности, а при экспорте товаров - со дня фактического пересечения экспортируемыми товарами таможенной границы Российской Федерации.

 

4. Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами при предоставлении резидентами нерезидентам коммерческих кредитов на срок более трех лет в виде предварительной оплаты при импорте товаров, указанных в разделах XVI, XVII, XIX Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации и предусматривает только установление требования о резервировании резидентом на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более двух лет, суммы, не превышающей в эквиваленте 50 процентов определенной на день резервирования сумы осуществленной предварительной оплаты за вычетом суммы полученного резидентом от нерезидента встречного предоставления.Сумма резервирования должна быть внесена резидентом в день истечения трехлетнего срока со дня перечисления резидентом нерезиденту денежных средств в виде предварительной оплаты импортируемых товаров.

 

5. Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами при предоставлении резидентами нерезидентам коммерческих кредитов на срок более 180 календарных дней в виде предварительной оплаты в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4, осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством российской Федерации и предусматривает только установление требования о резервировании резидентом на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более двух лет, суммы, не превышающей в эквиваленте 50 процентов определенной на день резервирования суммы осуществленной предварительной оплаты за вычетом суммы полученного резидентом от нерезидента встречного предоставления.Сумма резервирования должна быть внесена резидентом в день истечения 180 календарных дней со дня перечисления резидентом нерезиденту денежных средств в виде предварительной оплаты в связи с внешнеторговой деятельностью.

 

6. Требования о резервировании, установленные для валютных операций, описанных в пунктах 3 и 5, не  применяются при предоставлении  резидентами нерезидентам отсрочки  платежа либо коммерческого кредита  на срок до года при условии  наличия обеспечения исполнения  обязательств нерезидента перед  резидентом.В качестве способов обеспечения исполнения обязательства нерезидента перед резидентом могут быть использованы:

 

- безотзывный аккредитив, покрытый  за счет плательщика по аккредитиву,  при условии, что исполняющим  банком является уполномоченный  банк либо банк за пределами  территории Российской Федерации;- банковская гарантия банка за  пределами территории Российской  Федерации, выданная в пользу  резидента;

Информация о работе Понятие валютного контроля