Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 17:26, курсовая работа
Современное рыночное хозяйство, при всем многообразии его моделей, известных в мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой смешанную экономику, где инструменты рыночного механизма дополняются государственным регулированием, финансовой базой которого является бюджет. В этих условиях особое значение приобретает вопрос об источниках финансирования государственной деятельности, их структуре и возможности регулирования. Одним из таких источников (наряду с налогами и доходами от эксплуатации государственной собственности) являются правительственные займы и денежные (кредитные) эмиссии (другими словами, финансирование за счет государственного долга или дефицитное финансирование).
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 6
1.1Понятие государственного, внутреннего и внешнего долга. 6
1.2Экономический риск 16
2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕГО ДОЛГА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 27
3. СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНИМ ДОЛГОМ БЕЛАРУСИ: ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 48
Основным фактором роста внешнего долга Беларуси в 2007–2011 годах были заимствования государства. Если на 1 января 2007 года государственный внешний долг составлял 589 миллионов долларов, то на 1 января 2012 года – 12 миллиардов 351 миллион долларов. Таким образом, за последние пять лет государство увеличивало свой внешний долг в 21 раз.
Уже с 2012-го года Беларуси придется направлять существенные суммы, чтобы расплатиться перед кредиторами. В текущем году, по данным Нацбанка, которые приведены в комментарии к платежному балансу, на погашение государственного внешнего долга предстоит направить 1 миллиард 784,6 миллионов долларов. Дальше – больше. В 2013-м и в 2014-м на погашение госдолга ежегодно придется направлять более 3 миллиардов долларов.[3]
Эксперты отмечают, что объемы предстоящих платежей слишком велики. «Это существенные выплаты (около 3,5% от ВВП в 2012 году), учитывая относительно низкий уровень международных резервов. Они могут быть или рефинансированы за счет новых займов, возможности привлечения которых ограничены в связи с долговым кризисом в Европе и низким доверием к экономике Беларуси, или выплачены за счет доходов от приватизационных сделок», — говорится в исследовании Белорусского института стратегических исследований.
Председатель правления Нацбанка Беларуси Надежда Ермакова неоднократно заявляла о том, что страна хотела бы привлечь новые заимствования, чтобы погасить старые. Однако глава миссии МВФ в Беларуси Крис Джарвис в марте отметил, что на рефинансирование долга этот фонд денег не выдает.[3]
Динамика внешнего долга Беларуси
На графике 2 изображена динамика внешнего долга (валового и органов государственного управления) Республики Беларусь с 2006 по 2012 годы. Как видно, долг органов государственного управления растёт с 2007 года. Особенно сильно он вырос в 2009 году - почти на 5 млрд. долларов США.
График 2. Динамика внешнего долга (валового и органов государственного управления) Республики Беларусь
На 1 июля 2012 года долг органов
государственного управления
Согласно бюджету Республики Беларусь на 2012 год, доходы государственного бюджета должны составить 92,771972225 трлн. рублей. По официальному курсу доллара к белорусскому рублю на 1 января 2012 г. в 8350 рублей за доллар эта сумма эквивалентна 11,11 млрд. долларов. Таким образом, внешний долг органов государственного управления превышает размер доходов госбюджета.
На графике 3 изображена динамика изменения валового внешнего долга на душу населения с 2007 по 2012 годы. На 1 июля 2012 года каждый житель РБ был должен 3504 доллара США при средней зарплате по стране около 470 долларов.
График 3. Динамика валового внешнего долга на душу населения
На графике 3 изображена динамика выплат по процентам к внешнему долгу органов государственного управления с 2006 по 2011 годы. В 2011 году на выплаты процентов ушла внушительная сумма в 383 млн. долларов. За половину 2012 года - уже 294 млн. долларов. Это - плата за фальшивое процветание перед президентскими выборами 2010 года с повышением средней зарплаты по стране до 500 долларов в месяц, которое было достигнуто за счёт набирания кредитов. А.Г.Лукашенко причинил большой вред белорусской экономике искусственным повышением зарплат, так как страна потратила огромные кредитные ресурсы на текущее потребление. Взятые кредиты ушли в основном на покупку импортных товаров - к примеру, автомобилей. Беларусь поддержала иностранных производитей автомобилей и других товаров вместо того, чтобы развивать на эти деньги свою экономику. Сотни миллионов долларов ушли на выплаты процентов к государственному долгу - по сути, они подарены кредиторам. Кроме того, чем больше государственный долг, тем больше риск невозврата страной кредитов - дефолта. Как следствие, кредиторы требуют выплаты всё больших процентов по государственным облигациям. Если свои первые облигации Беларусь разместила под 9% годовых, то сейчас, если Беларусь захочет привлечь кредиты посредством размещения облигаций, ей придётся платить около 20% годовых по ним. С 1 миллиарда долларов придётся заплатить 200 миллионов долларов в год процентов. Если брать кредит сроком на 5 лет, то придётся выплатить по процентам 100% основной суммы кредита. Это значит, что проводить модернизацию белорусской промышленности будет значительно сложнее, так как найти дешёвые кредиты проблематично.
График 4. Выплаты процентов к внешнему долгу органов государственного управления Республики Беларусь
Отношение валового внешнего долга к валовому внутреннему продукту (ВВП) составляло 60,6% на 1 июля 2012 г., по официальным данным.
По данным Национального банка РБ, валовой внешний долг Беларуси в I квартале 2012 года снизился на 294,3 млн. USD и составил на 1 апреля 33,727 млрд. USD.[3]
Снижение было обеспечено
по всем составляющим внешнего
долга, за исключением сектора
органов государственного
Долг других секторов
При этом довольно серьезно
изменилась структура долга
График 5
На втором месте по величине сокращения долга оказались органы денежно-кредитного регулирования, то есть Национальный банк. Его долг снизился в I квартале на 127,9 млн. USD (до 1,402 млрд. USD). У Нацбанка, впрочем, есть намного больший валютный долг перед белорусскими банками, который Нацбанк также пытается сокращать.
Этот внутренний долг Нацбанка проявляется во внешнем долге белорусских коммерческих банков. Его величина сократилась в I квартале 2012 года на 94,5 млн. USD (до 5,983 млрд. USD). То есть, пока говорить о значительном сокращении долгов Нацбанка и банков пока не приходиться.
Органы государственного
Величина прямых инвестиций
в виде межфирменного
Валовой внешний долг Беларуси на январь 2012 года [2]
Показатель |
Значение |
График | |
Валовый внешний долг по всем секторам экономики |
34028,40 |
| |
Обслуживание валового внешнего долга |
6320, 70 |
| |
Платежи по основному долгу |
5405,20 |
| |
Платежи по процентам |
915,50 |
| |
Внешний долг государственного управления |
12351, 00 |
| |
Обслуживание внешнего долга органов гос. управления |
552,10 |
| |
Платежи по основному долгу |
169,00 |
| |
Платежи по процентам |
383,10 |
| |
Валовой внешний долг на душу населения долларов США |
3595,03 |
| |
Валовые внешний долг/ВВП, % |
62,27 |
| |
Долгосрочный валовой внешний долг/ВВП, % |
35,83 |
| |
Краткосрочный валовой внешний долг/ВВП, % |
26,44 |
| |
Долгосрочные заимствование/ валовой внешний долг, % |
57,54 |
| |
Валовой внешний долг/экспорт товаров и услуг, % |
72,91 |
|
Расходы на обслуживание внешнего государственного долга Беларуси в 2012 году вырастут в 3 раза [2]
В 2012 году на погашение государственного внешнего долга, по данным Национального банка Беларуси, прогнозируется направить 1784,6 млн. USD, что примерно в 3 раза превышает расходы на эти цели в 2011 году.
На обслуживание внешнего долга органов государственного управления в прошлом году было потрачено 552,1 млн. USD, из них 169 млн. USD на погашение основного долга.
Тем не менее, в целом, по данным Национального банка, представленным в платежном балансе РБ за 2011 год, структура внешнего долга Беларуси по временному параметру в 2011 году изменилась в лучшую сторону: доля долгосрочных (на срок выше года) заимствований выросла, а краткосрочных, соответственно, сократилась.
Значительный объем краткосрочных кредитов приводит к большим расходам на обслуживание внешнего долга, ведь все краткосрочные кредиты должны быть возвращены в течение года.
Однако значительная часть подобной задолженности пролонгируется или рефинансируется, поэтому реальные финансовые расходы на обслуживание долга оказываются не столь большими как сам долг.
Так, по данным Нацбанка, в 2011 году на обслуживание валового внешнего долга было направлено 6320,7 млн. USD, тогда как краткосрочные внешние обязательства РБ (погашаемые в 2011 году) на 1 января 2011 года равнялись 14491,3 млн. USD. На погашение основного долга было направлено 5405,2 млн. USD, на платежи по процентам –- 915,5 млн. USD.
По оценке Нацбанка, в 2012 году расходы на обслуживание валового внешнего долга, включая пролонгацию и рефинансирование, составят порядка 18,917 млрд. USD. Можно ожидать, что реальных денег на выплаты потребуется, как и в 2011 году, намного меньше, где-то на уровне 8-9 млрд. USD. Остальная задолженность будет просто переоформлена, как это и происходит каждый год. [12]
Валовой внешний долг Республике Беларусь в разрезе секторов экономики и финансовых инструментов за 2010-2012 гг. [3]
Показатели |
01.01.2010 |
01.01.2011 |
01.01.2012 | |||||||
Валовой внешний долг Республики Беларусь |
22 060,3 |
28 402,7 |
34 023,1 | |||||||
Краткосрочный |
9 871,9 |
12 686,5 |
14 433,5 | |||||||
Долгосрочный |
12 188,4 |
15 716,2 |
19 589,6 | |||||||
Органы государственного управления* |
8 363,0 |
10 057,9 |
12 351,0 | |||||||
Краткосрочный |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |||||||
Долговые ценные бумаги |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |||||||
Кредиты и займы |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |||||||
Торговые кредиты |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |||||||
Другие долговые обязательства |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |||||||
Просроченная задолженность |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |||||||
Прочее |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |||||||
Долгосрочный* |
8 363,0 |
10 057,9 |
12 351,0 | |||||||
Долговые ценные бумаги |
0,5 |
1 230,1 |
2 022,3 | |||||||
Кредиты и займы |
7 784,6 |
8 260,1 |
9 762,7 | |||||||
Торговые кредиты |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |||||||
Другие долговые обязательства |
577,9 |
567,7 |
566,0 | |||||||
Органы денежно-кредитного регулирования |
423,7 |
1 855,3 |
1 529,7 | |||||||
Краткосрочный |
145,6 |
1 267,1 |
1 195,6 | |||||||
Долговые ценные бумаги |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |||||||
Кредиты и займы |
0,0 |
146,3 |
0,0 | |||||||
Счета и депозиты |
145,4 |
1 120,8 |
1 195,6 | |||||||
Другие долговые обязательства |
0,2 |
0,0 |
0,0 | |||||||
Просроченная задолженность |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |||||||
Прочее |
0,2 |
0,0 |
0,0 | |||||||
Долгосрочный* |
278,1 |
588,2 |
334,1 | |||||||
Долговые ценные бумаги |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |||||||
Кредиты и займы |
78,1 |
588,2 |
141,7 | |||||||
Счета и депозиты |
200,0 |
0,0 |
192,4 | |||||||
Другие долговые обязательства |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |||||||
Банки |
3 553,0 |
5 752,1 |
6 077,4 | |||||||
Краткосрочный |
1 621,3 |
2 677,0 |
2 053,7 | |||||||
Долговые ценные бумаги |
7,3 |
6,1 |
7,2 | |||||||
Кредиты и займы |
1 039,4 |
2 246,1 |
1 772,4 | |||||||
Счета и депозиты |
129,6 |
212,9 |
223,7 | |||||||
Другие долговые обязательства |
445,0 |
211,9 |
50,4 | |||||||
Просроченная задолженность |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |||||||
Прочее |
445,0 |
211,9 |
50,4 | |||||||
Долгосрочный |
1 931,7 |
3 075,1 |
4 023,7 | |||||||
Долговые ценные бумаги |
0,0 |
15,9 |
78,1 | |||||||
Кредиты и займы |
1 876,3 |
2 767,1 |
3 474,2 | |||||||
Счета и депозиты |
55,4 |
292,1 |
471,4 | |||||||
Другие долговые обязательства |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |||||||
Другие секторы |
8 921,8 |
9 911,7 |
13 073,6 | |||||||
Краткосрочный |
7 306,2 |
7 916,7 |
10 192,8 | |||||||
Долговые ценные бумаги |
0,0 |
0,0 |
1,4 | |||||||
Кредиты и займы |
950,9 |
493,5 |
1 530,1 | |||||||
Счета и депозиты |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |||||||
Торговые кредиты |
5 693,2 |
6 788,6 |
8 050,9 | |||||||
Другие долговые обязательства |
662,1 |
634,6 |
610,4 | |||||||
Просроченная задолженность |
662,1 |
634,6 |
610,4 | |||||||
Прочее |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |||||||
Долгосрочный |
1 615,6 |
1 995,0 |
2 880,8 | |||||||
Долговые ценные бумаги |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |||||||
Кредиты и займы |
1 615,6 |
1 995,0 |
2 880,8 | |||||||
Счета и депозиты |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |||||||
Торговые кредиты |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |||||||
Другие долговые обязательства |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |||||||
Прямые инвестиции: межфирменное кредитование |
798,8 |
825,7 |
991,4 | |||||||
Задолженность дочерним предприятиям |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |||||||
Просроченная задолженность |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |||||||
Прочее |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |||||||
Задолженность прямым инвесторам |
798,8 |
825,7 |
991,4 | |||||||
Просроченная задолженность |
13,7 |
3,2 |
5,4 | |||||||
Прочее |
785,1 |
822,5 |
986,0 | |||||||
|
||||||||||
Анализ динамики и структуры внешнего долга Республики Беларусь показала, что построение грамотной, научно обоснованной стратегии управление совокупной внешней задолжностью страны , её увязка с другими направлениями экономической политики государства является на современном этапе задачей исключительной важности .
Стратегия управления внешним долгом (далее - Стратегия) представляет собой систему выработки долгосрочных целей и задач управления внешним долгом , определение механизма и условий их реализации.
Основными целями стратегии является своевременно обслуживание внешнего долга с минимальными затратами, идентификация, хеджирование и предотвращение финансовых рисков на основе анализа и прогноза внутренних и внешних экономических факторов посредством оптимального выбора долговых методов и инструментов .
Реализация поставленных целей осуществима с помощью решения следующих задач:
Достижение целей Стратегии и её задач основывается на принципах:
Информация о работе Понятие государственного, внутреннего и внешнего долга