Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 17:26, курсовая работа
Современное рыночное хозяйство, при всем многообразии его моделей, известных в мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой смешанную экономику, где инструменты рыночного механизма дополняются государственным регулированием, финансовой базой которого является бюджет. В этих условиях особое значение приобретает вопрос об источниках финансирования государственной деятельности, их структуре и возможности регулирования. Одним из таких источников (наряду с налогами и доходами от эксплуатации государственной собственности) являются правительственные займы и денежные (кредитные) эмиссии (другими словами, финансирование за счет государственного долга или дефицитное финансирование).
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 6
1.1Понятие государственного, внутреннего и внешнего долга. 6
1.2Экономический риск 16
2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕГО ДОЛГА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 27
3. СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНИМ ДОЛГОМ БЕЛАРУСИ: ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 48
Практическое исполнение перечисленных принципов может быть разным. Однако исходя из целей и задач стратегии можно заметить, что первоначальным этапом её построения является оценка текущей внешнедолговой ситуации, которая целесообразно проводить путём индефикации рисков долга.
Анализ рисков внешнего долга должен согласовываться и принимать во внимание сдерживающие факторы макроэкономического развития и рынка долговых обязательств. Необходимость учёта данных факторов обусловливается внутренним способом на внешние заимствования и возможности резидентов государства своевременно осуществлять обслуживание своих внешних обязательств.
Конкретными мерами снижения риска долгового объёма являются:
Особенно важным подходом, который мог бы гарантировать стабильность обслуживания внешнего долга и минимизировать риск рефинансирования, является выделение, анализ и контроль дополнительных внутренних и внешних источников финансирования экономического развития путём регулирования процедуры доступа на рынки капитала, масштаба и финансовых условий заимствование государственного и корпоративного секторов.
Чтобы уменьшить риск случайных долгов, необходимо:
При анализе уже выданных правительственных гарантий в расчёт следует брать конкретный профиль гарантированного долга, основанный на потенциале активации гарантийного случая и возможностей государства по его обслуживанию. Оценивая будущее воздействие риска условных долгов, целесообразно принимать во внимание возрастающие потребности финансирования инфоструктуры: проекты в областях энерговодоснабжения и дорожного строительства.
Практическая организация долгового управления отличается по странам. Но, как правило, функции управления долгом как внутренним, так и внешним делегированы независимым единицам в составе министерств финансов, несущих конечную ответственность. [6]
Не прерывный рост валового внешнего страны поддерживается в большей степени за счёт роста внешнего долга корпоративного сектора, в том числе за счёт банковской сферы, целесообразно изучение возможности установление пороговых значений внешнего долга по отдельным секторам, способствующих ограничению внешнего заимствования резидентами республики. В этой связи возможно использование зарубежного опыта управления внешним долгом. [7]
В целом меры, направленные на сокращение внешнего долга частного сектора, должны носить регулирующий характер Применение прямых ограничительных мер по удержанию размера обязательств корпоративного сектора перед нерезидентами может допускаться в исключительных случаях в качестве крайней меры для обеспечения экономической безопасности страны.
На протяжении ряда лет
совокупный (внутренний и внешний)
долг не превышает 15% от объема
ВВП, в то время как в мировой
практике его размер на уровне
50-70% от объема ВВП не вызывает
опасений. Однако следует отметить,
что данный показатель не
В первой главе мы говорили о том, что государственный долг любой страны представлен долгом внутренним и внешним. Не является исключением и наша республика, государственный долг которой регламентируется определенными законодательными актами отдельно по внутреннему и внешнему долгу страны.
Управление внутренним государственным долгом предусматривает определенные мероприятия по выпуску, размещению, обращению и обслуживанию государственных долговых обязательств, изменению условий ранее выпущенных займов. Для внешнего государственного долга это мероприятия по получению и возврату внешних кредитов. Управление государственным долгом осуществляет Совет Министров Республики Беларусь или по его поручению Министерство финансов. Темпы увеличения государственного долга необходимо ограничить, прежде всего, путем сокращения бюджетных расходов на управление, оборону, поддержку слабых предприятий и роста налоговых поступлений.
Интенсификация международного обмена, начавшаяся во второй половине ХХ в., привела к усилению финансовой взаимозависимости между его сторонами. Одним из основных проявлений такой зависимости стало то, что сегодня в мире практически нет стран, которые бы не имели государственного долга, под которым в общем виде понимают задолженность правительства юридическим и физическим лицам - своим и иностранным, правительствам других стран.
Его образование, прежде всего, обусловлено противоречиями между потребностями государства и его возможностями финансирования их. Изменения в структуре собственности в последние десятилетия привели к перераспределению источников доходов, в т.ч. государственных. Они стали более разнообразными, а поступление денежных средств в централизованные фонды государства многоступенчатыми. Несмотря на увеличение источников доходов, в то же время поступающие средства не обеспечивают потребности в них государства. Последнее всегда испытывало недостаток в финансовых ресурсах для выполнения своих функций, следствием чего является образование дефицита бюджета, а вместе с ним и госдолга. Перед государством поэтому встает проблема, с одной стороны, поиска дополнительных источников средств, а с другой - эффективного и действенного их использования. Такими источниками традиционно для всех стран являются внутренние и внешние заимствования, формирующие государственный долг.
Таким образом, государственный долг, представленный долгом внутренним и внешним, обусловлен наличием ряда причин, которые могут влиять на его образование и развитие как обособленно, так и все вместе. Однако основой формирования государственного долга является наличие бюджетного дефицита в стране, источником покрытия которого и является изучаемое в настоящей работе явление.
Вместе с решение проблемы потребности в дополнительных источниках финансирования расходов государства, его долг в тоже время влечет ряд негативных явлений и последствий, связанных с угрозой инфляции в будущем, снижения эффективности экономики и производственного потенциала страны, углубления дефицита бюджета, а также угрозой долгового кризиса.
Для избежание таких проблем необходим постоянный и тщательный контроль, проведение разумной политики в области управления государственным долгом. Основной проблемой нашей страны в данной области является проблема нестабильной и нечетко проработанной законодательной базы, регламентирующей отношение в сфере государственного долга и управления им. Так, в первую очередь, необходимо развивать и совершенствовать законодательную базу функционирования рынка ценных бумаг, который является неотъемлемой частью финансовой системы экономики любой развитой страны и позволяет осуществлять финансирование государственного долга наиболее целесообразным по сравнению с эмиссией и заимствованием средств в Национальном банке путем - путем выпуска государственных ценных бумаг. Необходимо также развивать рынок частных и производных ценных бумаг.
В целом проблемы государственного заимствования лежат в сфере макроэкономической политики, проводимой государством. Как следствие эффективное использование и погашение привлеченных средств в долгосрочной перспективе связано с увеличением экспорта и объема ВВП, укреплением государственного бюджета и совершенствованием бюджета налоговой политики, четким разграничением полномочий в области управления государственным долгом на республиканском и местном уровнях, стабилизацией ситуации в предпринимательском секторе, эффективным использованием привлекаемых ресурсов и своевременным исполнением обязательств. Кроме того, в построении своей системы взаимоотношений в области регулирования и управления долгом, следовало бы использовать опыт зарубежных стран - как положительный, так и отрицательный (для избежание ошибок).
Таким образом, государственный, внешний и внутренний долги , как и любое значимое в жизни государства явление, понятие неоднозначное. Тем не менее, оно может принести экономике весомые выгоды и стать в определенной степени катализатором экономического развития, но для этого требуется ответственное и профессиональное управление ими.
Информация о работе Понятие государственного, внутреннего и внешнего долга