Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 23:12, курсовая работа
Цель данной работы заключается в том, чтобы, на основе анализа теоретического материала и действующего законодательства, во-первых, исследовать отдельные теоретические и практические вопросы занятости в целом (в частности дать общую характеристику отношений занятости), и во-вторых, изучить положение в сфере государственной политики занятости белорусского населения, чтобы выявить и разработать предложения по его совершенствованию.
Реализация поставленных целей потребовала решения следующих задач:
− изучить и обобщить методологические подходы к исследованию, дать комплексный научный анализ теоретико-правовых вопросов, связанных с понятием таких категорий, как занятость и рынок труда;
− проанализировать занятость и рынок труда в Республике Беларусь;
− охарактеризовать основные элементы политики белорусского государства в области занятости;
− рассмотреть организационно-правововые основы государственного регулирования занятости в Республики Беларусь;
− выявить проблемы в сфере регулирования рассматриваемых отношений, сформулировать и научно обосновать предложения по совершенствованию занятости населения в Беларуси.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ, ЕЕ ВИДЫ И ПОКАЗАТЕЛИ 5
1.1 Понятие занятости, ее формы и виды 5
1.2 Сущность государственного регулирования рынка труда 8
2 ЗАНЯТОСТЬ В БЕЛАРУСИ : СОСТОЯНИЕ, СТРУКТУРА, ДИНАМИКА, ПРОБЛЕМЫ 11
2.1 Динамика занятости населения Республики Беларусь на современном этапе 11
2.2 Проблемы занятости населения Республики Беларусь 15
3 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛАРУСИ: ПРИОРИТЕТЫ, НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ, РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ 27
3.1 Основные характеристики политики белорусского государства в области занятости 15
3.2 Организационно-правового основы государственного регулирования занятости в Республики Беларусь 20
3.3 Развитие белорусской государственной кадровой политики 27
3.4 Основные направления совершенствования развития рынка труда 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 36
Государственное регулирование рынка труда осуществляется в целях обеспечения соответствия между спросом и предложением рабочей силы как по объему, так и по структуре, то есть не только для достижения эффективной сбалансированности спроса и предложения, но и для установления рыночной цены на рабочую силу. Так как сбалансированность понимается как динамичный процесс, то в пределах определенного периода допустимы некоторые отклонения как в сторону дефицита, так и избытка рабочей силы. Критерием допустимости таких отклонений является отсутствие повторяющихся и долговременных значительных отклонений.
Для исключения несбалансированности рынка труда государство должно постоянно контролировать его важнейшие характеристики. Основной пропорцией рынка труда выступает соотношение между спросом и предложением рабочей силы, изменение которых должно приводить к соответствующей динамике заработной платы. В соответствии с задачами регулирования выделяются [6, c. 412]:
В условиях рыночных отношений любые диспропорции в подготовке и использовании квалифицированных рабочих и специалистов ведут к нарушению макро-, мезо- и микропропорций рынка труда. Поэтому задачей их регулирования является воздействие не только на рыночные отношения, но и на процессы воспроизводства рабочей силы. Такое воздействие предполагает регулирование подготовки и переподготовки кадров, а также территориального, отраслевого и профессионального перераспределения трудовых ресурсов.
Рынок труда как объект управления включает три взаимосвязанных элемента: предложение, спрос и цену рабочей силы. В результате регулирования их динамики происходит снижение, рост или стабилизация уровня занятости.
Для согласования всех пропорций и сегментов рынка рабочей силы необходима комплексная система регулирования занятости. Она должна обеспечивать регулирование мезо- и микропропорций, а также выполнять маркетинговые функции. К ним относятся стратегическое (индикативное) планирование, информационные маркетинговые исследования спроса на рабочую силу и ее предложения, реклама, стимулирование трудоустройства.
Подводя итог первой главы курсовой работы еще раз отметим, что формы и виды занятости представляют собой организационно-правовые способы и условия использования рабочей силы. В рамках каждого вида занятости труд людей организуется с помощью разнообразных организационно-правовых форм, различающихся нормами регулирования продолжительности и режимов рабочего дня; регулярностью или стабильностью трудовой деятельности; местом выполнения работы (на предприятиях, на дому), статусом деятельности.
Формы занятости классифицируются с учетом следующих признаков: формы организации рабочего времени и значимости для рабочего (статус деятельности), стабильности, формы правового регулирования рабочей силы.
Государственное регулирование рынка труда осуществляется в целях обеспечения соответствия между спросом и предложением рабочей силы, как по объему, так и по структуре, то есть не только для достижения эффективной сбалансированности спроса и предложения, но и для установления рыночной цены на рабочую силу.
На современном этапе наиболее важными являются вопросы сохранения контролируемой и управляемой ситуации па рынке труда, повышения эффективности государственной политики в области занятости, позволяющей сохранить высококвалифицированный кадровый потенциал и повысить конкурентоспособность рабочей силы. Реализация па практике данных постулатов базируется па действенных механизмах государственного регулирования занятости населения и рынка труда, обеспечивающих последовательное и полное выполнение государством взятых на себя обязательств по повышению эффективности использования трудовых ресурсов и соблюдению социальных гарантий в социально-трудовой сфере, в том числе в области социальной запиты населения от безработицы.
Ситуация па рынке труда Беларуси в 2005-2009 гг. характеризовалась позитивной динамикой ослабления напряженности и улучшения его конъюнктуры, обусловленной ростом спроса на рабочую силу при снижении се предложения.
В соответствии с национальной системой статистического учета, объем предложения рабочей силы определяется численностью граждан, обратившихся в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве. Согласно официальным данным, он увеличился с 297,7 тыс. в 2005 г. до 335.2 тыс. чел. в 2009 г. (рис. 2.1).
Рисунок 2.1. Динамика спроса и предложения рабочей силы на рынке труда
Примечание. Источник: [3, c. 4]
Ситуация на рынке труда в 2010 г. оставалась стабильной и управляемой. Численность занятых в экономике в январе-декабре 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. увеличилась на 9,5 тыс. чел. (0,2%) и составила 4653,4 тыс. чел. при прогнозе 4740 тыс., что обусловлено недостаточно активным процессом создания новых рабочих мест, дисбалансом спроса и предложения рабочей силы.
Ускорение темпов роста объемов производства вызвало заметное повышение эффективности использования рабочей силы на производстве. Численность работавших в режиме вынужденной неполной занятости сократилась в 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. на 56,7% и составила 154,5 тыс. чел. Соответственно уменьшились на 69,0% численность работников, работавших неполное рабочее время по инициативе нанимателя, и численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, -65,6%.
В результате реализации активных мер на рынке труда и содействию в трудоустройстве численность регистрируемых безработных сократилась с начала 2010 г. с 40,3 тыс. до 33,1 тыс. чел., или на 17,9%, что составляет 0,7% от экономически активного населения при прогнозе на конец 2010 г. 1,2-1,5%. Заявленная организациями потребность в работниках увеличилась с 34,5 тыс. чел. на начало 2010 г. до 48,8 тыс. чел. на конец года, или на 41,4% [14, с. 49].
Благодаря принимаемым
мерам коэффициент
Основными проблемами рынка труда являлась низкая эффективность использования рабочей силы, значительные масштабы неформальной занятости и нерегистрируемой безработицы, дисбаланс спроса и предложения рабочей силы.
В первом полугодии 2011 г. ситуация в сфере занятости населения в целом оставалась стабильной. Сохранилась тенденция роста численности занятых в экономике до 4663 тыс. чел., или на 0,1% по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. Официально регистрируемая безработица удерживалась в социально допустимых пределах - на начало июля 2011 г. она составила 0,7% экономически активного населения при прогнозируемом целевом параметре 1,2-1,5%. Вместе с тем вследствие неравномерного социально-экономического развития регионов и низкой территориальной мобильности трудоспособного населения уровень безработицы варьировал от 0,3% в г. Минске до 0,9% от экономически активного населения в Гомельской области [15, c. 50].
Значительно повысилась эффективность использования рабочей силы на производстве. Численность работавших в режиме вынужденной неполной занятости (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности) в июне 2011 г. по сравнению с уровнем аналогичного периода предыдущего года сократилась на 51,0% и составила 11,6 тыс. чел. При этом численность работников, переведенных на режим неполного рабочего времени, сократилась до 6,7 тыс. чел, а численность отправленных в административные отпуска -до 4,9 тыс. чел. (рис. 2.2).
Рисунок 2.2 Изменение численности работавших в режиме вынужденной неполной занятости в Республике Беларусь
Примечание – Источник: [15, c. 50]
Увеличение спроса на рабочую силу обусловило сокращение безработицы. Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защиты, уменьшилась на конец июня 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. на 21,3% и составила 30,6 тыс. чел. Число свободных рабочих мест, заявленных организациями в органы по труду, занятости и социальной защиты, в сравнении с таким периодом предыдущего года увеличилось на конец июня 2011 г. на 13,7 % и достигло 63,1 тыс. (рис. 2.3).
В целях усиления социальной поддержки безработных, потерявших работу в результате модернизации производства или оптимизации численности работников организаций, принято решение о повышении размера стипендий безработным гражданам, направленным на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.
В рамках реализации мероприятий Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2011 г. в январе-июне было оказано содействие в трудоустройстве на вновь созданные рабочие места и имеющиеся вакансии 103,8 тыс. чел., из них - 66,8 тыс. безработным; привлечено на оплачиваемые общественные работы - 41,3 тыс. чел., в том числе 25,1 тыс. безработных.
Рисунок 2.3 - Динамика численности зарегистрированных безработных и заявленной организациями потребности в работниках
Примечание – Источник: [15, c. 51]
Снизилась напряженность на рынке труда. В настоящее время количество заявленных вакансий превышает число зарегистрированных безработных (на 1 июля 2011 г. - 63,1 тыс. вакансий и 30,6 тыс. безработных соответственно). Коэффициент напряженности на рынке труда, отражающий численность безработных на одно свободное рабочее место, снизился до 0,5 безработного на конец июня против 0,7 в аналогичный период предыдущего года (рис. 2.4).
Рисунок 2.4 - Изменение коэффициента напряженности на рынке труда Республики Беларусь
Примечание – Источник: [15, c. 50]
Вместе с тем на
рынке труда по-прежнему сохраняются
значительный профессионально-
Приоритетным направлением
политики занятости выступает согласование потребности рынка труда в рабочей
силе по профессионально-
2.2 Проблемы занятости населения Республики Беларусь
Cегодня основные проблемы концентрируются
непосредственно на внутренних рынках
труда организаций. Речь идет о сохранении
неэффективных рабочих мест с вредными,
тяжелыми условиями труда, о наличии излишней
численности персонала, высокой текучести
кадров, "гибриде" одновременного
дефицита и избытка кадров. Проблемой
остается слабое взаимодействие рынка
образовательных услуг и рынка труда.
Программой предусмотрены меры, направленные
на содействие в структурной перестройке
предприятий в связи с модернизацией,
реструктуризацией производства. Особое
внимание уделено превентивным мерам
по снижению социальных издержек при оптимизации
численности работников.
Также прорабатывается вопрос о ведении
мониторинга трудоустройства и распределения
выпускников образовательных учреждений
всех уровней, в том числе обратившихся
в органы службы занятости за содействием
в трудоустройстве, а также состоящих
на учете в качестве безработных.
Кроме того, готовятся меры, направленные
на опережающее обучение работников, находящихся
под угрозой увольнения. Это позволит
решить проблему их трудоустройства без
выхода на свободный рынок труда.
Особую значимость приобретает формирование
кадров для обеспечения потребностей
инновационной экономики. В качестве основного
исполнителя будет привлечена система
образования. Разрабатываются меры, направленные
на совершенствование национальной системы
квалификаций, разработку квалификационных
требований к уровню подготовки специалистов
в соответствии с требованиями рынка труда.
Планируется корректировка объемов, профилей
и уровней подготовки рабочих кадров и
специалистов для обеспечения кадрами
модернизируемых и вновь создаваемых
рабочих мест. Безусловно, важным фактором
является организация информационно-пропагандистских
кампаний по повышению престижа рабочих
профессий. Особая роль отводится расширению
частно-государственного партнерства
в сфере профподготовки кадров и участия
нанимателей в разработке отраслевых
и межотраслевых программ подготовки
специалистов.
В ближайшее время Минтруда и соцзащиты
совместно с Министерством образования
направит на места практические рекомендации
по организации непрерывного обучения
по рабочим профессиям на производстве.
Это будет способствовать подготовке
необходимых предприятию работников,
а также их закреплению на производстве.
Среди приоритетов программы - вовлечение
в экономическую деятельность незанятого
населения, легализация занятости, стимулирование
экономической активности и рост занятости
населения.
Предусматривается расширение возможностей
использования гибких форм занятости,
а также совершенствование мер, направленных
на стимулирование работодателей в приеме
на работу граждан, испытывающих трудности
в устройстве на работу.
С введением в эксплуатацию во втором
полугодии 2013 года портала Минтруда и
соцзащиты обеспечен полный доступ граждан
к получению информации о положении на
рынке труда и наличии вакантных рабочих
мест. Таким образом, любой желающий может
получить интересующую его информацию
и различные справочные материалы о возможностях
трудоустройства.
Предусматривается также совершенствование
механизма определения потребности в
привлечении иностранной рабочей силы.
Здесь будут учитываться перспективные
потребности экономики в трудовых ресурсах,
а главным принципом станет приоритетное
использование национальных кадров. В
результате будет обеспечен дифференцированный
подход к привлечению иностранных работников
в зависимости от профессии, квалификации.
Программой предусматриваются меры, направленные
на совершенствование регулирования региональных
рынков труда, особенно в моногородах.
Продолжена практика по включению в мероприятия
программы наиболее сложных регионов
с конкретными мерами по стабилизации
их рынков труда.
В качестве приоритетных также выделяются
направления, связанные с содействием
в трудоустройстве тех категорий граждан,
которым государство предоставляет дополнительные
гарантии занятости (инвалиды, женщины,
люди предпенсионного возраста, лица,
вернувшиеся из мест лишения свободы и
т.д.).
Продолжится содействие развитию предпринимательства
и самозанятости населения.
Мероприятия, предусматриваемые госпрограммой
занятости, в совокупности с другими мерами,
принимаемыми правительством по социально-экономическому
развитию страны на 2013 год, способствуют
удержанию безработицы в социально допустимых
пределах. Уровень зарегистрированной
безработицы не превышает 1,5%".