Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 23:12, курсовая работа
Цель данной работы заключается в том, чтобы, на основе анализа теоретического материала и действующего законодательства, во-первых, исследовать отдельные теоретические и практические вопросы занятости в целом (в частности дать общую характеристику отношений занятости), и во-вторых, изучить положение в сфере государственной политики занятости белорусского населения, чтобы выявить и разработать предложения по его совершенствованию.
Реализация поставленных целей потребовала решения следующих задач:
− изучить и обобщить методологические подходы к исследованию, дать комплексный научный анализ теоретико-правовых вопросов, связанных с понятием таких категорий, как занятость и рынок труда;
− проанализировать занятость и рынок труда в Республике Беларусь;
− охарактеризовать основные элементы политики белорусского государства в области занятости;
− рассмотреть организационно-правововые основы государственного регулирования занятости в Республики Беларусь;
− выявить проблемы в сфере регулирования рассматриваемых отношений, сформулировать и научно обосновать предложения по совершенствованию занятости населения в Беларуси.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ, ЕЕ ВИДЫ И ПОКАЗАТЕЛИ 5
1.1 Понятие занятости, ее формы и виды 5
1.2 Сущность государственного регулирования рынка труда 8
2 ЗАНЯТОСТЬ В БЕЛАРУСИ : СОСТОЯНИЕ, СТРУКТУРА, ДИНАМИКА, ПРОБЛЕМЫ 11
2.1 Динамика занятости населения Республики Беларусь на современном этапе 11
2.2 Проблемы занятости населения Республики Беларусь 15
3 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛАРУСИ: ПРИОРИТЕТЫ, НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ, РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ 27
3.1 Основные характеристики политики белорусского государства в области занятости 15
3.2 Организационно-правового основы государственного регулирования занятости в Республики Беларусь 20
3.3 Развитие белорусской государственной кадровой политики 27
3.4 Основные направления совершенствования развития рынка труда 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 36
Рыночный механизм регулирования рынка труда на основе взаимодействия спроса, предложения и заработной платы дополняется государственным регулированием. Государство стремится не подавлять положительные функции рынка, применять преимущественно экономические рычаги как наиболее соответствующие природе рыночных отношений. Такими рычагами могут быть налоги, проценты за кредит, установление минимальной заработной платы и др. В итоге рыночное и государственное регулирование дополняют друг друга, достигая положительных результатов [6, c. 411].
Государственное регулирование рынка труда осуществляется в целях обеспечения соответствия между спросом и предложением рабочей силы, как по объему, так и по структуре, то есть не только для достижения эффективной сбалансированности спроса и предложения, но и для установления рыночной цены на рабочую силу. Так как сбалансированность понимается как динамичный процесс, то в пределах определенного периода допустимы некоторые отклонения как в сторону дефицита, так и избытка рабочей силы. Критерием допустимости таких отклонений является отсутствие повторяющихся и долговременных значительных отклонений.
Для исключения несбалансированности рынка труда государство должно постоянно контролировать его важнейшие характеристики. Основной пропорцией рынка труда выступает соотношение между спросом и предложением рабочей силы, изменение которых должно приводить к соответствующей динамике заработной платы.
В условиях рыночных отношений любые диспропорции в подготовке и использовании квалифицированных рабочих и специалистов ведут к нарушению макро-, мезо- и микропропорций рынка труда. Поэтому задачей их регулирования является воздействие не только на рыночные отношения, но и на процессы воспроизводства рабочей силы. Такое воздействие предполагает регулирование подготовки и переподготовки кадров, а также территориального, отраслевого и профессионального перераспределения трудовых ресурсов.
Для согласования всех пропорций и сегментов рынка рабочей силы необходима комплексная система регулирования занятости. Она должна обеспечивать регулирование мезо- и микропропорций, а также выполнять маркетинговые функции. К ним относятся стратегическое (индикативное) планирование, информационные маркетинговые исследования спроса на рабочую силу и ее предложения, реклама, стимулирование трудоустройства.
Наиболее важным условием действенного регулирования рынка труда является проведение эффективной политики занятости. В соответствии с рекомендациями Международной организации труда (МОТ) и нормативными актами о занятости населения при осуществлении государственной политики занятости необходимо руководствоваться следующими принципами [6, c. 426]:
На основе данных принципов а Республики Беларусь разрабатываются государственные национальные и региональные программы занятости, которые предусматривают [6, c. 427]:
Особую значимость имеет формирование и разработка региональных кадровых программ.
Для определения приоритетных задач кадрового обеспечения регионов представляется необходимой оценка региональных особенностей и условий функционирования соответствующих сфер деятельности. Для этих целей используются статистические показатели (стоимостные и натуральные), отражающие уровень производства товаров и услуг, структуру хозяйства и ее соответствие местным условиям, наличие перспективных или неперспективных производств.
Анализ и оценка выявленных кадровых проблем в отрасли, регионе позволяют сформулировать основные направления развития кадровой политики в области занятости - как часть общегосударственной кадровой политики, связанной с обеспечением трудоспособного населения рабочими местами в регионе.
В условиях переходного периода формирования рыночных отношений для прогнозирования обеспеченности кадрами всех сфер жизнедеятельности целесообразно использовать укрупненные расчеты.
Прогнозы общей и дополнительной потребности в рабочей силе рассчитываются по отраслям экономики, сферам деятельности в разрезе основных профессиональных групп.
При прогнозировании численности работников по категориям персонала (рабочие, руководители, главные специалисты и прочие служащие) и профессиональному составу в разрезе отдельных отраслей и сфер деятельности региона целесообразно использовать экспертную оценку (опрос руководителей предприятий и организаций), в процессе которой уточняются программные и прогнозные показатели развития отраслей.
При формулировке целей кадровой политики государством рассматриваются различные варианты их достижения:
Осуществляя постоянный мониторинг кадрового обеспечения, корректируя исполнение кадровых программ с учетом внешних и внутренних факторов, субъекты кадровой политики имеют возможность предупреждать кризисные ситуации и разрабатывать антикризисные кадровые программы.
В ближайшей перспективе главной задачей на рынке труда является сохранение контролируемой ситуации и удержание уровня регистрируемой безработицы в социально допустимых пределах.
Для предотвращения негативного влияния глобального финансового кризиса на рынок труда необходимы следующие мероприятия упреждающего характера [15, c. 27]: