Понятие конкуренции и её основные составляющие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 16:12, реферат

Краткое описание

Конкуренция — процесс управления субъектом своими конкурентными
преимуществами для одержания достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях

Содержание

Введение…………………………………………………………3
1.Понятие конкуренции и её основные составляющие…………4
2.Виды конкуренции………………………………………………6
3.Сущность, значение и структура себестоимости продукции…8
4.Планирование себестоимости продукции на предприятии…..10
5.Задачи анализа себестоимости продукции…………………….12
Заключение………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 47.14 Кб (Скачать файл)

уроню. Другой фронт развертывается среди покупателей, которые заинтересованы выгодно приобрести продукты и вместе с тем готовы «потеснить» других претендентов на нужный им товар.

Наконец, главный  фронт «сражения» проходит между армией продавцов и армией покупателей, стоящих на противоположных позициях в отношении уровня цены. Первая из них стремится продать свои изделия подороже, а вторая— купить вещи по меньшей цене.

                

 

3.Сущность, значение и структура себестоимости продукции

Себестоимость продукции представляет выраженные в денежной форме текущие затраты предприятий на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

Себестоимость продукции является не только важнейшей  экономической

категорией, но и качественным показателем, так  как она характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала),

находящихся в распоряжении предприятия.

Как экономическая  категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций:

•          учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;

•          база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и

определения прибыли  и рентабельности;

•          экономическое обоснование целесообразности вложения реальных

инвестиций на реконструкцию, техническое перево­оружение и расширение

действующего  предприятия;

•          определение оптимальных размеров предприятия;

•          экономическое обоснование и  принятие любых управлен­ческих решений и др.

Различают следующие  виды себестоимости; цеховая, про­изводственная и полная.

Цеховая себестоимость  представляет собой затраты цеха, связанные с производством продукции.

Производственная  себестоимость помимо затрат цехов  включает

общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

Полная себестоимость  отражает все затраты на производство и реализацию

продукции, слагается  из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов (расходы на тару н упаковку, транспортировку продукции, прочие расходы).

Различают индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость.

Индивидуальная  себестоимость обусловливается конкретными условиями, в которых действует то или другое предприятие.

Среднеотраслевая  себестоимость определяется как средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукции по отрасли, поэтому она находится ближе к общественно необходимым затратам труда.

В условиях перехода к рыночной экономике роль и значение себестоимости

продукции для предприятия резко возрастают. С экономических и социальных позиций значение снижения себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем:

•          в увеличении прибыли, остающейся в  распоряжении пред­приятия, а

следовательно, в появлении возможности не только в простом, но и расширенном воспроизводстве;

•          в появлении большей возможности  для материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива предприятия;

•          в улучшении финансового состояния  предприятия и сни­жении степени риска банкротства;

•          в возможности снижения продажной  цены на свою про­дукцию, что

позволяет в  значительной мере повысить кон­курентоспособность продукции и увеличить объем продаж;

•          в снижении себестоимости продукции  в акционерных обществах, что

является хорошей  предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их ставки.

Из всего сказанного вытекает очень важный вывод, что  проблема снижения

себестоимости продукции всегда должна быть в центре внимания на предприятиях.

Под структурой себестоимости понимаются ее состав по элементам или статьям и их доля в полной себестоимости. Она находится в движении, и на нее влияют следующие факторы:

1)     специфика (особенности) Предприятия.  Исходя, из этого различают:

трудоемкие предприятия (большая доля заработной платы в себестоимости продукции); материалоемкие (большая доля материальных затрат); фондоемкие (большая доля амортизации); энергоемкие (большая доля топлива и энергии в структуре себестоимости);

2)     ускорение научно-технического прогресса. Этот фактор влияет на

структуру себестоимости  многопланово. Но основное влияние заключается в том, что под воздействием этого фактора доля живого труда уменьшается, а доля овеществленного труда в себестоимости продукции увеличивается;

3)     уровень концентрации, специализации,  кооперирования, комбинирования и диверсификации производства;

4)     географическое местонахождение  предприятия;

5)     инфляция и изменение процентной  ставки банковского кредита.

Структуру себестоимости продукции характеризуют следующие показатели:

•          соотношение между живым и  овеществленным трудом;

•          доля отдельного элемента или статьи в полных затратах;

•          соотношение между постоянными и переменными затратами, между

основными и  накладными расходами, между производственными и коммерческими (непроизводственными) расходами, между прямыми и косвенными и др.

Систематическое определение и анализ структуры затрат на предприятии имеют очень важное значение, в первую очередь для управления издержками на предприятии с целью их минимизации.

Структура затрат на каждом предприятии должна анализироваться как в поэлементном, так и в постатейном разрезе. Это необходимо для управления издержками на предприятии с целью их минимизации. 
 

  1. Планирование  себестоимости продукции  на предприятии

План по себестоимости  продукции является одним из важнейших разделов плана экономического и социального развития предприятия. Планирование

себестоимости продукции на  предприятии имеет очень важное значение, так как позволяет знать, какие затраты потребуются предприятию на выпуск и реализацию продукции, какие финансовые результаты можно ожидать в плановом периоде.

План по себестоимости продукции включает в себя следующие разделы:

1.     Смета затрат на производство  продукции (составляется по экономическим элементам).

2.     Себестоимость всей товарной и реализованной продукции.

3.     Плановые калькуляции отдельных  изделий.

4.     Расчет снижения себестоимости  товарной продукции по технико-

экономическим факторам.

Важнейшими качественными  показателями плана по себе­стоимости продукции являются:

•          себестоимость товарной и реализованной  продукции;

•          себестоимость единицы важнейших  видов продукции;

•          затраты на 1 руб. товарной продукции;

•          процент снижения себестоимости по технико-экономическим факторам;

•          процент снижения себестоимости  сравниваемой продукции.

Смета затрат на производство составляется без внутризаводского оборота на

основе расчета  по каждому элементу и является основным документом для

разработки финансового  плана. Она составляется на год с распределением всей суммы расходов по кварталам. Затраты на сырье, основные и вспомогательные матери­алы, топливо и энергию в смете затрат определяются прежде всего на производственную программу исходя

из планового  объема, норм и цен.

Общий размер амортизационных отчислений рассчитывается на основе действующих норм по группам основных фондов. На основе сметы затрат определяют затраты на весь валовой и товарный выпуск. Затраты на производство валовой продукции определяются из выражения.

Себестоимость реализуемой продукции представляет собой полную себестоимость товарной продукции минус прирост плюс уменьшение себестоимости остатков нереализованной продукции в планируемом периоде. Расчет себестоимости единицы продукции называется калькуляцией. Калькуляции бывают сметные, плановые, нормативные.

Сметная калькуляция  составляется на изделия или заказ, которые выполняются в разовом порядке.

Плановая калькуляция (годовая, квартальная, месячная) составляется на

освоенную продукцию, предусмотренную производственной программой.

Нормативная калькуляция  отражает уровень себестоимости продукции, исчисленной по нормам затрат, действующим на момент ее составления. Она составляется в тех производствах, где существует нормативный учет затрат на производство.

Методы планирования себестоимости продукции. На практике наибольшее

распространение получили два метода планирования себестоимости продукции: нормативный и планирование по технико-экономическим факторам. Как правило, они применяются в тесной взаимосвязи.

Сущность нормативного метода заключается в том, что  при планировании

себестоимости продукции применяются нормы  и нормативы использования

материальных, трудовых и финансовых ресурсов, т.е. нормативная  база

предприятия.

Метод планирования себестоимости продукции по технико-экономическим факторам является более предпочтительным по сравнению с нормативным методом, так как он позволяет учесть многие факторы, которые будут самым существенным образом влиять на себестоимость продукции в плановом периоде. При этом методе учитываются следующие факторы:

1)     технические, т.е. внедрение на предприятии в плановом периоде новой

техники и технологии;

2)     организационные. Под этими факторами  понимается совершенствование

организации производства и труда на предприятии в плановом периоде

(углубление  специализации и кооперирования, совершенствование организационной структуры управления предприятием, внедрение бригадной формы организации труда, НОТ и др.);

3)     изменение объема, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;

4)     уровень инфляции в плановом  периоде;

5)     специфические факторы, которые зависят от особенностей производства.

Например, для  горных предприятий — изменение  горно-геологических условий

разработки полезных ископаемых; для сахарных заводов  — изменение содержания

сахара в сахарной свекле.

Все эти факторы  в конечном итоге влияют на объем  выпуска продукции,

производительность  труда (выработку), изменение норм и цен на материальные ресурсы.

 

5.  Задачи анализа  себестоимости продукции

При анализе  фактической себестоимости выпускаемой  продукции, выявлении резервов и  экономического эффекта от ее снижения используется расчет по экономическим  факторам. Экономические факторы  наиболее полно охватывают все элементы процесса производства - средства, предметы труда и сам труд. Они отражают основные направления работы коллективов  предприятий по снижению себестоимости: повышение производительности труда, внедрение передовой техники  и технологии, лучшее использование  оборудования, удешевление заготовки  и лучшее использование предметов  труда, сокращение административно-управленческих и других накладных расходов, сокращение брака и ликвидация непроизводительных расходов и потерь.

Информация о работе Понятие конкуренции и её основные составляющие