Понятие мирового рынка технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 15:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы - всестороннее изучение рынка технологий и деятельности его участников.
Для достижения цели я поставила перед собой следующие задачи:
Изучить понятие и структуру мирового рынка технологий;
Рассмотреть особенности технологической политики, ее цели и задачи;
Проанализировать «Жизненный цикл» технологий

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПОНЯТИЕ МИРОВОГО РЫНКА ТЕХНОЛОГИЙ 4
1.1 Определение, структура мирового рынка технологий. 4
1.2 Особенности технологической политики, ее цели и задачи 5
1.3 «Жизненный цикл» технологий 11
2. Международная передача технологий. 14
2. 1. Правовые формы защиты технологий. 14
2.2 Формы международной передачи технологии, ее цена. 16
2.3 Экономическая целесообразность импорта и экспорта технологий 22
3. Анализ рынка ИТ 26
Прогноз на 2012-2013 годa 26
PAC 26
IDC 29
Gartner 30
Forrester 35
2012 год 35
Январь 2012 года 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

Вложенные файлы: 1 файл

РОЛЬ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ.docx

— 141.18 Кб (Скачать файл)

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1.ПОНЯТИЕ МИРОВОГО  РЫНКА ТЕХНОЛОГИЙ 4

1.1 Определение, структура  мирового рынка технологий. 4

1.2 Особенности технологической  политики, ее цели и задачи 5

1.3 «Жизненный цикл»  технологий 11

2. Международная передача  технологий. 14

2. 1. Правовые формы  защиты технологий. 14

2.2  Формы международной  передачи технологии, ее цена. 16

2.3 Экономическая целесообразность  импорта и экспорта технологий 22

3. Анализ рынка ИТ 26

Прогноз на 2012-2013 годa 26

PAC 26

IDC 29

Gartner 30

Forrester 35

2012 год 35

Январь 2012 года 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

По  моему мнению, рынок технологий является важнейшим фактором современной международной экономики.

Современная рыночная среда характеризуется  тем, что технологии, непрерывно развиваясь, меняют рынок, формируя новые потребности  и видоизменяя связанные технологические  цепочки.

Мировые рынки технологий служат своеобразным полигоном, на котором проходят решающие испытания и осуществляется отбор  нововведений, разрабатываемых в  научно-исследовательских и производственно-технических  подразделениях различных стран.

Актуальность  моей работы обусловлена тем, что в передовых современных обществах, основанных на знаниях общества, исключительно важную роль играет научно-технический обмен. Как вы помните, после Второй мировой войны одним из важнейших качественных сдвигов в мировом хозяйстве и проявлений его прогресса стало завершение формирования зрелого всемирного (глобального) рынка научно-технических знаний (технологий), который в настоящее время переживает бурный процесс развития. Позиции отдельных стран на этом рынке во многом определяют их положение в мировой экономике в целом, оказывая серьезное влияние на потенциал решения стоящих перед ними задач внутрихозяйственного и социального развития.

К моему сожалению, по целому ряду причин Российская Федерация (РФ) в данной области находится на «почтительном» расстоянии от группы лидеров, что требует принятия российским государством и обществом эффективных мер для быстрого исправления подобной ситуации.

Цель  моей работы - всестороннее изучение рынка технологий и деятельности его участников.

Для достижения цели я поставила перед собой следующие задачи:

Изучить понятие и структуру мирового рынка технологий;

Рассмотреть особенности технологической политики, ее цели и задачи;

Проанализировать  «Жизненный цикл» технологий;

Изучить понятие международная передача технологий;

Рассмотреть правовые формы защиты технологий;

Изучить формы международной передачи технологии, ее цена

Проанализировать экономическую целесообразность импорта и экспорта технологий

Произвести  анализ мирового рынка ИТ 

1.ПОНЯТИЕ МИРОВОГО РЫНКА ТЕХНОЛОГИЙ

1.1 Определение, структура мирового рынка технологий.

 

Важную и все возрастающую роль в развитии современной индустриальной цивилизации играет технология или  технологические ресурсы.

Технология - совокупность знаний про использование или усовершенствование машин, оборудования, которые обеспечивают обработку, изготовление, изменение состояния, качества и формы сырья, материалов или полуфабрикатов, а также про реализацию продукции.

Международные документы  ООН трактуют понятие «технология» как:

  • набор конструкторских решений, методов и процессов производства товаров и оказания услуг;
  • материализованную или овеществленную технологию (машины, оборудование и т.д.)

Источник: http://books.efaculty.kiev.ua/mek/2/g6/1.html

 

Структура мирового рынка технологий

Технологии выступают на мировом  рынке в виде некоего комплекса  научно-технических знаний о приемах  и методах производства, а также  формах его организации и управления. Основными участниками мирового рынка технологий оказываются государственные  структуры, научно-исследовательские  и образовательные учреждения, частные  компании и физические лица - специалисты и эксперты в той или иной области. Мировой рынок технологий развивается достаточно динамично, даже невзирая на экономические потрясения. Например, еще в середине девяностых годов ХХ века сектор сведений и технологий давал до 75% внутреннего валового продукта США и вместе со сферой услуг обеспечивал до 80% рабочих мест в стране.

Позиции лидеров на мировом рынке  технологий, безусловно, принадлежат  таким странам, как США, Япония, Германия, Франция и Великобритания. Они  расходуют на научные разработки едва ли не вполовину больше средств, чем все остальные страны мира, вместе взятые.

В основе информационно-технологической  сферы международных экономических  отношений лежит так называемый международный рынок информации и технологий - МРИТ. Объектами сделок на нем становятся результаты интеллектуальной деятельности человека в овеществленной и неовеществленной формах. Под овеществленной формой понимается готовое производственное оборудование, а под неовеществленной - различные виды информации, производственный опыт и знания.

Источник: http://www.luxurynet.ru/world-market/7895.html

1.2 Особенности технологической политики, ее цели и задачи

ЦЕЛИ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ  ПОЛИТИКИ

В современном международном  окружении способность компании к технологическим нововведениям  становится основным источником ее конкурентоспособности. Под технологией в широком  смысле этого слова понимаются научно-технические, производственные, управленческие и  коммерческие знания и опыт.

Технологическая политика предприятия  или организации — это набор  принципов и действий (способ деятельности), на основании которого выбираются, разрабатываются и внедряются новые  продукты и технологические процессы. Можно выделить следующие основные задачи технологической политики фирмы:

♦          мониторинг научно-исследовательских достижений в стране и в мире, а также общих технологических тенденций;

♦          стимулирование постоянного повышения образовательного и квалификационного уровня персонала компании;

♦          определение факторов, благоприятствующих инновациям;

♦          формирование организационной структуры предприятия, наиболее благоприятной для осуществления непрерывного инновационного процесса, обеспечение мотивации персонала;

♦          координация и достижение согласованности действий различных подразделений компании по проведению НИОКР.

Особенности современного технологического развития

Развитие технологий —  основная движущая сила экономического роста фирмы. В последние десятилетия  проявились следующие закономерности технологического развития

♦          новая технология приходит не одна, а в связке с другими;

♦          каждая связка (набор) технологий состоит из ряда взаимодополняющих базовых технологий;

♦          каждая базовая технология — ядро многих прикладных технологий;

♦          прикладные технологии используются для модернизации существующих производств, причем отставание в применении на фирме новой технологии рано или поздно приведет к смене руководства.

В 50-60-е гг. экономический  бум был связан с набором технологий, основанных на переработке нефти, и  вызвал к жизни производство пластмасс, искусственных волокон, пестицидов и других специфических продуктов, нашедших широкое применение. В 70-е  гг. было потрачено много времени  и сил для осуществления нового технологического рывка, и в начале 80-х гг. появились первые продукты, ставшие плодом технологической  революции.

Особенность нового этапа  заключается в том, что теперь развивается не один пучок технологий, как было в 50-60-х гг., а целых  три: информационно-коммуникационный, биотехнологический и связанный  с новыми материалами. Как следствие, предприниматели сталкиваются с  новыми технологиями несколько раз  в году.

Технологическая революция, особенно в информационно-коммуникационной сфере, способствовала процессу глобализации экономики. С одной стороны, увеличение стоимости НИОКР интенсифицировало  поиск компаниями возможностей расширения рынков, чтобы оправдать возросшие  расходы, а с другой — современные  средства коммуникации позволяют чрезвычайно  быстро распространять новые образцы  поведения, воздействуя на культуру как производства, так и потребления  во многих странах. Попытки создания государством локального внутреннего  рынка рано или поздно приводят к  качественному разрыву между  товарами, предлагаемыми на национальном и международном рынках.

Взаимодействие рассмотренных  факторов приводит к изменениям в  корпоративной культуре, способствуя  переходу на децентрализованное управление МНК.

Источник: Международный менеджмент(учебник) Пивоваров, 2008.

Интернационализация технологической политики

Необходимость проведения сильной  технологической политики особенно касается работы многонациональных  корпораций.

Сегодня наиболее жизнеспособны  уже не те компании, которые видят  конкурентные преимущества в расширении масштабов своей деятельности или  в умелом использовании несовершенства конкуренции на мировых рынках труда, капиталов, материальных ресурсов —  значимость таких преимуществ уменьшается  со временем. В большинстве отраслей МНК больше не могут конкурировать  лишь с некоторым числом национальных компаний, они вынуждены конкурировать  с другими гигантами, имеющими аналогичные  преимущества географической диверсификации. В таких условиях действительно  передовые компании — это те, которые в состоянии внимательно  отслеживать все рыночные и технологические  тенденции, творчески реагировать  на те возможности и угрозы, которые  эти тенденции несут в себе, постоянно генерировать новые идеи и продукты и быстро и эффективно использовать их с учетом глобального  масштаба. Компании же, нечувствительные к технологическим изменениям или  медлительные, становятся жертвой растущих затрат на НИОКР, размывания различий в уровнях технологического развития между странами и сокращающегося жизненного цикла продуктов.

Технологическая политика служит двуединой глобальной цели фирмы  — во-первых, снизить риски и  выжить, во-вторых, повысить эффективность  собственной деятельности, стать  более прибыльной.'Интернационализация  НИОКР также направлена на достижение этой цели путем создания целого ряда преимуществ:

♦          интернационализация НИОКР облегчает доступ к дефицитным ресурсам. Перенесение исследований и разработок в центры развития науки и техники (такие, как Силиконовая долина в Калифорнии, США) позволяет компании все время быть в курсе происходящего на переднем крае науки и техники, в кратчайшие сроки получать необходимую информацию и привлекать к сотрудничеству нужных людей. Другой аргумент в пользу интернационализации НИОКР — предоставление в некоторых странах (например, в Австралии) субсидий и льгот при проведении подобных работ, а также доступ на местный рынок венчурного капитала;

♦          интернационализация НИОКР приближает компанию к ее потребителям. Это особенно важно, если фирма придерживается политики продуктовой дифференциации, нацелена на максимальное соответствие своего продукта требованиям местных потребителей. Кроме того, размещение разработчиков за рубежом может способствовать снижению издержек на производство продукции за счет создания низкозатратных моделей, учитывающих специфические возможности страны, в которой разрабатывается продукт;

♦          еще одним существенным результатом размещения научно-исследовательского центра в стране потребления является облегчение доступа крынку. Здесь надо отметить такие аргументы, как необходимость соблюдения местных стандартов, следования национальной экономической и научно-технической политике, создаши имиджа «своей», местной фирмы, повышения престижа;

♦          интернационализация зачастую осуществляется с целью снижения издержек и рисков, для чего НИОКР переносятся в страны с наименьшей стоимостью рабочей силы (например, передача разработки программного продукта из Великобритании в постсоциалистические страны, а инженерных разработок — в Великобританию из Германии в 90-е годы). Тот же результат достигается с помощью кооперации с зарубежными фирмами или научно-исследовательскими институтами, причем в этом случае появляется возможность реализации существенно более масштабных проектов, за которые фирма не стала бы браться в одиночку;

♦          обход законодательных ограничений путем переноса исследований в другую страну. Например, развитие определенных направлений генной инженерии

законодательно ограничено в Германии, но разрешено в США  и Великобритании.

Фирма, разумеется, может  преследовать несколько целей, интернационализируя  свою деятельность в области НИОКР. Конкретное сочетание определяется выбором той или иной стратегии: ориентацией в основном на рынок  страны происхождения фирмы; диверсификацией  продукта в соответствии с требованиями локальных рынков; глобальной стратегией на мировом рынке. Преимущественная ориентация на один национапьный рынок, по существу, в очень малой степени  учитывает требования международного рынка. Стратегия модификации продукта на местах имеет свои преимущества и в отдельных случаях может  быть более подходящей для МНК, чем  стратегия глобализации, которая  является сегодня доминирующей на мировом  рынке.

Информация о работе Понятие мирового рынка технологий