Понятие мирового рынка технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 15:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы - всестороннее изучение рынка технологий и деятельности его участников.
Для достижения цели я поставила перед собой следующие задачи:
Изучить понятие и структуру мирового рынка технологий;
Рассмотреть особенности технологической политики, ее цели и задачи;
Проанализировать «Жизненный цикл» технологий

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПОНЯТИЕ МИРОВОГО РЫНКА ТЕХНОЛОГИЙ 4
1.1 Определение, структура мирового рынка технологий. 4
1.2 Особенности технологической политики, ее цели и задачи 5
1.3 «Жизненный цикл» технологий 11
2. Международная передача технологий. 14
2. 1. Правовые формы защиты технологий. 14
2.2 Формы международной передачи технологии, ее цена. 16
2.3 Экономическая целесообразность импорта и экспорта технологий 22
3. Анализ рынка ИТ 26
Прогноз на 2012-2013 годa 26
PAC 26
IDC 29
Gartner 30
Forrester 35
2012 год 35
Январь 2012 года 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

Вложенные файлы: 1 файл

РОЛЬ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ.docx

— 141.18 Кб (Скачать файл)

Источник: http://book.all-5.ru/2501322.htm

1.3 «Жизненный цикл» технологий

 
Выбор того или иного вида передачи технологии не может осуществляться без анализа и оценки уровня, научно-технической и коммерческой значимости передаваемой технологии, а также и учёта стадии её развития. В этой связи имеют значение следующие виды технологий, соответствующие этапам их «жизненного цикла»:

уникальная (I этап),

прогрессивная (II этап),

традиционная (III этап),

 морально устаревшая (IV этап).

К уникальным технологиям принадлежат изобретения и другие научно-технические  
разработки, защищенные патентами или содержащие ноу-хау, делающие невозможным их использование конкурирующими организациями. Данные технологии обладают новизной, изобретательским уровнем и могут быть использованы в производстве на условиях исключительной монополии. Пути создания таких технологий — НИОКР и изобретательская деятельность специалистов. При определении цены уникальной технологии на рынке учитывается её способность создавать максимальную добавочную прибыль её покупателю. 
К прогрессивным технологиям относятся разработки, обладающие новизной и технико-экономическими преимуществами по сравнению с технологиями-аналогами, используемыми потенциальными покупателями новой технологии и их конкурентами. В отличие от уникальной технологии, обладающей абсолютным превосходством над любой технологией в соответствующей отрасли, преимущества прогрессивной технологии имеют относительный характер. Прогрессивность той или иной технологии может проявляться в границах отдельных стран, различных фирм, в зависимости от условий её применения.  

Указанные технологии не защищаются патентами и не обладают ярко выраженными ноу-хау, но достаточно высокие производственные преимущества, обеспечиваемые такими технологиями, гарантируют их покупателям получение дополнительной прибыли. Путями создания прогрессивной технологии могут быть не только научно-техническая и изобретательская деятельность учёных и инженеров, но и эволюция уникальных нововведений, постепенно теряющих свою новизну и защиту от использования конкурентами. 
Традиционная (обычная) технология представляет собой разработки, отражающие  
средний уровень техники, достигнутый большинством производителей продукции в данной отрасли. Такая технология не даёт существенных технико-экономических преимуществ и качества продукции, которое обеспечивается ведущими производителями аналогичных товаров.  
Покупатель не может рассчитывать на дополнительную (сверх средней) прибыль при реализации обычной технологии. Её преимущества для покупателя состоят в сравнительно невысокой стоимости и возможности приобретения проверенной в производственных условиях технологии. Традиционная технология, как правило, создаётся не в результате проведения научно-технических исследований, а за счёт устаревания и широкомасштабного распространения прогрессивной технологии. Продажа такой технологии обычно осуществляется по ценам, компенсирующим продавцу издержки на её подготовку и обеспечивающим получение средней прибыли. 
Морально устаревшая технология относится к разработкам, не обеспечивающим  
производство продукции среднего качества и технико-экономических показателей производства, достигнутых у большинства производителей аналогичной продукции.

Использование таких разработок закрепляет технологическую отсталость её владельцев. 
Говоря о месте мировой торговли лицензиями в международном технологическом обмене, следует иметь в виду, что она имеет дело с уникальной и прогрессивной технологиями, передаваемыми как в виде «чистых», так и сопутствующих лицензий. К «чистым» лицензиям следует относить продажу-покупку технологий, имеющих самостоятельное целевое назначение, которые оформляются отдельными лицензионными договорами. Продажа таких лицензий нередко сопровождается поставками оборудования, сырья, комплектующих и т.п., необходимых для освоения лицензий. К сопутствующим лицензиям относятся уникальные и прогрессивные технологии, передача которых осуществляется с использованием других рассмотренных выше форм технологического обмена.

Из множества форм международного технологического обмена только лицензионная торговля приобрела самостоятельное значение и сформировалась в отдельный мировой рынок лицензий. 
Вывод о самостоятельной роли лицензионной формы в торговле уникальной и прогрессивной технологией имеет важное практическое значение для участников внешнеторговых операций. Он подтверждает правомерность получения лицензионного вознаграждения не только при продаже «чистых» лицензий, но и при передаче уникальной и прогрессивной технологии в составе товаров, подрядных работ, инжиниринговых услуг и при других формах обмена.

Источник: учебник мировая экономика, Булатов А.С, 2006 г.

2. Международная передача технологий.

2. 1. Правовые формы защиты технологий.

В международный технологический  обмен широко вовлечены все четыре сферы человеческой деятельности —  наука (теоретические закономерности познания природы), техника (опыт преобразования природы), производство (создание материальных благ) и управление (действия по решению  производственных и иных задач). Международная  передача технологии обеспечивается правовой защитой.

За исключением международной  торговли сырьевыми и продовольственными товарами, которая в значительной степени отражает международное  разделение такого фактора производства, как земля, включающего обеспеченность природными ресурсами, погодно-климатические  различия, остальная часть международного экономического обмена представляет собой  сферу международной передачи технологии. В большинстве стран новая  технология защищается одним или  несколькими правовыми инструментами  — патентами, лицензиями, копирайтом, товарным знаком.

• Патент ( patent ) — свидетельство, выдаваемое компетентным правительственным органом изобретателю и удостоверяющее его монопольное право на использование этого изобретения. Патент дает владельцу право собственности на изобретение, которое обычно подкрепляется регистрацией товарного знака и промышленного образца. Практически все товары, выпускаемые на рынок, являются запатентованными. Срок действия патента обычно ограничивается 15-20 годами, и он действует только на территории той страны, где он выдан. Далеко не каждое изобретение может быть защищено патентом. Патентоспособность изобретения означает, что оно предлагает техническое решение задачи через создание новых машин или технологических процессов, обладает новизной, превышает уровень обычного инженерного решения технической задачи и может быть применено практически. Для поддержания патента в силе законодательно требуется периодическая уплата весьма высоких патентных пошлин. Поэтому владелец патента зачастую предпочитает переуступить права на его использование той стороне, которая сможет коммерчески использовать изобретение.

  • Лицензия ( license ) — разрешение, выдаваемое владельцем технологии (лицензиаром), защищенной или не защищенной патентом, заинтересованной стороне (лицензиату) на использование этой технологии в течение определенного времени и за определенную плату.
  • Копирайт (право воспроизведения) ( copyright ) — эксклюзивное право автора литературного, аудио- или видеопроизведения на показ и воспроизведение своей работы(программное обеспечение)
  • Товарная марка ( trademark ) — символ определенной организации, который используется для индивидуализации производителя товара и который не может быть использован другими организациями без официального разрешения владельца. Это обычно рисунок, графическое изображение, сочетание букв, имя основателя или владельца корпорации. В своей стране товарный знак может использоваться, если его принадлежность никем не оспорена в течение установленного законодательством срока. В случае экспорта товара товарная марка обычно регистрируется в странах экспорта.

Источник: Международная экономика, Киреев, 2009г.

2.2 Формы международной передачи технологии, ее цена.

Международная передача технологии- представляет собой межгосударственное перемещение научно-технических  достижений (технологии продуктов, технологии процессов и технологии управления) на коммерческой или безвозмездной  основе.

Понятие международного технологического обмена толкуется двояко:

-в широком смысле - проникновение любых научно-технических знаний и обмен производственным опытом между странами;

-в узком смысле –  передача научно-технических знаний  и опыта, относящихся к воспроизводству  конкретных тех. Процессов.

Технологии передаются двумя  путями:

  1. На коммерческой основе.
  2. На некоммерческой основе.

Технологический обмен в  широком смысле осуществляется, как  правило, в некоммерческих формах:

  • научно-технические публикации;
  • проведение выставок, ярмарок, симпозиумов;
  • обмен делегациями и встречи ученых и инженеров;
  • миграция специалистов;
  • обучение студентов и аспирантов;
  • деятельность международных организаций по сотрудничеству в области науки и техники и др.

Технологический обмен в  узком значении осуществляется, как  правило, в коммерческих формах:

  • передача на условиях лицензионных соглашений прав пользования изобретениями (патенты, ноу-хау, зарегистрированные товарные знаки, промышленные образцы), технической документации;
  • поставка машин и различного промышленного оборудования;
  • оказание технической помощи;
  • инжиниринговые услуги;
  • экспорт комплектного оборудования;
  • подготовка и стажировка специалистов;
  • управленческие контракты;
  • научно-техническое и производственное кооперирование и т. д.

Передача технологии в  коммерческих формах подразумевает, что  технология является специфическим  товаром. Покупатель новой технологии получает в свое распоряжение научно-технические  разработки и/или созданные производственно-технологические  процессы. Использование таких разработок и процессов в качестве элементов  производительного капитала позволяет  выпускать товарную продукцию, обладающую повышенной конкурентоспособностью, и  получать в течение более или  менее продолжительного периода  дополнительную прибыль вследствие ее уникальности либо меньших издержек производства в расчете на единицу  готовой продукции.

Повышенная конкурентоспособность  продукции, производимой с помощью  новой технологии, находится в  обратной зависимости от масштабов  распространения (доступности) данной технологии. Дополнительная прибыль  исчезает, как только технические  усовершенствования становятся достоянием большинства предприятий данной отрасли или появляется еще более  совершенная технология. Чем выше степень монополизации научно-технических  знаний и производственно-управленческого  опыта, тем сильнее позиции собственника технологии на товарном рынке. Таким  образом, вполне понятно стремление стран и отдельных фирм, достигших высокого технического уровня, сохранить свою монополию на новые технологии.

Технологии передаются двум основным группам покупателей:

  • зарубежным филиалам или дочерним фирмам МНК;
  • независимым фирмам.

Новые технологии преимущественно  предоставляются МНК своим филиалам или дочерним компаниям. Так, например, в 80-е гг. на эту группу покупателей  приходилось около 4/5 от суммы продаж технологий американских МНК. Это связано  с тем, что в результате передачи технологии филиалам:

  • в значительной степени преодолевается противоречие между необходимостью широкого использования новой технологии с целью получения максимальной прибыли и возникающей в связи с этим угрозой утраты монопольной собственности на научно-технические достижения;
  • сокращаются удельные расходы на НИОКР и в то же время исключаются утечки секретной информации за пределы МНК;
  • увеличивается прибыль материнских компаний, так как во многих странах платежи за полученную новую технологию освобождаются от налогообложения.

Принимающие страны часто  ограничивают в различных формах импорт товаров и прямые иностранные  инвестиции. При продаже технологии предоставляется возможность для  проникновения на закрытый рынок  другой страны, так как вслед за технологией в принимающую страну поступают товары и услуги.

Продажа технологии независимым  компаниям означает утрату монопольного права на ее использование. Кроме  того, покупатель технологии, обладающий значительным научно-техническим потенциалом, может стать впоследствии серьезным  конкурентом. Продавая технологии независимым  компаниям, продавцы стремятся получить долю в акционерном капитале, объединить передачу технологии с поставками своего оборудования, а также компенсировать утрату технологической монополии  путем получения максимальных доходов  от продажи. Собственник новой технологии, не дожидаясь пока усовершенствования, будут скопированы зарубежными  конкурентами, форсирует ее продажу  не только подконтрольным компаниям, но и независимым фирмам.

Оценка объемов  передачи технологии

Только часть платежей за технологию улавливается статистикой платежного баланса. Если технология передается «в чистом виде», то платежи за нее проходят по строке платежного баланса «роялти и лицензионные платежи», которая относится к разделу услуг в рамках текущих операций. Только промышленные страны публикуют статистику технологических платежей, и поэтому оценить их объем в мире в целом не представляется возможным. В рамках международных организаций изучается вопрос о составлении «технологического платежного баланса», который позволил бы отследить межстрановые потоки технологии, связанные с торгов лей высокотехнологичными товарами, международными инвестициями, собственно продажей патентов и предоставлением лицензий и передачей технологии на безвозмездной основе.

Информация о работе Понятие мирового рынка технологий