Понятие нормирования труда на предприятии АПК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – дать оценку показателей нормирования труда, затрат работодателя на оплату труда и выплаты социального характера и предложить мероприятия по уменьшению затрат.
Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи.
Во-первых, рассмотреть существующие формы и системы оплаты труда.
Во-вторых, определить состав и характеристику фонда оплаты труда.
В-третьих, рассмотреть существующие выплаты социального характера.
В-четвертых, охарактеризовать показатели, влияющие на размер оплаты труда.

Вложенные файлы: 1 файл

Организация труда на предприятии АПК.doc

— 214.50 Кб (Скачать файл)

Под системой материального стимулирования понимается совокупность экономических рычагов, с помощью которых государство или предпринимательская структура воздействуют на интересы участников производства в нужном для них направлении. Чем выше материальная заинтересованность, тем лучше удовлетворяется интерес. Следовательно, материальная заинтересованность есть отношение между участниками производства по поводу размеров или степени удовлетворения объективных потребностей и интересов [17].

Принцип материальной заинтересованности находит свое выражение в оплате по труду, в материальном поощрении за лучшие результаты работы (текущие премии и вознаграждение по итогам года). Поэтому, система материального стимулирования состоит из двух частей: гарантированной контрактом части заработка (выплачиваемой в течение года в качестве минимальной гарантированной ставки - аванса) и оплаты по конечным результатам производства, в зависимости от количества, качества продукции и уровня издержек на ее производство.

Система материального  стимулирования должна обеспечивать, с одной стороны, высокий заработок при достижении высоких показателей работы, улучшении качества продукции и снижении издержек производства и, с другой стороны - материальную ответственность за упущения.

Использование методов, форм и средств материального стимулирования для привлечения к сельскохозяйственному труду и повышения заинтересованности в его результатах будет эффективным, если оно правильно организовано. Только при качественной разработке системы материального стимулирования может быть достигнуто компромиссное сочетание интересов личных, коллективных и общественных, и тем самым смягчить антагонистические противоречия между ними.

Основными функциями  нормирования труда являются распределение  по труду, научная организация труда и производства, планирование производства, оценка трудовой деятельности отдельных работников и коллективов, которая служит основанием для морального и материального поощрения и распространения передового опыта [9].

Планирование производства должно совершенствоваться, но для этого необходимо точно знать величину всех элементов процесса производства и иметь надежный инструмент для их измерения. Таким инструментом может быть только норма труда, объективно определяющая необходимые затраты на производство продукции (или работы) для конкретных условий. Следовательно, рациональное ведение производства невозможно без норм труда.

Содержание нормирования труда определяется его предметом - процессом труда. Оно должно отражать все стороны процесса труда, рабочую силу, средства труда и предметы труда в их взаимной связи и зависимости. Поэтому нормирование труда включает:

  1. изучение и анализ условий труда и производственных возможностей на каждом рабочем месте;
  2. изучение и анализ производственного опыта для устранения недостатков, выявления резервов и отражения передового опыта в нормах труда;
  3. проектирование рационального состава, способа и последовательности выполнения элементов процесса труда с учетом технических, организационных, экономических, физиологических и социальных факторов;
  4. установление и внедрение норм труда; систематический анализ выполнения норм труда и пересмотр устаревших норм.

Основные задачи нормирования труда состоят в том, чтобы  обосновать необходимую и достаточную  величину затрат рабочего времени на единицу продукции в конкретных условиях; проектировать рациональные методы труда; систематически анализировать выполнение норм труда для вскрытия резервов производства; постоянно анализировать выполнение норм труда для вскрытия резервов производства; постоянно изучать, обобщать и распространять производственный опыт, пересматривать нормы затрат труда по мере изменения условий труда. Решение этих задач позволит облегчить труд работников, повысить производительность труда и увеличить объем производства.

Основными функциями нормирования труда становятся: разделение по труду, научная организация и планирование труда и производства. 
Учитывая социальное значение нормирования труда, экономисты, организаторы производства в нашей стране при установлении норм труда ссылаются на общественно нормальные условия производства, обеспечивающих среднюю интенсивность труда и сохранение основной производительной силы нашего общества - людей труда. Считается, что устанавливаемые нормы труда должны выполняться каждым квалифицированным работником без всякого вреда его здоровью. Поэтому в основу нормирования труда должны быть положены следующие принципы: научная обоснованность норм труда; равная напряженность норм труда на одинаковые работы в идентичных условиях; сохранение основной производительной силы общества - трудящихся; участие трудящихся в установлении норм труда. Научная обоснованность норм обеспечивается тем, что нормы труда устанавливаются с учетом требований объективных законов природы и общества и учитываю природный, технический, организационный, экономический, физиологический и социальные факторы. Они должны изменяться по мере развития и изменения условий производства, соответствовать достигнутому уровню техники, организации труда и производства [16].

Норма труда выступает не только как величина необходимых затрат рабочего времени, но и как выражение трудовых обязанностей каждого участника производства.

 

2 Анализ состояния и оценка эффективности нормирования труда на предприятии ЗАО «Ленинское»

 

 

2.1. Учет расчетов по оплате труда

 

 

Учет расчетов по оплате труда с каждым работником ведется в аналитических счетах (лицевых счетах), открываемых на каждого работника. Для идентификации персонала работникам присваивается табельный номер, который указывается во всех документах, связанных с расчетами по оплате труда. Для учета налога на доходы физических лиц на каждого работника открывается налоговая карточка формы № 1-НДФЛ, утвержденной МНС РФ.

Учет начисления и  выдачи заработной платы ведется  на пассивном счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

В ЗАО «Ленинское» применяется повременно-премиальная и сдельно-премиальная формы оплаты труда. Повременно-премиальная оплата труда производится по часовым тарифным ставкам или окладам плюс премии за высокое качество работ, за перевыполнение плана и т.п. Сдельно-премиальная оплата труда производится по расценкам (количество выработанной продукции, выполненных работ определенного вида умноженное на расценку за продукцию (работу) данного вида) плюс премии за перевыполнение норм выработки, экономию, качество и т.п. по установленному проценту к прямой заработной плате.

Оплата труда работника  за не проработанное время производится по среднему заработку, порядок расчета  которого определяется Министерством  труда и социального развития.

Для исчисления среднего заработка конкретного работника используется средний дневной заработок. Он определяется путем деления суммы начисленной заработной платы в расчетном периоде на количество рабочих дней в этом периоде по календарю 5-ти дневной рабочей недели.

Аналогично рассчитывается средний дневной заработок, когда  работникам установлена не полная рабочая  неделя, неполный рабочий день. Средний заработок конкретного работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней, подлежащих оплате. Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованный отпуск определяется путем деления суммы начисленной заработной платы в расчетном периоде на количество календарных дней в этом периоде.

В ЗАО «Ленинское» создается резерв на оплату отпусков для равномерного включения в себестоимость отпускных сумм, учитываемый на счете 96 «Резервы предстоящих расходов», субсчет «Резерв на оплату отпусков».

Для его создания рассчитывается процент отчислений в резерв (П рез.):

 О год.пл. 1+ Р сс


 100

П рез=  * 100,  


З год.осн.

Где О год.пл.- плановый размер отпускных на год;

Рсс- процент отчислений в социальные фонды;

З год.осн.- планируемая  заработная плата работников за год.

Ежемесячно рассчитывается размер отчислений в резерв на оплату отпусков (Р мес), который включается в издержки производства и обращения.

Р мес = З мес.осн.* П рез 


100

где З мес.осн.- сумма  заработной платы, начисленная за месяц.

По окончании года проводится инвентаризация начисленного резерва. В случае превышения фактически начисленного резерва над суммой подтвержденного инвентаризацией расчета в декабре отчетного года производится сторнирование

издержек производства и обращения, а в случае недоначисления делается дополнительная запись по включению дополнительных отчислений в издержки производства и обращения.

Проводки по сч.96 субсчет «Резерв  на оплату отпусков»: Д сч.20,23,25,26,44 К сч.96-начисление резерва; Д сч.96 К сч.69-начисление отчислений на социальные нужды на сумму отпускных; По окончании года: Д сч.20,23,25,26,44 К сч.96-доначисление резерва (обычной записью), либо сторнирование резерва (красной записью).

Начисление пособий  по временной нетрудоспособности производится в соответствии с Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному страхованию. Начисление производится по фактическому заработку работника. В него включаются все виды заработной платы, на которые начисляются взносы на социальное страхование.

Работникам с повременной  оплатой труда для получения среднего дневного заработка: месячный оклад, дневная тарифная или часовая ставка с учетом постоянных доплат и надбавок, получаемых на день наступления нетрудоспособности, делится на число всех рабочих дней месяца нетрудоспособности. Затем исчисляется дневное пособие: умножается полученный среднедневной заработок на размер назначенного пособия в процентах к заработку. Общая сумма пособия: дневное пособие умножается на число рабочих дней, пропущенных в данном месяце вследствие нетрудоспособности.

Размер назначаемого пособия по временной нетрудоспособности установлен в зависимости от непрерывного стажа работы и других факторов: при непрерывном стаже до 5 лет – 60% (круглым сиротам 80%), от 5 до 8 лет – 80%, свыше 8 лет – 100%; вследствие трудового увечья или профессионального заболевания – 100%.

Работникам со сдельной оплатой труда, получающим ежемесячно премии вместе с заработной платой данного месяца пособие исчисляется из их среднего заработка за 2 последних календарных месяца, предшествующих первому числу месяца, в котором наступила нетрудоспособность, с прибавлением к заработку каждого месяца среднемесячной суммы премий. Среднедневной заработок этих работников исчисляется путем деления заработка на число рабочих дней в расчетном периоде (не включая дни временной нетрудоспособности). Дневное пособие: среднедневной заработок умножается на размер назначенного пособия в процентах к заработку. Общая сумма пособия: дневное пособие умножается на число рабочих дней, пропущенных в периоде нетрудоспособности. В соответствии с Указом Президента от.15.03.2000 г. № 508 пособие не может превышать за месяц сумму, равную 85-кратному минимальному размеру оплаты труда.

Основные проводки по счету 70: Д сч.20,23,25,26,44,29 К сч.70-начисление заработной платы рабочим основного, вспомогательного производства; обслуживающему и управленческому персоналу цехов, организации; занятым погрузкой и реализацией готовой продукции; непроизводственному персоналу; Д сч.20,23,25,26,44,29 К сч.70-отпускные; Д сч.96 К сч.70-начисление отпускных за счет резерва; Д сч.96/1 К сч.70-начисление пособий по социальному страхованию; Д сч.70 К сч.68,76,71,73/2,73/1,28-удержания налога на доходы физических лиц; по исполнительным документам; не возвращенных подотчетных сумм; за причиненный материальный ущерб; по полученным займам; за допущенный брак; Д сч.70 К сч.50-выплата заработной платы, отпускных, социальных пособий; Д сч.70 К сч.51-перечисление оплаты в банк; Д сч.70 К сч.76/4-депонирование заработной платы.

Синтетический учет ведется  в журналах-ордерах № 10,10/1. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению Расчеты организации с бюджетом по единому социальному налогу осуществляются в соответствии с главой 24 ч.2 Налогового кодекса РФ.

Объектом налогообложения  выступают выплаты и вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым договорам.

ЗАО «Ленинское» авансовые платежи по ЕСН уплачивает в течение отчетного периода по итогам каждого месяца не позднее 15-го числа следующего месяца Расчеты по авансовым платежам ЕСН представляются в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (квартал, полугодие, 9 месяцев).

Форма авансового отчета утверждается приказом МНС РФ.

Уплата налога осуществляется отдельными платежными поручениями  в Федеральный бюджет, Фонд социального, Фонд медицинского страхования.

По окончании налогового периода (года) организация предоставляет  налоговую декларацию по налогу не позднее 30 марта года, следующего за истекшим, по форме, утвержденной приказом МНС РФ от 29.12.2000 г. № БГ-3-07/468. Копию налоговой декларации с отметкой налогового органа не позднее 1июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, предоставляют в территориальный орган Пенсионного фонда РФ.

Учет расчетов по ЕСН  организация ведет на счетах: 69/1 «Расчеты по социальному страхованию», 69/2 «Расчеты по пенсионному обеспечению», 69/3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию».

Основные бухгалтерские  проводки по расчетам по ЕСН:

Д сч.08,20,23,25,26,29,44 К сч.69/1,69/2,69/3-начислен ЕСН; Д сч.69/2 К сч.69/4-начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; Д сч.69/1 К сч.70,73,50-осуществлены расходы по фонду социального страхования; Д сч.69/1,69/2,69/3 К сч.51-перечислены налоги в социальные фонды и в Федеральный бюджет.

Информация о работе Понятие нормирования труда на предприятии АПК