Понятие планирования на автотранспортном предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 13:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: изучить теоретически основы планирования хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия на примере ООО «Северавтотранс», проанализировать современный уровень деятельности данного предприятия, выявить резервы планирования хозяйственной деятельности предприятия, обосновать эффективность предложенных мероприятий.
Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:
- изучить литературные источники;
- показать, как планируется основная деятельность предприятия, и классифицировать показатели этой деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….…3
Понятие планирования на автотранспортном предприятии……………….5
Хозяйственная деятельность автотранспортного предприятия на примере ООО «Северавтотранс»……………………………………………..……..…8
Общая характеристика предприятия…………………………….....…....…8
2.2. Планирование хозяйственнойдеятельности………………………....……11
2.3 Разработка вариантов производства и реализации услуг предприятия в
краткосрочном периоде…………………………………………….……….....20
2.4. Вывод………………………………………………………….………...….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…...……………………………………………………………...…27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….…......…28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая планирование атп.docx

— 77.91 Кб (Скачать файл)

Стратегия сокращения реализуется тогда, когда фирма нуждается в перегруппировке сил после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности, когда наблюдаются спады и кардинальные изменения условий окружающей среды.

Перечисленные стратегии являются эталонными, конкретная стратегия предприятия может быть комбинированной. Она должна отражать ее стратегические цели и задачи, учитывать сильные стороны и возможности, слабые стороны и угрозы.

Анализ внешней среды дает представление о возможностях и угрозах, сильные и слабые стороны предприятия выявляются на основе анализа внутренней среды. Поэтому формирование перспектив развития ООО “Северавтотранс“ целесообразно начать с изучения окружающей среды предприятия. (Результаты анализа внешней и внутренней среды представлены в приложении № 3).

Анализ внешней среды позволил выявить возможности и угрозы для фирмы, а также основные тенденции, имеющие существенное значение для развития предприятия.

Основными политическими факторами, способными оказать значительное влияние на деятельность ООО “Северавтотранс“ являются сокращение различных программ, способствующих развитию транспортных услуг в Тюменской области. От этого фактора зависит общее состояние ООО “Северавтотранс“. Нарушение в сложившейся стабильности может неблагоприятно сказаться на общем состоянии экономики, уровне инфляции, платежеспособности населения и организаций-потребителей, ставке рефинансирования ЦБ РФ (что соответственно отразится на ставке банковских кредитов на покупку оборудования, транспортных средств и пр.), то есть на экономических факторах. Существенными политическими факторами также служат изменения в законодательстве, особенно в налоговом; регулирование конкуренции и экспортно-импортная политика. Изменение последних факторов тесно связано с изменением в экономических тенденциях: положение фирмы на рынке среди конкурентов, цены на материалы, запчасти и ГСМ, наличие программ поддержки местного производителя. На сегодняшний момент существующая политическая и экономическая обстановка обеспечивает необходимый минимум для развития предприятий, поэтому для ООО “Северавтотранс“ открываются некоторые возможности в развитии, а также и угрозы. В частности, возможность банковского кредитования, сотрудничества, рост покупательной способности населения и платежеспособности организаций-потребителей, снижение налогового бремени. Угрозами для ООО “Северавтотранс“ являются: ужесточение конкуренции, рост цен, ухудшение отношений с поставщиками.

Основными тенденциями в социальной сфере, способными оказать значительное влияние на деятельность ООО “Северавтотранс“, являются изменения в базовых ценностях, уровне и стиле жизни, экологии, отношение к работе, отдыху, здоровью, изменение структуры доходов. Сложившиеся тенденции в социальной среде позволяют выделить некоторые возможности, открывающиеся для ООО “Северавтотранс“: увеличение числа высокообразованных специалистов, увеличение числа претендентов на рабочее место; а также некоторые угрозы: снижение спроса на транспортные услуги, изменения приоритетов потребителей.

Среди технологических факторов, способных оказать значительное влияние можно выделить: скорость внедрения новых разработок (время прохождения процедур регистрации патента, сертификации, лицензирования, испытания, адаптации и др.), изменения в нормативах, а также проведение государственной научно-технической политики. Данные факторы открывают для ООО “Северавтотранс“ следующие возможности: развитие рынка, появление новых услуг, потребителей. Они также могут вызвать и угрозы: изменения в документации, стандартизирующей деятельность ООО “Северавтотранс“

Анализ внутренней среды организации позволил выявить сильные и слабые позиции ООО “Северавтотранс“, на основании чего удалось выделить сильные и слабые стороны, помогающие развиваться или наоборот, тормозящие процесс развития ООО “Северавтотранс“.

Сильными сторонами являются следующие. Наличие необходимых производственных мощностей, прирост объемов работ и обеспеченности их долгосрочными контрактами и договорами обусловлено наличием сильной бизнес-стратегии организации. Хорошее состояние финансов обуславливает высокую платежеспособность предприятия, преобладание собственного капитала над заемным. Высокое качество материальной базы, высокий уровень производства обеспечивают высококачественные и конкурентоспособные услуги. Способность к инновациям обуславливает обновление автомобильного парка. Сильные позиции в отношениях с системой налогового контроля позволяют поддерживать хорошую платежную дисциплину. Эффективная система расчетов с покупателями позволяет поддерживать высокие показатели оборачиваемости оборотного капитала. К сильным сторонам ООО “Северавтотранс“ также относятся: адекватная организационная структура предприятия, наличие высококвалифицированных специалистов.

Слабыми сторонами являются следующие: рост себестоимости, удельного расхода материалов, снижение рентабельности работы, медленное обновление ОПФ, увеличение числа и продолжительности ТО и ремонтов. Одной из основных слабых сторон ООО “Северавтотранс“ является проведение политики инвестирования в развитие предприятия только собственных средств. Не используются такие возможности как кредитование, лизинг. В результате наблюдается постепенное увеличение изношенности ОПФ, медленное их обновление, рост себестоимости производства, снижение рентабельности.

ООО “Северавтотранс“ успешно развивается на рынке транспортных услуг, кроме того, наблюдается рост спроса на транспортные услуги и расширение объемов транспортных услуг ООО “Северавтотранс“, поэтому стратегии сокращения или дифференцированного роста для ООО “Северавтотранс“ не подходят. Перспективы развития предприятия связаны со стратегией концентрированного роста, направленной на развитие транспортных услуг в уже завоеванных географических рамках рынка.

Оценивая сильные и слабые стороны ООО “Северавтотранс“, угрозы и возможности внешней среды можно предложить следующие варианты реализации стратегии развития предприятия в краткосрочной перспективе:

- развитие специализированных  услуг для нефтегазодобывающего  комплекса;

- развитие транспортных услуг  для обширного круга потребителей;

- развитие новых услуг по  ТО и ремонту автотранспортных  средств.

В первом случае предлагается активно развивать те виды услуг, которые предлагает ООО “Северавтотранс“ для предприятий нефтегазовой отрасли, в частности осуществление грузовых перевозок с применением технологического, специального транспорта на объектах добычи газа, нефти и конденсата, перевозка вахтового персонала и работников к месту работы и обратно в соответствии с режимом работы. Для этого необходимо нарастить парк специализированного автотранспорта, а также грузового и пассажирского транспорта.

Во втором случае предлагается активное развитие для широкого круга потребителей всех видов технологических и хозяйственных перевозок грузов автомобильным транспортом, перевозка персонала, работников и населения к месту назначения и обратно. Для этих целей потребуется наращивание грузового и пассажирского подвижного состава.

Во втором случае предлагается развитие новых видов услуг наряду с оказанием уже имеющихся услуг, в частности предлагается осуществление всех видов технического осмотра и текущего ремонта автотранспортных средств:

- организация услуг техпомощи  и автокемпинга иногороднего транспорта;

- все виды ремонта автотранспортных  средств;

- оказание экспертных и консультационных услуг, относящихся непосредственно к транспортным средствам, механизмам, узлам агрегатам;

- технический контроль автомобилей  при проведении гостехнического ремонта;

- проведение диагностических работ, связанных с эксплуатацией двигателя, иных систем автомобиля;

- организация услуг по мойке  машины, чистки салона, полировки  панелей и корпуса и прочие  косметические услуги.

Для реализации данного направления потребуется приобретение нового ремонтного оборудования, инструментов и приспособлений.

Данные варианты развития предприятия являются наиболее перспективными, так как предполагают развитие продукта и увеличение объема работ, выручки, прибыли и рентабельности. Выбор того или иного варианта развития должен основываться на экономической эффективности, которая, как правило, измеряется прибылью. Однако необходимо также учитывать возможные капиталовложения и период их окупаемости.

2.3. Разработка вариантов производства и реализации услуг предприятия в краткосрочном периоде.

Производственная программа в ООО “Северавтотранс“ составляется службой главного экономиста при содействии производственно-технического отдела, отдела материально-технического снабжения, бухгалтерии, а также других служб и отделов предприятия.

Производственную программу характеризуют следующие показатели: количественные и качественные, натуральные и стоимостные.

Количественные (объемные) показатели - объем перевозок, количество ТО, ремонтов, объем работ в человек - часах.

Натуральные и стоимостные показатели: плановый объем работ. В производственной программе этот показатель указывается как в стоимостном, так и в натуральном выражении.

Основой для разработки производственной программы являются результаты маркетинговых исследований, портфель заказов, наличие производственных мощностей и ресурсов на предприятии.

Схематично алгоритм разработки производственной программы ООО “Северавтотранс“ выглядит так:

.

Маркетинговые исследования начинают с изучения внешней и внутренней среды, выделения слабых и сильных сторон предприятия, угроз и возможностей для развития.

Немаловажным вопросом при разработке производственной программы является изучение оказываемых услуг, их качественных характеристик, спроса на услуги, объема и динамики выручки, рентабельности. Определяются приоритетные направления услуг, формируется продуктовая стратегия предприятия.

Определяются группы потребителей и сегменты рынка, на которых предприятие будет работать в плановом периоде.

Далее изучается емкость рынка на плановый период исходя из количества потребителей на рынке, наличия конкурентов, доли предприятия на рынке. Учитывается также платежеспособность потребителей.

На основании маркетинговых исследований формируется номенклатура, ассортимент работ, определяются приоритеты в производстве той или иной услуги, определяется возможность реализации услуг.

На следующем этапе формирования производственной программы изучается договорная политика предприятия, наличие заказов на транспортные услуги, оценивается возможность увеличения объемов услуг по договорам и заявкам.

В итоге формируется производственная программа в натуральных показателях по каждому виду услуг и по предприятию в целом.

На основании маркетинговых исследований формируется также ценовая политика предприятия, определяются рыночные цены на услуги.

Исходя из объемов услуг и плановых цен определяется производственная программа в денежном выражении (тыс.руб.).

Основная цель формирования программы развития предприятия на плановый период – повышение эффективности работы предприятия через улучшение использования всех ресурсов предприятия.

Следующим шагом в разработке программы хозяйственной деятельности является определение потенциальных потребителей транспортных услуг или целевой аудитории.

Первый вариант развития ООО «Северавтотранс» не предполагает привлечение новых клиентов, акцент делается на развитие видов, объема и качества оказываемых услуг нефтегазодобывающим предприятиям.

Второй и третий варианты предполагают развитие клиентской базы.

На первых этапах реализации программы коммерческой деятельности ООО «Северавтотранс» можно рассчитывать на наработанную в прошлом клиентскую базу. Активная реклама позволит привлечь дополнительных клиентов.

 

В основу планирования состава и структуры потребителей услуг по грузовым и пассажирским перевозкам заложена имеющаяся клиентская база ООО «Северавтотранс», статистические данные по перевозкам других предприятий области, экспертные оценки сотрудников отдела маркетинга по расширению заказов и привлечению новых клиентов.

При втором варианте реализации программы предполагается  изменение в структуре и составе клиентской базы (таблица 2).

Таблица № 2.

Состав и структура клиентской базы при развитии транспортных услуг для широкого круга потребителей.

Группы потребителей

Клиентская база (количество клиентов)

грузоперевозки

пассажироперевозки

итого

имеющиеся

новые

имеющиеся

новые

имеющиеся

новые

Предприятия нефтегазодобывающего комплекса

21

0

15

0

36

0

Прочие предприятия, организации, из них:

66

189

16

121

82

310

Мелкие

0

152

0

62

0

214

Средние

54

31

0

48

54

79

Крупные

12

6

16

11

28

17

Физические лица

0

584

0

325

0

909

Итого

87

773

31

446

118

1219

Информация о работе Понятие планирования на автотранспортном предприятии