Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 00:19, курсовая работа
В современный период категория рынка труда привлекает к себе большое и все растущее внимание. Под влиянием научно - технического прогресса меняются содержание и характер труда, усиливается многообразие требований к работнику следовательно включаются самые разнообразные факторы: социальные, демографические и т.д.
Функционально - организационная структура рынка труда включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы государственной политики в области занятости и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации; биржи труда; правовое регулирование занятости.
ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................... 3
ГЛАВА I. РЫНОК ТРУДА. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
1.1 Понятие рынка труда и его особенности 4
1.2 Специфика рынка труда 10
1.3 Механизм функционирования рынка труда 11
ГЛАВА II. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА
2.1 Спрос и предложение на рынке труда ……………………………….. 16
2.2 Факторы, влияющие на спрос и предложение на рынке труда …….. 21
2.3 Рыночное равновесие …………………………………………………. 23
ГЛАВА III. РЫНОК ТРУДА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Анализ рынка труда Тюменской области 27
3.2 Перспективное развитие рынка труда Тюменской области 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
Список использованной литературы …………………………………………….. 34
В случаях одновременного перемещения кривых возникают более сложные комбинации в зависимости от того, осуществляется ли сдвиг в одном направлении или в противоположных. Тогда эффекты воздействия сдвигов на равновесные цены либо складываются и усиливают их изменения, либо взаимно погашаются.
В свободно функционирующем
рыночном хозяйстве цены постоянно стремятся
к равновесию и отклонения возможны лишь
как способ поиска и постепенного приближения к равновесной
точке. Существуют однако, устойчивые
отклонения от цен равновесия, связанные,
как правило, с попытками контроля над
ценами. В определенных ситуациях правительство
может законодательным путем устанавливать
потолок цен в условиях высокого спроса
либо поддержку в условиях избыточного
предложения.
В первом случае преследуется
цель сделать какой-либо продукт достоянием
более широкого круга потребителей, которые
не имеют возможности его приобрести по
ценам равновесия. Спрос в этом случае
естественно, возрастет, однако предложение
уменьшится, в результате чего возникает
устойчивый дефицит данного продукта
или услуги. Если в приведенном выше примере
(рис.1) установить предельную цену на яблоки
0,50 руб. за кг, то потребитель будет согласен
купить 10 кг, то да как производитель при
этой цене поставит всего 4 кг. Поскольку
цену повышать нельзя, остается распределить
произведенное количество между потребителями,
используя нерыночные методы рационирования(талоны,
карточки). Они, в свою очередь, вызывают
необходимость в увеличении и усилении
контролирующего распределение аппарата
рождают протекционизм и утечку товаров
на черный рынок. В экстремальных условиях
такая система возможна, но в нормально
функционирующей экономике она неизбежно
ведет к снижению эффективности.
То же можно сказать и о случае
поддержки цен, когда государство фиксирует
некий минимальный уровень цены, который
находится выше цены равновесия. Примером
могут служить минимальная заработная
плата или поддержка цен на сельскохозяйственную продукцию. В
этом случае предложение будет устойчиво
превышать спрос и образуется постоянный
избыток. Для его ликвидации правительство
должно либо разрабатывать и внедрять
программы сокращения предложения (например,
нормирование земельной площади для сельскохозяйственного
производства), либо выкупать излишек,
т.е. прибегать к мерам административного
воздействия на экономические процессы.
Рассмотренные варианты касались
образования равновесных цен на отдельно
взятые и независимо анализируемые товары
и услуги. Экономика однако не представляет
собой совокупности изолированных рынков
отдельных товаров, совершенно не связанных
между собой. Напротив, существует тесная
взаимозависимость и взаимовлияние цен
различных товаров. Поэтому наряду с выяснением
условий образования цен равновесия на
отдельные товары – анализ частичного
экономического равновесия - возникает
необходимость проследить влияние изменений
цен на одни товары на спрос, предложение
и цены других товаров, а также обратное
влияние окружающих цен на цены данныхтоваров.
Такой подход представляет собой анализ
общего экономического равновесия.
Предположим, увеличилась
цена на сырую нефть вследствие сокращения
ее предложения. Естественным последствием
роста этой цены будет сокращение спроса
на этот продукт. Но помимо этого возрастут
издержки производства тех товаров и услуг,
для которых нефть является важным составным
элементом затрат. Следствием этого будет
рост цен на такие товары и услуги: бензин,
керосин, смазочные материалы, перевозки
и т.п. С другой стороны, возрастет спрос
и начнут повышаться цены на товары - заменители
(уголь, газ), что, в свою очередь, повлечет
рост предложения этих товаров. Что же
касается дополняющих товаров, то спрос
на них упадет и цены начнут снижаться.
Так, на рынке автомобилей цены, по-видимому,
упадут, что в дальнейшем должно привести
к сокращению их предложения.
Возможны и более отдаленные
взаимосвязи: сокращение сбыта автомобилей
может привести к падению зарплаты работников
этой отрасли, к росту безработицы и, как
следствие, к сокращению спроса на более
калорийные продукты (мясо, сливочное
масло) и замене их менее калорийными.
Таким образом, изменение в цене
одного товара вызывало сложную цепную
реакцию практически во всей рыночной
системе, а, следовательно, цена равновесия
данного товара зависит не только от спроса
и предложения его самого, но и от общего
равновесия всей системы.
Эту систему в виде упрощенной
модели можно представить как взаимодействие
двух важнейших секторов экономики: бизнеса
и потребительского в двух основных сферах
рынка на рынке факторов производства
и на рынке товаров и услуг.
Если на обоих рынках
достигнуто равновесие, общий поток денежных
доходов от фирм к потребителям равен
потоку платежей от потребителей к фирмам.
Это предполагает установление комплекса
цен, уравновешивающих спрос и предложение
по каждому товару на всех рынках одновременно.
Достижимо ли такое состояние? Теоретически
да, если будет соблюден довольно широкий
спектр условий, отвечающих характеристикам
модели экономики совершенной конкуренции.
Практически одновременное обеспечение
всех этих условий представляет значительную
сложность, тем большую, чем дальше реальная
ситуация от идеальной модели. И все же
модель общего экономического равновесия
позволяет достаточно адекватно судить
о механизм
ГЛАВА III. РЫНОК ТРУДА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Анализ рынка труда Тюменской области
В Тюменской области (без автономных округов)
сложилась стойкая тенденция роста числа
занятых в экономике области. В 2012 году
численность занятых на юге области составила
638,9 тыс. человек.
Наибольшее число занятых (по данным 2004 г) сосредоточено в торговле и общественном питании (18%), промышленности (15%), сельском хозяйстве (11%), строительстве и образовании (по 9,7%), транспорте и связи (10,4%) и здравоохранении (8,4%).
Всероссийская перепись населения 2012 года показала значительный за период с 1911 г. рост числа жителей области, имеющих профессиональное образование. Это связано как с потребностью экономики области, так и развитием в регионе системы профессионального образования. Наиболее развита система высшего образования, осуществляющая подготовку специалистов практически для всех отраслей экономики.
В числе занятых юга области доля специалистов с высшим профессиональным образованием по итогам 2004 г. составляла 20,5%, со средним профессиональным - 31,1%, начальным - 30,3%. 1
Тюменская область относится к числу экономически благополучных регионов Российской Федерации в сфере занятости населения. Вместе с тем ситуация на рынке труда Тюменской области оценивается как весьма напряженная, особенно в сельскохозяйственных районах.
Численность занятых в экономике ежегодно, начиная с 2012 года, сокращается в среднем на 7,0 тыс. человек. Соответственно, фиксируется рост численности безработных, рассчитанной по методологии МОТ (Международной организации труда), на 20% по сравнению с 2005 годом, абсолютное значение данного показателя составляет на конец 2011 года - 61,2 тыс. человек. Начиная с 2012 года, в регионе также наблюдается рост официальной безработицы: с 4,6 тыс. человек до 13,7 тыс. человек в 2012 году.
Особое беспокойство в последнее время у нас вызывает увеличивающаяся безработица в сельскохозяйственной зоне юга Тюменской области. Например, в сельской местности уровень экономической активности населения составил 48,5% при 50,5% в среднем по области. Это значит, что 221 тыс. человек были заняты в экономике, а 18 тыс. человек в соответствии с методологией МОТ классифицировались как безработные.
По состоянию на 31.12.2006 года численность зарегистрированных безработных в целом по области составила 13,7 тыс. человек, из них 8,8 тыс. чел. или 64,4% были зарегистрированы в сельской местности. Доля зарегистрированных безработных составила около 11% в общей численности безработных на селе, которая по данным сельских поселений составляет 81,2 тыс. чел. Рост числа безработных по сравнению с началом года по области составил 8,1% (1 тыс. чел), а в сельской местности - 13,6%. В 2012 году на 3,2 п. п. возросла доля сельских безработных в общей численности зарегистрированных безработных на юге области. 1
Уровень экономической активности населения (удельный вес занятого населения в общей численности населения) составил в сельской местности в 2006 году 44,8% (в целом по югу области 47,4%), а уровень общей безработицы - 7,5% (в среднем по югу - 6,2%).
Определенная часть населения юга области были заняты производством продукции сельского хозяйства, охотой, рыболовством. Так, по имеющимся у нас данным, 441 тыс. человек занималась производством продукции для собственного потребления. Из них 199 тыс. человек (45,0%) занимались только этой деятельностью, 243 тыс. человек (55%) - это лица, имеющие помимо данной деятельности другое доходное занятие. Производством продукции в целях ее реализации были заняты 33 тыс. человек, из них 18 тыс. человек (54,5%) занимались только этой деятельностью, а оставшиеся 15 тыс. (45,5%) помимо этой деятельности имели другое доходное занятие.
С 2012 года численность безработных граждан превышает число вакантных мест. При этом 95% всех заявленных вакансий приходится на город Тюмень и другие города юга области, и только 5% на территорию сельскохозяйственной зоны.
Это свидетельствует о наличии дисбаланса между спросом и предложением по профессионально - квалифицированному составу безработных и потребности предприятий.
По данным территориальных органов службы занятости растет число безработных выпускников учебных заведений, при этом наибольшую часть (почти половину) среди них составляют выпускники средних специальных заведений (48%).
В общей численности зарегистрированных безработных 0,7% - выпускники учреждений начального профессионального образования, 0,6% - выпускники учреждений среднего профессионального образования и 0,1% - выпускники учреждений высшего профессионального образования.
В 2012 году среднесписочная численность работников в организациях юга области составила 338,7 тыс. человек, в том числе в сельскохозяйственных районах 110,2 тыс. человек (без субъектов малого предпринимательства). Во всех районах имело место снижение численности работников по сравнению с 2010 годом. Исключение составил только Уватский район, где численность работников составила 110,5% к предыдущему году. Это обусловлено динамичным развитием экономики района и высоким уровнем оплаты труда работников предприятий, действующих на его территории.
В разрезе районов ситуация различна. Численность работающего населения в общей численности трудоспособного населения колеблется от 46% в Сорокинском районе, до 87,1% в Викуловском районе. Немногим более 53% трудоспособного населения имеют работу в Тобольском районе, в Вагайском районе - 53,8%, Сладковском и Ялуторовском районах - 54,4%. Более благополучная ситуация с занятостью населения в Уватском районе - 76,6%, Аромашевском районе - 74,2%, Омутинском и Упоровском районах - 71,5%. 1
В большинстве своем сельские безработные (равно как и городские) - это, прежде всего, женщины. На начало января 2006 года доля женщин в общей численности зарегистрированных безработных, проживающих в сельской местности, составила 66%. Около 19% составляет молодежь в возрасте от 16 до 29 лет, а также лица предпенсионного возраста. Основная доля безработных - это лица в возрасте от 30 лет до предпенсионного возраста.
По причинам увольнения преобладают граждане, высвобожденные в связи с ликвидацией организаций или сокращением штата работников - 38% (32,8% в 2010 году). Удельный вес лиц, уволившихся по данной причине, значительно увеличился за последние годы. В 2012 году в органы службы занятости обратилось за содействием в трудоустройстве 7,7 тыс. человек, уволенных в связи с ликвидацией организаций или сокращением штата работников. Из них 4,7 тыс. или 61,1% от общего числа обратившихся лиц данной категории проживают в сельской местности.
По сравнению с 2011 годом снизилась доля граждан, уволенных по собственному желанию - 37,5%, при 42,9% в 2010 году. Низкая заработная плата в сельском хозяйстве, задолженность по ее выплате, наличие неполной занятости по-прежнему вынуждают работников увольняться по собственному желанию и обращаться в органы службы занятости.
Третью часть безработных на селе составляют граждане, имеющие длительный (более 1 года) перерыв в работе. Среди всех зарегистрированных безработных на юге области на долю сельской местности приходится 75,4% безработных, обратившихся по этой причине.
Наибольшие трудности в трудоустройстве испытывают граждане с низким уровнем образования. Так, 25% безработных на селе имеют начальное профессиональное образование, почти 24% безработных имеют среднее общее образование, 25,5% - не имеют среднего общего образования.
Средняя продолжительность регистрируемой безработицы в сельской местности выше, чем в городе: 6,1 месяцев против 5,4 месяца. Удельный вес безработных, состоящих на учете более года, в сельской местности также выше, чем в городе: 15,7% против 10,7%. 1
Повышению конкурентоспособности на рынке труда способствует направление безработных на профобучение. В сельской местности эффективность профессионального обучения очень высока. Наблюдается почти 100% трудоустройства прошедших обучение граждан, так как проводится оно под конкретные рабочие места.
В 2006 году 1652 человека были направлены на профессиональное обучение, из них 877 жителей села (53,0%). Наибольший объем профессионального обучения отмечался в Аббатском районе - 12,5% от числа лиц, признанных безработными, в Викуловском - 10,7%, а в Голышмановском районе - 8,4%. Получить профессию при содействии службы занятости в сельской местности желают многие, так как у сельского жителя не всегда имеется такая возможность, и в первую очередь финансовая, тем более что больше 12% безработных на селе не имеют профессии, а 8% не приступали к трудовой деятельности. Подавляющее большинство направленных на профобучение граждан - это молодежь.
В течение 2006 года почти 2,8 тыс. человек были задействованы в общественных работах, из них 1913 чел. (69%) - жители сельской местности. Территорией-лидером по количеству направленных на общественные работы из числа граждан, обратившихся в службу занятости, не занятых трудовой деятельностью, является Аббатский район (22,8%). А, например, в Тобольском районе из-за отсутствия работодателей во многих населенных пунктах, в общественных работах участвовали всего 2% из числа обратившихся граждан.
Результативный выход из безработицы в Тюменской области составил 52,0% (снято с учета безработных по причине трудоустройства и направления на профобучение от общего числа снятых с учета безработных). В отдельных районах данный показатель был значительно выше среднего по югу области. Например, в Викуловском - 71%, Заводоуковском - 76%, Ишимском - 76%, Казанском - 78%, Упоровском - 70% и Ялуторовском - 75%.
В целом на рынке труда области отмечаются положительные изменения - приостановлен, к примеру, рост численности безработных. Так, во втором квартале прошедшего года уровень безработицы составил 1,9% (в первом - было 2,4%). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, численность безработных сократилась на 17,6%. Растет и число вакансий, заявленных работодателями в службу занятости населения. 1
По основным показателям, характеризующим положение на рынке труда (уровень регистрируемой безработицы и напряженность на рынке рабочей силы) Тюменская область (без автономных округов) по итогам 2006 года по данным управления Федеральной государственной службы занятости населения по Тюменской области занимает 2-е место после Свердловской области среди территорий УрФО.
3.2 Перспективное развитие рынка труда Тюменской области
Сотрудники нашего центра приступают к научно-исследовательским работам по перспективному развитию рынка труда Тюменской области.
Цель: выявление и последующий системный анализ происходящих изменений и обуславливающих их причин, для предупреждения негативных тенденций, а также прогнозирования развития и разработки мероприятий по улучшению ситуации на рынке труда Тюменской области.
Результат работы будет включать:
- оценку и прогноз численности
экономически активного
на 2012-2017 гг. в разрезе муниципальных образований;
- оценку и прогноз численности
занятого населения (по возрастному
составу, по основным видам
- оценка, прогноз и анализ численности незанятого населения поМОТ (в разрезе профессий, по половозрастному составу, по уровню образования, по причинам незанятости) на 2012-2017 гг. в разрезе муниципальных образований;