Потребительский рынок России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 21:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является раскрыть суть темы «Потребительский рынок России». Цель работы обуславливает ее задачи: дать определение потребительскому рынку и рассмотреть систему его показателей, выявить состояние потребительского рынка России в 2006 году, провести исследование, на примере потребления россиянами таких товаров как пиво и чай.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….…..3
1. Теоретические аспекты изучения потребительского рынка
1.1Понятие потребительского рынка……………………………………..5
1.2Система показателей потребительского рынка………………….…....8
2. Состояние потребительского рынка России .................................…13
3.Исследование товарного рынка, на примере потребления россиянами пива и чая ………………………………………………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

Потребительский рынок России(кур).doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….…..3

1. Теоретические аспекты  изучения потребительского рынка

1.1Понятие потребительского  рынка……………………………………..5

1.2Система показателей  потребительского рынка………………….…....8

2. Состояние потребительского  рынка России в 2006 г......................…13

3.Исследование товарного  рынка, на примере потребления  россиянами  пива и чая ………………………………………………………………………..20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..32

 

                                               ВВЕДЕНИЕ

В период преобразований экономической жизни России возникает множество проблем потребительского рынка, требующих теоретического обоснования и глубокого изучения. Сложность их решения заключается в том, что по ряду важных теоретических положений развития потребительского ранка товаров и услуг отечественные исследования только начинаются, а зарубежный опыт недостаточно изучен и требует специального изучения.

Необходимость изучения функционирования и регулирования  потребительского рынка обусловлена  быстрым переходом к развитым рыночным отношениям, что в свою очередь требует глубокого анализа составляющих и закономерностей формирования потребительских рынков.

Основные разработки в этой сфере начали появляться нашей  стране в конце восьмидесятых  – начале девяностых годов. Современный подход характеризуется изучением всей системы в целом, а также рассмотрением отдельных компонентов: товарных бирж, розничной торговли, оптовой торговли и маркетинговых систем.

В сфере обращения  происходят преобразования, которые в конечном итоге должны привести к формированию полнокровного рынка товаров (продуктов и услуг), созданию действенного  рыночного механизма. Этому способствовали разгосударствление торгово-сбытовой системы и системы услуг, их демонополизация, приватизация и аукционирование, возникновение подлинных конкурентных отношений. Рынок призван связывать сферу производства со сферой потребления, обеспечивать оптимальные пропорции между ними, ориентировать производство на удовлетворение нужд потребителей.

Рынок товаров (продуктов  и услуг) представляет собой единую систему с определенной иерархией, прочными взаимосвязями и определенными пропорциями между его секторами.

Рынок - многогранное и  многоструктурное явление, подчиняющееся  в своем развитии закону спроса-предложения. Действие рыночного механизма проявляется в сложных процессах, которые определяют состояние рынка, темпы его развития и основные пропорции.

Целью данной курсовой работы является раскрыть суть темы «Потребительский рынок России». Цель работы обуславливает  ее задачи: дать определение потребительскому рынку и рассмотреть систему его показателей, выявить состояние потребительского рынка России в 2006 году, провести исследование, на примере потребления россиянами таких товаров как пиво и чай.

 

 

1. Теоретические аспекты  изучения потребительского рынка

1.1Понятие потребительского  рынка

 

Потребительский рынок - это система отношений купли-продажи между экономически свободными продавцами и покупателями.1

На рынке действуют  многочисленные переплетающиеся и  взаимодействующие внутренние и внешние силы, далеко не всегда явно оказывающие влияние на рыночные процессы. Однако необходимо усвоить, что адаптация к условиям рынка и регулирование рыночных процессов возможны лишь при условии, что эти процессы изучены, т.е. выявлены их закономерности и тенденции, другими словами, рынок становится предметом статистического исследования.

Поскольку рынок представляет собой систему со своей внутренней структурой, иерархией отдельных  элементов и взаимодействиями, то в основу изучения потребительского рынка должен быть положен системный подход. Рынок товаров (продуктов и услуг) складывается из самостоятельных, хотя и связанных между собой рынков:

  1. средств производства, из которого выделяются субрынки природного сырья, сельскохозяйственных продуктов и промышленной продукции (в т.ч. полуфабрикатов);
  2. предметов потребления, в том числе продовольствия  и продовольственных товаров;
  3. услуг, в том числе услуг производственного характера и потребительских услуг.

Каждый из этих рынков подразделяется на рынки отдельных товаров.

Региональный рынок  и его подсистемы - городской и  сельский рынки - ограничены рамками  определенного территориально-экономического и административно-географического  образования. Большей частью региональные рынки связаны между собой, хотя столь же часто конкурируют друг с другом.

Состояние рынка в  целом, отдельных его видов и  сегментов характеризуют такие  элементы, как спрос, предложение, цена и конкуренция.

Спрос представляет собой  форму выражения потребностей покупателей  в товарах (торговых услугах), представленных на рынке, обеспеченных денежными доходами. Объем спроса характеризует количество товара, которое покупатели намерены купить на рынке при определенном уровне цены. При низком уровне цен покупатели стремятся купить большой объем товаров, а при высоком - соответственно меньший объем (или вообще отказаться от покупки). Кроме уровня цен, на объем спроса на отдельные товары влияют такие факторы, как уровень денежных доходов населения; уровень цен на взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары; стадии жизненного цикла (особенно технически сложных и модных товаров) и другие факторы.

Предложение представляет собой массу товаров, предназначенных  для реализации, которые уже доставлены на рынок или могут быть доставлены на него. Объем предложения представляет собой количество товара, которое конкретные продавцы (производители) желают реализовать на рынке в данный момент времени по определенной цене. При высоком уровне цен продавцы стремятся увеличить объем предложения на рынке, и наоборот - чем ниже уровень цен, тем меньше стимулов у продавцов наращивать объем предложения (при достаточно низких ценах отдельные продавцы вообще могут покинуть рынок). Кроме уровня цен на объем предложения отдельных товаров влияют также уровень затрат на их производство и доставку на рынок; физико-химические свойства товаров; уровень конкуренции продавцов на рынке и другие факторы.

Цена представляет собой  денежный эквивалент, в соответствии с которым осуществляются акты купли-продажи  товаров. Уровень цен на отдельные товары складывается в пределах диапазона цен спроса и предложения на потребительском рынке. Оптимальным вариантом этого уровня выступает цена рыночного равновесия, уровень которой уравновешивает объем спроса и предложения на рынке, т.е. складывается при полном их отсутствии.

Конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов на рынке за лучшие условия реализации товаров. Уровень конкуренции определяется количеством продавцов, удельным весом их операций на рынке, используемыми формами конкуренции.

Степень активности рынка определяется путем изучения рыночной коньюктуры. Рыночная коньюктура представляет собой форму проявления на рынке (отдельных его видах и сегментах) системы факторов (условий), определяющих соотношение объемов спроса и предложения, уровней цен и конкуренции.

Важной характеристикой  рынка является уровень его монополизации. По этому признаку различают рынки: монопольный, на котором имеется  только один продавец (производитель), контролирующий все 100% продажи данного  товара; олигопольный, на котором не более 5 участников контролируют 70-80% всех продаж; конкурентный (или полипольный), на котором имеется достаточное число продавцов, а доля продаж каждого из них небольшая.2

По степени насыщенности товарами рынок подразделяется на рынок  продавца, на котором объем спроса значительно превышает объем предложения (в результате чего продавец может воздействовать на повышение цен), и рынок покупателя, на котором объем предложения значительно превышает объем спроса (в результате чего покупатель может воздействовать на снижение цен).

 

         1.2Система показателей потребительского рынка

 

В условиях развитой рыночной экономики регулярно собираемая информация о состоянии "товарных рынков" выступает важным фактором, определяющим эффективность принимаемых управленческих решений. При этом речь идет не только о фирмах, для которых такая информация является ключевой, или выборе конкретной рыночной стратегии, но и об органах государственного управления.

Сущность и характер функций товарных рынков определяют ряд задач, которые стоят перед экономического исследованием3:

    1. концептуальные - объективная и полная оценка состояния товарного рынка на конкретный отрезок времени, выявление закономерностей и тенденций развития товарного рынка, характеристика структуры товарного рынка и его региональных особенностей;
    2. функциональные - сбор и обработка информации; оценка и анализ коньюктуры и состояния рынка; характеристика структуры рынка; региональный анализ; характеристика экономических и социальных последствий развития рынка;
    3. дифференциальные - исследование спроса и предложения, их тенденций и соотношений; характеристика цен и ценообразования; изучение процессов товародвижения, товарооборота (продажи услуг), товарных запасов и товарооборачиваемости; оценка состояния и развития инфраструктуры товарных рынков; выявление и анализ социально-экономических результатов и результативности функционирования товарных рынков.

В соответствии с перечисленными задачами формируется система показателей потребительского рынка.  Она может быть представлена в виде следующих групп.

Показатели, характеризующие  состояние рынка, тип рынка:

    1. Товарное предложение;
    2. Покупательский спрос;
    3. Соотношение товарного предложения и покупательского спроса;
    4. Емкость рынка;
    5. Насыщенность рынка;
    6. Уровень монополизации рынка;
    7. Уровень конкуренции рынка;
    8. Уровень сегментации рынка.

Показатели рыночных цен на товары и услуги:

    1. Уровня цены;
    2. Структуры цены;
    3. Соготношение цены;
    4. Вариации цен;
    5. Соответствия цены качеству товара;
    6. Эластичности цены;
    7. Динамики и прогнозирования цен;
    8. Ценовой конкуренции;
    9. Биржевых котировок;
    10. Индексы покупательной способности рубля и денежных доходов населения.

Показатели, характеризующие  процессы купли-продажи:

    1. Товарооборота (оборот оптовой, розничной торговли, общественного питания );
    2. Объема услуг, реализованных населению;
    3. Товарных запасов (обьема, структуры и динамики);
    4. Товорооборачиваемости.

Показатели, характеризующие  наличие  торговой сети (логистики):

    1. Число торговых заведений;
    2. Число и площадь (обьем складов);
    3. Наличие складского оборудования;
    4. Сеть потребкооперации;
    5. Оборот в городской и сельской местности;
    6. Коэффициент складской звенности;
    7. Показатели товарных потерь (допустимых и недопустимых);
    8. Грузооборот складов;
    9. Себестоимость складской переработка груза;
    10. Показатели транспортабельности тары (коэффициент складирования и пакетирования);
    11. Показатели равномерности и ритмичности товароснабжения розничного торгового предприятия;
    12. Показатели завоза;
    13. Показатели формирования ассортимента товаров (коэффициенты полноты и стабильности ассортимента);
    14. Показатели размещения товаров в торговом зале;
    15. Показатели видов продажи товаров.

Показатели инфраструктуры рынка:

    1. Материально-технической базы торговли и сферы услуг;
    2. Состояния и использования основных фондов торговли и сферы услуг;
    3. Плотности сети предприятий торговли и сферы услуг;
    4. Численности, состава и размера специализированных коммерческих предприятий;
    5. Обьема, структуры, динамики рекламных услуг и эффективности использование рекламы.

Показатели финансово-инвестиционной деятельности:

    1. Обьема, структуры и динамики уставного капитала;
    2. Обьема, структуры, динамики и эффективности использования собственных и привлеченных средств;
    3. Эффективности использования кредитов;
    4. Обьема, состава, динамики и эффективности использования оборотных средств;
    5. Структуры и динамики баланса доходов и расходов торговых предприятий и организаций;
    6. Ликвидности;
    7. Оценки финансового (кредитного) рынка;
    8. Страхования торговых предприятий;
    9. Обьема, структуры, динамики инвестиций по их целевому назначению;
    10. Состава инвесторов;
    11. Эффектифности инвестиций;
    12. Обьема, структуры, динамики и эффективности использования капиталовложений в торговле и сфере услуг.

Информация о работе Потребительский рынок России