Потребительское поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 22:54, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы состоит в том, что проблемы, затронутые в данной теме, имеют огромное практическое значение как для одного человека или группы людей, в виде потребителей или производителей, так и для всего мирового сообщества в целом, как единой экономической системы.
Целью написания работы является изучение теории потребительского поведения. Задача: объяснить сущность теории потребительского поведения и характерные черты потребительского поведения в современных российских условиях.

Содержание

Введение……………………………………………………………………... 2
1. Кривая безразличия и бюджетная линия ………………………………..3
2.Равновесие потребителя в условиях бюджетных ограничений ………...9
3.Характерные черты потребительского поведения
в российской экономике …………………………………………………….11
Заключение …………………………………………………………………..16
Список литературы…………………………………………………………..17
Контрольные тестовые задания …………………………………………….18

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовой.docx

— 214.05 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………... 2

1. Кривая безразличия  и бюджетная линия ………………………………..3

2.Равновесие потребителя в условиях бюджетных ограничений ………...9

3.Характерные черты потребительского  поведения 

в российской экономике …………………………………………………….11

Заключение …………………………………………………………………..16

Список литературы…………………………………………………………..17

Контрольные тестовые задания  …………………………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Поведение потребителя-это  деятельность, направленная на получение, потребление и распоряжение товарами и услугами, включая влияние тех процессов, которые предшествуют этим действиям и следуют за ними. Потребление выступает так же в виде формы коммуникации, в процессе которой человек декларируют свое общественное положение: к каким группам принадлежит, хочет принадлежать и с кем не желает соприкасаться. Так как всегда есть ограничения для полного удовлетворения потребностей человека, возникает необходимость экономического выбора, распределение имеющихся средств таким образом, чтобы максимально удовлетворит свои потребности. Именно выбор потребителей о приобретении того или иного товара формируют рыночный спрос. Почему потребители выбирают одни товары и услуги, а другие - нет? Существует ли возможность предсказать, а может быть, и сформировать изменения в покупательском поведении? Разбирая и анализируя эти вопросы, мы расширим наше понимание закона спроса.  Теория потребительского поведения рассматривает поведение потребителей на рынке, раскрывает механизм взаимодействия потребителей и спроса. Основана теория на том,  что потребитель имеет определенные индивидуальные вкусы и предпочтения, что он ограничен в в удовлетворении своих вкусов и предпочтений бюджетным ограничением и что он делает в этих условия выбор, обеспечивающий максимально возможную полезность.

  Актуальность выбранной  темы состоит в том, что проблемы, затронутые в данной теме, имеют огромное практическое значение как для одного человека или группы людей, в виде потребителей или производителей, так и для всего мирового сообщества в целом, как единой экономической системы.

Целью  написания работы является изучение теории потребительского поведения. Задача: объяснить сущность теории потребительского поведения  и характерные черты потребительского поведения в современных российских условиях.

1. Кривая безразличия  и бюджетная линия.

Исходным инструментом анализа  потребительского поведения становятся кривые безразличия, представляющие собой  совокупность точек на координатной плоскости, каждая из которых является потребительским набором, обеспечивающим потребителю одинаковый уровень  удовлетворения его потребностей. Форма кривой безразличия определяется исключительно вкусами и предпочтениями конкретного потребителя и не зависит от доходов или цен.

Возьмем потребителя, располагающего определенным денежным доходом, который он целиком тратит на потребление. На представленной кривой безразличия(рис.1)  мы выделим четыре равнополезные комбинации двух благ А, В, С, D. Предположим теперь, что потребитель может сказать нам, какую из комбинаций этих товаров он предпочитает. Эти комбинации дают потребителю одинаковое общее удовлетворение, т.е. А~В ~С~D. Комбинации товаров, представляющие для потребителя большую или меньшую полезность, будут находится выше или ниже представленной кривой. Кривые безразличия, отстоящие дальше от начала координат, характеризуют наборы с большей полезностью. Составим таблицу, например, из четырех предпочтений – А, В, С и D (см. табл.1).

Комбинация

Пища

Одежда

A

B

C

D

40

50

60

80

70

50

50

30

 

Табл.1Предпочтение

   

Мы откладываем  единицы одежды по одной оси, а  единицы пищи – по другой. Каждая из комбинаций – А, В, С и D представлена одной точкой. Теперь объединим полученные точки плавной линией. Комбинации пищи и одежды, обладающие равной полезностью, представлены в виде кривой безразличия. Эта кривая безразличия проведена таким образом, что если бы наш потребитель мог выбрать любую точку на ней, он бы не знал, на чем остановиться. Все были бы для него одинаково желательны, и ему было бы совершенно все равно, какую комбинацию он получит. Таким образом, при помощи кривой безразличия удалось уйти от необходимости непосредственного измерения полезности в каких-либо единицах и перейти к проблеме выбора потребителя, что позволяет давать количественные оценки.

Убывающий характер кривых безразличия отражает необходимость  замещения потребителем одного товара другим для поддержания уровня своего удовлетворения постоянным. Суть заключается в том, что чем меньше единиц товара имеет потребитель, тем труднее ему отказаться от еще одной единицы этого товара и тем больше потребуется товара В, чтобы компенсировать потерю товара А.

Совокупность кривых безразличия, описывающих поведение одного потребителя, составляют его карту безразличия  (рис.2). Карта кривых безразличия однозначно выражает предпочтение потребителя и позволяет предсказать его отношение к любым двум сочетаниям различных благ.

Карта кривых безразличия  позволяет показать на одном графике  взаимосвязь трех переменных: количества одного товара, количества другого  товара  и полезности.

На карте кривых безразличия каждая кривая объединяет точки с одинаковой полезностью.

Из выше сказанного мы можем  сделать вывод, что свойства кривых безразличия вытекают из тех аксиом, на которых базируется порядковый подход:

-наборы на кривых безразличия,  более удаленных от начала  координат, обеспечивают потребителю  большую полезность, а потому  предпочтительнее;

-касательная, проведенная  к любой точке кривой безразличия,  имеет отрицательный угол наклона;

-кривые безразличия не  пересекаются, т.к. потребитель не  может одновременно предпочитать  блага, находящиеся на разных  кривых и не делать различия  между ними;

-кривые безразличия содержат  зону замещения, в пределах  которой возможна эффективная  замена одного блага другим;

-кривая безразличия имеет  выпуклый по отношению к началу  координат вид из-за действия  закона замены, по которому потребитель  при сокращении потребления одного  блага на кривой безразличия,  увеличивает другое, но общий  уровень удовлетворения этого  потребителя остается неизменным .

Карта безразличия потребителя  показывает его субъективное отношение  к тому или иному набору товаров. Однако способность потребителя  удовлетворять свои вкусы и предпочтения и, следовательно, тот спрос, который он предъявляет на рынке, зависит от имеющегося у него дохода и от цен на соответствующие товары.

Оба этих фактора в совокупности определяют область доступных потребителю  потребительских наборов, или бюджетную область. Представим на координатной плоскости точки, каждая из которых представляет набор благ, покупка которых требует одинаковых затрат. Соединив точки непрерывной линией получим бюджетную линию (рис.3), представляющую собой совокупность наборов, которые может приобрести потребитель, расходуя весь свой бюджет.

Рис.3 Бюджетная линия

Бюджетное ограничение указывает, что общий расход должен быть не больше дохода. Не всякий товарный набор  доступен потребителю. Если весь свой фиксированный доход (М) потребитель  тратит на покупку товаров Х и  Y в количествах Qи Qпо ценам Pи PY, то бюджетное ограничение может быть записано следующим образом:

M = PЧQ+ PЧQY.

Решив это уравнение относительно QY, получим уравнение бюджетной линии:

QY=- PX /PY*QX+ M/ P

Бюджетная линия  представляет собой  совокупность наборов, которые может приобрести потребитель, расходуя весь свой доход.

      Изменение бюджетной  области может происходить как  в следствии изменения денежного  дохода, так и в результате изменения рыночных цен. Увеличение дохода при неизменных ценах позволит приобрести потребителю большее количество товара. Угол наклона бюджетной линии не изменится, поскольку цены остаются прежними, но сама линия сместится вверх и вправо R1. При понижении дохода линия сместится ниже и левее R3. (рис.4)

Изменение цены на один из товаров  при неизменных доходе и цене другого  товара изменит угол наклона бюджетной  линии. (рис.5)

Если цены на оба товара будут изменяться пропорционально, т. е. увеличиваться или уменьшаться  в одно и то же количество раз (например, при 10% инфляции все цены увеличиваются  в 1,1 раза), то бюджетная линия также  будет параллельно перемещаться: если цены пропорционально возрастут, то бюджетная линия сместится  влево и, наоборот, снижение цен переместит бюджетную линию вправо.

Отсюда следует, что если доход и цены одновременно пропорционально  возрастут (или одновременно пропорционально  понизятся), то положение бюджетной  линии не изменится. В этом состоит  смысл индексации доходов населения: инфляционное повышение цен, которое  приводит к параллельному смещению бюджетной линии влево, сопровождается одновременным пропорциональным (т. е. в то же количество раз) увеличением  дохода (что

смещает бюджетную линию  параллельно вправо), и бюджетная  линия, а значит, и реальное благосостояние потребителей не меняются.

Кривые безразличия и  бюджетная линия используются представителями  порядкового (ординалстского) подхода  для графической интерпретации  ситуации потребительского равновесия.

 

 

 

 

 

 

 

2. Равновесие потребителя в условиях бюджетных ограничений .

Определить равновесие потребителя  можно путем совмещения бюджетной  линии и карты безразличия. Равновесие потребителя соответствует такой комбинации товаров, которая максимизирует полезность наличном бюджетном ограничении. Предположим, что бюджет студента на питание равен 50 долл. в неделю; цена 1 кг куриного мяса составляет 2,5 долл., а цена одной пачки сливочного масла – 2 долл. Если студент потратит все деньги на мясо кур, то он сможет купить 20 кг, если же все деньги истратит на масло, то сможет купить 25 пачек. Возможны также комбинации: например, 8 кг мяса и 15 пачек масла, или 16 кг мяса и 5 пачек масла. Принимая во внимание, что может быть выбрана любая комбинация, построим бюджетную линию по точкам.

Если обозначить количество куриного мяса через х, а  количество пачек масла через  у, то уравнение бюджетной линии  можно записать в следующем виде:

2,5 х + 2 у = 50.

Точка М на графике  показывает, что бюджет расходуется  не полностью; точка N показывает, что  потребитель расходует больше, чем  имеет доход (следовательно, занимает деньги). Теперь, объединяя графики кривой безразличия и бюджетной линии, получим (рис.5).

 

Рис. 5. Совмещение кривых безразличия с бюджетной линией

Точка касания Е кривой безразличия с бюджетным ограничением означает положение равновесия потребителя и показывает, где потребитель извлечет максимум полезности из данных товаров и при данном бюджете.

    Из всех доступных для потребителя товарных наборов он выберет тот, который принадлежит наиболее удаленной от начала координат кривой безразличия. Именно этот набор обеспечит ему максимум удовлетворения. Такой набор определит точка касания бюджетной линии с наиболее отдаленной кривой безразличия.

Конечно, точка N показалась бы более желательной, но уровень дохода делает ее невозможной. Равновесие потребителя наступает тогда, когда у него отсутствуют стимулы изменять потребительский набор благ. Это значит, что в данном состоянии достигается максимально возможный результат, т.е. максимальная полезность, наибольшее удовлетворение потребностей. В точке равновесия наклон линии бюджетных возможностей, определяемый соотношением цен товаров, совпадет с наклоном кривой безразличия, определяемым предельной нормой замещения.

Равновесие  потребителя может изменяться под  влиянием изменения цен. Вместе с  тем эффект цены распадается на два  отдельных эффекта: эффект дохода и  эффект замещения или субституции. Первый заключается в том, что  с падением цены товара при неизменном номинальном доходе возрастает реальный доход потребителя, повышающий возможности  потребления данного товара. Второй эффект проявляется в том, что  с уменьшением цены товара появляются возможности замещать им в потреблении  более дорогие товары-субституты. Однако в случае с нормальным товаром  и с товаром низшего качества эти эффекты могут действовать  по-разному.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Характерные черты потребительского поведения в российской экономике

В условиях рыночной экономики и жесткой  конкурентной среды на рынке товаров  и услуг современной России образовался  целый ряд российских и международных  организаций и институтов, занимающихся исследованием потребительского поведения  россиян. Один из них - Всероссийский Центр Изучения Общественного Мнения (ВЦИОМ), в рамках которого с 1992г. ведется изучение динамики изменения основных показателей потребительского поведения для различных групп населения. Аналитический Центр Юрия Левады, проводящий массовые опросы по репрезентативным выборкам взрослого населения страны, предоставляет материал для анализа долговременных рядов социологических данных об отношении всех слоев населения России к изменениям в основных сферах социальной и экономической жизни общества. Современные исследования касаются различных аспектов потребительского поведения: анализ данных потребительских панелей, аудит розничной торговли, исследования эффективности рекламы, стиля жизни различных групп потребителей, их отношения на рынке товаров и услуг, измерение аудитории СМИ и т.д

Информация о работе Потребительское поведение