Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 21:41, контрольная работа
Идея утверждения права (или закона) в общественной жизни своими корнями восходит к глубокой древности - к тому периоду в истории человечества, когда возникли первые государства. Ведь для того, чтобы упорядочить социальные отношения с помощью права, государство должно было конституировать себя законодательным путем, то есть определить правовые основы государственной власти.
Введение
1. Правое государство и основные направления правовой реформы в современной России
2. Проблемы правового реформирования страны
Заключение
Список использованной литературы
Задача 1.
Задача 2.
Тестовые задания.
Решающие шаги в практическом
осуществлении судебной реформы
были предприняты Верховным Советом
РФ незадолго до принятия Конституции
РФ 1993 г. В этот период в компетенцию
судов общей юрисдикции перешли
новые категории дел: налоговые,
земельные, пенсионные, о праве на
занятие предпринимательской
Уже в 1993 году с принятием Конституции Российской Федерации было провозглашено, что Россия - это правовое демократическое государство.
В развитие базовых положений Конституции РФ существенный вклад внесла Государственная Дума первого созыва. В период ее работы были приняты:
Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.94, №1-ФКЗ;
Федеральный закон «О некоторых
вопросах организации и деятельности
военных судов и органов
Федеральный закон «О государственной
защите судей, должностных лиц
Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28.04.95, №1-ФКЗ;
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 05.05.95, №70-ФЗ вместе с федеральным законом о введении его в действие 05.05.95, №71-ФЗ;
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» от 10.01.96, №6-ФЗ.
Основной системообразующий документ, который установил единое правовое пространство для законодательства о судоустройстве, приняла Государственная Дума второго созыва. Этим документом стал Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.96, № 1-ФКЗ.
За ним последовали другие законы, обеспечивающие дальнейший ход судебной реформы:
Федеральный закон «О судебных приставах» от 21.07.97, №118-ФЗ;
Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 21.07.97, №119-ФЗ;
Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» от 08.01.98, № 7-ФЗ;
Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17.12.98, № 188-ФЗ;
Федеральный закон «О финансировании судов Российской Федерации» от 10.02.99, № 30-ФЗ;
Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» от 23.06.99, № 1-ФКЗ;
Федеральный закон «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» от 29.12.99, №218-ФЗ;
Федеральный закон «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» от 02.01.2000, № 37-ФЗ.
Конституция Российской Федерации,
закрепившая систему органов
правосудия, отводит арбитражным
судам функции судебного органа
по разрешению экономических споров.
Традиционно в течение многих
десятилетий разрешение хозяйственных
(экономических) споров между юридическими
лицами было обособлено от разрешения
споров с участием граждан. Характер
дел, рассматриваемых арбитражными
судами, особенности споров, возникающих
в предпринимательской
Расширение судебной компетенции
за счет сужения компетенции
В течение всего хода реформы, создавались, и в настоящее время в России формируются и функционируют различные группы и комитеты по совершенствованию законодательства. Так, в 2000 году Распоряжением Президента Российской Федерации от 28 ноября 2000 года №534-рп была образована рабочая группа по вопросам совершенствования законодательства Российской Федерации о судебной системе.
Серьезный виток судебно-правовая реформа получила в середине-конце 2001 года.
Во-первых, наконец-то была принята Концепция «Развития судебной системы России на 2002-2006 годы» - программа, направленная на реализацию современной судебно-правовой реформы, повышение эффективности деятельности судебной власти в Российской Федерации, создание оптимального организационно-правового и материально-технического обеспечения судебно-правовой системы в Российской Федерации.
Во-вторых, к началу 2002 года Государственной думой были приняты:
Уголовно-процессуальный кодекс РФ;
Кодекс об административных правонарушениях;
Трудовой кодекс РФ.
Сегодня в России идет также
процесс становления частного права.
Государство встает на защиту тех
договоренностей, которые заключили
между собой частные лица. Этот
процесс можно сравнить с разгосударствлением
социалистической собственности, приватизацией.
Как в сфере экономики
2. Проблемы правового реформирования страны
Основными элементами современной правовой реформы РФ являются:
· законодательное обеспечение системы прав человека в обществе, прежде всего реальных гарантий прав и законных интересов личности;
· упрочение основ и защита конституционного строя;
· реформирование государственного
управления, в том числе совершенствование
системы государственной
· создание целостной правовой базы организации и деятельности судебной системы и органов юстиции;
· обеспечение координации
нормотворческой деятельности федеральных
органов государственной
· формирование правовой базы и институциональная реформа правоохранительной системы для усиления борьбы с преступностью;
· конкретизация основ федерализма в Российской Федерации;
· выработка принципиальных направлений и форм осуществления реформы местного самоуправления; дальнейшее системное правовое обеспечение развития экономики;
· развитие системы правового воспитания, в том числе укрепление системы юридического образования и юридической науки и др.
Современное состояние правовой
базы, обеспечивающей проведение судебной
реформы, позволяет говорить, что
достигнуты серьезные результаты по
концептуальным направлениям, отвечающие
требованиям правового
· судебная власть утвердилась
как самостоятельная и
· решены основные вопросы независимости судей;
· создана единая система
судебной власти Российской Федерации,
закреплена структура федеральных
судов и судов субъектов
· создан Конституционный Суд, органы конституционного правосудия субъектов Российской Федерации и система арбитражных судов;
· учреждены институты мировых судей, присяжных заседателей, судебных приставов, усилены гарантии независимости судей военных судов от командования и органов исполнительной власти;
· обеспечена система гарантий самостоятельности судов, сформированы органы судейского сообщества - съезды и Советы судей, квалификационные коллегии судей;
· учрежден Судебный департамент при Верховном Суде РФ, урегулирован вопрос материального обеспечения деятельности судов всех уровней;
· реализован принцип финансирования судов из федерального бюджета;
· обеспечена государственная защита судей при исполнении ими полномочий и создана система материальных и социальных гарантий судей.
В настоящее время можно констатировать, что результаты судебной реформы налицо. Об этом свидетельствует значительное увеличение обращений граждан в суды за защитой своих прав. При этом число споров, связанных с нарушением трудовых прав граждан, увеличилось почти в 4 раза, жилищных - почти вдвое. Были созданы возможности для обжалования решений и действий государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающих конституционные права граждан, вследствие чего, например, число обращений граждан в суды за защитой своих прав от неправомерных действий должностных лиц, коллегиальных органов и органов местного самоуправления.
Однако темпы процесса
обновления законодательства в этой
сфере не вызывают удовлетворения ни
у законодателей, ни у правоприменителей.
Это отмечалось и в Послании Президента
РФ Федеральному Собранию от 30 марта 1999
г., где подчеркивалось, что достаточная
законодательная база, обеспечивающая
осуществление быстрого, полного, справедливого,
гуманного и неотвратимого
Реформа должна быть комплексной,
то есть охватывающей вопросы судоустройства,
организации и деятельности правоохранительных
органов, включая органы дознания и
предварительного следствия, прокуратуру,
адвокатуру; касающейся основных принципов
и норм судопроизводства; определяющей
требования к отраслям материального
права, применяемого судами. Предстоит
учесть принципы системной организации
и опыт зарубежных стран. Стремление
к демократизму должно сочетаться с
научной обоснованностью
В. Зорькин - Председатель Конституционного Суда РФ выделяет три основные задачи и одновременно три направления правовой реформы:
· правовая трансформация общества;
· трансформация и стабилизация системы права;
· реализация жесткой и
устойчивой системы правоприменения
и обеспечения доступа граждан
к правосудию. Зорькин В. Об угрозах
конституционному строю в XXI веке и
необходимости проведения правовой
реформы в России. // Бюллетень
института социально-
Для их реализации необходимо решить три основные проблемы.
Первая - качество, современность и последовательность законодательства. Законы, принимаемые различными ветвями власти, часто противоречат, как Основному закону страны, так и общепринятым принципам и нормам международного права.
Немало законов принимается
под давлением лоббистских «
Объективный факт, от которого невозможно отмахнуться, - недостаточная квалификация и недостаточный опыт значительной части российских законодателей.
Во многих странах вопрос уже давно решается путем тщательного обсуждения законопроектов в профессиональном сообществе и (причем публично) в обществе в целом, затем в дискуссиях (вместе с независимыми юристами) во фракциях и профильных комиссиях парламентов и лишь после этого на общепарламентских дискуссиях.
Только так можно свести к минимуму возможность появления «плохих» законов и риск возникновения правовых коллизий, которые в своих корыстных целях используют всякие недобросовестные лоббисты, коррупционеры и политические авантюристы.
Вторая проблема российского права - нестабильность законодательства. Например, не так давно принятые кодексы - Уголовный, Уголовно-процессуальный, Налоговый (равно как и многие другие законодательные акты) - уже оказались измененными чуть ли не наполовину. При этом одни дефекты исчезли, но появились другие. К тому же все кодексы плохо увязаны между собой, что создает взаимные правовые коллизии.
Стабильность Конституции и всей основанной на ней правовой системы - залог социальной, политической, экономической и, в конечном счете, государственной устойчивости.
Третья проблема - юридически грамотные кадры, отсталые правосознание и юридическое образование. Юридические кадры в нынешней России крайне недостаточны и по количеству, и по качеству. А высококвалифицированные юристы - вообще в острейшем дефиците. Юридическая наука как таковая не обеспечена специалистами той квалификации, которая позволила бы решать грандиозную задачу создания новой правовой системы.