Правовая реформа в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 21:41, контрольная работа

Краткое описание

Идея утверждения права (или закона) в общественной жизни своими корнями восходит к глубокой древности - к тому периоду в истории человечества, когда возникли первые государства. Ведь для того, чтобы упорядочить социальные отношения с помощью права, государство должно было конституировать себя законодательным путем, то есть определить правовые основы государственной власти.

Содержание

Введение
1. Правое государство и основные направления правовой реформы в современной России
2. Проблемы правового реформирования страны
Заключение
Список использованной литературы
Задача 1.
Задача 2.
Тестовые задания.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 60.47 Кб (Скачать файл)

Решающие шаги в практическом осуществлении судебной реформы  были предприняты Верховным Советом  РФ незадолго до принятия Конституции  РФ 1993 г. В этот период в компетенцию  судов общей юрисдикции перешли  новые категории дел: налоговые, земельные, пенсионные, о праве на занятие предпринимательской деятельностью, на свободу слова, получение и  распространение информации, разрешение конфликтов в сферах административного  регулирования, споров о праве заниматься политической и общественной деятельностью  и др. Расширился круг полномочий в  сфере уголовного судопроизводства, области контроля за соблюдением  законодательства о выборах, трудового  законодательства. Интенсивный процесс  законотворчества сопровождался расширением  сферы судебного регулирования. Переход от административно-командного управления экономикой к государственному регулированию новыми методами рыночных отношений создал объективные условия  для отказа от системы государственного арбитража и для формирования арбитражных судов.

Уже в 1993 году с принятием  Конституции Российской Федерации  было провозглашено, что Россия - это  правовое демократическое государство.

В развитие базовых положений  Конституции РФ существенный вклад  внесла Государственная Дума первого  созыва. В период ее работы были приняты:

Федеральный конституционный  закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.94, №1-ФКЗ;

Федеральный закон «О некоторых  вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной  юстиции» от 03.12.94, № 55-ФЗ;

Федеральный закон «О государственной  защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20.04.95, №45-ФЗ;

Федеральный конституционный  закон «Об арбитражных судах  в Российской Федерации» от 28.04.95, №1-ФКЗ;

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 05.05.95, №70-ФЗ вместе с федеральным законом  о введении его в действие 05.05.95, №71-ФЗ;

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей  и работников аппаратов судов  Российской Федерации» от 10.01.96, №6-ФЗ.

Основной системообразующий  документ, который установил единое правовое пространство для законодательства о судоустройстве, приняла Государственная  Дума второго созыва. Этим документом стал Федеральный конституционный  закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.96, № 1-ФКЗ.

За ним последовали  другие законы, обеспечивающие дальнейший ход судебной реформы:

Федеральный закон «О судебных приставах» от 21.07.97, №118-ФЗ;

Федеральный закон «Об  исполнительном производстве» от 21.07.97, №119-ФЗ;

Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» от 08.01.98, № 7-ФЗ;

Федеральный закон «О мировых  судьях в Российской Федерации» от 17.12.98, № 188-ФЗ;

Федеральный закон «О финансировании судов Российской Федерации» от 10.02.99, № 30-ФЗ;

Федеральный конституционный  закон «О военных судах Российской Федерации» от 23.06.99, № 1-ФКЗ;

Федеральный закон «Об  общем числе мировых судей  и количестве судебных участков в  субъектах Российской Федерации» от 29.12.99, №218-ФЗ;

Федеральный закон «О народных заседателях федеральных судов  общей юрисдикции в Российской Федерации» от 02.01.2000, № 37-ФЗ.

Конституция Российской Федерации, закрепившая систему органов  правосудия, отводит арбитражным  судам функции судебного органа по разрешению экономических споров. Традиционно в течение многих десятилетий разрешение хозяйственных (экономических) споров между юридическими лицами было обособлено от разрешения споров с участием граждан. Характер дел, рассматриваемых арбитражными судами, особенности споров, возникающих  в предпринимательской деятельности, значимость быстрого и правосудного разрешения сложных конфликтов в  сфере экономики обусловили существование  арбитражного суда наряду с судами общей юрисдикции, а также особенности  процессуальной формы его деятельности. В 1991-1992 годах были приняты утратившие ныне силу закон об арбитражном суде и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.

Расширение судебной компетенции  за счет сужения компетенции административных органов и их должностных лиц  не только реально обеспечило защиту прав и законных интересов граждан  и юридических лиц, но и значительно  увеличило объем полномочий и  работы по осуществлению судебной власти в Российской Федерации судами общей  юрисдикции. Законодательное обеспечение  деятельности судов общей юрисдикции могло бы решить важнейшие проблемы судебной реформы. Однако различие в  подходах к организации судов  общей юрисдикции отодвинуло принятие закона о судебной системе на длительное время.

В течение всего хода реформы, создавались, и в настоящее время  в России формируются и функционируют  различные группы и комитеты по совершенствованию  законодательства. Так, в 2000 году Распоряжением  Президента Российской Федерации от 28 ноября 2000 года №534-рп была образована рабочая группа по вопросам совершенствования  законодательства Российской Федерации  о судебной системе.

Серьезный виток судебно-правовая реформа получила в середине-конце 2001 года.

Во-первых, наконец-то была принята  Концепция «Развития судебной системы  России на 2002-2006 годы» - программа, направленная на реализацию современной судебно-правовой реформы, повышение эффективности  деятельности судебной власти в Российской Федерации, создание оптимального организационно-правового  и материально-технического обеспечения  судебно-правовой системы в Российской Федерации.

Во-вторых, к началу 2002 года Государственной думой были приняты:

Уголовно-процессуальный кодекс РФ;

Кодекс об административных правонарушениях;

Трудовой кодекс РФ.

Сегодня в России идет также  процесс становления частного права. Государство встает на защиту тех  договоренностей, которые заключили  между собой частные лица. Этот процесс можно сравнить с разгосударствлением  социалистической собственности, приватизацией. Как в сфере экономики появляется субъект, наделенный частной собственностью, так и в правовой сфере возникает  субъект, наделенный существенной автономией, независимостью, возможностью самостоятельно, свободно и в своем интересе решать свои частные дела, не причиняя при  этом ущерба правам и законным интересам  других лиц, т.е. субъект, частное право  которого гарантируется государством. Это приводит к росту значения диспозитивного метода правового регулирования.

 

 

 

2. Проблемы правового  реформирования страны

Основными элементами современной  правовой реформы РФ являются:

· законодательное обеспечение  системы прав человека в обществе, прежде всего реальных гарантий прав и законных интересов личности;

· упрочение основ и  защита конституционного строя;

· реформирование государственного управления, в том числе совершенствование  системы государственной регистрации  общественных объединений и других юридических лиц и контроля за их деятельностью;

· создание целостной правовой базы организации и деятельности судебной системы и органов юстиции;

· обеспечение координации  нормотворческой деятельности федеральных  органов государственной власти, а также федеральных органов  государственной власти и органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации;

· формирование правовой базы и институциональная реформа  правоохранительной системы для  усиления борьбы с преступностью;

· конкретизация основ  федерализма в Российской Федерации;

· выработка принципиальных направлений и форм осуществления  реформы местного самоуправления; дальнейшее системное правовое обеспечение  развития экономики;

· развитие системы правового  воспитания, в том числе укрепление системы юридического образования  и юридической науки и др.

Современное состояние правовой базы, обеспечивающей проведение судебной реформы, позволяет говорить, что  достигнуты серьезные результаты по концептуальным направлениям, отвечающие требованиям правового государства:

· судебная власть утвердилась  как самостоятельная и независимая  в своей деятельности от законодательной  и исполнительной властей, конституционно определена ее компетенция;

· решены основные вопросы  независимости судей;

· создана единая система  судебной власти Российской Федерации, закреплена структура федеральных  судов и судов субъектов Российской Федерации;

· создан Конституционный  Суд, органы конституционного правосудия субъектов Российской Федерации  и система арбитражных судов;

· учреждены институты  мировых судей, присяжных заседателей, судебных приставов, усилены гарантии независимости судей военных  судов от командования и органов  исполнительной власти;

· обеспечена система гарантий самостоятельности судов, сформированы органы судейского сообщества - съезды и Советы судей, квалификационные коллегии судей;

· учрежден Судебный департамент  при Верховном Суде РФ, урегулирован вопрос материального обеспечения  деятельности судов всех уровней;

· реализован принцип финансирования судов из федерального бюджета;

· обеспечена государственная  защита судей при исполнении ими  полномочий и создана система  материальных и социальных гарантий судей.

В настоящее время можно  констатировать, что результаты судебной реформы налицо. Об этом свидетельствует  значительное увеличение обращений  граждан в суды за защитой своих  прав. При этом число споров, связанных  с нарушением трудовых прав граждан, увеличилось почти в 4 раза, жилищных - почти вдвое. Были созданы возможности  для обжалования решений и  действий государственных органов, общественных организаций и должностных  лиц, нарушающих конституционные права  граждан, вследствие чего, например, число  обращений граждан в суды за защитой  своих прав от неправомерных действий должностных лиц, коллегиальных  органов и органов местного самоуправления.

Однако темпы процесса обновления законодательства в этой сфере не вызывают удовлетворения ни у законодателей, ни у правоприменителей. Это отмечалось и в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 30 марта 1999 г., где подчеркивалось, что достаточная  законодательная база, обеспечивающая осуществление быстрого, полного, справедливого, гуманного и неотвратимого правосудия, еще не создана.

Реформа должна быть комплексной, то есть охватывающей вопросы судоустройства, организации и деятельности правоохранительных органов, включая органы дознания и  предварительного следствия, прокуратуру, адвокатуру; касающейся основных принципов  и норм судопроизводства; определяющей требования к отраслям материального  права, применяемого судами. Предстоит  учесть принципы системной организации  и опыт зарубежных стран. Стремление к демократизму должно сочетаться с  научной обоснованностью реформы. Необходимо исходить во всех принимаемых  решениях и проводимых мероприятиях из внутренней природы правосудия, суда и других составляющих объект реформы элементов.

В. Зорькин - Председатель Конституционного Суда РФ выделяет три основные задачи и одновременно три направления  правовой реформы:

· правовая трансформация  общества;

· трансформация и стабилизация системы права;

· реализация жесткой и  устойчивой системы правоприменения  и обеспечения доступа граждан  к правосудию. Зорькин В. Об угрозах  конституционному строю в XXI веке и  необходимости проведения правовой реформы в России. // Бюллетень  института социально-политических исследований РАН. №3-2004.

Для их реализации необходимо решить три основные проблемы.

Первая - качество, современность  и последовательность законодательства. Законы, принимаемые различными ветвями  власти, часто противоречат, как  Основному закону страны, так и  общепринятым принципам и нормам международного права.

Немало законов принимается  под давлением лоббистских «групп интересов», противоречащих базовым  приоритетам общества и государства.

Объективный факт, от которого невозможно отмахнуться, - недостаточная  квалификация и недостаточный опыт значительной части российских законодателей.

Во многих странах вопрос уже давно решается путем тщательного  обсуждения законопроектов в профессиональном сообществе и (причем публично) в обществе в целом, затем в дискуссиях (вместе с независимыми юристами) во фракциях и профильных комиссиях парламентов  и лишь после этого на общепарламентских  дискуссиях.

Только так можно свести к минимуму возможность появления  «плохих» законов и риск возникновения  правовых коллизий, которые в своих  корыстных целях используют всякие недобросовестные лоббисты, коррупционеры  и политические авантюристы.

Вторая проблема российского  права - нестабильность законодательства. Например, не так давно принятые кодексы - Уголовный, Уголовно-процессуальный, Налоговый (равно как и многие другие законодательные акты) - уже  оказались измененными чуть ли не наполовину. При этом одни дефекты  исчезли, но появились другие. К тому же все кодексы плохо увязаны  между собой, что создает взаимные правовые коллизии.

Стабильность Конституции  и всей основанной на ней правовой системы - залог социальной, политической, экономической и, в конечном счете, государственной устойчивости.

Третья проблема - юридически грамотные кадры, отсталые правосознание и юридическое образование. Юридические кадры в нынешней России крайне недостаточны и по количеству, и по качеству. А высококвалифицированные юристы - вообще в острейшем дефиците. Юридическая наука как таковая не обеспечена специалистами той квалификации, которая позволила бы решать грандиозную задачу создания новой правовой системы.

Информация о работе Правовая реформа в современной России