Правосудие и его демократические принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 18:04, контрольная работа

Краткое описание

В любом государстве, претендующем на то, чтобы его считали демократическим, данный принцип тоже следует относить, как и принцип законности, к числу универсальных. Жизнь и здоровье, честь и достоинство, права и свободы человека и гражданина — ценности, которые подлежат первоочередной защите во всех сферах государственной и общественной жизни, в том числе, разумеется, и при осуществлении правосудия. Юридической базой для такого подхода в наши дни является уже давно пользующаяся широким признанием идея, положенная в основу ст. 2 Конституции РФ. “Человек, его права и свободы,— говорится в этой статье, — являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства”.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Правосудие и его демократические принципы……………………………..5
1.1 Понятие и принципы правосудия…………………………………….….5
2.Содержание отдельных принципов правосудия……………………...……..10
Заключение…………………………………….……………………………………19
Библиографический список……………………..…………………………………20

Вложенные файлы: 1 файл

правоохранительные органы.docx

— 52.68 Кб (Скачать файл)

 а) принципы, установленные международно-правовыми документами; б) конституционные принципы;

в) принципы, установленные отраслевым законодательством.

Однако, некоторые принципы нашли закрепление в актах разного уровня. Например, принцип презумпции невиновности отражен в международных актах (в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Международном пакте о гражданских и политических правах), в Конституции России, а также в Уголовно-процессуальном кодексе РФ.

 

 

 

2. Содержание отдельных принципов правосудия.

2.1 Принцип законности

       Законность есть правовая идея, сущность которой заключается в требовании соблюдения норм права всеми субъектами общественных отношений. Этот принцип предполагает недопустимость нарушения закона (в широком смысле этого термина) в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, юридических и физических лиц, в общественной жизни в целом.

           Принцип законности является общеправовым. Его соблюдение в судопроизводстве особенно важно в силу того, что деятельность суда и органов предварительного расследования существенно затрагивает основные права и свободы личности, зачастую ограничивая их путем применения суровых мер государственно-правового принуждения. Принцип законности в правосудии предполагает, что суд действует на основе закона. Это означает, что, во-первых, процедура судопроизводства осуществляется в точном соответствии с процессуальным порядком, установленным процессуальным законодательством, и, во-вторых, решение суда должно соответствовать не только по процессуально форме, но, прежде всего, по содержанию международным договорам, Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным актам. Законность предполагает соблюдение не любого нормативного акта, а лишь того, который соответствует федеральному закону, и федерального закона, соответствующего федеральным конституционным законам и Конституции РФ. Согласно ч. 3 ст. 5 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции РФ, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору РФ, конституции (уставу) или закону субъекта РФ, принимает решение в соответствии с правовыми 2

положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.

Согласно  ч. 1 ст. 15 Конституции РФ она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. В соответствии с этим суды при рассмотрении дел должны оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию в качестве акта прямого действия.

2.2 Принцип равенства всех перед законом и судом

       Ст. 19 Конституции РФ провозглашает, что все равны перед законом и судом, а государство должно гарантировать равенство прав и свобод человека и гражданина. Любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности запрещаются. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Равенство перед законом означает равенство прав, свобод, обязанностей и ответственности человека и гражданина в рамках общего правового статуса, установленного законодательством. Последнее не исключает особенностей правового статуса отдельных категорий лиц, предоставления им более широких прав или возложения на них специфических обязанностей, обусловленных например, занимаемой должностью. Так, ст. 3 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» определяет требования, предъявляемые только к судьям и не свойственные обычным гражданам. Например, обязанность судьи при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

Кроме того, судья не вправе быть депутатом, третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности

судьи с  другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской,  литературной и иной творческой деятельности.

      Равенство перед судом раскрывается в ст. 7 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ», которая закрепляет, что суды не должны отдавать предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе, сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям. Равенство перед судом, кроме того, означает наделение всех граждан РФ или граждан иностранного государства, лиц без гражданства, представших перед судом в том или ином качестве равными процессуальными правами и обязанностями.

2.3.Принцип осуществления правосудия только судом

     Правосудие - исключительная прерогатива судебной власти. Ни один

другой  государственный орган не вправе осуществлять правосудие. Этот принцип закреплен в ч. 1 ст.118 Конституции РФ. Перечень судов, установленный Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ» является исчерпывающим. Никакие другие суды, в том числе, чрезвычайные, временные не могут создаваться и действовать на территории РФ.

      Этот принцип конкретизируется в ряде других статей Конституции РФ и в процессуальном законодательстве. Так, согласно ст. 49 Конституции РФ, лицо может быть признано виновным в совершении преступления только приговором суда, вступившим в законную силу, а ч. 3 ст. 35 устанавливает, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Отмена или изменение судебных решений возможно только вышестоящими судами в порядке, установленном процессуальным законодательством.

Суду  предоставлены исключительные полномочия по осуществлению правосудия потому, что ни один другой государственный орган не обладает такими возможностями, как независимый суд для принятия обоснованного и справедливого решения на основе непосредственного исследования доказательств, в условиях устного и гласного судебного разбирательства при обеспечении состязательности и равноправия сторон, наделения участников  судопроизводства широкими процессуальными правами.

2.4 Принципы самостоятельности судов и независимости судей

     Независимость судебной власти от других ветвей государственной власти вытекает из установленного ст. 10 Конституции РФ принципа разделения властей и закреплена в ч. 2. ст. 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» следующим образом: «Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей».

Суд, как  уже отмечалось, в условиях действия принципа разделения властей выступает наиболее важным звеном в системе сдержек и противовесов. Он может не применить (а в ряде случаев признать недействующим) нормативный или ненормативный акт, противоречащий закону, или даже закон, противоречащий Конституции, блокировать их действие. Суд должен выносить не только законные, но и справедливые решения, поэтому зачастую ему приходится отклоняться от буквы закона и руководствоваться его «духом», общеправовыми принципами. Поэтому суд, применяя абстрактное правовое предписание к конкретной жизненной ситуации, к определенным лицам, становится инструментом «обратной связи» между обществом и законодателем.

Возможность обжалования действий и решений  любого государственного органа и должностного лица в суд является наиболее существенной гарантией против произвола государства, нарушения его органами и должностными лицами прав и свобод человека. Самостоятельность судов гарантируется их финансированием исключительно из федерального бюджета, осуществлением организационного и материально-технического обеспечения деятельности судов общей юрисдикции Судебным департаментом при Верховном Суде РФ и его органами в субъектах РФ.

     Суды осуществляют правосудие самостоятельно не только по отношению к другим органам государственной власти, но и по отношению к вышестоящим судам. Процессуальное законодательство запрещает вышестоящим инстанциям при возвращении дел на новое рассмотрение в нижестоящую инстанцию предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, о преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какое решение должно быть вынесено при новом рассмотрении дела.

Согласно  ч.1 ст. 120 Конституции РФ и ч. 2 ст. 5 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» судьи, присяжные и арбитражные заседатели независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Они осуществляют судебную власть независимо от чьей бы то ни было воли.

2.5 Принцип участия граждан в отправлении правосудия

Ч. 5 ст. 32 Конституции РФ устанавливает что граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия. Это положение конкретизируется в процессуальном законодательстве. Этот принцип заключается в привлечении граждан к разрешению уголовных и арбитражных дел и является одним из проявлений демократии, так как обеспечивает участие представителей народа в осуществлении судебной власти. В настоящее время согласно процессуальному закону участие граждан в осуществлении правосудия возможно только в двух  формах: в качестве присяжных и арбитражных заседателей.

В новом  УПК РФ и ГПК РФ институт народных заседателей, получивший развитие в нашем государстве с приходом советской власти, уже не предусмотрен. Несмотря на то, что данный шаг законодателя существенно 3сужает действие рассматриваемого принципа, отказ от института народных заседателей представляется оправданным, ибо такая форма участия представителей народа в отправлении правосудия на практике показала свою неэффективность .Суд присяжных в России был введен в ходе судебно-правовой реформы 1864 г. А.Ф. Кони говорил о суде присяжных как о лучшей части реформы, основанной на доверии к правосудию и нравственному духу народа. Однако в 1917 г. история суда присяжных в нашей стране была прервана ленинским Декретом о суде №1.

      В настоящее время суд присяжных действует во всех субъектах РФ (кроме Чеченской республики, где его введение предусмотрено с 1 января 2007 г. согласно ст. 8 Федерального закона «О введении в действие УПК РФ»). С участием присяжных рассматриваются уголовные дела о преступлениях, подсудных судам областного звена, при условии заявления обвиняемым ходатайства об этом.

Порядок привлечения граждан для участия  в уголовном судопроизводстве в качестве присяжных заседателей регулируется Федеральным законом «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» от 20 августа 2004 г. Сравнительно новым для отечественного судопроизводства является институт арбитражных заседателей. Он был введен Положением об эксперименте по рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей, утвержденным постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 сентября 1996 г. № 10.

2.6 Принцип открытого (гласного) разбирательства дел в судах

   Согласно ч. 1 ст. 123 Конституции РФ разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях,  предусмотренных федеральным законом. Смысл данного принципа состоит в возможности присутствия граждан при разбирательстве судебных дел. Возможность присутствия публики в зале

судебного заседания свидетельствует о  демократизме правосудия, не позволяет допускать какого-либо процессуального упрощенчества, требует от судей ответственного отношения к тому, чтобы решения, принятые в рамках открытого судебного процесса были максимально обоснованными и убедительными. Исключения из этого принципа, как уже было отмечено, могут устанавливаться не иначе как федеральным законом. Например, согласно ч. 2 ст. 241 УПК РФ закрытое судебное разбирательство допускается на основании определения или постановления суда в случаях, когда: разбирательство уголовного дела в суде может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны; рассматриваются уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста шестнадцати лет; рассмотрение уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлениях может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство; этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц.

     Переписка, запись телефонных и иных переговоров, телеграфные, почтовые и иные сообщения лиц могут быть оглашены в открытом судебном заседании только с их согласия. В противном случае указанные материалы оглашаются и исследуются в закрытом судебном заседании. Данные требования применяются и при исследовании материалов фотографирования, аудио- и (или) видеозаписей, киносъемки, носящих личный характер. Кроме того, при рассмотрении уголовных дел лицо в возрасте до шестнадцати лет, если оно не является участником уголовного судопроизводства, допускается в зал судебного заседания только с разрешения председательствующего.

2.7 Принцип государственного языка судопроизводства

      В ч. 2 ст. 26 Конституции РФ закреплено право каждого на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, обучения и творчества. Тем не менее, по общему правилу судопроизводство ведется на государственном языке России - на русском языке. Из этого общего правила существуют  исключения, обусловленные федеративным государственным устройством России и нахождением в ее составе национально-государственных субъектов федерации (республик). В республиках, входящих в состав РФ, судопроизводство может вестись на государственных языках соответствующих республик. В Верховном Суде РФ, военных судах, арбитражных судах судопроизводство ведется только на русском языке.

Информация о работе Правосудие и его демократические принципы