Предмет, объект и методы исследования современной макроэкономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 18:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить предмет и метод исследования современной макроэкономики.
Задачи курсовой работы:
۰ изучить объект исследования макроэкономики;
۰ рассмотреть основные вопросы «Макроэкономики»;
۰ рассмотреть содержание метода и его элементы;
۰ рассмотреть теоретические основы и функции современной макроэкономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 5
1.1. Объект исследования макроэкономики 5
1.2. Предмет изучения макроэкономики 9
1.3. Теоретические основы и функции современной макроэкономики 11
2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МАКРОЭКОНОМИКИ 15
2.1. Общеэкономические методы исследования макроэкономики 15
2.2. Специфические методы исследования макроэкономики. Методологические особенности макроэкономического анализа 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

Если один и тот же экономический показатель (например, ВВП, объем чистых инвестиций и т. д.) можно определить несколькими способами, то один из методов расчета удобно использовать в качестве контрольного, чтобы выявить степень погрешности.

В некоторых случаях балансовый метод предполагает построение специальной таблицы, которая наглядно показывает направления разных потоков (доходы — расходы, экспорт — импорт, сбережения — накопления» (рис 2.1).

Рис. 2.1. Изображение экономического потока при помощи балансового метода Источник: [7,с. 27]

В таких случаях столбцы и строки могут отражать основных агрегированных субъектов макроэкономики. С учетом решаемой задачи в качестве таковых могут выделяться отрасли, города, регионы и т. п.

Эксперимент. Один из известных пародистов как то заявил со сцены, что основная ошибка идеологов социалистического строительства состояла в том, что данный эксперимент сразу стали проводить на людях, предварительно не испробовав его на обезьянах.

Так или иначе, но макроэкономический метод действительно предполагает широкое использование экономического эксперимента.

Эксперимент выступает как искусственное воспроизведение объекта в наиболее благоприятных условиях с целью его изучения и накопления практического опыта.

Эксперимент всегда ограничен по масштабу. По сути дела, в рамках существующей национальной экономической системы искусственно создается небольшой «заповедник», где скрупулезно отрабатываются новые приемы хозяйствования и экономической политики (налогообложение, режим банкротства, экономическая интеграция, привлечение иностранного капитала и т. п.). Еще раз напомним, что экономический эксперимент — это практический опыт людей, наделенных властью, над другими людьми. Поэтому к разработке условий проведения такого эксперимента необходимо относиться предельно ответственно.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Целью экономической теории является изучение взаимодействия людей в процессе поиска эффективных путей использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения потребностей общества. В отличие от микроэкономики, которая изучает главным образом поведение отдельного хозяйствующего субъекта, макроэкономика исследует систему как целое и ее важнейшие составные элементы, такие, как совокупное производство, общий уровень цен, цели и проблемы экономической политики, внешней торговли, безработицы, инфляции, функционирования государственного сектора и др.

Отличительной особенностью макроэкономического анализа является моделирование, позволяющее исследовать экономические явления и процессы посредством построения их условных образов. Поскольку специфика макроэкономики как единого целого исключает возможность экспериментального моделирования, в основном используется теоретическое. Наиболее важное значение для макроэкономики имеют три метода: математическое, балансовое, статическое и динамическое моделирование.

Математическое моделирование основывается на том, что основные параметры экономики соизмеримы, и устанавливает качественные и количественные зависимости переменных величин, описывающих экономический процесс. При построении модели применяется метод научной абстракции — воспроизводятся наиболее существенные связи между переменными, а от второстепенных исследователь абстрагируется.

Макроэкономические модели основываются на балансовом методе, так как предполагается, что на всех рынках обеспечивается равенство доходов и расходов, производства и объема продаж, совокупного спроса и совокупного предложения. И хотя в реальности такое равновесие практически недостижимо, именно стремление к нему и позволяет решать макроэкономические проблемы занятости, экономического роста, инфляции и др.

Используемые в макроэкономике модели могут быть статическими или динамическими. Статические анализируют экономическую систему в определенный период времени. Динамические модели на основе исходных данных дают прогноз развития экономической системы. Особенностью статического моделирования является использование системы национальных счетов, что позволяет определить значения макроэкономических параметров за период с целью получения информации о результатах функционирования экономики. Динамические же модели представляют прогнозное моделирование экономических явлений и процессов на основе определенных теоретических разработок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

  1. Агапова, Т.А. Макроэкономика: учебник / Т.А. Агапова, С.Ф.  Серегина. - 4-е изд. - М.: Дело и Сервис, 2001.- 448 с.
  2. Антонова, Н.Б. Государственное регулирование экономики: учебник / Н.Б. Антонова. - Мн.: Академия управления при Президенте РБ, 2002. -775 с.
  3. Бункина, М.К. Макроэкономика: учебник / М.К. Бункина,  А. М. Семенов.  - 4-е изд. -М.: Дело и Сервис, 2003. -510 с.
  4. Доллан, Э. Макроэкономика: учебник / Э.Доллан, Дж. Линдсей — СПб.: Питер, 1997. — 408 с.
  5. Курс экономической теории: учеб. пособие / М.Н. Чепурина [и др.]; под ред. М.Н. Чепуриной. – Киров: Изд-во учебной литературы, 1996. – 495 с.
  6. Курс экономической теории: учебник / М. И. Плотницкий [и др.]; под ред. М. И. Плотницкого. – Минск: Интерпрессервис, Мисанта, 2003. – 591 с.
  7. Лемешевский, И. М. Макроэкономика: учеб. пособие для вузов / И. М. Лемешевский. – Минск: ООО ФУ Аинформ, 2004. – 576 с.
  8. Лемешевский, И. М. Экономическая теория: основы. Вводный курс: учеб. пособие для студентов вузов / И. М. Лемешевский. – 2-е. изд., доп. и перераб. – Минск: ФУАинформ, 2005. – 672 с.
  9. Макконнелл, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы, политика: в 2-х т.: пер. с англ./ К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. -  Таллин, 1995. – т. 2 – 512 с.
  10. Макроэкономика: учеб. пособие / М.И.Плотницкий [и др.]; под ред. М.И.Плотницкого. - Минск: Новое знание, 2002. - 461 с.
  11. Популярная экономическая энциклопедия / А. Д. Некипелов [и др.]; под ред. А. Д. Некипелова. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 367 с.
  12. Селищев, А. С. Макроэкономика: учеб. пособие / А. С. Селищев. – СПб.: Питер, 2002. – 497 с.
  13. Тарасевич, Л. С. Макроэкономика: учебник / Л. С. Тарасевич. – М.: Юрант-Издат, 2003. – 561 с.
  14. Экономическая теория: пособие для преподавателей, аспирантов, стажеров / Н. И. Базылев [и др.]; под ред. Н.И.Базылева. - Минск: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2002.- 637 с.
  15. Экономическая теория: учебник / Н. И. Базылев [и др.]; под ред. Н. И. Базылева. — Минск: БГЭУ, 2003. —550 с.
  16. Экономическая теория: системный курс: учеб. пособие / Э. И. Лобкович; под ред. Э.И. Лобковича - Минск: Новое знание, 2000. – 415 с.
  17. Экономическая теория: учеб. пособие / Л. Н. Давыденко; под общ. ред. Л.Н. Давыденко. - Минск: Выш. шк., 2002. – 397 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Предмет, объект и методы исследования современной макроэкономики