Предприятие в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 17:30, реферат

Краткое описание

Главной целью (миссией) создания и функционирования предприятия является получение максимально возможной прибыли за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), на основе которой удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства.

Содержание

Введение……………………………………………………….. 1
1. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ЦЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ
В УСЛОВИЯХ РЫНКА………………………………………….. 3
2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОВЫШЕНИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ……………………………………………... 6
3. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ
И МЕТОДОВ РАБОТЫ…………………………………………. 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………... 16

Вложенные файлы: 1 файл

предприятие.docx

— 49.27 Кб (Скачать файл)

    СОДЕРЖАНИЕ 
 

    Введение……………………………………………………….. 1 

    1. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ЦЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ

    В УСЛОВИЯХ РЫНКА………………………………………….. 3 

        2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОВЫШЕНИЕ

        ЭФФЕКТИВНОСТИ……………………………………………... 6 

    3. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ  ПРОИЗВОДСТВОМ 

    И МЕТОДОВ РАБОТЫ…………………………………………. 12 

        СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………... 16 
 

 

    

    Введение 

    В условиях рыночных отношений предприятие  является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.  

    Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект производственной сферы народного хозяйства, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.

    Предприятие имеет конкретное название - завод, фабрика, комбинат, шахта, мастерская и т.п.  

    Любое предприятие является юридическим  лицом, имеет законченную систему  учета и отчетности, самостоятельный  бухгалтерский баланс, расчетный  и другие счета, печать с собственным наименованием и товарный знак (марку).  

    Главной целью (миссией) создания и функционирования предприятия является получение  максимально возможной прибыли  за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), на основе которой удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства.

     На  основе общей миссии предприятия  формируются и устанавливаются  общефирменные цели, которые определяются интересами владельца, размерами капитала, ситуацией внутри предприятия, внешней  средой и должны отвечать следующим требованиям: быть конкретными и измеримыми, ориентированными во времени, досягаемыми и взаимно поддерживаемыми.

    Каждое  предприятие - это сложная производственно-экономическая  система с многогранной деятельностью. Наиболее четко выделяются направления, которые следует отнести к главным:

    1) комплексное изучение рынка (маркетинговая  деятельность);

    2) инновационная деятельность (научно-исследовательские  и опытно-конструкторские разработки, внедрение технологических, организационных,  управленческих и других новшеств в производство);

    3) производственная деятельность (изготовление  продукции, выполнение работ и оказание услуг, разработка номенклатуры и ассортимента, адекватных спросу на рынке);

    4) коммерческая деятельность предприятия  на рынке (организация и стимулирование  сбыта произведенной продукции,  услуг, действенная реклама);

    5) материально-техническое обеспечение  производства (поставка сырья, материалов, комплектующих изделий, обеспечение всеми видами энергии, техникой, оборудованием, тарой, и т.д.);

    6) экономическая деятельность предприятия  (все виды планирования, ценообразования, учет и отчетность, организация и оплата труда, анализ хозяйственной деятельности и т.п.);

    7) послепродажный сервис продукции  производственно-технического и  потребительского назначения (пусконаладочные работы, гарантийное обслуживание, обеспечение запасными частями для ремонта и т.д.);

    8) социальная деятельность (поддержание  на надлежащем уровне условий  труда и жизни трудового коллектива, создание социальной инфраструктуры  предприятия, включающей собственные  жилые дома, столовые, лечебно-оздоровительные и детские дошкольные учреждения, ПТУ и т.д.).

 

    1. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ  И ЦЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ

    В УСЛОВИЯХ РЫНКА

    Уход  общества от системы плановой экономики  и вступление в рыночные отношения коренным образом изменил условия функционирования предприятий. Предприятия, для того чтобы выжить, должны были проявлять инициативу, предприимчивость и бережливость с тем, чтобы повысить эффективность производства.

    Именно  от того, насколько эффективно работают предприятия, каково их финансовое состояние, зависят здоровье всей экономики  и индустриальная мощь государства. Если схематично представить всю систему хозуправления в стране в виде пирамиды, то ее основанием является предприятие. Государственное, региональное, ведомственное управление может рассматриваться по отношению к процессам, происходящим на уровне предприятия, только как надстроечные, вторичные явления. Любые изменения в системе хозяйственного управления будут бессмысленными, если они благотворно не сказываются на деятельности предприятия.

    Во  многих учебных пособиях указывается, что основной целью предприятия  в условиях рынка является получение прибыли. На наш взгляд, это утверждение верно, но вряд ли достаточно полно. Не менее важной целью любого предприятия в условиях рынка является обеспечение стабильной финансовой устойчивости в его работе. Это более сложная для достижения цель, которая включает в себя не только получение прибыли, но и устойчивое ее получение, а добиться этого не так-то просто.

    Предприятия могут достигать этой цели только в том случае, если в своей работе будут придерживаться определенных принципов и выполнять необходимые функции.

    Видный  немецкий экономист Г.Шмален выделяет следующие «краеугольные камни» управления предприятием: экономичность, финансовая устойчивость, прибыль.

    Принцип экономичности требует, чтобы достигался:

    •  определенный результат при наименьших затратах – принцип минимизации;

    •  при заданном объеме затрат наибольший результат – принцип максимизации.

    Следовательно, в основе своей принцип экономичности  предъявляет свойственное всем предприятиям само собой разумеющееся требование — не тратить даром производственные факторы (ресурсы), т.е. работать «экономично».

    Принцип финансовой устойчивости означает такую  деятельность предприятия, при которой оно могло в любой момент времени расплатиться по своим долгам или собственными средствами, или путем отсрочки, или за счет получения кредита.

    Высшей  целью предпринимательской деятельности является превышение результатов над затратами, т.е. достижение возможно большей прибыли или возможно высокой рентабельности. Идеальным является такое положение, когда получение максимальной прибыли обеспечивает и более высокую рентабельность.

    Для достижения поставленной цели предприятия  должны:

    1)  выпускать высококачественную продукцию,  систематически ее обновлять и оказывать услуги в соответствии со спросом и имеющимися производственными возможностями;

    2)  рационально использовать производственные  ресурсы с учетом их взаимозаменяемости;

    3)  разрабатывать стратегию и тактику  поведения предприятия и корректировать их в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;

    4)  систематически внедрять все  новое и передовое в производство, в организацию труда и управление;

    5)  заботиться о своих работниках, росте их квалификации и большей  содержательности труда, повышении их жизненного уровня, создании благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе;

    6)  обеспечивать   конкурентоспособность   предприятия   и продукции,  поддерживать высокий имидж предприятия;

    7) проводить гибкую ценовую политику  и осуществлять другие функции.

    Но  при этом очень важно, чтобы все  функции предприятия были направлены на реализацию выработанной стратегии и на достижение поставленной цели.

    Выработка успешной стратегии начинается с  определения «миссии» фирмы, общей  цели функционирования коллектива. При  этом цели предприятия могут меняться. Все зависит от конкретных обязательств. Например, основной целью предприятия на определенном этапе может быть не получение максимальной прибыли, а завоевание рынка. В этом случае получение максимальной прибыли отодвигается как бы на второй план, но в будущем, в случае завоевания рынка, предприятие может с лихвой возместить недополученную прибыль.

    Таким образом, в современных условиях перед многими отечественными предприятиями  стоят совершенно иные цели и задачи, а получение прибыли находится далеко не на первом месте. Руководители многих предприятий считают, что для них основной задачей на этом этапе являются реализация продукции, возможность выплаты заработной платы работникам предприятия и быть «на плаву». Остается надеяться, что этот тяжелый период для российской экономики скоро пройдет, предприятия начнут нормально работать, решать задачи и достигать цели, свойственные рыночной экономике, обратят больше внимания на использование таких прогрессивных общественных форм организации производства, как концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства.

    С переходом российских предприятий  на рыночные отношения ситуация в корне изменилась. Предприятия были вынуждены работать по совершенно иной схеме: 

    

    В этой схеме основой является спрос  покупателей, т. е. возможность сбыть  свою продукцию. Для этого необходимо изучать конъюнктуру рынка, запросы покупателей, емкость рынка, качество продукции у потенциального конкурента и другие вопросы, характерные для рыночных отношений. Многие отечественные предприятия не были готовы работать по этой схеме по различным причинам, основные из них:

    •  многие руководители предприятий не были способны работать по этой схеме, а некоторые из них не верили в  серьезность происходящих преобразований, надеялись и ждали возвращения к плановой экономике — там они чувствовали себя, как рыба в воде;

    • распад СССР привел к нарушению производственных и кооперированных связей;

    • неконкурентоспособность продукции  многих отечественных предприятий;

    • переход на рыночные отношения сопровождался  инфляцией и гиперинфляцией, что не создавало благоприятных условий для работы предприятий, особенно обеспечения предприятия оборотными средствами;

    • многие предприятия так и не сумели адаптироваться к рыночным отношениям;

    • насыщение российского рынка  импортными товарами;

    • государство на переходном этапе  не создало необходимые условия для функционирования цивилизованного рынка в России. Не были созданы условия для конкуренции, экономика должным образом не демонополизирована, не работает система банкротства, не создана и надлежащая рыночная инфраструктура.

    Все эти и другие причины в конечном итоге привели к ухудшению  финансового положения многих предприятий и к затяжному экономическому кризису в стране. Переходный период в России от плановой экономики к рыночной затянулся. 
 

 

    2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ  НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

    В условиях рыночной экономики на эффективность  работы предприятий влияют самые  разнообразные факторы. Их можно  классифицировать по самым различным  признакам. В зависимости от направленности действия все факторы можно объединить в две группы: позитивные и негативные.

    Позитивные  — это такие факторы, которые  благотворно влияют на деятельность предприятия, а негативные — наоборот.

    В зависимости от места возникновения  все факторы можно классифицировать на внутренние и внешние. Внутренние факторы зависят от деятельности самого предприятия, т.е. само предприятие их порождает.

    Например, на предприятии разработана и  внедрена хорошая система материального стимулирования, которая значительно повысила мотивацию труда работников, что способствовало повышению эффективности производства. Другой пример. На предприятии с вредными условиями труда ничего не предпринималось для их улучшения, в результате резко повысились утомляемость и заболеваемость рабочих, что в конечном итоге привело к значительному браку продукции и снижению объема ее реализации. В первом случае внутренний фактор сыграл позитивную роль, во втором – негативную.

Информация о работе Предприятие в условиях рыночной экономики