Предприятие в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 17:30, реферат

Краткое описание

Главной целью (миссией) создания и функционирования предприятия является получение максимально возможной прибыли за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), на основе которой удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства.

Содержание

Введение……………………………………………………….. 1
1. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ЦЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ
В УСЛОВИЯХ РЫНКА………………………………………….. 3
2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОВЫШЕНИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ……………………………………………... 6
3. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ
И МЕТОДОВ РАБОТЫ…………………………………………. 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………... 16

Вложенные файлы: 1 файл

предприятие.docx

— 49.27 Кб (Скачать файл)

    Внутренние  факторы настолько разнообразны, что для лучшего понимания, учета, анализа и выявления резервов производства их также целесообразно  объединить в следующие группы:

    1) связанные с личностью руководителя  и способностью его команды  управлять предприятием в условиях  рынка;

    2)  связанные с ускорением НТП,  с инновационной политикой предприятия;

    3)  связанные с совершенствованием  организации производства и труда, управлением предприятием;

    4)  связанные с организационно-правовой  формой хозяйствования;

    5)  связанные с созданием благоприятного социально-психологического климата в коллективе;

    6)  связанные со спецификой производства  и отрасли;

    7) связанные с качеством и конкурентоспособностью  продукции, с управлением издержками и ценовой политикой;

    8) связанные с амортизационной и инвестиционной политикой.

    Эта классификация чисто условная, и  она не отражает все многообразие факторов, но позволяет более детально представить внутренние факторы и их влияние на эффективность производства.

    Кроме того, все внутренние факторы можно  разделить на объективные и субъективные. Объективные — это такие факторы, возникновение которых не зависит от субъекта управления, например ухудшение горно-геологических условий на горном предприятии или стихийные бедствия.

    Субъективные  факторы, а они составляют абсолютное большинство, полностью зависят  от субъекта управления, и они должны быть всегда в поле зрения и анализа.

    Эффективность работы предприятия в условиях рынка  в значительной степени зависит  и от внешних факторов, которые можно классифицировать в следующие группы:

    1)  связанные с изменением конъюнктуры  внутреннего и мирового рынка.  В основном это проявляется в изменении спроса и предложения, а также в колебании цен;

    2)  связанные с изменениями политической  обстановки как внутри страны, так и в более глобальном масштабе;

    3)  связанные с инфляционными процессами;

    4)  связанные с деятельностью государства.

    Эффективность производства определяется по конечным результатам функционирования фирмы или ее производственных подразделений и отражает уровень организационно-управленческой деятельности.

    Повышение эффективности производства — важнейшая  цель, осуществление которой достигается.

  • развитием технологической базы производства;
  • повышением экономической эффективности затрат на выпуск продукции;
  • оптимизацией инвестиционной политики;
  • совершенствованием структуры производственной системы.

    Обобщающим  критерием экономической эффективности  производства служит уровень производительности, под которым понимается отношение затрат (стоимости вводимых ресурсов) к суммарной стоимости доходов (стоимости выпускаемой продукции)

    Производительность  есть мера того, как распоряжаются  конкретными ресурсами для своевременного выполнения целей.

      Цели — конкретные конечные  состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа людей, работая вместе. У организаций могут быть разнообразные цели, в особенности если это организации разных типов: организации, занимающиеся бизнесом, например, могут иметь цели повышения прибыльности, производительности труда; учебные организации, например, могут в качестве целей иметь минимизацию затрат на обучение, повышение качества преподавания.

       У каждого подразделения организации  должна быть своя цель (цели). Так, например, у подразделения маркетинга целью может быть сокращение числа жалоб потребителей, а у финансового подразделения — уменьшение кредитных потерь в очередном году. Цели подразделений различных организаций, занимающихся аналогичной деятельностью, например, рекламой, маркетингом, финансами, будут между собой ближе, чем цели подразделений внутри одной организации, занимающихся разной деятельностью. Например, отдел маркетинга и финансовый отдел организации имеют принципиально разные цели. Различия в целях разных подразделений внутри одной и той же организации позволяют эффективно достигать цели организации. В основе построения структуры организации лежат две концепции: специализированное разделение труда и сфера контроля.

    Разделение  труда присуще любой организации, но оно не означает случайного распределения труда в процессе производства продукции (услуги) между ее сотрудниками. Разделение труда должно быть специализированным, т. е. должно осуществляться закрепление всех его элементов за специалистами — людьми, выполняющими каждый элемент работы наилучшим образом. Преимущества специализированного разделения труда очевидны — это рост его производительности и снижение издержек производства.

    Группа  подразделений организации, выполняющая  для нее какую-либо работу в целом, например: проектирование, производство, маркетинг, финансы, называется функциональной областью. Правильный выбор функциональных областей в значительной мере предопределяет успех работы организации. Функциональные области определяют горизонтальное разделение труда в организации, но крайне важно для организации и то, как осуществляется вертикальное разделение труда, т. е. отделение работ по координации от непосредственной производственной деятельности.

    Вертикальное  разделение труда создает систему  уровней управления в организации, центральной характеристикой которой является формальная подчиненность менеджеров на каждом уровне управления. Так, например, менеджер высшего уровня может иметь в подчинении несколько менеджеров среднего уровня управления, представляющих разные функциональные области, а менеджеры среднего уровня управления могут иметь несколько подчиненных менеджеров низового уровня управления. Число лиц, подчиненных одному менеджеру, представляет сферу его контроля. Если его число невелико, сфера контроля менеджера называется узкой, в противном случае — широкой. Идеальной сферы контроля не существует, ибо она определяется многими параметрами конкретной организации, но, ни в коем случае только ее размерами, поэтому в крупной компании у менеджеров может быть узкая сфера контроля, а в небольшой организации – широкая.

    Работа  организации с четким разделением  труда по горизонтали и по вертикали требует координации. Если ее формальные механизмы отсутствуют, то люди не могут выполнять работу совместно, т. к. каждая функциональная область, каждое подразделение, каждый уровень управления будут решать, прежде всего собственные задачи, исходя из собственных интересов, а не из интересов организации в целом. Один из таких формальных координационных механизмов — сообщение руководством организации целей ее деятельности, целей деятельности отдельных функциональных областей и подразделений сотрудникам организации.       

    Производительность  непосредственно связана с технологией  и проектированием работ. Технология в современных условиях — важнейший фактор, оказывающий воздействие на производительность. Эффективное проектирование работ способствует росту производительности в условиях высокого уровня специализации, что требует создания гибких заданий и правил работы.

    Задача  — предписанная работа, которая  должна быть выполнена установленным способом и в определенные сроки, Формулирование задач — необходимое условие для осуществления в организации разделения труда как по горизонтали, так и по вертикали. С технической точки зрения задача дается должности, а не сотруднику, т. е. каждой должности в организации приписывается группа задач, которые являются необходимым вкладом в достижение целей организации, Если все задачи выполняются установленным способом и в установленные сроки, то организация работает успешно.

    Все задачи в организации делятся  на три категории: работа с людьми, например, задачи решаемые менеджерами; работа с предметами, например, задачи, решаемые рабочими на конвейере; работа с информацией, например, задачи, решаемые бухгалтерской службой организации. У задач две важные характеристики: частота повторений и время выполнения. Например, процесс сверления — задача, многократно повторяемая с небольшим временем выполнения, а исследовательская задача — задача с длительным временем выполнения и, возможно, с нулевой частотой повторения.

    Содержание  и характер задач связаны с  эволюцией специализации, которая позволила повысить производительность труда, что резко увеличило доход, снизило издержки и привело к увеличению прибыли.

    Оценке  и измерению производительности придается важное значение в организационно-управленческой деятельности. Именно процесс измерения производительности оказывает реальное воздействие на эффективность управленческой деятельности, поскольку: 

  • привлекается внимание руководства к проблеме повышения производительности и факторам, оказывающим воздействие на ее уровень,
  • участие работников в процессе измерения производительности мотивирует их творческую активность и изыскание резервов повышения производительности;
  • количественные   оценки   производительности   делают   возможным   более конкретный анализ проблемы.

    Для измерения производительности устанавливаются  определенные коэффициенты и индексы. Коэффициенты могут быть трех видов:

  • частные факторы, которые учитывают один элемент затрат или один класс элементов затрат (труд, энергию, материалы, информацию):
  • многофакторные, учитывающие несколько классов:
  • совокупные факторные, учитывающие по возможности все элементы затрат.

    Индексы используются для оценки динамики производительности за сопоставимые периоды времени. Например, подразделение фирмы Honeywell по аэрокосмическому и оборонному производству использует более 150 коэффициентов и по каждому из них несколько индексов.

    На  практике обычно применяют три модели системы измерения производительности: нормативный, многокритериальный и многофакторный методы.

    Система измерения производительности должна удовлетворять следующим требованиям:

  • быть простой и удобной;
  • вписываться в процесс управления и способствовать принятию решений;
  • быть ориентированной на выявление узких мест, неблагополучных участков, где существуют наибольшие возможности повышения производительности;
  • четко выявлять возможные нежелательные последствия программы измерения производительности;

    • выявлять недостатки и положительные моменты в оценке производительности.

    Можно оценить производительность фирмы (производственного подразделения) в целом или труда отдельного работника.

    При оценке производительности оперируют  следующими понятиями:

  • производительность (productivity)  - количественное выражение – объем выпуска продукции, деленный на объем потребленных ресурсов. В широком смысле - относительная эффективность и экономичность организации;
  • производительность (productivity)   — фактическая выработка или объем продукции, изготовленной за единицу отработанного времени;
  • производительность труда (labor productivity) — выработка работающего или группы работающих за единицу времени, обычно в сравнении с установленной нормой или ожидаемой выработкой;
  • производительность рабочего (performance) — определяется квалификацией и напряженностью труда рабочего при существующих условиях. Она характеризуется показателями выполнения норм или описательными характеристиками: высокая, средняя, низкая;
  • оценка производительности рабочего (performance rating) — сравнение фактической производительности рабочего с нормальной производительностью 
    по конкретным значениям некоторой совокупности признаков. Применяются различные методы оценки производительности рабочего, различающиеся 
    главным образом критерием, по которому проводится сравнение;
  • шкала оценки производительности рабочего (performance — rating scale) — шкала описательных и (или) количественных характеристик, которой 
    пользуются для более объективной оценки и измерения производительности рабочего;
  • индекс оценки производительности рабочего (performance — rating factor) — числовой индекс, выражающий отношение наблюдаемой производительности рабочего к ее нормативному уровню;
  • нормативный уровень производительности рабочего (performance standard, output standard, production standard) — критерий или контрольный уровень, с которым сравнивается фактический уровень производительности рабочего, 
    необходимый для выполнения задания за установленное по норме время;
  • относительный уровень производительности рабочего (performance efficiency) — отношение (обычно в процентах) фактической производительности к нормативной, если обе исчисляются по одному принципу.

Информация о работе Предприятие в условиях рыночной экономики