Предприятие – основное звено рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 17:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение предприятия, как основного звена рыночной экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие, цели ,признаки и задачи предприятия в рыночной экономике;
изучить классификацию предприятий;
рассмотреть формы собственности предприятий в России;
охарактеризовать подразделения предприятий по масштабам производства;

Содержание

Введение.................................................................................................................3
Понятие,цели,признаки и задачи предприятия в рыночной экономике..5
Классификация предприятий.....................................................................12
Формы собственности предприятий в России, динамика их развития. Организационно-правовые формы предприятий.....................................15
Подразделение предприятий по масштабам производства. Необходимость развития малых предприятий в России.........................21
Объединения предприятий........................................................................25
Задание 1................................................................................................................28
Заключение...........................................................................................................30
Список использованной литературы........................................

Вложенные файлы: 1 файл

экономика предприятия.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за собственником имущества. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено вкладом (долям, паям). В том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. 
Унитарные предприятия подразделяются на две категории:

  • унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения;
  • унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.

Право хозяйственного ведения - это право предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами. 
Право оперативного управления - это право предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленным законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. 
Право хозяйственного ведения шире права оперативного управления, т.е. предприятие, функционирующее на основе права хозяйственного ведения, имеет большую самостоятельность в управлении. Предприятия могут создавать различные объединения.

 

 

 

 

4. Подразделение  предприятий по масштабам производства. Необходимость развития малых предприятий в России.

Структура предприятия – это состав и соотношение его внутренних звеньев: цехов, отделов, лабораторий и других компонентов, составляющих единый хозяйственный объект.

Структура предприятия определяется следующими основными факторами: размером предприятия, отраслью производства, уровнем технологии и специализации предприятия.

Структура предприятия бывает отраслевая и производственная. Отраслевая принадлежность почти всегда оказывает влияние на структуру предприятия и его размеры. Чем выше сложность технологического процесса, тем более разветвленной и громоздкой оказывается структура предприятия (и его размеры).

Непосредственное влияние на структуру внутренних подразделений предприятия оказывают его масштабы. Для выполнения разнообразных обязанностей на крупных и средних по размерам предприятиях создаются специальные структурные подразделения – отделы, цехи. На малых предприятиях обязанности распределяются среди персонала по взаимной договоренности.

Принципиальная схема структуры предприятия включает в себя:

  • цеха основного производства;
  • вспомогательные и обслуживающие цеха, склады;
  • функциональные отделы (лаборатории);
  • прочие организации (подсобные, бытовые);
  • органы управления предприятием.

Основные цеха могут делиться на группы (заготовительные, обрабатывающие, сборочные, отделочные и др.). Отделы и лаборатории тоже непосредственно классифицируются в зависимости от конкретных задач. Органы управления как бы связывают между собой все структурные звенья предприятия.5

Цеха основного производства – цеха, изготавливающие продукцию для реализации потребителям.

Все остальные структурные подразделения относятся к внутренней инфраструктуре, так как они помогают осуществлению непосредственной деятельности предприятия.

Задача обслуживающих цехов – обеспечение бесперебойной работы основных цехов (ремонт, настройка инвентаря, оборудования, транспортировка продукции, очистка и уборка, склады предприятия).6

Вспомогательные цеха непосредственно не связаны с производством – заготовка и хранение сырья, утилизация отходов (буфеты, медпункты).

Побочные цеха вырабатывают продукцию, не имеющую прямого отношения к основному производству (переработка отходов основного производства).

Три вида производственной структуры предприятия:

  • предметная структура – изготовление цехами определенного изделия, либо его части;
  • технологическая структура определяет четкую технологическую обособленность;
  • смешанная структура – наличие цехов или отделов, сформированных и по предметной, и по технологической структуре.
Малый бизнес в России уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов.
Что же касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия.
Особенности малых фирм, в первую очередь, определяются их размером. Отсюда вытекает и особая роль руководителя, и небольшой рынок сбыта, и исключительная гибкость в предоставлении товаров и услуг и высокая доля оборотного капитала и многие другие черты, присущие только субъектам малого бизнеса.
Исходя из особенностей определяют и функции: экономическая, характеризуется очень высоким процентом в общем количестве предприятий и в ВВП, а также инновационной деятельностью; социальная, функция, позволяющая раскрыть индивидуальные черты человека, более полно реализовать себя как личность и сгладить социальные конфликты; экологическая, особенно актуальна в наши дни, когда всеобщая экологическая катастрофа, позволяет более рационально использовать ресурсы и использовать в производстве отходы.
Говоря о малом бизнесе надо сказать, что он наиболее эффективен лишь при взаимодействии с крупными предприятиями и наоборот. Это единое целое, из которого нельзя исключать отдельные части.
На данном этапе развития малого бизнеса в качестве основных проблем выделяют: бюрократизм и коррупцию, которые поразили всю Россию; развитие среди субъектов малого бизнеса в основном торгово-посреднических фирм; неравномерность и непредсказуемость развития всей экономики, как в территориальном плане, так и во временном; недостаточность и недоработанность правовой базы, которая является однобокой. Негативное отношение к малому предпринимательству государства и общества, также является очень серьезной проблемой, хотя в последние годы отношение меняется. Это связано с тем, что даже в данных условиях малый бизнес оказывает положительное влияние на экономику. Если затронуть проблему финансирования, то ее разрешение находится на нулевой стадии. И как следствие - очень высокая криминализация малого бизнеса.

Говоря о взаимоотношениях малого бизнеса и государства, можно заметить, что здесь происходит монолог со стороны государства, которое не хочет услышать малый бизнес и вывести взаимоотношения на более качественно высокий уровень. Можно сказать, что малый бизнес в России - уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей России в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Объединения  предприятий.

Финансово-промышленная группа (ФПГ) — это объединение, с одной стороны, организаций, имеющих свободные денежные средства (банков, финансовых и инвестиционных фондов и т.д.), а с другой — предприятий и организаций, испытывающих потребность в инвестициях и других заемных средствах.

Концерн (от англ. concern - участие, интерес) крупное объединение предприятий, связанных общностью интересов, договорами, капиталом, участием в совместной деятельности. Часто такая группа предприятий объединяется вокруг сильного головного предприятия (холдинга, материнской компании), которое держит в своих руках акции этих предприятий. Номинально входящие в концерн предприятия, производящие отдельные товары, расположенные в разных регионах, сохраняют хозяйственную самостоятельность, остаются юридическими лицами, являясь дочерними компаниями, филиалами головной компании. Фактически в рамках концерна наблюдается высокая степень централизации управления и хозяйственного подчинения.

Корпорация (от новолат. corporatio — объединение) — юридическое лицо, которое является объединением физических лиц, но при этом функционирует независимо от них (то есть самоуправляемо). В широком смысле под корпорацией можно понимать всякое объединение с экономическими целями деятельности.

Хотя корпоративные права варьируются в разных юрисдикциях, есть четыре признака корпорации: юридическое лицо, ограниченная ответственность, свободная продажа акций, централизованное управление советом директоров.

Холдинг (от англ. holding «владение») — совокупность материнской компании и контролируемых ею дочерних компаний.

Характерные черты холдинга:

  1. Концентрация акций фирм различных отраслей и сфер экономики или фирм, расположенных в различных регионах.
  2. Многоступенчатость, то есть наличие дочерних, внучатых и прочих родственных компаний. Нередко холдинг представляет собой пирамиду, возглавляемую одной или двумя фирмами, нередко разной национальной принадлежности.
  3. Централизация управления в рамках группы путём выработки материнской компанией глобальной политики и координации совместных действий предприятий по следующим направлениям:
    • выработка единой тактики и стратегии в глобальном масштабе;
    • реорганизация компаний и определение внутренней структуры холдинга;
    • осуществление межфирменных связей;
    • финансирование капиталовложений в разработку новой продукции;
    • предоставление консультационных и технических услуг.

Комбинат (от лат. combinatus — соединенный; com- и bini — по двое) — объединение промышленных предприятий смежных отраслей, в котором продукция одного предприятия служит сырьём или материалом для другого, а также объединение мелких производств, направленных на комплексное обслуживание.

Синдикат (от фр. syndicat «синдикат», далее из др.- греч. σύνδικος «защитник, заступник; синдик») — термин, первоначально относящийся к трейд-юнионам (профессиональным союзам). В более позднее время синдикат — это организационная форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него компании теряют коммерческую бытовую самостоятельность, но сохраняют юридическую и производственную свободу действий. Иными словами, в синдикате сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно.

Компания — организация (юридическое лицо), деятельность которой направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Основные признаки коммерческой организации:

  1. Цель деятельности — получение прибыли;
  2. Чётко определенная в законе организационно-правовая форма;
  3. Распределение прибыли между участниками юридического лица.

Ассоциация (союз; лат. associo — присоединять) — одна из организационно-правовых форм некоммерческих организаций, являющаяся добровольным объединением юридических лиц. Юридические лица могут создавать объединения в форме ассоциаций или союзов коммерческих или некоммерческих организаций, в том числе учреждений. Целью создания ассоциации является координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих, в том числе имущественных интересов. Ассоциации — объединения, основанные на членстве. Члены ассоциации, при этом, сохраняют свою юридическую самостоятельность, однако, несут субсидиарную ответственность по её обязательствам.

Франчайзинг — смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства, при которой крупные корпорации, компании (франчайзеры) заключают договор с мелкими фирмами, дочерними компаниями, бизнесменами (франчайзи) на право, привилегию действовать от имени франчайзера. При этом мелкая фирма обязана осуществлять свой бизнес только в форме, предписанной «родительской» фирмой, в течение определенного времени и в определенном месте. В свою очередь франчайзер обязуется снабжать франчайзи товарами, технологией, оказывать всяческое содействие в бизнесе.

Задание 1: Описать организационно-правовую форму конкретного предприятия.

Главной отличительной чертой предприятий бытового обслуживания населения является особый характер создаваемых ими потребительских стоимостей-услуг бытового назначения:

  • услуги, оказанные с созданием новых потребительских стоимостей (пошив одежды, обуви, вязание трикотажных изделий и т.д.)
  • услуги, связанные с восстановлением ранее созданных потребительных стоимостей (всякого рода ремонт одежды, обуви, мебели, бытовой техники, химическая чистка одежды и др.)
  • услуги личного характера, направленные непосредственно на человека или на окружающие его условия и в предметах потребления не финансируемые (парикмахерские услуги и т.д.)

Приволжское   ООО "Служба быта" представляет эти услуги, но и также старается, не только организовать их производство (изготовление, ремонт), но и осуществляет обслуживание заказчика: прием индивидуального заказа, согласование пожеланий клиента, информацию о ходе выполнения заказа, примерку, выдачу готового заказа, выезд мастера на дом и т.п.

Предприятие ООО "Служба быта" расположено в  п. Приволжском, 3-й квартал дом 5, 1 этаж.

Организационно-правовая форма предприятия частная. Предприятие действует как самостоятельное юридическое лицо, имеет свой расчетный счет, штампы и печати, необходимые для осуществления производственной деятельности. Предприятие имеет устав общества, с ограниченной ответственностью зарегистрированный 18 мая 1993 года за №234/2. В устав были внесены изменения за №477-ЭК от 13.03.95г. и №1158-ЭК за 11.02.99г. У предприятия есть свидетельство о праве собственности №502 от 21 августа 1993г., также есть свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, выданное 26.06.93г.



Информация о работе Предприятие – основное звено рыночной экономики