Предприятия оптовой торговли: функции, виды, типы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 17:24, контрольная работа

Краткое описание

Оптовая торговля является важным звеном, которое обеспечивает необходимую интенсивность и ускорение процесса товарооборота в условиях рыночных отношений. Она организует движение товаров по каналам распределения, способствует синхронизации производства и потребления товаров.
Как неотъемлемое звено единой системы товарооборота оптовая торговля нуждается в совершенствовании. Именно поэтому одной из важнейших долгосрочных задач государственной политики в сфере оптовой торговли является ее структурная перестройка, которая предусматривает распространение таких форм ее организации, которые должны быть максимально ориентированы на малое предпринимательство.

Содержание

Предприятия оптовой торговли: функции, виды, типы.
Состав и взаимосвязь помещений магазина, их устройство и планировка.
Тест:
Магазины с комбинированным ассортиментом товаров относятся к предприятиям….. значения:
А) городского
Б) местного
В) смешанного
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

Задачи решаемые оптовой торговлей:

-сбор и создание банка данных конъюнктурного исследования с текущими и перспективными прогнозами состояния спроса и предложения на продукцию производственно-технического назначения и товары народного потребления;

-размещение производства товаров в четком соответствии с действительными запросами потребителей по ассортименту, количеству и качеству;

-своевременное, ритмичное и качественное обеспечение потребителей в соответствии с полученными заказами, договорами и контрактами;

-формирование товарных запасов и организация складского хранения в целях оперативного маневрирования или в случае покрытия текущей и непредвиденной потребности заказчиков;

-внедрение прогрессивных форм и методов оптовой торговли с использованием высокомеханизированных погрузочно-разгрузочных средств мобильного транспорта, высокоэффективных видов многооборотной тары;

-широкое использование экономических методов регулирования и стимулирования всей системы взаимоотношений процесса оптовой торговли между поставщиками и покупателями, с сохранением достойной доли коммерческого успеха для каждого;

-получение максимально возможной совокупной экономии в результате снижения уровня издержек обращения на всех этапах реализации процесса оптовой торговли.

Современное состояние развития оптовой  торговли нуждается в решении  такой проблемы, как формирование элементов рыночной инфраструктуры. В настоящих условиях хозяйствования катастрофически не хватает складских и торговых площадей. Это связано с тем, что старые площади сконцентрированы в руках немногих бывших крупных государственных организаций, а они в свою очередь диктуют недоступные для торговцев высокие цены за аренду этих помещений. Структура транспорта устарела как морально, так и физически, а на приобретение новейших видов мобильного транспорта не хватает денежных средств. Для повышения научно-технического уровня материальной базы своевременной оптовой торговли необходимо государственное регулирование этих вопросов со стороны Российского Правительства и государственных органов управления субъектов Федерации. Это прежде всего льготное налогообложение на инвестиции, направленные на формирование элементов рыночной инфраструктуры и целевые капиталовложения в развитие материально-технической базы торговли.

 

 

 

2.Состав и взаимосвязь помещений магазина, их устройство и планировка

 

Помещения, входящие в состав магазина, по своему функциональному назначению делятся:

1) торговые: торговый зал, включающий  торговый зал и площади для дополнительного обслуживания покупателей (кафетерии, раскрой тканей, подгонка швейных изделий по фигуре, оформление кредита, звукозапись и т.д.);

2) неторговые:

-помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже (разгрузочные, приемочные, кладовые для хранения и подготовки товаров к продаже, фасовочные, разрубочные, для проверки технически сложных товаров и др.);

-подсобные помещения (кладовые для хранения тары, упаковочных материалов, пункт приема посуды и др.);

-административно-бытовые помещения (кабинет директора, торговый отдел, бухгалтерия, комната для отдыха персонала, медпункт, санитарные устройства и т.д.);

-технические помещения (вентиляционные камеры, машинное отделение холодильных установок и др.);

-площадь связи (проходы, проезды).

Объемно-планировочное решение  помещений должно обеспечить оптимальную  связь между ними. При этом следует  соблюдать следующие требования:

-торговые залы должны быть технологически связаны с помещениями для подготовки и хранения товаров, обеспечивать кратчайшие пути для грузопотоков;

-проходы в административные, бытовые, подсобные и технические помещения не должны проектироваться через торговые залы и помещения для хранения и подготовки товаров к продаже;

-помещения, где хранятся товарно-материальные ценности, не должны быть проходными;

-расположение помещений магазина должно соответствовать последовательности и прямолинейности технологического процесса.

Торговые помещения должны проектироваться  с учетом применения прогрессивных  методов продажи товаров; обеспечения их эффективного использования; выполнения противопожарных требований по эвакуации; решения интерьеров на высоком художественном уровне.

Прогрессивные методы продажи товаров  оказывают серьезное влияние  на проектирование торговых залов магазинов.

Размещение оборудования в торговом зале, организация расчета с покупателями, положение входов-выходов, лестничных клеток, открытых лестниц, пандусов и  основных эвакуационных проходов должны соответствовать применяемым методам  продажи.

При использовании самообслуживания в процессе проектирования следует предусмотреть организацию единого централизованного расчетного узла, площади для хранения личных вещей покупателей, инвентарных корзин и тележек [3, С.60].

При методе самообслуживания обеспечивается свободный доступ покупателей к товарам, предоставляется возможность производить их осмотр и отбор, расчет в узле расчета. Допускается создание отдельных "боксов". Эти боксы следует отделять от основных эвакуационных проходов покупателей витринами, цветочницами, скамьями для отдыха или для примерки товаров и предусматривать контролируемые продавцом-кассиром входы-выходы в "бокс". При организации единого узла расчета торговое оборудование целесообразно размещать перпендикулярно к расчетному узлу. Боксовая планировка часто применяется, когда используется продажа непродовольственных товаров по потребительским комплексам.

Иные подходы проектирования магазинов  диктует использование торговли по образцам (мебель, бытовая техника, крупногабаритные строительные материалы, обои, ткани и др.). Следует создать максимальные удобства для размещения большого разнообразия образцов, наилучшего их показа, рекламы, условия для ознакомления с ними, хранения рабочего запаса, доставки купленных товаров на дом. При этом приходится значительную часть торгового зала предоставлять для выставки образцов (выставочные салоны). Проектирование магазинов-салонов повышает эффективность розничной торговли некоторых видов товаров.

При проектировании магазинов следует  учитывать и развитие такого прогрессивного метода продажи, как продажа товаров через автоматы. Они могут быть размещены либо перед фасадом здания, либо в витринах магазина (витроматы).

Когда проектируется магазин с  традиционными методами продажи  через прилавок, необходимо обратить внимание на организацию расчетов с покупателями: либо с оплатой покупки у продавца-кассира, либо через централизованный расчетный узел.

В процессе разработки проекта магазина необходимо определить габариты торгового  зала. К оптимальным размерам торгового  зала следует отнести квадрат или прямоугольник с соотношением сторон 1: 1,5 или 1: 2 и примыканием к нему по длинной стороне или по периметру помещений для хранения и подготовки товаров к продаже. Может быть и другая его конфигурация. Высота торгового зала зависит от его площади, но не менее 3,3 м.

Оптимальными габаритами являются такие, где покупательские и грузовые потоки являются наикратчайшими. Менее  удобна вытянутая форма торгового  зала. В этом случае удлиняются грузопотоки, затруднена расстановка торгового  оборудования, снижается эффективность использования торговой площади.

При размещении товарных секций (отделов) рекомендуется учитывать частоту  спроса и приближать отделы, торгующие  товарами повседневного спроса, к  основным потокам покупателей.

Товары, требующие длительного времени и специальных условий для отбора покупателями (технически сложные и др.), целесообразно располагать в стороне от основных интенсивных потоков.

Большое внимание уделяется соблюдению требований безопасности, обеспечению  возможности эвакуации из торгового зала: ширине эвакуационных проходов и выходов, расположению расчетных касс и т.д.

Размещение и выбор ширины входов и выходов из магазина следует  осуществлять таким образом, чтобы  была обеспечена возможность свободного движения покупателей, не должно быть встречных, перекрещивающихся потоков покупателей.

Расстановка оборудования в торговом зале должна не препятствовать эвакуации  из магазина, способствовать эффективному использованию торговой площади, создавать  максимум удобств для показа и отбора товаров покупателями.

Площадь узлов расчета включает площади для установки кассовых кабин, столов упаковки, проходов между  ними и должна составлять не более 15 % площади торгового зала. В магазинах  самообслуживания количество кассовых кабин (рабочих мест контролеров-кассиров) определяется в зависимости от торговой площади: в продовольственных магазинах на каждые 80-100 м2 площади торгового зала предусматривается одно рабочее место кассира-контролера; в непродовольственных магазинах такие места оборудуются на каждые 140-160 м2 [5, С.144].

Кафетерии, столы заказов следует  располагать с внешней стороны  расчетного узла относительно торгового  зала.

Для оказания покупателям дополнительных услуг по подгонке готового платья, растяжке головных уборов, раскрою тканей, гравировке, для музыкальных записей и др. должны быть предусмотрены специальные площади. Они могут примыкать к соответствующему отделу в торговом зале или может быть выделена специальная зона для оказания услуг. Важно, чтобы покупателям были созданы необходимые условия для получения услуг, и эти зоны целесообразно размещать в стороне от основных покупательских потоков и товарно-материальных ценностей магазина.

Площадь кладовых для хранения товаров  предусматривается в соответствии с нормами для каждой товарной группы с учетом ее особенностей, применяемых средств механизации и сроков хранения. [9]

Охлаждаемые камеры должны располагаться  компактно в едином блоке, рассчитаны на краткосрочное хранение (в течение 2-3 суток) скоропортящихся продуктов.

Могут быть предусмотрены специальные  камеры для ночной доставки товаров.

Помещения для хранения тары и контейнеров  обменного фонда должны примыкать  к разгрузочной платформе и располагаться  на минимальном расстоянии от торгового  зала, с тем чтобы пути перемещения освобождающейся тары для последующего вывоза ее из магазина были минимальными.

Камеры для мусора и пищевых  отходов необходимо располагать  ближе к разгрузочной платформе.

Прием стеклянной тары следует осуществлять в отдельном помещении либо вручную, если пункт приема небольшой, или с применением средств механизации и метода самообслуживания. Это помещение должно примыкать или быть удобно связано с разгрузочной площадкой.

Машинные отделения следует  размещать, соблюдая правила техники  безопасности, а также допустимые нормы по организации труда (шум, загрязнение воздуха и т.д.). При большом количестве холодильного оборудования рекомендуется предусматривать централизованную систему охлаждения с установкой агрегатов в специальном помещении вне торгового зала. Должны быть обеспечены водо-, теплоснабжение, канализация, отопление и вентиляция. Для решения этих проблем также определяются специальные помещения и площади.

Площадь связи (проходы, коридоры) должна обеспечить пожарную безопасность, возможность  эвакуации, рациональную организацию технологического процесса, комфортность при отборке и покупке товаров. На их долю, как правило, приходится 15-20 % общей площади магазина.

 

  1. Тест:

Магазины с  комбинированным ассортиментом  товаров относятся к предприятиям….. значения:

А) городского

Б) местного

В) смешанного

Магазины местного значения должны располагаться в  пределах пешеходной доступности и  торговать универсальным ассортиментом  продовольственных и непродовольственных  товаров.

Типовой состав магазинов общесистемного значения более разнообразен, поэтому в их числе должны быть специализированные и универсальные магазины, магазины с комбинированным ассортиментом товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

1.Абрютина А.В. Экономический  анализ торговой деятельности. М, "Финансы и статистика ", 1998 - 416.

2.Алексеев Н.С. Теоретические  основы товароведения непродовольственных  товароа. М, Прогресс, 1990 - 392.

3.Торговое дело: экономика и организация: Учебник/Под общ. ред. проф. Л.А. Брагина и проф. Т.П. Данько. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 256 с.

4.Л.В. Горшкова Планирование торговли (учебное пособие). Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2011.89с.

5.Т.Н. Занданова Проектирование торговых предприятий. Учебно-методическое пособие для студентов специальности 080401 "Товароведение и экспертиза товаров". Улан-Удэ: ВСГТУ, 2009г. 95с.

6.Володин Н.А. Оборудование торговых залов магазинов. СПб., "Нева", 2012. - 93с.

7.Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий. М.: "Маркетинг", 2009. - 332 с.

8.Дежнев В.Е. Устройство и планировка торговых помещений. В.: ВГУ, 2008. - 117с.

9.Розанов С.В. Оборудование торговых предприятий: устройство и планировка.М., "Финист", 2008. - 165с.




Информация о работе Предприятия оптовой торговли: функции, виды, типы