Прибыль и рентабельность,пути их увеличения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 19:54, контрольная работа

Краткое описание

Постепенный переход России от централизованно-плановой системы хозяйствования к рыночной, по-новому ставит вопрос о методах ведения экономики предприятия. Традиционные структуры и уклады меняются. В этих условиях руководство предприятий, изучая и формируя то, что называется цивилизованными формами рыночных отношений, становятся своеобразными «архитекторами» развития новых методов ведения экономики предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

курс.docx

— 65.81 Кб (Скачать файл)

-   данные  по отгрузке продукции нарастающим  итогом;

-   отказы  в отгрузке продукции;

-   остатки  готовой продукции, не имеющей  сбыта;

-   данные  о поступлении денежных средств  на расчетный счет и в кассу  за отгруженную или выданную  со склада готовую продукцию  предприятия нарастающим итогом;

-  данные по отгруженной продукции, но не оплаченной в срок;

-  данные об увеличении дебиторской задолженности;

-  сумма дебиторской  задолженности к взысканию. 

Источником формирования прибыли может служить и внереализационная  деятельность предприятия:

-  прибыль  от безвозмездной передачи либо  получения активов;

-  поступления и перечисления в возмещение причиненных организации убытков;

- доход прошлых лет, выявленный в отчетном году;

-  суммы кредиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности; 

-   сумма  дооценки активов (за исключением  внеоборотных активов);

-  иные доходы, непосредственно не связанные с реализацией продукции, работ, услуг.

  В условиях развития рыночных отношений роль доходов значительно возросла. Именно система доходов формирует реальную основу для действия финансовых отношений в условиях рынка. Доходы создают экономическую основу для финансирования всех видов расходов. Воздействие финансовых отношений на процессы воспроизводства осуществляется посредством механизма формирования и использования доходов и только затем прибыли. Исходным принципом распределительного процесса должны стать реальные экономические и организационные условия хозяйствования конкретных предприятий. Это предполагает определенную (на отраслевом уровне) дифференциацию уровней развития субъектов предпринимательства с позиции величины получаемых доходов с учетом правовых, экономических, специальных, организационных, региональных и других факторов. Такой подход позволяет подойти к данной проблеме с учетом обеспечения равных условий финансово-хозяйственной деятельности и самостоятельного использования полученного финансового результата в целях развития. Всесторонний учет данного принципа особенно важен для предприятий тех отраслей экономики, которые призваны выполнять специфические функции, и, как следствие, механизм деятельности которых обладает целым рядом специфических черт.

Факторы, влияющие на пропорции распределения прибыли, делятся на внешние и внутренние .

Внешние факторы:

- правовые ограничения (ставки налогов на прибыль, процентные отчисления в резервные фонды и др.);

-  система  налоговых льгот при реинвестировании  прибыли;

-  рыночная  норма прибыли на инвестируемый  капитал, рост которой сопровождается  тенденцией повышения доли капитализированной  части прибыли, и наоборот, ее снижение обусловливает увеличение доли потребляемой прибыли;

-   стоимость  внешних источников формирования  инвестиционных ресурсов (при высоком  ее уровне выгоднее использовать  прибыль, и наоборот).

Внутренние факторы:

-  уровень рентабельности предприятия, при низком значении которого и соответственно небольшой сумме распределяемой прибыли большая ее часть идет на создание обязательных фондов и резервов, на выплату дивидендов по привилегированным акциям, на социальные программы и др.; наличие в портфеле предприятия высокодоходных инвестиционных проектов;

-  необходимость  ускоренного завершения начатых  инвестиционных проектов;

-  уровень коэффициента финансового левериджа (соотношение заемного и собственного капитала), который является одним из индикаторов финансового риска и одним из факторов, определяющих доходность собственного капитала; наличие альтернативных внутренних источников формирования инвестиционных ресурсов (амортизационного фонда, выручки от реализации основных средств и финансовых активов и др.);

- текущая платежеспособность предприятия, при низком уровне которой предприятие должно сокращать потребляемую часть прибыли.

  Представляя собой конечный финансовый результат, прибыль является основным показателем в системе управления доходами предприятия. Вместе с тем прибыль представляет собой весьма сложную экономическую категорию, и потому возможны различные ее определения, интерпретации, представления. В литературе описаны несколько подходов к определению прибыли .Два из них — с условными названиями: экономический и бухгалтерский — можно рассматривать как базовые.

  Прибыль является одним из ключевых индикаторов успешности финансово-хозяйственной деятельности. Поскольку факторов ее формирования, а таковыми являются отдельные виды доходов и расходов, много, возможно обособление различных показателей прибыли. Именно поэтому, характеризуя работу компании в терминах экономической эффективности, нужно уточнять, о какой прибыли идет речь. Обособление тех или иных видов прибыли осуществляется, прежде всего, исходя из интересов лиц, имеющих отношение к предприятию. Один из возможных подходов заключается в следующем.

  Управление прибылью подразумевает такие воздействия на факторы финансово-хозяйственной деятельности, которые способствовали бы, во-первых, повышению доходов и, во-вторых, снижению расходов.

  В рамках решения первой задачи — повышение прибыли — должны проводиться оценка, анализ и планирование: выполнения плановых заданий и динамики продаж в различных разрезах; ритмичности производства и продаж; достаточности и эффективности диверсификации производственной деятельности; эффективности ценовой политики; влияния различных факторов (фондовооруженность, загруженность производственных мощностей, сменность, ценовая политика, кадровый состав и др.) на изменение величины продаж; сезонности производства и продаж, критического объема производства (продаж) по видам продукции и подразделениям и т. п. Поиск и мобилизация факторов повышения прибыли находится в известном смысле в компетенции высшего руководства компании, а также ее маркетинговой службы. Вторая задача — снижение расходов — подразумевает оценку, анализ, планирование и контроль за исполнением плановых заданий по расходам (затратам), а также поиск резервов обоснованного снижения себестоимости продукции.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 Рентабельность, показатели  эффективности деятельности  предприятия. Расчет показателей рентабельности и прибыли 

    Рентабельность  – один из основных стоимостных  качественных показателей эффективности  производства на предприятии, объединении, отрасли в целом, характеризующий  уровень отдачи затрат и степень  использования средств в процессе производства и реализации продукции.

      

    

      

      
 

    (схема  1)

     Функционирование любой экономической  системы можно оценивать по двум основным направлениям:

    • насколько быстро достигает система поставленной цели;
    • эффективность, с которой система преобразует затраты в доходы.

    Несмотря  на тесную взаимосвязь данных направлений, на практике наибольший интерес представляет второе из них. Руководство предприятия  обычно заинтересовано в получение  интегрированной оценки результатов  превращения затрат в доходы, выраженной в виде комплексных показателей, удобных для сравнения и сопоставления, характеризующих эффективность  хозяйственной деятельности с точки  зрения её соответствия стратегическим целям бизнеса.

    Среди наиболее важных и часто используемых можно выделить следующие показатели рентабельности:

Рентабельность  продукции 

  В общем данный показатель исчисляется как отношение прибыли от реализации продукции к полной ее себестоимости.

Применение  этого показателя рентабельности наиболее рационально при внутрихозяйственных  аналитических расчетах, при контроле за прибыльностью (убыточностью) отдельных  видов изделий, внедрении в производство новых видов продукции снятии с производства неэффективных изделий.

    

(1)

    Данный  показатель характеризует реальный размер прибыли, которую приносит предприятию  каждый рубль произведенных затрат по ее выпуску и реализации. 

Рентабельность  продаж 

    Одним из наиболее объективных показателей, характеризующих единство тактических  и стратегических целей развития предприятия, является рентабельность продаж, рассчитываемая как отношение прибыли от реализации к чистой выручке:

     (2)

    Данный  показатель характеризует важнейший  аспект деятельности - реализацию продуктов  и услуг, а также оценивает  долю себестоимости в продажах. Он связывает операционную деятельность со стратегическими целями предприятия.

    На величину рентабельности продаж оказывают влияние  различные факторы. Основными факторами  её снижения являются:

  • рост затрат на производство и реализацию продукции;
  • падение объемов реализации.

В первом случае тщательному  анализу необходимо подвергнуть  структуру затрат в себестоимости, чтобы выявить причину ее роста. В себестоимости продукции нужно  выделить наиболее весомые и растущие статьи, после чего — проанализировать возможность и необходимость  их сокращения без ущерба для производства.

    Во втором случае следует сосредоточить внимание на маркетинговых факторах, а также  качественных характеристиках продукции. В целом, показатель рентабельности продаж затрагивает практически  все аспекты деятельности предприятия  — производство, маркетинг и сбыт. 

Рентабельность  активов 

     (3)

    В узком  смысле этот показатель выражает отдачу (доход), которая приходится на рубль  задействованных активов. Однако, будучи важнейшим показателем хозяйственной деятельности, он позволяет увязать ее различные стороны.

Эффективность использования  активов также характеризуется  их оборачиваемостью:

   (4)

    Тогда рентабельность активов может быть представлена как:

     (5) 

Полученное соотношение  дает возможность провести дальнейший анализ факторов, оказывающих непосредственное влияние на рентабельность активов.

Причинами ухудшения  рентабельности активов могут быть как снижение рентабельности продаж, так и замедление их оборачиваемости. 

Рентабельность  капитала 

Показатель рентабельности собственного капитала является наиболее важной характеристикой деятельности предприятия с точки зрения его акционеров (собственников). Формула для его исчисления имеет следующий вид:

       (6)

    Характеризует эффективность использования собственного капитала. Экономический смысл данного  показателя заключается в том, сколько  прибыли приходится на единицу собственного капитала предприятия.

    Ещё одним  важным показателем является рентабельность инвестируемого капитала. Она показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность данного предприятия на длительный срок.

     (7) 

Рентабельность  производственной деятельности 

   Показатель рассчитывается путем отношения прибыли от реализации или чистой прибыли к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции:

      (8)

    Данный  показатель рентабельности может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным  его сегментам и видам продукции. Он показывает, сколько предприятие  имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.

    Показатель  рентабельности производственной деятельности в значительной степени дублирует  коэффициент рентабельности продаж, т.е. снижение значения показателя также  свидетельствует о росте затрат на производство реализуемой продукции или о снижении цен на нее, с той лишь разницей, что рентабельность производственной деятельности более наглядно показывает влияние роста или снижения затрат на производство.

  Наряду  с показателями товарооборота,  капитала, основных и оборотных  средств для расчёта уровня  рентабельности (коэффициентов) применяются  и другие показатели: издержки  обращения, торговая площадь,  численность персонала, каждый  из которых подчёркивает определённый  аспект результатов деятельности  торгового предприятия.

Информация о работе Прибыль и рентабельность,пути их увеличения