Приватизация: сущность, цели и основные принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 19:33, реферат

Краткое описание

Приватизация – коренной вопрос перехода к рынку. Она означает движение к тому, чтобы ведущие позиции занял частный сектор: индивидуальное предпринимательство, акционерные общества, совместные предприятия. От того, как она будет проведена, зависит и социальный мир, и то, как заработают рыночные стимулы. Приватизация позволит восстановить равноправие и неприкосновенность всех форм собственности – государственной, коллективной и частной. Только возвратив человеку собственность, можно рассчитывать на появление заинтересованного и ответственного производителя конкурентоспособной продукции.

Содержание

Введение 3
1. Сущность, цели и основные принципы 5
2. Особенности проведения приватизации за рубежом 14
3. Приватизация в России17
Заключение 19
Список литературы23

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика 19.docx

— 50.07 Кб (Скачать файл)

Преодолеть  этот недостаток аукционных торгов можно  с помощью конкурсных торгов. Конкурсные торги – это продажа государственной  собственности частным лицам  в соответствии с требованиями и  условиями, выдвинутыми государством. Но проведение конкурсов увеличивает  текущие расходы (содержание специальных  комиссий), снижает доходы (более  низкая цена приватизации) и требует  более длительного времени.

Выкуп акций  государственного предприятия менеджерами  осуществляется не только за наличные средства управляющих, но и за счет банковских кредитов, средств пенсионных и страховых фондов. Поэтому «управленческие  выкупы» выступают своеобразным видом кредитования менеджеров под  залог имущества предприятия. При  этом доходы от функционирования таких предприятий с лихвой покрывают взятые в кредит ссуды.

Приватизация  в форме продажи акций работникам предприятия означает развитие рабочей  акционерной собственности. Продажа  акций рабочим является эффективным  средством повышения их заинтересованности в результатах своей работы, росте  производительности труда и прибыльности предприятий.

Одна  из наиболее распространенных форм приватизации – публичная продажа акций  населению, при которой государственное  предприятие превращается в акционерное  общество открытого типа. Продажа  акций населению осуществляется по фиксированной или конкурсной цене. При продаже акций по фиксированной  цене возможны завышение и занижение  стоимости имущества. При конкурсной цене достигается более точная оценка имущества государственных предприятий.

Публичная продажа акций ориентируется  на сбережения населения. Ее главное  преимущество состоит в открытости и доступности для всех желающих.

Приватизация  не всегда сопровождается продажей государственного имущества. Нередко государственная  собственность «разбавляется» частным  капиталом, образуя смешанные предприятия. Практиковалась также аренда, когда  физические или юридические лица приобретали часть государственного имущества в пользование на определенный период и за определенную плату.

Арендатор получает возможность самостоятельно организовать производственный процесс, нанимать персонал, осуществлять контроль за производством и нести финансовую ответственность за хозяйственную  деятельность предприятия. Как правило, аренда использовалась для малорентабельных предприятий с целью повышения  эффективности их работы. В этих же случаях могла использоваться такая форма, как заключение контракта  на управление предприятием.

Подписание  контракта представляет управляющим  полный контроль над функционированием  предприятия и все необходимые  полномочия для эффективного управления предприятием.

Соглашение  об аренде и контракты на управление зачастую являются временными мерами для улучшения экономических  показателей деятельности государственных  предприятий или переходной ступенью к полной приватизации.

При проведении приватизации нужна большая подготовительная работа по разукрупнению монополистических  объединений, созданию ряда компаний, эффективного механизма ценообразования, с помощью которого можно было бы более достоверно оценить стоимость  предприятия.

Чтобы государственная  собственность не досталась криминальным кругам, с точки зрения экономической  теории важно создать много конкурентов.

Приватизация  – не самоцель, а средство, способное вытащить экономику из тяжелейшего кризиса, в котором она оказалась, это средство для роста благосостояния регионов, трудовых коллективов и каждого из нас.

Цель  приватизации и разгосударствления как фундаментального элемента реформ в «переходной» экономике заключается  в обеспечении условий для  нормального функционирования будущей  рыночной системы. Именно в ходе процессов  трансформации отношений собственности  в масштабах страны возможно формирование новых мотиваций хозяйствующих  субъектов и предпосылок для  рационального изменения структуры  производства как базовых условий  повышения эффективности производства и роста национального дохода.

Позитивное  воздействие приватизационного  процесса, равно как и относительно успешное решение собственно приватизационных проблем, достижимо со всей очевидностью лишь в комплексе мер по финансовой стабилизации, либерализации цен, демонополизации  производства и активной антимонопольной и структурной политики, открытию экономики России для импорта товаров и капитала.

Перспективы реализации любой приватизационной программы в значительной степени  зависят также от развитости частного сектора экономики и состояния  финансовых рынков, степени доходности государственных предприятий, наличия  правовых гарантий для иностранных  инвесторов, политики профсоюзов, общего состояния экономики, наличия благоприятной  институционально-правовой среды в  целом. При этом не столько характер собственности, сколько рыночная среда, организация работы фирмы и интенсивность  управления определяют ее деятельность, а экономическая эффективность  гораздо больше зависит от конкуренции, чем просто от природы права собственности. Отсутствие (наличие) адекватной экономической  среды определяет в той или  иной мере эффективность приватизации и ее масштабы. Существует и обратный эффект.

Цели  приватизации:

1) обеспечение  перехода к свободным ценам  путем ускоренной приватизации  предприятий торговли и сферы  обслуживания;

2) освобождение  государства от бремени содержания  наиболее неэффективных предприятий  и объектов (убыточных предприятий  и объектов незавершенного строительства);

3) создание условий для широкомасштабного развертывания процесса приватизации, обеспечение повышения экономической эффективности деятельности предприятий;

4) увеличение бюджетных доходов.

К основным принципам разгосударствления и  приватизации относятся:

– согласование интересов Российской Федерации, республик  и местных представительных органов  власти: возмездный, как правило, характер передачи собственности;

– предоставление членам трудовых коллективов льгот: учет интересов трудового коллектива при выборе форм и определении  порядка разгосударствления и приватизации: экономическая заинтересованность трудовых коллективов и отдельных граждан; – дифференцированный подход к выбору форм, процедур в зависимости от объекта разгосударствления и приватизации: защита прав собственника.

В России применяется особая схема приватизации, которая обусловлена несколькими  обстоятельствами. Одно из них–идеология, определенная Законом о приватизации. Ее принципы можно свести к таким  составляющим: приватизация ведется  комитетами и фондами имущества, чего нет ни в одном государстве (всюду действует единый орган); приватизация носит заявительный характер: планы  приватизации согласовываются с  трудовыми коллективами и местными представительными органами власти, что отражает специфику экономики  и политической жизни России. Используется механизм как платной (за деньги), так  и бесплатной приватизации (за приватизационные чеки). Особое внимание уделяется конкурсно-аукционным способам приватизации. К основным формам разгосударствления и приватизации относятся:

– преобразование государственного предприятия в  акционерное общество, другое хозяйственное  общество или товарищество;

– выкуп  имущества государственного предприятия, сданного в аренду: выкуп имущества  государственного предприятия членами  трудового коллектива;

– продажа  государственных предприятий по конкурсу или на аукционе юридическим  лицам и гражданам.

Путем разгосударствления экономики и перехода к многоукладности, основанной на многообразии форм собственности, создаются предпосылки для эффективного использования природных и производственных ресурсов за счет следующих факторов:

– повышения  инициативы и предприимчивости трудовых коллективов и отдельных граждан, становящихся хозяевами и фактическими владельцами средств производства, в их бережливом и рациональном использовании;

– развития равновыгодных, межхозяйственных, межрайонных, межреспубликанских экономических  связей путем взаимной продажи товаров  на эквивалентной основе, согласно заключенным договорам, что способствует расширению масштабов общесоюзного рынка;

– усиления роли конкуренции экономически самостоятельных  предприятий, республик и регионов в достижении наилучших конечных результатов деятельности.

 

 

2. Особенности проведения приватизации за рубежом

разгосударствление приватизация собственность

Приватизация  не только стала ключевым звеном рыночных реформ, проводимых в Восточной Европе, но также характерна и для стран  с развитой рыночной экономикой. Например, в странах «большой семерки» во второй половине XX в. приватизация проводилась в Великобритании (1953 и 1981 гг.), в Германии (1959 г.), в Японии (1985 г.), во Франции (1986 г.), а также в США, Италии и Канаде.

Проведение  приватизации в странах с развитой экономикой является особенностью современного этапа эволюции отношений собственности, одним из проявлений трансформации  собственности.

Итогом  длительного эволюционного процесса развития отношений собственности  в западных странах стало то, что  сложилась смешанная экономика, состоящая из нескольких укладов (форм хозяйства). Во-первых, устойчивое место  в экономике занимает государственный  сектор, т.е. сегодня не может быть и речи о «чистом капитализме». Во-вторых, хотя в структуре негосударственного сектора экономики значительную часть занимают единоличные владения (в США – до 70% от общего числа  негосударственных предприятий), реальное доминирующее положение занимают формы  общей долевой собственности (товарищества и корпорации).

В 1980-90-е  гг. в развитых странах продолжились процессы трансформации собственности, т.е. смена собственности и ее переход под контроль определенных институтов, приватизация и привлечение  к владению наемных рабочих и  т.д. Несмотря на некоторые общие  черты, трансформация собственности  в каждой отдельной стране имеет  свою специфику.

В США, где  невелика доля государственного сектора, основные изменения в отношениях собственности связаны со слияниями, поглощениями и дроблениями корпораций. По этой причине масштабы приватизации в США (в сравнении с другими  странами) невелики, а наибольший интерес  представляют различные факты привлечения  работников к участию в управлении и собственности (иногда называют термином «рабочая собственность»).

«Рабочая  собственность» – отражение нового подхода к отношениям между наемными работниками и владельцами корпорация: размер пакета акций, принадлежащих  персоналу корпораций, постоянно  увеличивается. Одновременно увеличивается  доля институциональных инвесторов (пенсионных и паевых инвестиционных фондов, страховых компаний и т.д.) в структуре собственности акционерных  предприятий.

Поучительный  опыт приватизации дают страны Центральной  и Восточной Европы, где она  имела большую специфику: во-первых, она характеризовалась значительными  масштабами и скоростью проведения; во-вторых, причины, вызвавшие смену  собственников, в большой степени  были политическими.

Если  рассматривать конкретные различия в способах проведения приватизации в разных странах, то можно отметить следующее. В ряде стран (ГДР, Венгрия) использовался вариант продажи  предприятий по их фактической рыночной стоимости, причем сложилась практика предварительной подготовки к продаже  подлежащих приватизации объектов (придания им «товарного вида») – решались задачи повышения конкурентоспособности, трудоустройства высвобождающихся работников и т.д.

Наконец, известен из практики опыт приватизации на основе преобразования государственных  предприятий в закрытые акционерные  общества (Югославия). При таком способе  происходило размещение акций только среди работников предприятий со скидкой 30% от номинала плюс 1% за каждый год трудового стажа, причем допускалась  рассрочка до 10 лет. Преимуществом  такого пути является поступление средств  от продажи акций непосредственно  на нужды самого предприятия, а недостатком  – фактическое отстранение от приватизации других людей, не связанных  с данным предприятием.

Еще для сравнительного анализа, российского приватизационного процесса, полезно ознакомиться с практикой тех стран, где приватизационный процесс проходил более успешно. Чтобы стала ясна полная неготовность России к приватизации, рассмотрим условия, которые можно считать благоприятными для ее проведения.

 

 

3. Приватизация в России

 

Первые  законодательные акты по приватизации в России были приняты Верховным  Советом РСФСР летом 1991 г., однако их практическая реализация началась лишь в 1992 г. 29 декабря 1991 г. Президент РФ подписал указ "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий", в соответствии с которым были утверждены разработанные на основе проекта Государственной программы приватизации на 1992 г. "Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ" на этот период. Их реализация началась с 1 января 1992 г. "Основные положения..." стали фактически первым документом, на практике регулирующим приватизационный процесс и давшим старт программной (т.е. не спонтанной) приватизации в России.

Информация о работе Приватизация: сущность, цели и основные принципы