Приватизация в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 23:10, курсовая работа

Краткое описание

Следует иметь в виду, что до сих пор по-разному трактуется даже само понятие «приватизация», его соотношение с категориями «частная собственность», «разгосударствление». Особенно остры дискуссии о месте приватизации в экономической реформе; об очередности или одновременности приватизации, либерализации цен и структурной перестройки; о целях приватизации; наконец, о сочетании экономической эффективности и социальной справедливости, платности и бесплатности в используемых моделях приватизации. Самостоятельными проблемами остаются критерии выбора способа приватизации, определение ее темпов, приоритетов.
Актуальность данной работы заключается в том, что на сегодняшний день вопрос о приватизации в России имеет ярко выраженный характер. В данной работе будут раскрыты этапы, цели и способы приватизации в России в целом, а так же особенности приватизации на современном этапе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические основы приватизации………………………………….5
1.1 Сущность приватизационных процессов……………………………………5
1.2. Модели приватизации………………………………………………………..6
1.3 Формы и способы приватизации…………………………………………….7
Глава 2. Приватизация в России……………………………………………..…10
2.1 Особенности приватизации в России………………………………………10
2.2 Этапы приватизации в России………………………………………………11
2.3 "Плюсы" и "минусы" приватизации………………………………………..15
2.4 Масштабы приватизации в России…………………………………………18
2.5 Последствия приватизации в России……………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 64.30 Кб (Скачать файл)

1) Доваучерная приватизация охватывает 1989-1991 гг. Она проводилась в формах выкупа арендованного имущества, создания национальных холдингов и спонтанной приватизации. Аренда государственных предприятий давала их работником возможность приватизации путем выкупа по низким ценам. В начале 1992г. 9,5 тыс. государственных предприятий были сданы в аренду, а численность их персонала составляла 8% всех занятых в народном хозяйстве. Создания национальных холдингов происходило через образование различных ассоциаций, концернов и т.д. Последние должны были взять на себя управления десятками и сотнями предприятий, что рассматривалось как путь повышения эффективности хозяйственной деятельности. Концу 1991г. Существовало 3076 ассоциаций, 227 концернов и 123 консорциума.

2) Ваучерный (чековый) этап происходил с 1992г. До 30 июня 1994 г. Основными содержанием его было преобразование государственных предприятий в акционерные общества открытого типа и первоначальное распределения акций между трудовым коллективом и государством. Одновременно происходило продажа малых предприятий по конкурсу и на аукционе. В рассматриваемый период было приватизировано около 1000 тыс. предприятий во всех отраслях народного хозяйства, из них 20 тыс. – крупных, что составляло 17% промышленного потенциала России. Трудовые коллективы на ваучерном этапе получили огромные льготы, что привело к установлению их контроля над 75%приватизированных предприятий. [8]

3) Денежный этап приватизации продолжается с 1 июля 1994г. Его отличительная черта – продажа как самих предприятий (с аукциона и по конкурсу), так и акций акционированных в ходе приватизации предприятий за деньги. Специфическим методом приватизации в 1995-1996гг. стали залоговые аукционы, когда государственных пакеты акций отдельных предприятий передавались в доверительной управление на определенный период банками, предложившем наиболее крупным кредиты с целью финансирования дефицита госбюджета. В случае непогашения государством кредитов банк получал право продать или сохранить в своей собственности залоговые пакеты акций. С 1997г. Приватизация проводится не по массовым стандартным схемам, а по индивидуальным проектам , причем упор делается на переход в частную собственность не целых предприятий, а имущественных долей государства в них.

Следует заметить также, что в регионах существовало две сдерживающие приватизационный процесс тенденции: с одной стороны, невыполнение принятых в последние годы решений о приватизации, с другой стороны стремление региональных властей установить контроль над максимально возможным числом предприятий региона, в том числе находящихся в федеральной собственности. Объективным негативным фактором стало развертывание кризиса на финансовых рынках в 1997-1998 гг., что также снижало эффективность приватизационных сделок, наиболее важных для бюджета. С учетом падения привлекательности для инвесторов нефтяных компаний в условиях неблагоприятной мировой конъюнктуры возможности бюджетной ориентации приватизационной политики были (по крайней мере, до середины 1999 г.) особенно ограниченными. Принятие нового закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ [16], не стало весомым стимулом для ускорения приватизации в 1998-1999 гг. Одним из сдерживающих факторов являлось непринятие Государственной Думой проекта закона "Об утверждении государственной программы приватизации государственного имущества в РФ". Существенно также, что в 1999 г. впервые доходы от приватизации не включены в доходную часть федерального бюджета, а отнесены к источникам финансирования бюджетного дефицита. Это позволило избегать жесткой бюджетной ориентации при принятии решений о сделках, в большей степени учитывая реальную конъюнктуру [2].

Правительством Российской Федерации был принят программный документ нового периода приватизации – Концепция управления государственным имуществом и приватизации в России [5]. В этом документе дана общая оценка итогам предыдущих этапов приватизации с точки зрения их соответствия первоначально продекларированным целям и задачам.

В соответствии со статьей 6 Закона о  приватизации 2001 года ведущую роль в процессе приватизации теперь осуществляет Правительство Российской Федерации, которое для реализации единой государственной  политики в сфере приватизации обязано  представлять Президенту Российской Федерации  для утверждения предложения  по формированию перечня стратегических предприятий и акционерных обществ  и внесению в указанный перечень изменений, касающихся состава федеральных  государственных унитарных предприятий  и акционерных обществ из числа стратегических предприятий, в том числе для последующей приватизации предприятий и акций указанных акционерных обществ [4].

31 мая 2002 г. Было принято Постановление Правительства РФ 369 "Об утверждении правил определения нормативной цены подлежащего приватизации государственного и муниципального имущества" [21], [6].

4) Современный этап (с 2003 года)

Приватизация в 2003 году в наибольшей степени затронула федеральные государственные унитарные предприятия и акционерные общества, осуществляющие деятельность в агропромышленном, топливно-энергетическом и оборонно-промышленном комплексах.

В 2004 году была продолжена приватизация пакетов акций акционерных обществ машиностроения; энергостроительного комплекса; химической, нефтехимической и атомной промышленности; морского, автомобильного и воздушного транспорта; связи; хлебопродуктообеспечения; непроизводственной сферы, а также приватизация федеральных государственных унитарных предприятий машиностроения, воздушного транспорта, геологии, птицеводства и животноводства (за исключением осуществляющих селекционно-племенные работы).

В 2005-2006 годах были приватизированы федеральные государственные унитарные предприятия, в отношении которых в установленном порядке были сняты существующие ограничения на приватизацию. В ходе приватизации в 2006 году были представлены к продаже пакеты акций акционерных обществ, созданных в 2004 - 2005 годах при акционировании федеральных государственных унитарных предприятий, за исключением тех акционерных обществ, которые были включены в перечень стратегических акционерных обществ.

В 2007 - 2009 годах была продолжена работа по созданию интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе, авиационной, судостроительной, атомной и космической промышленности.

В 2008 - 2009 годах к приватизации были предложены все федеральные государственные  унитарные предприятия, не обеспечивающие выполнение государственных функций  Российской Федерации, а также акции  открытых акционерных обществ, созданных  при акционировании указанных федеральных  государственных унитарных предприятий.

В ноябре 2010 года правительство  дает старт новой трехлетней приватизации, которая должна быть увязана с трехлетним бюджетом. Об этом сообщил директор департамента имущественных отношений минэкономразвития Алексей Уваров [18].

Таким образом, с формально-правовой точки зрения к настоящему моменту в Российской Федерации сложилась достаточно разработанная нормативная база, регулирующая сферу приватизации. Корпус современного законодательства существенно отличается в лучшую сторону от массива актов, действовавших на протяжении 90-х годов. Однако глубокая проработка процедурных вопросов приватизации сама по себе не дает гарантий обеспечения "прозрачности" в организации и проведении приватизационных сделок и равенств сохранения системной коррупции [7].

2.3 "Плюсы" и "минусы" приватизации

 

Анализ организации приватизационного  процесса в российской экономике  показывает ряд присущих ей черт, носящих  как позитивный, так и негативный характер. Основными негативными  чертами являются следующие:

  1. Единообразие способов приватизации для предприятий различных отраслей, объединяемых по величине стоимости основных фондов и численности трудовых коллективов. Отраслевые особенности приватизации были сведены к порядку согласования планов приватизации предприятий с министерствами (ведомствами) и ограничению акционирования первым вариантом с выпуском "золотой акции".
  2. Игнорирование региональных особенностей приватизации. Различия в темпах и способах приватизации в регионах были обусловлены скорее действиями местных властей, выходящих за рамки своей компетентности.

Позитивные черты:

  1. Преимущественно бесплатный (или за символическую плату) способ передачи собственности. Его организационная форма – введение системы приватизационных чеков на предъявителя.
  2. Переход государственного имущества в частную собственность, что позволяет приобретателю пользоваться имуществом по своему усмотрению.
  3. Административное установление высоких "заданий" по срокам и объемам приватизации.

Внеэкономическое принуждение  в процессе приватизации породило появление  проблем, не решенных в рамках ее начального этапа. Среди них – порядок  использования и финансирования объектов социально-культурного значения, условия закрепления и продажи  пользователям земельных участков и недвижимости [5].

Многие элементы приватизационного  механизма начального этапа сохраняются  и в модели послечековой приватизации. Это – перечень и критерии применения способов приватизации, списки приоритетных сфер приватизации, функции государственных органов. Основное же отличие заключается в переходе к денежной приватизации и инвестиционным конкурсам.

Процесс приватизации предприятий  обеспечивает следующие институты: комитеты по управлению имуществом и  фонды имущества различных уровней; инвестиционные фонды и инвестиционные компании; консалтинговые фирмы; фондовые биржи и брокерские фирмы; компании-организаторы аукционов, инвестиционных торгов, тендеров.

Выработка общей стратегии  приватизационных мероприятий стала  исходным пунктом для конкретных решений о способах, темпе, очередности  приватизации и методах оценки имущества.

Процесс приватизации нуждается  в поддержке на двух уровнях: всего  общества и трудового коллектива конкретного предприятия. Недостаточная  пропаганда идей приватизации привела  к тому, что у значительной части  как специалистов, так и населения в целом сформировался негативный образ приватизационного процесса. Хотя в действующей модели приватизации превалировали способы, формально ориентированные на уравнительную справедливость ("чековая приватизация").

Передача собственности  на государственное имущество сложившимся  коллективам предприятий несовместима с рыночным механизмом отбора покупателей, как мелких, так и стратегических. Поэтому в схеме приватизации, реализуемой через аренду с выкупом  государственного имущества, закрепляется нерыночный результат – долговременная консервация прямого соединения собственников с имуществом. В  основе выбора именно этого способа  лежит критерий не эффективности (или  массовости), а приоритета трудового  коллектива.

Основным способом приватизации (в начале этого процесса) являлась продажа имущества предприятий  по конкурсу или на аукционе.

Преобразование предприятий  в открытые акционерные общества стало набирать темпы со второй половины 1992 г. и стало в России наиболее распространенной формой перехода к  приватизации предприятий. В соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных  предприятий в Российской Федерации  все предприятия, имеющие по состоянию  на 1 января 1994 г. балансовую стоимость  основных фондов свыше 20 млн. рублей, могут  быть (по желанию трудового коллектива) приватизированы путем преобразования в открытые акционерные общества.

Приватизация муниципального имущества по количественным показателям  наиболее активно проходила в 1993 г. Способом приватизации объектов муниципальной  собственности преимущественно является продажа на открытых аукционных торгах и выкуп арендованного имущества. Для приватизации муниципальных предприятий характерен и большой удельный вес средств, поступающих от продажи на аукционе, по конкурсу по сравнению со средствами, поступающими от продажи акций.

Одной из форм становится так  называемая "парциальная" приватизация, предлагаемая многими комитетами имущества на местах. Государственное (муниципальное) предприятие в таком случае ликвидируется, а имущество вносится в качестве вклада во вновь создаваемое акционерное общество, обычно закрытого типа. Другими участниками данного общества становятся члены трудового коллектива и сторонний инвестор (вкладчик). К развитию подобных способов приватизации подталкивает и сложная ситуация, складывающаяся с приватизацией недвижимости в городах.

Новым способом приватизации, оговоренным впервые в Государственной  программе приватизации становится банкротство государственных и муниципальных предприятий. На этапе денежной приватизации передача обанкротившегося предприятия кредиторам превращается в одну из форм приватизации с привлечением инвестора. Однако банкротство как способ приватизации не получит в России широкого распространения. Оно будет применено для 700-800 средних предприятий, включая их переход в руки кредиторов. Управления по делам о несостоятельности (банкротстве) будут заниматься предотвращением банкротств тех государственных предприятий и акционерных обществ, где высока государственная доля в уставном капитале [13].

 

2.4 Масштабы приватизации в России

 

Массовая приватизация в  России в 90-у годы является одним  из крупнейших в мировой экономической  истории фактов перераспределения  собственности.

Всего за 1992-1997 гг. было приватизировано  около 127 тыс. хозяйственных объектов. Количество государственных предприятий  сократилось более чем в два  раза. Малая приватизация привела  к переходу в частную собственность  за указанный период 88,6% розничной  торговли и общественного питания.

В результате доля частного и полугосударственного (приватизированного) секторов в производстве ВВП в 1997г. Составила около 70%, в численности  занятых – 60,в объеме инвестиций -74%.

В процессе приватизации жилья  исходная идея заключалась в том, что жильцы, проживающие в арендуемых у государства квартирах, должны иметь возможность приобрести свою квартиру по крайне низкой цене или  совсем бесплатно. Так как они  и ранее были их фактическими владельцами.

Информация о работе Приватизация в России